В условиях развивающего автомобильного транспорта в Туве исключительно важное значение имели дороги.
За 1945-1970 гг. общая протяженность автомобильных дорог в республике увеличилась с 0,8 тыс. км до 4,4 тыс. км, в том числе дорог с твердым покрытием – с 0,1 до 1,1 тыс. км.
Но нужно отметить низкую насыщенность республики транспортной сетью, ее неравномерное размещение, невысокий технический уровень дорог. На 10 тыс. км² территории приходилось всего лишь 66 км автомобильных дорог с твердым покрытием против 215 км в среднем по СССР. Наряду с районами, обладающими сравнительно густой сетью автодорог, в республике также имелись местности (в западной и восточной частях), практически не имеющие дорог.
Однако к 1949 году состояние дорог не удовлетворяло предъявляемым требованиям.
В протоколе 4 сессии Областного Совета депутатов трудящихся Тувинской Автономной области было написано:
«Облисполком считает совершенно недопустимым проявление дальнейшей недооценки хозяйственно-политического значения дорог, являющихся важным условием дальнейшего хозяйственно-экономического развития.
Решительное улучшение состояния автомобильных дорог являются неотложной задачей всех советских дорожных и хозяйственных организаций, колхозов, совхозов, МТС и всех трудящихся области»[19].
Таким образом, в 1952 году при исполкомах Эрзинского, Бай-Тайгинского, Сут-Хольского, Пии-Хемского районов были организованы районные дорожные отделы в целях улучшения строительства и ремонта дорог.
На дорожное строительство в Туве ежегодно выделялись большие ассигнования. Но темпы и качество ремонтно-строительных работ дорог до сих пор остался низким. Примером может служить строительство дороги Кызыл-Тээли. Несмотря на то, что затраты превысили 5669 т.р., ездить на автомашинах по этой дороге было почти невозможно, многие участки, которые были сданы в эксплуатацию МДС приходилось объезжать стороной. В труднопроходимом состоянии находились и местные дороги[20].
В 1969 году было завершено строительство нового автотракта протяженностью 238 км., Ак-Довурак - Абаза. С завершением строительства данной дороги республика получила второй выход к железной дороге.
Но состояние дороги Кызыл-Абакан было неидеальным (1970 г.). При условии ее ремонта и реконструкции (улучшение профиля и плана дороги с целью обхода сложных и опасных для эксплуатации мест), по ней можно было транспортировать значительный объем грузов.
Для вывоза асбеста из Западного подрайона в 1970 г. была построена автодорога Ак-Довурак – Абаза (239 км), которая по своим техническим параметрам пригодна для эксплуатации, главным образом, одиночных машин. Применение автопоездов сопряжено с увеличением опасности движения. Фактически дорога непригодна для организации экономичных трактовых перевозок.
Такое состояние дорог также было аварийно опасным. О данном факте свидетельствует информационная записка отделения милиции Исполкома Ермаковского райсовета Красноярского края. Они пишут: «Мы доводим до вашего сведения, что на Усинском тракте обслуживаемом Участком дорожного надзора (с 57 по 350 км) аварийность на автодороге остается еще высокой, одной из причин которой является неудовлетворительное состояние пути со стороны Управления дороги Усинского тракта.
Произведенный анализ причин дорожных происшествий показал, что около 12% аварий совершено по неудовлетворительному состоянию пути, а в 5% происшествий произошло исключительно по вине дороги»[21].
В реконструкцию Усинского тракта, а практически в его вторичное строительство и сооружение многочисленных мостов, в том числе двух через Енисей вложены миллионы рублей.
Подавляющая часть внутрирайонных перевозок осуществляется между двумя наиболее развитыми подрайонами – Центральным и Западным. Из Центрального подрайона в Западный направляются строительные материалы, продовольственные и промышленные товары широкого потребления; в обратном направлении поступает продукция сельского хозяйства. Перевозки между ними осуществляется по автодороге Кызыл – Тээли (330 км). Она является единственной транспортной магистралью, обслуживающей экономические связи между Центром и Западом, а также играет важную роль в хозяйственном освоении прилегающих к ним территорий[22].
Южный подрайон связан с Западным автодорогой Чадан – Хандагайты – Торгалыг (137 км), по которой транспортируются каменный уголь, продовольственные и промышленные товары. По автодороге Кызыл – Самагалтай – Эрзин (232 км) осуществляется связь восточной части подрайона с центральной Тувой. В свою очередь, Южный подрайон отправляет в Западный и Центральный подрайоны пиломатериалы (из Шурмака), соль (из Дус-Дага), продукцию животноводства[23].
Местные перевозки осуществляются внутри экономических подрайонов. Перевозка грузов в местных сообщениях проводится на короткие расстояния. Средние расстояния от сельских населенных пунктов до г. Кызыла и районных центров показаны на таблице …
Таблица
Дата: 2019-05-28, просмотров: 241.