Анализ читательских формуляров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Является специальным библиотечным методом изучения читателей. Хотя в подавляющем большинстве библиотек формуляры служат основным средством фиксации сведений о работе с читателями, подобные записи в них делаются не всегда. Между тем от этого во многом зависит результативность их анализа как методы изучения читателей.

В читательском формуляре регистрируется выданная литература и накапливаются сведения о содержании чтения. Но они, конечно, ограничены. В формуляре не отражается неудовлетворенный опрос читателя и литературы, которой пользуется он за пределами данной библиотеки (берет в других библиотеках или у знакомых и т.д.). По записям нельзя установить, какую литературу читатель запрашивал, а какую брал по рекомендации библиотекаря, или с книжной выставки, удовлетворен ли его спрос, прочитаны ли взятые книги.

Сведения о формуляре лишь частично отражают содержание чтения и совсем не отражают мотивов спроса, целей и результатов чтения, отношения к прочитанным книгам.

Чтобы преодолеть эту ограниченность, запись выданных книг иногда сопровождают условными знаками, указывают причину спроса (например, подчеркивают инвентарный номер книги, взятой читателем по рекомендации библиотекаря, ли ставят букву «Р»). В некоторых массовых библиотеках в формуляры читателей определенной группы вводят дополнительные графы. Здесь условными знаками отмечают причины, обусловившие выбор той или иной книги, мотивы спроса, реакции читателя на прочитанные книги.

Иногда используют также особые, аналитические формуляры, ы которых записи выданной литературы группируют по отраслям заний или по ведущим темам, на отдельных страницах отмечают характерные запросы, отказы, записывают результаты бесед с читателями, наблюдений над ними, индивидуальные планы чтения. Но ведение формуляров отнимает много времени.

Анализ читательских формуляров может быть ориентированным и углубленным; первый является составной частью обслуживания читателей (например, просмотр формуляра во время посещения читателем библиотеки или статистическая отработка ряда формуляров). Углубленный анализ проводится периодически или эпизодически. Он бывает индивидуальным и групповым.

Индивидуальный анализ формуляров отдельных читателей проводят ежегодно или раз в полугодие. Просматривая записи в формуляре, устанавливают, сколько всего книг, по каким отделам знаний, видам литературы, какие именно книги, в какой последовательности читатель брал за анализируемый период, сколько в среднем книг он брал в течении месяца или года. Это позволяет судить о направленности содержания чтения, его системе, характере. Но записи выданных книг не могут служить единственным основанием для серьезного суждения о читателе. Как сказано, сведения в формуляре ограничены. Их нужно анализировать одновременно с записями наблюдений и с другими материалами о читателе (отзывы о книгах, высказывания, учтенные во время массовых мероприятий и т.д.). В результате сопоставления содержания чтения с его мотивами делают выводы о круге читательских интересов, их содержании, развитии и устойчивости, намечается план дальнейшего руководства чтением. Его фиксируют на карточке, которую вкладывают в формуляр, а иногда – в личном дневнике библиотекаря.

Групповой анализ формуляров проводится по разному. Для выявления читаемости литературы на определенную тему подсчитывают по формулярам, сколько человек в группе брали в течении полугодия или года по одной книге на данную тему, сколько – по две, по три и так далее.

В некоторых крупных научных библиотеках взамен читательских формуляров используют регистрационные анкеты на карточках ( а в последнее время и на рейтеркартах, на перфокартах). В них фиксируют сведения о читателях, но не регистрируют выданные издания. Статистический анализ регистрационных анкет позволяет определить ведущие читательские группы, уточнить цели чтения и основные направления, по которым читатели ведут научную и самообразовательную работу.

Анализ листков читательских требований

Это специальный прием наблюдения за читательским спросом. Он используется как самостоятельный метод в крупных библиотеках, где заполнение требований листков обязательно.

Различают анализ удовлетворенных требований и анализ отказов на требуемую литературу.

Они дополняют друг друга и направлены на выявление потребностей читателей в литературе: первый позволяет установить, какакя литература пользуется наибольшим спросом у тех или иных читательских групп; второй – дополняет сведения о запросах читателей и, кроме того, показывает пробелы в комплектовании.

Анализ книжных формуляров

Специальный библиотечный метод изучения обращаемости книг среди читателей. Книжный формуляр служит обычно для учета выдачи данной книги. Иногда в ряде библиотек его вводят специально в целях исследования.

Сочетание анализа формуляров некоторых книг с анализом читательских отзывов о них помогает выяснить общественную ценность той или иной книги: высокая или низкая обращаемость книги среди определенной группы читателей получает объяснение в читательских оценках и общественном мнении о ней. Надежность этих выводов достигается только путем сравнения с другими материалами, характеризующими читательский интерес и эффективность пропаганды данных книг в библиотеке и за ее пределами.

Изучать обращаемость каждого произведения практически невозможно, и библиотекари применяют выборочный анализ книжных формуляров. Подобрав формуляры всех экземпляров произведения, устанавливают по инвентарным номерам время приобретения книг. зная время приобретения, количество экземпляров и общее число выдачи книги, определяют ее обращаемость за определенный промежуток времени (например, за год).

Для уточнения обращаемости книг среди разных групп читателей книжные формуляры анализируют совместно с читательскими. По читательским номерам записанным в книжном формуляре. Подбирают формуляры читателей и подсчитывают, сколько раз книга выдавалась той или иной группе.

Сведения, заключающиеся в карточках анализа, помогают судить о запросах читателей, о результатах пропаганды книг. они облегчают и планирование комплектования фонда.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 323.