Экономические ресурсы
и факторы производства ……………………………………………………........…4
1.1.Основные понятия и определения.……………………………………………....4
1.2. Значение формирования цен на ресурсы ………................................................7
1.3. Сложности в образовании цен на ресурсы………..............................................8
1.3.1. Особенности формирования цен на факторы производства
в условиях современной России ……………………………….………….………..8
2. Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности
2.1. Спрос на ресурсы как производный спрос………….……………………..…...11
2.2. Предельный продукт в денежной форме (MRP)…..……………………….......11
2.3. Правило использования ресурсов: МRP = MRC……….………...……….....…13
2.4. МRP — это график спроса…………………………………………………..…..13
2.5. Cпрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….……………….15
2.6. Рыночный спрос на ресурс………………………………………………………17
3. Изменения в спросе на ресурс …………………………………………………………...17
3.1. Изменения в спросе на продукт…………………………..……………………..18
3.2. Изменение производительности………………………………….……………..18
3.3. Цены на другие ресурсы………………………………………………..………..19
4. Эластичность спроса на ресурс……………………………………………………...…..21
4.1. Коэффициент снижения МР…………………………………………………….22
4.2. Легкость ресурсозамещения…………………………………………………….22
4.3. Эластичность спроса на продукт……………………….……………………….23
4.4. Соотношение издержек на труд и общих издержек……………………………23
5. Оптимальное соотношение ресурсов……………………………………………….…..24
5.1. Правило наименьших издержек…………………………………………….…..24
5.2. Правило максимизации прибыли………………………………………………25
Заключение:…………………………………………….. …………………………………..28
Список литературы…………………………………………..………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.
Потребности человека принято делить на "материальные" и "духовные". Разумеется, это очень приблизительное деление, однако оно верно отражает "естественные" и "социальные" начала жизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностей менее хлопотно, чем материальных, - они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.
Потребности человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию представляет "закон возвышения потребностей". Рост потребностей постоянно подстегивает производство.
Итак, назначение производства - удовлетворение потребностей человека и общества. Достигается это в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком взаимодействии выступает человек, то мы можем сделать еще одно важное уточнение:
производство - это процесс преобразования природы человеком, - животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет ее себе.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ресурсы призводства - это совокупность тех природных, а социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на
четыре группы:
1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среда которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "невозобновляемые");
2) материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте которое к "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально - квалификационному и культурно - образовательному;
4) финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам.
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными".
Наряду с понятием "ресурсы производства" экоиомическая теория оперирует также понятием "факторы производства". В чем же их отличие?
Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, "факторы производства" - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, "ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это производягцне ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.
В экономической теории выделяют три основных фактора производства:
1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение:
- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";
- в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставлением "своей" земли);
2) "капитал" - так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства;
3) "труд" - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически-активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве).
Фактор "труд" включает и предпринимательство -уважаемую во всем мире деятельность, требующую способности к организации производства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают как самостоятельный фактор производства.
Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства: более заинтересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.
Теперь вернемся ко всем трем факторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара: "классическая" политэкономия признавала приоритет за трудом, тогда как марксистская традиция трактовала стоимость как результат только труда (в его абстрактном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Ее содержание сводится к следующим положениям.
Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту":
РЕСУРСЫ ФАКТОРЫ ДОХОД Ы
|
Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.
Производство есть взаимодействие трех его факторов - это технологическая характеристика производства. Но поскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государственной).
Не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Следовательно, его статус как "наемного работника" объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру приобрести акции, недвижимость и т.п.).
Мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории. Фактически ей посвящены все последующие лекции, ибо экономическая наука есть наука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересует не доходность, а процесс производства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капитала".
1.2.ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения формирования цен на ресурсы:
1. Денежные доходы. Самым важным в ценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при приобретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы.
2. Распределение ресурсов. Другим важным аспектом в формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздействия цен на ресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичной экономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызывает беспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.
3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе .
4. Вопросы экономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество этических аспектов и проблем экономической политики. В частности, безнравственный подход к установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долей дохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределение национального дохода между "доходами капиталистов" (прибылью, ссудным процентом, рентой) и "трудовым доходом" (заработной платой)? Следует ли вводить специальный налог на "избыток" прибыли? Необходимо ли государству устанавливать низший предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставок процента? Являются ли обоснованными текущие государственные субсидии фермерам?
1.3.СЛОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Точки зрения экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конкретным ресурсам и определенным рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и предложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от обычных.
Ситуация, кроме того, усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздействовать (или даже их вытеснять) политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.
СПРОС НА РЕСУРСЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ
ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
ВДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (М R Р)
Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от 1) производительности ресурса при создании товара и 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса. Другими словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, высоко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является феноменально эффективным в производстве того, что никто не хочет покупать!
Роль производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощи таблицы 1.
Таблица1: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистой конкуренции (гипотетические данные)
Единицы ресурса | Всего продукта | Предельный продукт(МР)∆(2) | Цена продукта | Общий доход (2х4) | Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) |
0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
1 | 7 | 7 | 2 | 14 | 14 |
2 | 13 | 6 | 2 | 26 | 12 |
3 | 18 | 5 | 2 | 36 | 10 |
4 | 22 | 4 | 2 | 44 | 8 |
5 | 25 | 3 | 2 | 50 | 6 |
6 | 27 | 2 | 2 | 54 | 4 |
7 | 28 | 1 | 2 | 56 | 2 |
Предполагается, что фирма приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в колонках 1—3 напоминают нам о возможности применения в данной ситуации закона убывающей доходности, в соответствии с которым предельный продукт труда (МР) падает ниже определенной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшение предельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.
Уже подчеркивалось, что производный спрос на ресурс зависит не только от производительности данного ресурса, но также и от цены на производимый с помощью данного ресурса продукт. В колонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта является постоянной, в данном случае равна 2 дол., ибо мы предполагаем существование конкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4, получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислить предельный продукт в денежном выражении (МRР) - прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае — труда). Он указан в колонке 6.
2.3.ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ:
М R Р = М R С
Цифровые данные МRР — колонки I и 6 — показывают значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяснить, почему это так, вначале нужно выяснить правило, которым руководствуется фирма для извлечения прибыли при применении любою ресурса. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения, как прироста общих издержек, так и прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков прирост общего дохода в результате использования каждого последующего нанятого рабочего. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельными издержками на ресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использования ресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает рабочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэтому она может увеличить свою прибыль, лишь уволив какое-то число рабочих. Читатель согласится, что данное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило максимизации прибыли — МR=МС, - использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.
МRР — ЭТО ГРАФИК СПРОСА
Поскольку цена на продукт и предельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавливается совокупным, или рыночным, предложением труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма небольшую долю совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину существующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции.
Соответственно, используя данные колонки 6 таблицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабочий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. — прирост совокупных издержек. Для каждого последующего рабочею, однако, МRС превышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же аргументацию, увидим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка заработной платы равна 9,95 дол., то наймут трех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пятерых. И так далее. Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике (кривой) показывает число рабочих, которых наняла бы фирма при каждой возможной ставке заработной платы. Графически это дано на рисунке 1.
Рисунок 1. Спрос производителя на ресурс в условиях чистой конкуренции.
Цена ресурса
(ставка з/платы)
Количество требуемого ресурса
Кривая МRР — это кривая спроса на ресурс. Расположение кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой конкуренции цена продукта является постоянной; следовательно, исключительно из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается.
РЫНОЧНЫЙ СПРОС НА РЕСУРС
Можно ли теперь построить кривую рыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кривая общего, или рыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кривых спроса отдельных покупателей на рынке. Аналогичным способом кривую рыночного спроса на какой-то определенный ресурс можно построить точно так же, то есть, суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, использующих данный ресурс.
ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ
Точно так же как изменения в ценах на другие продукты вызывают изменение спроса на какой-то определенный товар, так и изменения в ценах на другие ресурсы могут изменить спрос на какой-то конкретный ресурс. Как эффект воздействия изменения цены продукта Х на спрос на продукт Y зависит от того, являются ли Х и Y замещающими или дополняющими друг друга товарами , так и эффект воздействия изменения цены ресурса А на спрос на ресурс В будет зависеть от их взаимозаменяемости или степени их дополняемости.
Ресурсозаменители. Предположим, что в определенном производственном процессе технология такова, что труд и капитал являются замещающими друг друга. Другими словами, фирма может производить какую-то данную продукцию с относительно небольшим количеством труда и относительно большим количеством капитала и наоборот. Теперь допустим, что происходит падение цены на машинное оборудование. Соответствующее воздействие на спрос на труд явится результатом двух противоположных эффектов: эффекта замещения и эффекта объема продукции. Во-первых, снижение цены на машинное оборудование побуждает фирму замещать труд машинным оборудованием. Это явная приспособительная реакция, если фирма стремится произвести любое заданное количество продукции с наименьшими затратами. При данных ставках заработной платы в этом случае будет нанято меньшее количество труда. Короче говоря, эффект замещения снизит спрос на труд. Во-вторых, при падении цен на машинное оборудование также снижаются издержки производства при выпуске различных объемов продукции. С сокращением издержек фирме выгоднее производить и реализовать большее количество продукции. А такое увеличение объема производства приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд. В связи со снижением цены на машинное оборудование этот эффект объема продукции влечет за собой рост спроса на труд.
Эффекты замещения и объема продукции явно действуют в противоположном направлении. При падении цены на машинное оборудование эффект замещения снижает, а эффект объема продукции увеличивает спрос на труд. Фактически воздействие на спрос на труд будет зависеть от относительных величин этих двух противоположных эффектов. Если эффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то снижение цен на капитал приведет к снижению спроса на труд. Если справедливо обратное, то спрос на труд увеличится. Обобщаем: если эффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то изменение в цене ресурсозаменителя вызывает однонаправленное изменение в спросе на труд. Если эффект объема продукции превышает эффект замещения, то изменение в цене ресурсозаменителя вызывает разнонаправленное изменение в спросе на труд.
Взаимодополняемые ресурсы. Определенные продукты, такие, как камеры и пленка, компьютеры и программное обеспечение, называются взаимодополняемыми товарами в том смысле, что они "идут вместе", или спрос на них предъявляется одновременно. Ресурсы могут быть взаимодополняемыми в том смысле, что увеличение количества одного из них, применяемого в производственном процессе, повлечет за собой также увеличение количества другого ресурса и наоборот. Предположим, что мелкий производитель металлоизделий применяет штамповочные прессы в качестве главного элемента основного капитала. Каждый пресс сконструирован так, что им может управлять один рабочий; пресс не автоматизирован — он не будет работать сам по себе, — и вместе с тем второй рабочий будет не нужен.
Предположим, что значительные технологические нововведения в производстве этих прессов привели к существенному снижению их стоимости. Теперь не будет никакого негативного эффекта замещения, ибо труд и капитал должны применяться в фиксированных пропорциях — один человек на один станок. Капитал нельзя замещать трудом. Но в отношении труда действует позитивный эффект объема продукции. При прочих равных условиях, снижение цен на средства производства означает уменьшение издержек производства. Соответственно будет выгодным производить больший объем продукции. Поступая так, фирма будет использовать как больше капитала, так и больше труда. Если труд и капитал являются взаимодополняемыми, то снижение пены на машинное оборудование приводит к повышению спроса на труд в силу действия эффекта объема продукции. И наоборот, при повышении цены на капитал эффект объема продукции вызывает уменьшение спроса на труд. Наше обобщение: изменение в цене взаимодополняемого ресурса приводит к разнонаправленному изменению спроса на труд.
Суммируем: кривая спроса на труд повышается (сдвигается вправо), когда:
1) увеличивается спрос на (а соответственно и цена на) продукт, производимый этим трудом;
2) увеличивается производительность труда (МР);
3) уменьшается цена на рссурсозаменитель при условии, если эффект объема продукция сильнее эффекта замещения;
4) увеличивается цена на ресурсозамснитель при условии, если эффект замещения превышает эффект объема продукции;
5) снижается цена на взаимодополняемый ресурс.
КОЭФФИЦИЕНТ СНИЖЕНИЯ МР.
Важен также такой специфический показатель, как коэффициент снижения предельного продукта переменного ресурса. Если предельный продукт труда снижается медленно по мере его добавления к фиксированному количеству капитала, то МRР, или кривая спроса на труд, будет понижаться медленно и иметь тенденцию к высокой эластичности. Незначительное снижение цены на такой ресурс приводит к относительно большому возрастанию требуемого количества ресурса. И наоборот, если предельная производительность труда резко падает, то МRР, или кривая спроса на труд, быстро понижается. Это означает, что относительно большое снижение ставки заработной платы сопровождается весьма скромным повышением количества нанимаемого труда; спрос на ресурс будет неэластичным.
ЛЕГКОСТЬ РЕСУРСОЗАМЕЩЕНИЯ.
Степень, с которой способны взаимозамещаться ресурсы, является очень важным показателем эластичности. Чем больше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на определенный ресурс. Если производитель мебели считает, что пять или шесть различных пород дерева в равной степени подходят для изготовления кофейных столиков, то повышение цены на одну из пород дерева может вызвать резкое падение спроса на нее, так как производитель может легко заменить эту породу дерева другими породами. В другом крайнем случае замещение может оказаться невозможным: бокситы абсолютно необходимы для производства алюминия. Это значит, что спрос па бокситы со стороны производителей алюминия имеет тенденцию быть очень неэластичным.
Важно заметить, что особую роль в процессе замещения ресурсов играет время. Например, водители грузовиков какой-то фирмы могут добиться существенного повышения заработной платы наряду с незначительным или наступающим не сразу снижением занятости. Но через какое-то с время, так как грузовики изнашиваются и заменяют, фирма может закупить грузовики большей грузоподъемности и тем самым, обеспечив доставку того же количества продукции, но с меньшим числом водителей. Кроме того, по мере износа грузовиков фирма может привлечь совершенно другие средства транспортировки. Другой пример: "Боинг 737—300" был специально сконструирован для двух пилотов, а не для традиционных трех.
4. 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ПРОДУКТ.
Эластичность спроса на какой-либо ресурс зависит от эластичности спроса на производимый с его помощью продукт. Чем выше эластичность спроси на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс. Производный характер спроса на ресурс должен был подвести нас к ожиданию подобной взаимозависимости. Небольшое повышение цены продукта с большой эластичностью спроса вызывает резкое снижение выпуска продукции и соответственно относительно большое сокращение количества различных ресурсов, на которые предъявляется спрос. А это со всей очевидностью наводит на мысль, что спрос на данный ресурс является эластичным. В самом деле, проведенное сравнение спроса на ресурс, когда продукция реализуется в условиях чистой конкуренции (табл. 1 и рис. 1), с одной стороны. и в условиях несовершенной конкуренции (табл. 2 и рис. 2) — с другой, уже показало, что, при прочих равных условиях, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.
4.4. СООТНОШЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК НА ТРУД И ОБЩИХ ИЗДЕРЖЕК.
Наконец, чем больше общих издержек производства приходится ни какой-то ресурс, тем выпи эластичность спроса на данный ресурс. Логическое обоснование этого вполне очевидно. В предельном случае если затраты на труд были бы единственными издержками производства, то 20%-ное повышение ставки заработной платы вызвало бы сдвиг вверх кривой издержек фирмы на 20%. При заданной эластичности спроса на продукт такой существенный рост издержек привел бы к относительно большому снижению продаж и резкому сокращению количества требуемого труда. Спрос на труд имел бы тенденцию к эластичности. Не если затраты на труд составили бы 50% издержек производства, то 20%-ный рост ставки заработной платы вызвал бы повышение издержек только на 10%. При той же самой эластичности спроса на продукт последовало бы относительно небольшое сокращение продаж и соответственно уменьшение количества труда. Спрос на труд имел бы тенденцию к неэластичности.
Экономические ресурсы
и факторы производства ……………………………………………………........…4
1.1.Основные понятия и определения.……………………………………………....4
1.2. Значение формирования цен на ресурсы ………................................................7
1.3. Сложности в образовании цен на ресурсы………..............................................8
1.3.1. Особенности формирования цен на факторы производства
в условиях современной России ……………………………….………….………..8
2. Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности
2.1. Спрос на ресурсы как производный спрос………….……………………..…...11
2.2. Предельный продукт в денежной форме (MRP)…..……………………….......11
2.3. Правило использования ресурсов: МRP = MRC……….………...……….....…13
2.4. МRP — это график спроса…………………………………………………..…..13
2.5. Cпрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….……………….15
2.6. Рыночный спрос на ресурс………………………………………………………17
3. Изменения в спросе на ресурс …………………………………………………………...17
3.1. Изменения в спросе на продукт…………………………..……………………..18
3.2. Изменение производительности………………………………….……………..18
3.3. Цены на другие ресурсы………………………………………………..………..19
4. Эластичность спроса на ресурс……………………………………………………...…..21
4.1. Коэффициент снижения МР…………………………………………………….22
4.2. Легкость ресурсозамещения…………………………………………………….22
4.3. Эластичность спроса на продукт……………………….……………………….23
4.4. Соотношение издержек на труд и общих издержек……………………………23
5. Оптимальное соотношение ресурсов……………………………………………….…..24
5.1. Правило наименьших издержек…………………………………………….…..24
5.2. Правило максимизации прибыли………………………………………………25
Заключение:…………………………………………….. …………………………………..28
Список литературы…………………………………………..………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.
Потребности человека принято делить на "материальные" и "духовные". Разумеется, это очень приблизительное деление, однако оно верно отражает "естественные" и "социальные" начала жизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностей менее хлопотно, чем материальных, - они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.
Потребности человека безграничны и постоянно растут. В экономической теории эту тенденцию представляет "закон возвышения потребностей". Рост потребностей постоянно подстегивает производство.
Итак, назначение производства - удовлетворение потребностей человека и общества. Достигается это в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком взаимодействии выступает человек, то мы можем сделать еще одно важное уточнение:
производство - это процесс преобразования природы человеком, - животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет ее себе.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ресурсы призводства - это совокупность тех природных, а социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на
четыре группы:
1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среда которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "невозобновляемые");
2) материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются результатом производства;
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте которое к "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально - квалификационному и культурно - образовательному;
4) финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам.
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными".
Наряду с понятием "ресурсы производства" экоиомическая теория оперирует также понятием "факторы производства". В чем же их отличие?
Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, "факторы производства" - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; следовательно, "ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это производягцне ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.
В экономической теории выделяют три основных фактора производства:
1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение:
- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";
- в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставлением "своей" земли);
2) "капитал" - так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства;
3) "труд" - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически-активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве).
Фактор "труд" включает и предпринимательство -уважаемую во всем мире деятельность, требующую способности к организации производства, умения ориентироваться в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В западной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают как самостоятельный фактор производства.
Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства: более заинтересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.
Теперь вернемся ко всем трем факторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара: "классическая" политэкономия признавала приоритет за трудом, тогда как марксистская традиция трактовала стоимость как результат только труда (в его абстрактном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Ее содержание сводится к следующим положениям.
Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту":
РЕСУРСЫ ФАКТОРЫ ДОХОД Ы
|
Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и равноправными партнерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого участника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.
Производство есть взаимодействие трех его факторов - это технологическая характеристика производства. Но поскольку каждый фактор представлен его собственником, то производство приобретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат производственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные институты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государственной).
Не всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Следовательно, его статус как "наемного работника" объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру приобрести акции, недвижимость и т.п.).
Мера доходности каждого фактора в конкретных экономических условиях - одна из центральных проблем экономической теории. Фактически ей посвящены все последующие лекции, ибо экономическая наука есть наука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересует не доходность, а процесс производства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капитала".
1.2.ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения формирования цен на ресурсы:
1. Денежные доходы. Самым важным в ценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при приобретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли) домохозяйств, предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы.
2. Распределение ресурсов. Другим важным аспектом в формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздействия цен на ресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичной экономике эффективное распределение ресурсов с течением времени вызывает беспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.
3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые можно использовать в производственном процессе .
4. Вопросы экономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, влияющих на формирование цен на ресурсы, существует множество этических аспектов и проблем экономической политики. В частности, безнравственный подход к установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распределении личных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долей дохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределение национального дохода между "доходами капиталистов" (прибылью, ссудным процентом, рентой) и "трудовым доходом" (заработной платой)? Следует ли вводить специальный налог на "избыток" прибыли? Необходимо ли государству устанавливать низший предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставок процента? Являются ли обоснованными текущие государственные субсидии фермерам?
1.3.СЛОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Точки зрения экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конкретным ресурсам и определенным рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и использование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и предложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от обычных.
Ситуация, кроме того, усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздействовать (или даже их вытеснять) политика и практические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.