Таблица 7
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | |
До | 10 | 6 | 3 | 4 | 3 |
После | 6 | 8 | 7 | 2 | 3 |
Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы определили те проблемы, на которые нужно обратить внимание при подборе упражнений и построении работы по предупреждению и устранению межличностных конфликтов в классе. Наблюдая за учащимися в процессе проведения занятий, было отрадно видеть, как дети раскрываются на глазах, как учатся понимать, слушать и слышать не только себя, но и тех, кто вокруг них. Как искренне рассказывают о своих переживаниях, как ответственно относятся к выполнению командных заданий. Подростки сами проговорили проблемы, которые мешают им общаться, принимать окружающих такими, какие они есть, видеть недостатки, но не стараться их высмеять, а помочь преодолеть трудности, стеснения, комплексы.
Повторная диагностика подтвердила, что своевременная, тщательно спланированная работа по предупреждению и устранению конфликтов имеет большое значение.
Заключение
В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:
· провели теоретический анализ причин возникновения конфликтов в школьном коллективе;
· перечислили распространённые способы профилактики конфликтов;
· провели диагностическое исследование межличностных отношений в классном коллективе;
· подобрали тренинговые упражнений, способствующие, самопознанию школьников, развивающих навыки социального поведения, формирующие умения не только конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и предвидеть и прогнозировать те или иные последствия действий окружающих.
В ходе нашего эксперимента мы показали, что психопрофилактика конфликтов помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе способствует выработке таких качеств личности учащихся как ответственность за себя и товарища, стремление придти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать, в классе в процессе проведения мероприятий по профилактике конфликтов постепенно складывается дух сотрудничества и взаимоответственности.
Можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что конфликты, хотя и возникают постоянно, на данную группу детей оказывать негативное влияние будут в меньшей степени. Это подтвердилось результатами повторной диагностики. Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.
Усвоив методы групповой работы, подростки смогут успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много - именно у подростков.
Результаты проведенной нами работы по диагностике и профилактике возникновения межличностных конфликтов в классном коллективе были представлены нами на методическом объединении классных руководителей СОШ №9 города Волжска. Даны рекомендации по проведению классных часов и бесед с учащимися. Памятка для учителей представлена в Приложении 4.
Правило, которое мы еще раз подтвердили данной работой – конфликт легче предупредить, чем завершить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. – 110 с.
2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. - М.: Наука, 1956. – 346с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.,1999, с. 249-262.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 1999. – 448с.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.- 534с.
6. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. – М., 1997. – 378с.
7. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003.- 208 с.
8. Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 1997. – 124с.
9. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. – 86с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2001. – 352с.
11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. - СПб., 2001.- 304с.
12. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.,1991. – 212с.
13. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 1991.- 94с.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 436с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.
16. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. - М., 2003 – 32с.
17. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. - Воронеж. 2003.-224с.
18. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. - М., 2003.- 192с.
19. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2000. – 236с.
20. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2000.- 124с.
21. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 1979. – 386с.
22. ЕлизаровА.Н. Психологическое консультирование семьи: Учеб. пособие. - М., 2005.400с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999.- 244с.
24. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов». - М.,1990.- 268с.
25. Золотова И.А. Программа развития аддиктивных подростков. - Зеленодольск, 2007.- 112с.
26. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии.- М., 1995.- 264с.
27. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. - М., 1991.- 242с.
28. Журнал «Справочник кадровика» №10 2000г. Социолог, Л.В. Бершова “Конфликты в организации и методы их профилактики”.
29. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. - М., 1999. – 142с.
30. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. - М.,1992.- 128с.
31. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М., 1996.- 448с.
32. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М., Дело, 1993.- 254с.
33. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 1997. – 320с.
34. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М., Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования6 Учеб. пособие. - М., 2001.- 448с.
36. Педагогический конфликт: теория и технология /Общ. редакция А.С. Гусевой. - М., 1997.- 314с.
37. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 324с.
38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 262с.
39. Плюснин Ю. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико- методологический анализ. - М., 1990.- 154с.
40. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. - М., 1996.- 264с.
41. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. - М., 1990. – 368с.
42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.- 412с.
43. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.- 144с.
44. Съедин С.И. Основы управления. - М., 1996.- 112с.
45. Фэйр М. «Выиграть может каждый». - М,1992.- 98с.
46. «Хрестоматия по социальной психологии» /под ред. Т.В.Кутасова. – М., 1994.- 238с.
47. Якунин В.А. Педагогическая психология.- СПб., 1998. – 270с.
Приложение №1
Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.