Наш анализ спроса на труд ненамного усложняется, если предположить, что фирма продает свою продукцию на рынке с несовершенной конкуренцией. Чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмы отлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену на продукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.
Таблица 2: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях несовершенной конкуренции ( гипотетические данные)
Единицы ресурса | Всего продукта | Предельный продукт(МР)∆(2) | Цена продукта | Общий доход (2х4) | Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) |
0 | 0 | 0 | 2,80 | 0 | 0 |
1 | 7 | 7 | 2,60 | 18,20 | 18,20 |
2 | 13 | 6 | 2,40 | 31,20 | 13,00 |
3 | 18 | 5 | 2,20 | 39,60 | 8,40 |
4 | 22 | 4 | 2,00 | 44,00 | 4,40 |
5 | 25 | 3 | 1,85 | 46,25 | 2,25 |
6 | 27 | 2 | 1,75 | 47,25 | 1,00 |
7 | 28 | 1 | 1,65 | 46,20 | 1,05 |
Данные производительности из таблицы 1 сохранены в колонках 1—3, но теперь в колонке 4 предполагается, что цена на продукцию должна быть снижена, чтобы реализовать предельный продукт, произведенный каждым дополнительно нанятым рабочим. МRР продавца, действующего в условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине:
уменьшается предельный продукт. А МRР продавца, действующего в условиях несовершенной конкуренции, снижается по двум причинам: уменьшается предельный продукт и падает цена на продукт, так как возрастает выпуск продукции.
Следует подчеркнуть, что понижение цены, сопутствующее каждому приросту выпуска продукции, относится в любом случае не только к предельному продукту каждою последующего рабочего, но и ко всем предыдущим единицам продукции, которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллюстрируем: предельный продукт второго рабочего равен 6 единицам. Эти б единиц можно продать по 2,4 дол. за каждую или 14,4 дол. за все. Но это не МRР второго рабочего. Почему? Потому что, чтобы продать эти 6 единиц, фирма должна снизить на 20 центов цену 7 единиц продукции, произведенных первым рабочим, — единиц продукции, которые могли бы быть проданы по 2,6 дол. За каждую. Итак, МRР второго рабочего составляет лишь 13 дол. (=14,4 дол. - (7 х 20 центов)). Аналогично: МRР третьего рабочего— 8,4 дол. Хотя 5 единиц, которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочий не дает прироста общего дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на 20 центов для 13 единиц продукции, произведенных первыми двумя рабочими. В данном случае МRР третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (=11 дол. — (13 х 20 центов)). И так далее для последующих значений колонки 6.
В итоге кривая МRР — кривая спроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершенной конкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя в условиях чистой конкуренции. При ставке заработной платы, или МRС, равной 11,95 дол., предприниматель как в условиях чистой, так и несовершенной конкуренции будет нанимать двух рабочих. При ставке 9,95 дол. фирма в условиях чистой конкуренции будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции — только двух. При ставке 7,75 дол. фирма в условиях чистой конкуренции примет на работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — только трех. Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рисунке 2, данные МRС из таблицы -2 и сравнив их с рисунком 1.
Рисунок 1. Спрос производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции.
Цена ресурса (Заработная плата)
Количество требуемого ресурса
Кривая спроса производителя на ресурс в условиях несовершенной конкуренции падает вниз, поскольку предельный продукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста выпуска продукции.
Неудивительно, что производитель в условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем производитель в условиях чистой конкуренции. Относительное нежелание производителя при несовершенной конкуренции использовать больше ресурсов и соответственно производить больше продукции при снижении цен на ресурс является просто реакцией рынка ресурса на тенденцию к сокращению объема продукции на рынке при несовершенной конкуренции. При прочих равных условиях, предприниматель в условиях несовершенной конкуренции будет производить любого продукта меньше, чем при чистой конкуренции. Для производства этого меньшего количества продукции потребуется меньше ресурсов.
Но здесь уместна одна важная оговорка. Рыночная структура чистой монополии и олигополии могла бы способствовать техническому прогрессу, а также более высокому уровню производства, повышению занятости, снижению цен в долгосрочном периоде по сравнению с чисто конкурентным рынком. Кривая спроса на ресурсы в этих случаях не ограничена.
РЫНОЧНЫЙ СПРОС НА РЕСУРС
Можно ли теперь построить кривую рыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кривая общего, или рыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кривых спроса отдельных покупателей на рынке. Аналогичным способом кривую рыночного спроса на какой-то определенный ресурс можно построить точно так же, то есть, суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, использующих данный ресурс.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.