Анализ читательских автобиографий (биографий)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Он служит изучению динамики читательских интересов, особенностей читательского восприятия.

Большую помощь может оказать этот метод при разработке типологии читателей а также при индивидуальном и групповом руководстве чтением.

Впервые в отечественном читателеведении его использовал в 80 – 90-х гг. Н.А. Рубакин, создавший на основе изучения читательских автобиографий, писем, отзывов о книгах портреты-автобиографии читателей из народа.

Читательская автобиография – это письменное сообщение читателя о роли книги и библиотеки в его жизни и деятельности. Работники массовых библиотек собирают автобиографии у тех читателей, которые давно пользуются библиотекой. Автобиографии читателей помогают обстоятельно изучить влияние книг на развитие их личности и проверить эффективность работы с читателями. Чтобы получить от читателя наиболее важные сведения, позволяющие составить научно обоснованную характеристику его чтения, ему иногда предлагается ориентировочная схема автобиографии.

Читательские автобиографии в зависимости от формы, содержания, назначения могут быть: свободными (спонтанными), составленными по вопросам (спровоцированными); написанными самими читателями или записанными библиотекарем со слов читателя. Степень сложности предлагаемых вопросов зависит от уровня образования и развития изучаемой группы. Анализ спровоцированных автобиографий обеспечивает единообразие собираемого материала, что облегчает сравнение и обобщение его.

Анализ читательских автобиографий подчинен задачам и целям исследования, производится по предварительно разработанной схеме и служит (наряду с анализом читательских отзывов и формуляров) материалов для биографии-характеристики того или иного типа читателей и для изучения динамики группового чтения.

В библиотечных исследованиях применяется также составление читательских биографий и характеристик по такой теме, которая позволяет выявить закономерности развития читательских интересов, особенности чтения у людей определенного читательского типа и влияние на них книг.

Разновидность этого метода – составление «биографий книг». он применяется по отношению к отдельным книгам, чтобы проследить их судьбу с момента выхода в свет, что важно для изучения многих общественных проявлений чтения.

Методика сбора сведений для составления читательских биографий и «биографий книг» может включать разнообразные общие и специальные методы изучения читателей.

При составлении читательской биографии или характеристики читателей анализируют также дневники читателя.

Дневники читателя – средство фиксации сведений о прочитанном. Читатель ведет его по рекомендации библиотекаря или по собственной инициативе. Анализ дневников читателей практикуется во многих школьных и детских библиотеках. Работники библиотеки, обслуживающих взрослых, также иногда рекомендуют читателям, главным образом молодым, вести дневник, но им редко удается получить его для ознакомления. Анализ дневника позволяет представить круг чтения, его систему и культуру, отношение к прочитанному, проследить постепенное развитие интересов и вкуса.

Обобщение результатов изучения читателей иногда завершается составлением характеристик: индивидуальных – на несколько типичных читателей, групповых – на ведущие читательские группы.

Примерная схема читательской характеристики:

1. Общие сведения о читателе или читательской группе (возрастные, профессиональные и другие особенности, общепознавательные и эстетические интересы и т.п.).

2. Цели чтения и преобладающие мотивы спроса.

3. Содержание и характер чтения за определенный период.

4. Потребность в литературе и глубокие читательские интересы, направление их развития.

5. Оценка, даваемая разным книгам: художественным, научно-популярным, производственным и др.

6. Уровень культуры чтения и развития вкуса.

7. Место библиотеки и библиографических пособий среди источников информации о книгах, среди факторов, влияющих на спрос и формирующих читательские интересы.

8. Влияние книг на читателя.

9. Соображения относительно руководства чтением.

Обычно читательские характеристики составляют по более упрощенной схеме. Развернутые, научно обоснованные характеристики требуют дополнительного изучения читателей.

Анализ отзывов читателей

Отзывы позволяют изучать общественное мнение об удовлетворении тех или иных потребностей, в том числе и потребностей в чтении, поэтому писатели, редакции, издательства и библиотеки собирают и изучают читательские отзывы.

Читательские отзывы различаются по содержанию (о прочитанных книгах или о работе библиотеки) и по форме (письменные и устные). Собирание читательских отзывов способствует выявлению читательских интересов и общественной оценки произведений печати, а также читательского мнения о работе библиотек.

Собирание отзывов о книгах опирается на исторически сложившиеся традиции в практике изучения читателей и проводится преимущественно в массовых библиотеках.

Устные отзывы записывают со слов читателей (по возможности, дословно), но чаще библиотекари просят читателей дать письменные отзывы о книгах, при этом иногда нужны методические указания, которые, однако не должны сковывать самостоятельности читателей в суждениях, в проявлении интересов.

Важно не количество отзывов. А их обоснованность, мотивированность высказанных мнений.

Научно обоснованной классификацией читательских отзывов еще нет. систематизировать отзывы можно по следующим признакам:

1) Положительные или отрицательные;

2) Оценивающие преимущественно содержание произведения или фору;

3) Самостоятельные и несамостоятельные.

Собирание отзывов о книге может преследовать разные цели:

a) Сопоставление отзывов одного читателя о разных книгах позволяет выяснить широту, устойчивость и развитие его читательских интересов. Отзывы о книгах показывают, насколько человек понимает прочитанное, каковы его культура чтения и вкус. Иногда они перерастают в обстоятельные рецензии, содержащие мотивированную критическую оценку прочитанного.

b) Анализ и обобщение отзывов ряда читателей дает возможность выявить интересы и другие особенности чтения, характерные для данной читательской группы.

c) Изучение отзывов многих людей об одной книги позволяет судить об общественной оценке произведения.

Отзывы о книгах можно использовать как в работе с теми читателями, которые их дали (для беседы по содержанию отзыва, для консультации о культуре чтения), так и для пропаганды лучших произведений, знакомя широкие круги читателей с отзывами о них. Для этого с согласия авторов отзывы собираются в альбомах, публикуются в бюллетене, в стенной газете библиотеки.

Для теоретических обобщений об интересах читательских групп необходимо собрать большое количество отзывов о книгах, что под силу преимущественно методическим центрам.

Большое общественно-литературное значение имеет публикация читательских отзывов в местной и центральной печати, передача их издательствам, редакциям журналов и газет, писательским организациям и авторам книг.

В библиотеках также собирают письменные отзывы читателей о библиографических обзорах и обсуждениях книг, о литературных вечерах, лекциях, выставках: пожелания о том, какие массовые мероприятия следует организовать. Учитываются также мнения читателей о работе библиотеки с читателем.



Заключение

В данной курсовой рассмотрены основные вопросы изучения читателей.

Для изучения читателей разработаны следующие методы, позволяющие выяснить как направление интересов отдельных групп, так и особенность чтения каждого читателя.

В данной курсовой были изложены основные методы изучения читателей:

- беседа (при записи в библиотеку, беседа о прочитанной книге, беседа о рекомендуемой книге),

- наблюдение за аудиторией во время громкого чтения, обзора литературы, читательской конференции,

- анализ читательских формуляров позволяет узнать мотив чтения отдельного читателя.

Наиболее распространенный метод – это анкетирование, которое позволяет узнать целый спектр интересов читателей, их мнение о библиотеке.

Без изучения читателей невозможно хорошее обслуживание читателей. Поэтому это направление должно быть правильно организовано. Нужно знать историю, культуру региона, обслуживаемого библиотекой, выделить основные группы читателей.

В настоящее время крупные библиотеки проводят различные исследования, которые дают полное представления о читательском облике и состоянии читателя. В итоге собираются обширные данные о диагнозе читательских потребностей, о мотивах обращения с изданиями, проследить основные тенденции чтения типичные для современного этапа культурного уровня.



Список литературы

 

1. Анинуда, С.М. и Карлича, Р.И. Библиотека и читатель. – М.: Профиздат, 1968. – 96 с., ил.

2. Банк, Б.В. Изучение читателей в России (XiX в). – М.: Книга, 1969. – 262 с.

3. Беляков, Л.В. Работа с читателями: Учеб.-метод. пособие для студентов. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.; 1967. – 60 стр. – (Мин-во культуры РСФСР Моск. гос. инст-т культуры).

4. Библиотека. Чтение. Читатель: Сб. материалов науч-практ. конференций. – Тюмень.: Б/и, 19993. – 54 с.

5.  Библиотека и читатель. //Мир биб-к сегодня. – 1996. – Вып 1(9). – С. 25 – 82.

6. Библиотекарь и читатель: проблемы общения: Метод. пособие. – СПБ. – 1993. – 130 с.

7. Библиотека и читатель: взаимодействие и взаимовлияние //Мир б-к сегодня. – М.СПБ, 1996. – В 1(9). – С. 20 – 26.

8. Езова, С.А. О подготовке б-рей к общению с читателями //Библиотековедение. – 1993. - № 4. – С. 72 – 75.

9. Матлина, С.Г. Традиции и новаторство в работе с читателями //Сов. Библиотековедение. – 1990. - № 3. – С. 51 – 54.

10. Набатова, М.Б. Чтение и читательские интересы в исследованиях 90-х годов //Мир б-к сегодня. – 1995. – Вып. 2. – С. 13 – 21.

11. Работа с читателями: 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.Ф. Сахарова: Учебник для студентов биб-х фак. ин-тов культуры. – М.: Книга, 1981. – 295 с.

12. Работа с читателями: Учебник для студентов биб-х фак. ин-тов культуры. - Под ред. В.Ф. Сахарова; - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книга, 1970. – 352.

13. Хабко, Е.Д., Соколова, Т.В. Читатель, как объект исследования //Науч. и технич. Б-ки. – 1996. - № 6. – С. 15 – 27.

14. Шапошников, А.Е. Библиотекарь и читатель: аспекты общения //Библиотековедение. – 2001. - № 1. – С. 59 – 62.

15. Энтина, И.А. В центре внимания – читатель //Актуальные вопросы библиотечной работы. – М.; 1990. – С. 45 – 56.



АНКЕТА

«Ребенок и книга»

1. Любимое занятие в свободное время?

2. Любишь ли ты читать?

3. Какие книги ты любишь читать больше всего?

4. Бывало ли так, чтобы ты плакал над книгой, перечитывал ее, читал «запоем»?

5. Хочется ли тебе обсудить книгу?

6. Каких книг тебе не хватает в библиотеке?

7. Для чего ты ходишь в библиотеку?

8. Тебе хорошо в библиотеке?

9. От кого ты узнаешь о книгах, которые стоит прочитать?

10. Как ты выбираешь книги в библиотеке?

11. Какую книгу ты хотел бы прочитать, но не находишь ее в библиотеке?

12. Какие мероприятия, проводимые в библиотеке, предпочитаешь?

13. Твоя квартира в будущем. В ней обязательно будет………

14. Самый известный писатель XX века?

15. Самый известный поэт XX века?

16. Самый известный художник XX века?

17. Самый известный артист XX века?

18. Люди. Которые работают в библиотеке. Какие они?

19. Будь моя воля, я бы библиотеки………

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 384.