Читательский интерес – избирательно-положительное отношение социального субъекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологии.
В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному чтению их. (Например, собиратель книг может интересоваться ими как коллекционер, читая далеко не каждую из них).
Как сравнительно устойчивое свойство личности, читательский интерес формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности.
Заинтересованность текстом – психологическое состояние, сочетающее концентрацию непроизвольного (или после произвольного) внимания с положительным эмоциональным тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив. Его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.
Различают ситуативную и личностную заинтересованность.
Ситуативная заинтересованность определяется ситуацией чтения (совокупностью внешних стимулов), прежде всего качествами произведений печати, способные привлекать внимание, вызывать положительные эмоции читателя. Красочные иллюстрации, привлекают не только детей, но и большинство взрослых читателей. Иногда привлекает обложка книги, заглавие, занимательность, новизна мысли или ее подача автором. Книга может захватить читателя. В конечном счете, ситуативная заинтересованность – следствие соответствия ситуации особенностям читательской психики. Но если она не связана с доминирующими свойствами личности, то исчезает с изменением ситуации.
Личностная заинтересованность – проявление устойчивых свойство личности (потребностей, интересов, способностей и др.) «Человек имеющий сильный интерес к какой-либо области. Обычно сам ищет ситуации, которые позволили бы ему отдаться своему интересу», т.е. пережить состояние заинтересованности». Поэтому доминирующие духовные интересы личности, как правило порождают заинтересованность при чтении соответствующих произведений печати.
Таким образом, чтобы с помощью книжных выставок, бесед или иных методов работы с читателями вызывать не только ситуативную, но и личностную заинтересованность, библиотекарю важно учитывать познавательные, эстетические и другие духовные интересы читателей.
В состоянии заинтересованности книгой складывается оценочное отношение к ней, которое часто еще переносят на непрочитанные книги. Если стихийно или под руководством библиотекаря читатель встречается с целым рядом книг, из которых каждая его увлекает, то положительное отношение к определенной литературе.
Отсюда вытекает для библиотекаря вывод: для формирования нового читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем, путем подбора книг многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее закреплению, обобщению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности.
В приведенном выше определении понятия выделены отличительные признаки читательского интереса:
1) значимость определенной литературы для субъекта,
2) положительное эмоциональное отношение к чтению ее. Противопоставление этих признаков относительно. Каждый на своем уровне, они отражают степень соответствия произведений печати потребностям субъекта. В гармонически развитом и осознанном интересе оба признака взаимопроникают и сливаются: человека увлекает и процесс чтения, и конечная цель его – получение информации.
Однако на разных стадиях формирования читательского интереса один из признаков может преобладать над другим. При однобоком развитии складывается ущербное отношение к чтению, и сугубо практическое (утилитарно-познавательное) использование литературы, и чисто развлекательное отношение к чтению в своих крайних проявлениях объединяют духовную жизнь личности. Гармоническое развитие читательского интереса – задача руководством чтения.
Читательский интерес диалектически связан с потребностью в чтении, выражающей объективную зависимость субъекта от печатной продукции. Потребность ближе стоит к необходимости, чем интерес. Но эту связь нельзя понимать упрощенно, однолинейно, в том числе, что конкретная потребность порождает строго соответствующий ей интерес. Одна потребность (например, познавательная) рождает множество интересов, в том числе и читательских. И наоборот, конкретный читательский интерес отвечает разнообразным потребностям личности.
Диалектика взаимоотношений потребности и интереса такова, что причина и следствие могут меняться местами. Возникающий на основе духовных потребностей читательский интерес при постоянном удовлетворении перерастает в устойчивую потребность читать определенную литературу, а эта потребность рождает новые интересы. Формируя и удовлетворяя читательские интересы, библиотека способствует переходу общественных потребностей в личностные. Массовый читательский интерес, увеличивая читательский спрос на литературу, способен влиять на тиражирование новой печатной продукции, а ее потребление воспроизводит потребности в чтении.
Виды читательских интересов
Читательские интересы классифицируют по разным основаниям.
В зависимости от того, кто выступает субъектом (носителем) читательских интересов, их можно рассматривать как личностные (отношение личности), групповые (отношение общества к чтению определенной литературы). Они диалектически взаимосвязаны. Общественный интерес через групповые проявляется в личностных интересах (как общее через особенное проявляется в единичном). В тоже время общественный или групповой читательский интерес не сводится к простой сумме личностных, а имеет свои закономерности формирования и развития, которое необходимо учитывать библиотекарю.
В основе групповых читательских интересов лежат групповые потребности в чтении. Например, информационные потребности трудового коллектива создают одинаковую для всех объективную необходимость в чтении литературы по специальности. В сознании же отдельных членов коллектива эта потребность преломляется своеобразно, в соответствии с их ролевыми и психологическими характеристиками. Многочисленные интересы к этой литературе не одинаковы.
В зависимости от того, верно или искаженно отражают читательские интересы объективную значимость печатной продукции для читателя, их делят на истинные и ложные. Преувеличивая эмоциональную привлекательность определенной литературы, ложный читательский интерес завышает степень ее соответствия реальным потребностям в чтении, искажает их.
Особенно важно отличать ложные интересы от истинных при социально-психологическом анализе массового чтения. Массовое оболванивание читательских аудиторий служит средством дезориентации и отвлечения от социально значимых интересов.
В деле преодоления и «профилактики» ложных читательских интересов большую роль играет развитие читательского вкуса.
Читательский вкус – это способность субъекта к самостоятельному суждению об эстетических достоинствах произведений печати. (Способность различать – чувствовать, понимать, оценивать прекрасное и безобразное в художественной литературе называют литературно-художественный вкус). Как свойство читательской психологии, вкус связан с эстетическими потребностями и идеалами, не только личности но и социальной группы к которой принадлежит личность, и общество в целом. Но его развитие сильно зависит от индивидуального читательского опыта, начитанности и культуры чтения, а также от образованности, и общей культуры человека. Читательский вкус выражается в единстве эмоциональных и рациональных оценок эстетической значимости печатных произведений.
Читательский вкус личности проявляется и в дифференциации ее читательских интересов. Потребность в остросюжетном чтении в зависимости от развитости вкуса может обусловить истинный интерес к высокохудожественной фантастике. Неразборчивый интерес становится ложным для личности, когда противоречит необходимости сделать для развития чтение разносторонним по темам и жанрам, но избирательным по высокому уровню вкуса.
Практика работы с читателями показывает, что интерес человека к отдельной отрасли знания, дисциплине, теме, к определенному жанру или автору может преобладать над остальными читательскими интересами.
Обычно человек имеет не один, а несколько читательских интересов, которые внутренне взаимосвязаны, образуют определенную структуру, хотя и проявляются в разное время и с различной периодичностью. В совокупности они бывают широкие или узкие, а между собою различаются по устойчивости, активности и глубине. Глубина читательского интереса – наиболее обобщенная его характеристика: в ней устойчивость сочетается с активностью. И такое объединение рождает новые качества интереса глубину познания путем чтения, более тесные связи с другими свойствами личности, способность преодолевать препятствия. Между глубиной и широтой читательских интересов может возникнуть относительное противоречие. Сосредоточенность всех духовных интересов человека на какой-то одной области жизни определяет как глубину, так и узость читательских интересов. Когда же человек читает обо всем понемногу, его интересы поверхностны и разбросаны.
В соответствии с целями воспитания гармонически развитых людей библиотекарю важно закреплять и формировать глубокие интересы читателей к определенной литературе, добиваясь одновременно разносторонности чтения.
Правильное осознание наиболее существенных потребностей в чтении ведет к устойчивости одного или нескольких интересов, которые характеризуют читательскую направленность личности. Вместе с тем могут возникать и сменять друг друга поверхностные интересы, связанные с любознательностью читателя и со способностью книг привлекать внимание. Удовлетворение поверхностного интереса не всегда гасит его, часто оно содействует его углублению, обогащению или переходу в новый интерес.
Читательский интерес – это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии. Другими словами читательский интерес – это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Современный библиотекарь располагает устоявшимися традиционными формами и методами библиотечной работы. Библиотекарь-профессионал, стремящийся максимально удовлетворять высказанные и невысказанные запросы читателей, не может не действовать в соответствии с «библиотечными законами». Первые из них гласят:
- каждому читателю его книгу;
- каждой книге своего читателя.
Для практической работы библиотекарю необходимо иметь представление о конкретных читателях своей библиотеки. Для этой цели существуют хорошо известные, апробированные наукой и практикой методы. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки, каждому из них отводится определенное место в решении задач изучения читателей.
Первичную информацию об уровне читательской культуры библиотекарь, конечно путем наблюдения. Таким образом может быть выявлена группа читателей, не пользующихся при выборе книг другими средствами, кроме совета библиотекаря и просмотра книг, сданных другими читателями. Библиотекари берут таких читателей на заметку, делая соответствующие пометки в формуляре. По итогам наблюдения библиотекарь определяет методику дальнейшей работы. Социологи отмечают, что всегда есть читатели, неохотно вступающие в беседу с библиотекарем, негативно относящиеся к его рекомендациям. Таким образом, метод наблюдения чрезвычайно важен.
Самым распространенным методом изучения читателей является периодический качественный и количественный анализ читательских материалов. Он позволяет собрать ценный материал о динамике и содержании чтения, выявить круг читательских интересов, систематичность чтения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 292.