Единство личностного и социально-психологического подхода к изучению читателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Читательская психология проявляется одновременно на уровнях индивидуального, группового и общественного сознания. Этим обусловлена необходимость сочетать личностный и социально-психологический подход к ее изучению.

Личностный подход заключается в том, что процесс чтения рассматривается не изолированно, а в зависимости от особенностей читательской психологии человека, которая является интегральным выражением разнообразия свойств личности. Выбор книг для чтения, индивидуальное своеобразие восприятия и оценки литературы нельзя объяснить, если не учитывать читательскую направленность личности (потребности в чтении, читательские интересы и установки), ее читательский опыт (начитанность, навыки и культура чтения), уровень развития читательского вкуса и другие свойства.

Социально-психологический подход требует рассматривать чтение. Как одну из сторон духовной жизни коллектива и общества, учитывать процессы общения и взаимовлияния людей как факторы формирования и изменения читательской психологии. Исследования показывают, что межличностное читательское общение (советы друзей, товарищей по работе или учебе, членов семьи) играет ведущую роль среди стимулов выбора литературы ля чтения. Читатели обмениваются не только книгами, но прежде мнениями о них, происходит взаимная рекомендация произведений печати. Формирующееся в процессе общения читательское мнение оказывает влияние на личностные установки и оценки читателей.

Социально-психологический подход к изучению читателей предполагает также выявление в контактной читательской группе лидера чтения – авторитетного читателя, которому доверяют и подражают в группе, мнение которого о прочитанном служит решающим для многих членов группы стимулом выбора и оценки литературы.

Библиотекарю важно учитывать и такие специфические проявления групповой читательской психологии, как совместное переживание, возникающее при обсуждении книг, заражение общим читательским настроением, читательская мода и др.

«Особые» читатели или девиантность поведения?

Среди читателей библиотеки встречаются и такие, чье поведение отличается от других, является нестандартным, отклоняющимся от нормы или девиантным.

 Понятие «девиантное поведение читателей» в библиотековедении ранее не употреблялось. Однако беседы с работниками библиотек и собственные наблюдения за читателями в процессе руководства студентами-практикантами убедительно доказывают существование разнообразных проявлений девиантного поведения тех, кто посещает библиотеку. Эта категория читателей, неадекватно реагирует на различные ситуации. Возникающие в процессе библиотечного обслуживания, требует от работников библиотек особых знаний и подходов в общении.

Под девиантностью поведения пользователей библиотек подразумевается все то, что противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Случаи его проявления сегодня, к сожалению не единичны. А последствия противоправных аморальных поступков отрицательно сказывается не только на сохранности фондов, но и на всей атмосфере общения в библиотеке. Проблема коррекции девиантного поведения пользователей библиотек приобретает особое значение в условиях компьютеризации, поскольку новые информационные технологии создали и новые возможности, например, для нарушения этических норм. Вторжение в диалоги других лиц, повреждение замкнутых систем, внедрение компьютерных вирусов.

Типология девиантного поведения пользователей библиотек имеют социальный и психологический характер. Было бы неправильным представлять библиотеку счастливым оазисом, изолированным от окружающей действительности. Ведь библиотеку могут посещать и не вполне здоровые люди. В том числе наркоманы и токсикоманы, пристрастившиеся к спиртному, люди с преступным прошлым. Кроме того, девиантное поведение провоцирует социальная напряженность.

Формы девиантного поведения пользователей в библиотеке могут иметь открытый и скрытый характер.

К открытым относятся: нарушения правил пользования библиотекой (порядка и тишины в читальном зале и т.п.), агрессивное поведение, появление в библиотеке в нетрезвом виде, грубость по отношению к библиотекарям.

Скрытые формы девиантного поведения проявляются в пропаже книг, порчи оборудования и т.п.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.