Задачи изучения читателей в библиотеке определяются его главной целью – научно обосновать и сделать эффективным библиотечно-библиографическое руководство чтением. они уточняются в зависимости от конкретных условий изучения читателей в процессе его организации, которая включает:
- разработку методики для разных этапов исследования (выбор методов, технических средств, способов фиксации сведений и обработки материалов);
- создание условий для сбора информации и контролировании ее надежности, для обобщения и исследования результатов изучения.
Из методологических принципов изучения читателей вытекает ряд требований к его организации, общих для библиотек любого типа.
Общие требования к организации изучения читателей в библиотеке
Плановость и систематичность. В план работы библиотеки или ее отдела входит раздел. В котором раскрываются содержание и методика изучения читателей, частичные задачи, сроки их выполнения и ответственные лица. При этом обязательно планируются задачи, вытекающие из практических нужд библиотеки (например, изучение степени охвата населения книгой для привлечения читателей в библиотеку; изучение контингента читателей для правильного комплектования фондов и дифференцированного обслуживания группы; изучение интересов ведущих читательских групп и отдельных читателей для улучшения руководства чтением). Иногда планируют также дополнительные задачи, связанные с выполнением поручений методического центра, участием библиотеки в разработке научной темы, координацией работы по изучению читателей.
Работниками, непосредственно обслуживающими читателей. Нужно создать условия для наблюдений и выделять время вначале или в конце рабочего дня библиотекари могли обобщать и записывать свои выводы. Не мнения важны: согласованность в наблюдениях библиотекарей, работающих в фонде при открытом доступе, единообразием способов фиксации сведений, ведения записи.
Обоснованный выбор методов и сочетание их. При выборе методов изучения читателей учитывают не только его задачи, но и условия проведения. Следует иметь в виду ограниченность времени у библиотекарей: выбираемые методы должны быть и результативными и экономными. Необходимо четко разграничивать средства и методы, направленные на изучение основной массы читателей в повседневной работе с ними, и методику дополнительного изучения, которое проводится периодически или эпизодически.
Фиксация результатов. Многие библиотекари уничтожают читательские формуляры после перерегистрации читателей, ссылаясь на недостаток места для хранения. Однако заполненные формуляры тех читателей, наблюдение за которыми ведется постоянно (члены бригад коммунистического труда, молодежь, занимающаяся самообразованием, и т.д.), следует сохранять. Лучше. Когда они находятся под рукой у библиотекаря, вкладываются в новые формуляры. При замене формуляров остальных читателей желательно анализировать содержание чтения за предыдущие годы и записывать выводы на обороте новых формуляров или на вкладных листках.
Там, где регистрация выдачи производится на книжных формулярах, нельзя отказываться от записей в формуляре тех читателей, которые особенно нуждаются в помощи библиотекаря. Кроме того важно использовать личные дневники библиотекарей и другие средства фиксации сведений (протоколы массовых мероприятий, картотека читательских интересов и т.п.).
Важно творчески осваивать прогрессивные способы фиксации и обработки сведений о читателях. Например, в крупных библиотеках и ЦБС все шире используют перфокарты в качестве регистрационных анкет читателей.
Доведение результатов до сведения общественности. Результаты изучения читателей прежде всего обсуждаются в коллективе библиотеки. При этом сопоставляют материалы. Полученные разными работниками. Чтобы придать изучению комплексный характер. Контролировать надежность выводов. Целесообразно обсуждать результаты среди членов библиотечного совета, читательского актива, на семинарах библиотечных работников.
Обобщенные выводы по материалам изучения читателей надо систематически доводить до сведения местных партийных и других общественных организаций и по возможности публиковать в печати. Многие библиотеки могут периодически готовить для этого характеристики читательских групп и портреты читателей, обзоры читательских мнений о произведениях, статьи о потребностях населения в литературе, о читательских интересах и т.д.
Координация работы по изучению читателей нужна как между сотрудниками библиотеки, так и между работниками ближайших библиотек и других учреждений и организаций, заинтересованных в изучении тех или иных читательских групп. Речь идет о совместных организованных мероприятиях и обмене материалами изучения для наиболее полного использования их результатов. Так, изучение степени охвата населения книгой возможно только на основе координации усилий всех библиотек, обслуживающих микрорайон. Особенности чтения работающей молодежи должны изучать совместно государственная массовая и другие библиотеки (например, профсоюзная и техническая).
Обобщение результатов изучения спроса, полученных в библиотеке и в книжном магазине, дает более полное представление о потребностях населения в литературе и об интересах разных читательских групп. Плодотворна координация работы библиотек и писательских организаций, редакций, издательств? Организация совместного обсуждения книг и журналов, обмен письменными читательскими отзывами, сбор материалов о читаемости некоторых книг и влиянии их на читателей и т.д.
Отчетность. В информационный отчет библиотеки вводят параграф, в котором подробно раскрывают и поясняют цифры о составе читателей и о распределении выданной литературы по отраслям знаний и некоторым темам. Сюда же включают: выводы о потребностях в книгах и об интересах – по читательским группам, обоснование необходимости переиздания определенных книг, краткое описание опыта изучения читателей в библиотеке. В приложении иногда дают читательские характеристики, списки книг. пользующихся наибольшим спросом и т.д.
Принципы изучения читателей
Методологические принципы изучения читателей – это требования к исследованию. Вытекающие из законов материалистической диалектики, основанные на социологическом и психологическом осмыслении сущности чтения.
Изучения явления в развитии, учет всех его сторон и связей с другими явлениями. Учет общественной практики как критерия истины – эти и другие требования диалектики применимы к любой науке. Конкретизируются они и в принципах изучения читателей.
Незнание или игнорирование методологических принципов приводит к слепому копированию методики сбора и обработки сведений о читателях. К односторонним или ошибочным выводам. Формулировка проблемы, уточнение задач, правильный выбор и использование методов исследования предполагают сознательное соблюдение принципов изучения читателей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.