Автотранспорт в Туве в советский период (1944-1991 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

К 1944 году в республике имелся уже значительный автомобильный парк 157 грузовых машин: 57 грузовых автомобилей, 2 автобуса, 3 грузовика оборудованных для перевозки для перевозки пассажиров и около 20 легковых автомобилей. Тогда автотранспортники перевезли за год 12300 т. Грузов, 9400 пассажиров выработали 1342 тыс.ткм. За годы Советской власти автомобильный транспорт республики развивался быстрыми темпами.

В 1944 г. на базе бывшего управления транспорта ТНР создано Тувинское областное управление автогужтранспорта (облавтоуправление). Решением №271 Тувоблисполкома от 24 июня 1953 года Тувинское областное управление автогужтранспорта объединено с областным дорожным отделом и переименовано в управление дорожного и транспортного хозяйства[9].

До 1945 года регулярного пассажирского сообщения Кызыл — Абакан не было. В 1945 году по решению обкома КПСС и облисполкома было организовано пассажирское сообщение Кызыл—Абакан, с этой целью были выделены специально оборудованная для этого грузовая автомат и на и один автобус.

В 1947 году в Туве было всего 4 автобуса. В последующие годы пассажирский автопарк резко возрастает. И если в 1944 году пассажирские перевозки составляли 9,4 тыс. человек, то в 1951 году они возросли до 177,2 тыс. челоиек и в 1953 году — до 396 тыс. человек, т. е. наблюдался рост более чем в 42 раза по сравнению с 1944 годом.

По маршруту Кызыл—Абакан регулярно курсировали комфортабельные автобусы, ежедневно десятки автобусов совершали рейсы в различные районы области.

В 1948 г. Исполнительный комитет решил организовать при Облавтоуправлении транспортно-экспедиционную контору по использованию порожних пробегов грузового автотранспорта[10].

В связи с этим руководителей предприятий, хозрасчетных организаций и ведомств обязали предоставлять весь порожний автотранспорт транспортной экспедиционной конторе для загрузки и сообщать накануне для отправления (не менее чем за 4 часа до выхода автомашины на линию) о порожних автомашинах.

50% взимаемого тарифа за попутно-грузовые перевозки поступают в распоряжение автохозяйства, а остальные 50% - транспортно-экспедиционной конторе, занимающейся организацией перевозок грузов в попутном направлении. Впоследствии из него выделялись новые автотранспортные предприятия.

В 1949 г. Образовались авторемонтные мастерские, которые наряду с другими предприятиями входили в систему местной промышленности. Развивается автомобильный транспорт, число автомобилей увеличилось с 208 в 1945 году до 1991 в 1955 г[11].

По состоянию на 1 января 1950 года Кызылская автотранспортная контора Облавтоуправления располагает списочным автопарком в количестве 103 автомашин.

В 1950 году парк автотранспорта пополнился четырьмя автобусами ГАЗ-03-30 и тремя легковыми автомашинами «Победа»[12].

К концу 1950 года Областное автоуправление Тувинской Автономной области имела одну хозрасчетную контору, расположенную в центре города Кызыла, со списочным составом 187 грузовых автомашин.

Грузовой автопарк этой конторы в основном занимался внутриобластными перевозками. 30-35 автомашин постоянно были заняты обслуживанием Дзун-Хемчикского, Овюрского, Барун-Хемчикского и Бай-Тайгинского районов, удаленных от областного центра до 350 км.

При отсутствии на месте ремонтно-технической базы, автомашины, работавшие по обслуживанию вышеуказанных районов, не обеспечивались в должной мере контролем за эксплуатацией, профилактический и мелкий ремонт этих машин производились только в городе Кызыле. Машины вынуждены были делать холостые пробеги до 500-700 км.

В целях приближения автотранспорта к месту перевозки грузов, создания материально-технической базы и установления повседневного контроля за их работой, облисполком Тувинской АССР просит Совет Министрой РСФСР разрешить организовать вторую хозрасчетную контору со списочным числом 30-35 автомашин за счет уменьшения автопарка Кызылской автотранспортной конторы.

По объему грузоперевозок и по территориальному местоположению наиболее целесообразным решили создать такую автотранспортную контору в г. Чадане, Дзун-Хемчикского района.

В связи с увеличением грузового парка до 140 автомобилей Тувинского облавтоуправления и в целях рентабельного использования и улучшения контроля за работой машин на линии, Исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся решил организовать в Тувинской области вторую хозрасчетную автотранспортную контору на самостоятельном балансе при Тувинском облавтоуправлении в г. Чадан Дзун-Хемчикского района со списочным составом грузового парка 30 автомашин.

Количество штатных работников 11 человек, согласно типовому штатному расписанию[13].

 


Штатное расписание Чаданский АТК Облавтоуправления на 1951 год

№п/п Наименование должности Кол-во единиц Должностной оклад Фонд з/п в мес.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Начальник АТК Технический руководитель Механик Техник Диспетчер Ст. бухгалтер Счетовод-кассир Кладовщик Делопроизводитель-машинистка 1 1 2 1 2 1 1 1 1 980 900 700 500 450 900 500 600 450 980 900 1400 500 900 900 500 600 450
  Итого: 11   7130

 

Также в 1950 году, Исполком Областного Совета депутатов трудящихся своим решением от 21 декабря 1950 г. За №603 просит Совет Министров РСФСР выделить в 1951 году лимит на приобретение и монтаж трех бензораздаточных колонок общего пользования в сумме 120 тыс. руб.

Необходимость строительства бензоколонок была вызвана тем, что в Туве при отсутствии железнодроржного и водного транспорта весь грузооборот и пассажирские перевозки производились только автомобильным транспортом.

Из-за того, что районы и другие населенные пункты Тувы крайне разбросаны и удалены от областного центра г. Кызыла от 70 до 450 км., все машины, идущие в дальние рейсы, при отсутствии на трактах бензораздаточных колонок, вынуждены были брать с собой запас горючего в оба конца. Необходимость брать с собой горючее приводило к систематической порче грузов, особенно продовольственных.

По этому поводу, Исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся решает организовать бензораздаточные колонки общего пользования в г. Кызыле, в г. Чадане и на Усинском тракте – станция Арадан.

За обслуживание автомашин бензоколонками с организаций и учреждений решено было взимать 96 рублей за тонну в год.

24 июня 1953 года Тувинское областное управление автогужтранспорта объединено с областным дорожным отделом и переименовано в управление дорожного и транспортного хозяйства[14].

По состоянию на 1 января 1954 г. Кызылская автотранспортная контора имела 217 автомобилей, в том числе бортовых различных марок, бензоцистерн, такси ГАЗ-ММ, легковых такси ГАЗ-М20, автобусов. Разномарочный автопарк значительно был осложнен работой по техническому обслуживанию, ремонту, учету и отчетности автоконторы.

Капитальные ремонты делались силами своих мастерских, которые фактически являлись центрами – авторемонтными мастерскими управления, производящими ремонт автомобилей Кызылской и Чаданской автоконтор, а также машинно-дорожной станции №65.

Руководство и контроль за качеством выпускаемой продукции мастерских были крайне затруднены, так как по типовым штатам в мастерских имелся только один мастер, который занимался в основном токарным цехом.

В целях осуществления тщательной проверки технического состояния выпускаемых и возвращающихся с линии автомобилей и качественного оформления путевых листов необходимо было организовать контрольно-проверочный пункт (КПП) со штатом в три человека (механиков)[15].

Приказом от 25 мая 1960 г. Министерством автомобильного транспорта дорог РСФСР ликвидируются авторемонтные мастерские, оборудование и товарно-материальные ценности передаются авторемонтному заводу.

Авторемонтный завод существует с мая 1960 г., подчиняется Тувинскому транспортному управлению Министерства автомобильного транспорта РСФСР. На авторемонтном заводе имеются участки: сборочный, моторный, агрегатный, механический, литейный, прицепно-кузовой, где производятся капитальный и средний ремонт автомашин, двигателей и других агрегатов, которые поступают с автопредприятий Тувинской АССР и юга Красноярского края[16].

Также в 1954 году в связи с увеличением перевозок сельскохозяйственных продуктов, стройматериалов и прочих грузов в Барун-Хемчикский и Бай-Тайгинские районы и в целях улучшения обеспечения топливом школ, больниц, электростанций и других учреждений и предприятий, с 1 марта 1954 года Исполнительным комитетом было решено открыть хозрасчетную автотранспортную контору в Кызыл-Мажалыке Барун-Хемчикского района со списочным составом 50 грузовых автомобилей.

На основании постановления Совета министров РСФСР от 18 ноября 1954 года из управления дорожного и транспортного хозяйства выделен Тувинский автотранспортный трест.

В 1955 году наиболее крупным недостатком в транспортном хозяйстве области оставалось его большая распыленность. К этому времени насчитывалось 100 карликовых автохозяйств, в которых имелось от 1 до 4-х автомашин. Эти машины, как правило, простаивались, либо совершали большие пробеги порожняком. Несмотря на то, что укрупнение автохозяйств дает большой экономический эффект, облисполком не довел до конца укрупнение мелких автохозяйств. Эта работа по существу стоял на мертвой точке.

В 1958 году в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР в г. Шагонаре Улуг-Хемского района решено было организовать межрайонную хозрасчетную контору на самостоятельном балансе по 3 группы автохозяйств, со списочным количеством 50 автомобилей.

Таким образом, в Шагонаре была утверждена грузовая автотранспортная контора в составе Тувинского областного автотреста.

Облисполком начинает рассматривать материалы по ликвидации мелких автохозяйств и об использовании высвободившихся помещений и средств, направленных на строительство гаражей в 1958 году[17].

Также в целях улучшения использования автомобильного транспорта и создания крупного автохозяйства общего пользования в г. Кызыле облисполком своим решением от 21.02.1958 г. Передал автоконтору треста «Тувинстрой» Тувавтотресту.

Автобаза треста «Тувинстрой» до присоединения имела списочный состав 57 грузовых автомашин, 3 автокрана, 13 однокостных прицепов, 5 двухкостных прицепов. Была обеспечена гаражом-стоянкой на 25 автомашин и профилакторием с четырьмя смотровыми канавами. Имелись цеха: кузнечный, электроцех, слесарно-механический, вулкацизационный, модикцкий.

Таким образом, при незначительных затратах на существующей базе было создано более мощное автохозяйство.

С пополнением автомобилей от автотреста переданное автохозяйство имело списочный состав автопарка 164 автомашин.

Наличие автохозяйства общего пользования в 164 автомобилей дало возможность централизовать в г. Кызыле все перевозки местных строительных материалов и других грузов. На смену автомобилям ЗиС-5, ГАЗ-51 приходят ЗиЛ-164, ЗиЛ-130, МаЗ-500.

В 60-е годы возрастает парк автомобилей, начинают работу еще одно предприятие грузового транспорта в г. Кызыле, создается Кызылская контора транспортно-экспедиционных операций и контейнерных перевозок (КТЭК), внедряется «плечевой» метод перевозок, формируется грузовая станция по приему, переработке и отправке контейнеров в г. Кызыле. Расширяется сеть гостиниц для отдыха и питания водителей на промежуточных пунктах трассы Кызыл – Абакан, Кызыл – Ак-Довурак, где предусмотрены также ремонтные мастерские.

За 1960-1970 гг. объем грузоперевозок увеличился в 4,2 раза и составил 17,2 млн. т, грузооборот возрос в 2,9 раза и достигает 373,8 т/км[18]. Возросшие масштабы грузоперевозок придали проблеме снижения транспортных расходов особую актуальность. Известно, что величина последних зависит главным образом от объема перевозимых грузов и дальности их транспортировки.

К 1963 году был создан внутригородской и междугородный пассажирский автомобильный транспорт. Первоклассные автобусы, легковые такси регулярно стали курсировать в Кызыле, а также по маршрутам: Кызыл – Абакан, Кызыл – Хову-Аксы, Кызыл – Ак-Довурак, Кызыл – и каждый районный центр. Внутри районов также стали ходить автобусы между райцентром и многими поселками.

В конце 8-й пятилетки, т.е. в 1970 году, 11 населенных пунктов имели внутригородское автобусное сообщение, на долю которого приходилось 97,1% всех перевезенных пассажиров. Протяженность междугородных автобусных линий в 1970 г. достигла 5,5 тыс. км. За это время введено в эксплуатацию 538 км дорог с твердым покрытием, их общая протяженность составила 1200 км.

В 1967 году Тувинское управление автомобильного транспорта объединено с управлением дороги Абакан-Кызыл в Тувинское производственное автомобильно-дорожное объединение «Тувавтодортранс».

Развитие транспорта, путей сообщения содействовало повышению мобильности населения. Одним из показателей этого служат данные о перевозке пассажиров. Известно, например, что за период 1958-1967 гг. протяженность всех автобусных линий в Туве увеличилось с 3939 до 5027 км, перевозка пассажиров – соответственно с 9,1 млн. до 19,3 млн. чел. В 1967 г. пассажирооборот составил 145094 тыс. пассажиро-км. Эти данные достаточно полно характеризуют усиление подвижности и рост контактов населения.

Обеспеченность автопарка республики гаражами на 1 января 1967 года составляла 61%.

В 70-е годы с открытием еще одной дороги в Туву внедряется новый метод организации перевозок по «Саянскому кольцу» Кызыл – Ак-Довурак – Абаза – Абакан – Кызыл протяженностью 1100 км, что позволило повысить коеффициент пробега автомобилей с грузом до 0,8, а с применением контейнеров до 1,0. В это же время заканчивается обустройство Минусинской прирельсовой базы КТЭК. Полностью диспетчеризуется весь поток грузов перевозимых в республику и отправляемых из нее, что позволило обеспечить почти полную централизацию объемов перевозок грузов выполняемых Тувинским транспортным управлением в междугороднем сообщении.

В 1971 г. Тувинское производственное автомобильно-дорожное объединение «Тувавтодортранс» реорганизовано в Тувинское транспортное управление.

В 1973 году в целях повышения технического состояния автопарка, быстрейшего ввода в эксплуатацию автомобилей, вернувшихся с уборочной и обеспечения высокого, устойчивого выпуска на линию, в соответствии циркулярного письма Министерства от 29 октября 1973 года №389-ц, Тувинскому авторемонтному заводу были прикреплены автопредприятия управления, имеющие низкую готовность автопарка: 1-е грузовое АТП, 3-е грузовое АТП, Шагонарское АТП, Чаданское АТП, Ак-Довуракское АТП, Кызылское пассажирское АТП.

В 1980 г. в республике работало более 500 большегрузных автомобилей Камского автозавода. Пассажирские перевозки осуществляются комфортабельными автобусами. Объем грузовых перевозок в 1980 г. увеличился по сравнению с 1945 г. в 400 раз, а грузооборот – в 240 раз.

В последующие годы в предприятиях идет активное строительство ремонтных мастерских, профилакториев внедряется новое гаражное оборудование, активно работают рационализаторы.

С середины 80-х годов организуются центры управления производством (ЦУП), внедряется хозяйственный расчет в структурах предприятий, большой эффект дает бригадный подряд, так бригада водителей самосвалов КАМАЗ-5511 Ак-Довуракского АТП возглавляемая Шахмуратовым Шахуром Хасановичем, благодаря новой системе организации труда, 2-х сменной работе и оснащению всех автомобилей прицепами смогла за короткое время увеличить объемы перевозок грузов в 2,5 раза. Практически во всех предприятиях ремонтные службы переводятся на работу в межсменный период и ночное время, что позволило в целом по объединению «Туваавтотранс» добиться коэффициента выпуска автомобилей в линию до 0,76, а в отдельных предприятиях до 0,85.

С 1944 по 1990 год объемы перевозок грузов тувинскими автомобилистами возросли в 1023 раза, пассажиров в 4042 раза.

На основных автомобильных трассах было построено и функционировало 16 столовых, 7 комплексов для отдыха водителей с пунктами оказания технической помощи и диспетчерским сопровождением процесса перевозок, в г. Кызыле введен в строй лечебно-оздоровительный комплекс с поликлиникой и спортивным залом, на лечебных источниках и озерах построены пансионаты на 350 одновременно отдыхающих работников транспорта. Численность работающих в ТПО «Туваавтотранс» к началу 90-х годов достигла 5 тыс. человек.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.