ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономические ресурсы

и факторы производства ……………………………………………………........…4

1.1.Основные понятия и определения.……………………………………………....4

1.2. Значение формирования цен на ресурсы ………................................................7

1.3. Сложности в образовании цен на ресурсы………..............................................8

1.3.1. Особенности формирования  цен на  факторы  производства

 в условиях современной России ……………………………….………….………..8

       2.    Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности

       2.1. Спрос на ресурсы как производный спрос………….……………………..…...11

2.2. Предельный продукт в денежной форме (MRP)…..……………………….......11

2.3. Правило использования ресурсов: МRP = MRC……….………...……….....…13

2.4. МRP — это график спроса…………………………………………………..…..13

       2.5. Cпрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….……………….15

2.6. Рыночный спрос на ресурс………………………………………………………17

3. Изменения в спросе на ресурс …………………………………………………………...17

3.1. Изменения в спросе на продукт…………………………..……………………..18

3.2. Изменение производительности………………………………….……………..18

3.3. Цены на другие ресурсы………………………………………………..………..19

4. Эластичность спроса на ресурс……………………………………………………...…..21

       4.1. Коэффициент снижения МР…………………………………………………….22

       4.2. Легкость ресурсозамещения…………………………………………………….22

4.3. Эластичность спроса на продукт……………………….……………………….23

4.4. Соотношение издержек на труд и общих из­держек……………………………23

5. Оптимальное соотношение ресурсов……………………………………………….…..24

       5.1. Правило наименьших издержек…………………………………………….…..24

       5.2. Правило максимизации прибыли………………………………………………25

Заключение:…………………………………………….. …………………………………..28

Список литературы…………………………………………..………………………30

ВВЕДЕНИЕ

Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.

Потребности человека принято делить на "материаль­ные" и "духовные". Разумеется, это очень приблизительное деление, однако оно верно отражает "естественные" и "социальные" начала жизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностей менее хлопотно, чем материальных, - они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.

Потребности человека безграничны и постоянно рас­тут. В экономической теории эту тенденцию представляет "закон возвышения потребностей". Рост потребностей пос­тоянно подстегивает производство.

Итак, назначение производства - удовлетворение пот­ребностей человека и общества. Достигается это в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком взаимодействии выступает человек, то мы можем сделать еще одно важное уточнение:

производство - это процесс преобразования природы чело­веком, - животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет ее себе.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 Ресурсы призводства - это совокупность тех природных, а социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на

четыре группы:

1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среда которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "невозобновляемые");

2) материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются ре­зультатом производства;

3) трудовые - население в трудоспособном возрасте которое к "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессиональ­но - квалификационному и культурно - образовательному;

4) финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информацион­ным ресурсам.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными".

Наряду с понятием "ресурсы производства" экоиомическая теория оперирует также понятием "факторы  производства". В чем же их отличие?

Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, "факторы про­изводства" - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; сле­довательно, "ресурсы производства" - понятие более ши­рокое, чем "факторы производства". Иными словами, фак­торы производства - это производягцне ресурсы.

В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.

В экономической теории выделяют три основных фак­тора производства:

 

 

1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение:

- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновремен­но выступает и "предметом труда", и "средством труда";

- в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставле­нием "своей" земли);

2) "капитал" - так называют материальные и финан­совые ресурсы в системе   факторов производства;

3) "труд" - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически-активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве).

Фактор "труд" включает и предпринимательство -уважаемую во всем мире деятельность, требующую способ­ности к организации производства, умения ориентировать­ся в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В запад­ной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают как самостоятельный фактор производства.

Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства: более заин­тересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.

Теперь вернемся ко всем трем факторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара: "классическая" политэкономия признавала приори­тет за трудом, тогда как марксистская традиция тракто­вала стоимость как результат только труда (в его абстрак­тном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Ее содержание сводится к следующим положениям.

Каждый фактор производства способен принести сво­ему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту":

РЕСУРСЫ          ФАКТОРЫ         ДОХОД Ы

 
"природные"     "земля"   "рента" "материальные"    "капитал" "процент" "финансовые" "трудовые"           "труд"  "зарплата"  

 

 


Доходность всех факторов означает, что все их со­бственники выступают независимыми и равноправными парт­нерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого учас­тника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.

Производство есть взаимодей­ствие трех его факторов - это технологическая характеристика производства. Но поскольку каждый фак­тор представлен его собственником, то производство при­обретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат про­изводственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные инсти­туты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государ­ственной).

Не  всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Следовательно, его статус как "наемного работника" объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру приобрести акции, недвижимость и т.п.).

Мера доходности каждого фактора в конкретных эко­номических условиях - одна из центральных проблем эко­номической теории. Фактически ей посвящены все последу­ющие лекции, ибо экономическая наука есть наука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересует не доходность, а процесс производ­ства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капи­тала".

 

 

1.2.ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ

Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения форми­рования цен на ресурсы:

1. Денежные доходы. Самым важным в ценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при при­обретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли) домохозяйств, предлага­ющих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы.

2. Распределение ресурсов. Другим важным аспек­том в формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздейст­вия цен на ресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичной экономике эффектив­ное распределение ресурсов с течением времени вы­зывает беспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.

3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы опре­деляют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые мо­жно использовать в производственном процессе .

4. Вопросы экономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, вли­яющих на формирование цен на ресурсы, суще­ствует множество этических аспектов и проблем экономической политики. В частности, безнрав­ственный подход к установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распре­делении личных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долей дохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределение национального дохода между "доходами капиталистов" (прибылью, ссуд­ным процентом, рентой) и "трудовым доходом" (заработной платой)? Следует ли вводить спе­циальный налог на "избыток" прибыли? Необ­ходимо ли государству устанавливать низший предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставок процента? Являются ли обосно­ванными текущие государственные субсидии фе­рмерам?

1.3.СЛОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ

 

Точки зрения экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конк­ретным ресурсам и определенным рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и ис­пользование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и пред­ложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут силь­но отклоняться от обычных.

Ситуация, кроме того, усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздей­ствовать (или даже их вытеснять) политика и прак­тические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.


СПРОС НА РЕСУРСЫ

В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

ВДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (М R Р)

Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от 1) производительности ресурса при со­здании товара и 2) рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресу­рса. Другими словами, ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, вы­соко оцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны, спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можно лишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом у домохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который является феноменально эффектив­ным в производстве того, что никто не хочет по­купать!

Роль производительности и цены продукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощи таблицы 1.

Таблица1: Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистой конкуренции (гипотетические данные)

Единицы ресурса Всего продукта Предельный продукт(МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5)
0 0 0 2 0 0
1 7 7 2 14 14
2 13 6 2 26 12
3 18 5 2 36 10
4 22 4 2 44 8
5 25 3 2 50 6
6 27 2 2 54 4
7 28 1 2 56 2

 

Предполагается, что фирма приобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные в колонках 1—3 напоминают нам о возмож­ности применения в данной ситуации закона убыва­ющей доходности, в соответствии с которым пре­дельный продукт труда (МР) падает ниже опре­деленной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшение предельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.

Уже подчеркивалось, что производный спрос на ресурс зависит не только от производительности данного ресурса, но также и от цены на произ­водимый с помощью данного ресурса продукт. В ко­лонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта является постоянной, в данном случае ра­вна 2 дол., ибо мы предполагаем существование конкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4, получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислить предельный продукт в де­нежном выражении (МRР) - прирост общего дохода в результате применения каждой дополни­тельной единицы переменного вводимого фактора производства (в данном случае — труда). Он указан в колонке 6.

 

 

2.3.ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ:

М R Р = М R С

Цифровые данные МRР — колонки I и 6 — показыва­ют значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяс­нить, почему это так, вначале нужно выяснить пра­вило, которым руководствуется фирма для извлече­ния прибыли при применении любою ресурса. Что­бы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого дан­ного вида ресурса до тех пор, пока каждая последу­ющая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения, как приро­ста общих издержек, так и прироста общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса. Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков прирост общего дохода в резуль­тате использования каждого последующего нанято­го рабочего. Величина, на которую каждая допол­нительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельны­ми издержками на ресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использо­вания ресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительные еди­ницы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Если число рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRР последнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получит прибыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемых таково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает ра­бочих, которые "не оплачивают сами себя", и поэто­му она может увеличить свою прибыль, лишь уво­лив какое-то число рабочих. Читатель согласится, что данное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило максимизации прибыли — МR=МС, - использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.

МRР — ЭТО ГРАФИК СПРОСА

Поскольку цена на продукт и предельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и цена на ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма использует ресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы устанавлива­ется совокупным, или рыночным, предложением труда или рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставку заработной платы, потому что она нанимает весьма неболь­шую долю совокупного объема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину сущест­вующей ставки заработной платы для каждого нанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Из этого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставка заработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих в условиях конкуренции.

Соответственно, используя данные колонки 6 та­блицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95 дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабо­чий обеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. — прирост сово­купных издержек. Для каждого последующего рабо­чею, однако, МRС превышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этих рабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту же аргументацию, уви­дим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второго рабочего. Аналогично: если ставка зара­ботной платы равна 9,95 дол., то наймут трех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пя­терых. И так далее. Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этом графике (кривой) показывает число рабо­чих, которых наняла бы фирма при каждой возмож­ной ставке заработной платы. Графически это дано на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Спрос производителя на ресурс в условиях чистой конкуренции.

 

 

Цена ресурса

(ставка з/платы)                                                         
                                          Количество требуемого ресурса

 

Кривая МRР — это кривая спроса на ресурс. Расположе­ние кривой зависит от предельной производительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой кон­куренции цена продукта является постоянной; следовате­льно, исключительно из-за убывающей предельной произ­водительности кривая спроса на ресурс плавно понижает­ся.

 


РЫНОЧНЫЙ СПРОС НА РЕСУРС

Можно ли теперь построить кривую рыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кри­вая общего, или рыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кри­вых спроса отдельных покупателей на рынке. Ана­логичным способом кривую рыночного спроса на какой-то определенный ресурс можно построить то­чно так же, то есть, суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, ис­пользующих данный ресурс.

 

ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ

Точно так же как изменения в ценах на другие продукты вызывают изменение спроса на какой-то определенный товар, так и изменения в ценах на другие ресурсы могут изменить спрос на какой-то конкретный ресурс. Как эффект воздействия измене­ния цены продукта Х на спрос на продукт Y зависит от того, являются ли Х и Y замещающими или дополняющими друг друга товарами , так и эффект воздействия изменения цены ресурса А на спрос на ресурс В будет зависеть от их взаимозаме­няемости или степени их дополняемости.

Ресурсозаменители. Предположим, что в опреде­ленном производственном процессе технология та­кова, что труд и капитал являются замещающими друг друга. Другими словами, фирма может произ­водить какую-то данную продукцию с относительно небольшим количеством труда и относительно большим количеством капитала и наоборот. Теперь допустим, что происходит падение цены на машин­ное оборудование. Соответствующее воздействие на спрос на труд явится результатом двух противопо­ложных эффектов: эффекта замещения и эффекта объема продукции. Во-первых, снижение цены на машинное оборудование побуждает фирму заме­щать труд машинным оборудованием. Это явная приспособительная реакция, если фирма стремится произвести любое заданное количество продукции с наименьшими затратами. При данных ставках за­работной платы в этом случае будет нанято мень­шее количество труда. Короче говоря, эффект замещения снизит спрос на труд. Во-вторых, при падении цен на машинное оборудование также сни­жаются издержки производства при выпуске различ­ных объемов продукции. С сокращением издержек фирме выгоднее производить и реализовать боль­шее количество продукции. А такое увеличение объ­ема производства приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд. В связи со снижением цены на машинное оборудование этот эффект объема продукции влечет за собой рост спроса на труд.

Эффекты замещения и объема продукции явно действуют в противоположном направлении. При падении цены на машинное оборудование эффект замещения снижает, а эффект объема продукции увеличивает спрос на труд. Фактически воздействие на спрос на труд будет зависеть от относительных величин этих двух противоположных эффектов. Если эффект замещения перевешивает эффект объ­ема продукции, то снижение цен на капитал приведет к снижению спроса на труд. Если спра­ведливо обратное, то спрос на труд увеличится. Обобщаем: если эффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то изменение в цене ресурсозаменителя вызывает однонаправленное из­менение в спросе на труд. Если эффект объема продукции превышает эффект замещения, то из­менение в цене ресурсозаменителя вызывает разнонаправленное изменение в спросе на труд.

Взаимодополняемые ресурсы. Определенные продукты, такие, как камеры и пленка, компьютеры и программное обеспечение, называются взаимодополняемыми то­варами в том смысле, что они "идут вместе", или спрос на них предъявляется одновременно. Ресурсы могут быть взаимодополняемыми в том смысле, что увеличение количества одного из них, применя­емого в производственном процессе, повлечет за собой также увеличение количества другого ресурса и наоборот. Предположим, что мелкий производи­тель металлоизделий применяет штамповочные прессы в качестве главного элемента основного капитала. Каждый пресс сконструирован так, что им может управлять один рабочий; пресс не автомати­зирован — он не будет работать сам по себе, — и вместе с тем второй рабочий будет не нужен.

Предположим, что значительные технологи­ческие нововведения в производстве этих прессов привели к существенному снижению их стоимости. Теперь не будет никакого негативного эффекта замещения, ибо труд и капитал должны приме­няться в фиксированных пропорциях — один че­ловек на один станок. Капитал нельзя замещать трудом. Но в отношении труда действует по­зитивный эффект объема продукции. При прочих равных условиях, снижение цен на средства про­изводства означает уменьшение издержек произ­водства. Соответственно будет выгодным про­изводить больший объем продукции. Поступая так, фирма будет использовать как больше ка­питала, так и больше труда. Если труд и капитал являются взаимодополняемыми, то снижение пены на машинное оборудование приводит к повыше­нию спроса на труд в силу действия эффекта объема продукции. И наоборот, при повышении цены на капитал эффект объема продукции вы­зывает уменьшение спроса на труд. Наше обо­бщение: изменение в цене взаимодополняемого ре­сурса приводит к разнонаправленному изменению спроса на труд.

Суммируем: кривая спроса на труд повыша­ется (сдвигается вправо), когда:

1) увеличивается спрос на (а соответственно и цена на) продукт, производимый этим трудом;

2) увеличивается производительность труда (МР);

3) уменьшается цена на рссурсозаменитель при условии, если эффект объема продукция сильнее эффекта замещения;

4) увеличивается цена на ресурсозамснитель при условии, если эффект замещения превышает эффект объема продукции;

5) снижается цена на взаимодополняемый ре­сурс.

 

КОЭФФИЦИЕНТ СНИЖЕНИЯ МР.

 Важен также та­кой специфический показатель, как коэффициент снижения предельного продукта переменного ресур­са. Если предельный продукт труда снижается мед­ленно по мере его добавления к фиксированному коли­честву капитала, то МRР, или кривая спроса на труд, будет понижаться медленно и иметь тенден­цию к высокой эластичности. Незначительное сниже­ние цены на такой ресурс приводит к относительно большому возрастанию требуемого количества ре­сурса. И наоборот, если предельная производитель­ность труда резко падает, то МRР, или кривая спроса на труд, быстро понижается. Это означает, что относительно большое снижение ставки зара­ботной платы сопровождается весьма скромным по­вышением количества нанимаемого труда; спрос на ресурс будет неэластичным.

 

ЛЕГКОСТЬ РЕСУРСОЗАМЕЩЕНИЯ.

 

Степень, с ко­торой способны взаимозамещаться ресурсы, яв­ляется очень важным показателем эластичности. Чем больше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спроса на опре­деленный ресурс. Если производитель мебели счи­тает, что пять или шесть различных пород дерева в равной степени подходят для изготовления ко­фейных столиков, то повышение цены на одну из пород дерева может вызвать резкое падение спроса на нее, так как производитель может легко заменить эту породу дерева другими породами. В другом крайнем случае замещение может ока­заться невозможным: бокситы абсолютно необ­ходимы для производства алюминия. Это значит, что спрос па бокситы со стороны производителей алюминия имеет тенденцию быть очень неэла­стичным.

Важно заметить, что особую роль в процессе замещения ресурсов играет время. Например, води­тели грузовиков какой-то фирмы могут добиться существенного повышения заработной платы на­ряду с незначительным или наступающим не сразу снижением занятости. Но через какое-то с время, так как грузовики изнашиваются и заменяют, фирма может закупить грузовики боль­шей грузоподъемности и тем самым, обеспечив доставку того же количества продукции, но с мень­шим числом водителей. Кроме того, по мере износа грузовиков фирма может привлечь со­вершенно другие средства транспортировки. Другой пример: "Боинг 737—300" был специально ско­нструирован для двух пилотов, а не для тра­диционных трех.

 

4. 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА ПРОДУКТ.

 Эластичность спроса на какой-либо ресурс зависит от эластич­ности спроса на производимый с его помощью продукт. Чем выше эластичность спроси на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс. Производ­ный характер спроса на ресурс должен был подвести нас к ожиданию подобной взаимозависимости. Небольшое повышение цены продукта с большой эластичностью спроса вызывает резкое снижение выпуска продукции и соответственно относительно большое сокращение количества различных ресур­сов, на которые предъявляется спрос. А это со всей очевидностью наводит на мысль, что спрос на данный ресурс является эластичным. В самом деле, проведенное сравнение спроса на ресурс, когда продукция реализуется в условиях чистой конкурен­ции (табл. 1 и рис. 1), с одной стороны. и в условиях несовершенной конкуренции (табл. 2 и рис. 2) — с другой, уже показало, что, при прочих равных условиях, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спроса на ресурс.

 

4.4. СООТНОШЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК НА ТРУД И ОБЩИХ ИЗ­ДЕРЖЕК.

 Наконец, чем больше общих издержек про­изводства приходится ни какой-то ресурс, тем выпи эластичность спроса на данный ресурс. Логическое обоснование этого вполне очевидно. В предельном случае если затраты на труд были бы единствен­ными издержками производства, то 20%-ное по­вышение ставки заработной платы вызвало бы сдвиг вверх кривой издержек фирмы на 20%. При заданной эластичности спроса на продукт такой существенный рост издержек привел бы к отно­сительно большому снижению продаж и резкому сокращению количества требуемого труда. Спрос на труд имел бы тенденцию к эластичности. Не если затраты на труд составили бы 50% издержек производства, то 20%-ный рост ставки заработной платы вызвал бы повышение издержек только на 10%. При той же самой эластичности спроса на продукт последовало бы относительно небольшое сокращение продаж и соответственно уменьшение количества труда. Спрос на труд имел бы тен­денцию к неэластичности.

 

 

Экономические ресурсы

и факторы производства ……………………………………………………........…4

1.1.Основные понятия и определения.……………………………………………....4

1.2. Значение формирования цен на ресурсы ………................................................7

1.3. Сложности в образовании цен на ресурсы………..............................................8

1.3.1. Особенности формирования  цен на  факторы  производства

 в условиях современной России ……………………………….………….………..8

       2.    Спрос на ресурсы в соответствии с теорией предельной производительности

       2.1. Спрос на ресурсы как производный спрос………….……………………..…...11

2.2. Предельный продукт в денежной форме (MRP)…..……………………….......11

2.3. Правило использования ресурсов: МRP = MRC……….………...……….....…13

2.4. МRP — это график спроса…………………………………………………..…..13

       2.5. Cпрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….……………….15

2.6. Рыночный спрос на ресурс………………………………………………………17

3. Изменения в спросе на ресурс …………………………………………………………...17

3.1. Изменения в спросе на продукт…………………………..……………………..18

3.2. Изменение производительности………………………………….……………..18

3.3. Цены на другие ресурсы………………………………………………..………..19

4. Эластичность спроса на ресурс……………………………………………………...…..21

       4.1. Коэффициент снижения МР…………………………………………………….22

       4.2. Легкость ресурсозамещения…………………………………………………….22

4.3. Эластичность спроса на продукт……………………….……………………….23

4.4. Соотношение издержек на труд и общих из­держек……………………………23

5. Оптимальное соотношение ресурсов……………………………………………….…..24

       5.1. Правило наименьших издержек…………………………………………….…..24

       5.2. Правило максимизации прибыли………………………………………………25

Заключение:…………………………………………….. …………………………………..28

Список литературы…………………………………………..………………………30

ВВЕДЕНИЕ

Производство - это деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человеку необходимые ему блага. Их надо производить. Вот почему производство есть объективная необходимость.

Потребности человека принято делить на "материаль­ные" и "духовные". Разумеется, это очень приблизительное деление, однако оно верно отражает "естественные" и "социальные" начала жизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностей менее хлопотно, чем материальных, - они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.

Потребности человека безграничны и постоянно рас­тут. В экономической теории эту тенденцию представляет "закон возвышения потребностей". Рост потребностей пос­тоянно подстегивает производство.

Итак, назначение производства - удовлетворение пот­ребностей человека и общества. Достигается это в ходе взаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной ("субъектом") в таком взаимодействии выступает человек, то мы можем сделать еще одно важное уточнение:

производство - это процесс преобразования природы чело­веком, - животные приспосабливаются к природе, человек же подчиняет ее себе.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 Ресурсы призводства - это совокупность тех природных, а социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы принято делить на

четыре группы:

1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среда которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "невозобновляемые");

2) материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются ре­зультатом производства;

3) трудовые - население в трудоспособном возрасте которое к "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессиональ­но - квалификационному и культурно - образовательному;

4) финансовые - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информацион­ным ресурсам.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными".

Наряду с понятием "ресурсы производства" экоиомическая теория оперирует также понятием "факторы  производства". В чем же их отличие?

Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это - те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, "факторы про­изводства" - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы; сле­довательно, "ресурсы производства" - понятие более ши­рокое, чем "факторы производства". Иными словами, фак­торы производства - это производягцне ресурсы.

В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.

В экономической теории выделяют три основных фак­тора производства:

 

 

1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение:

- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновремен­но выступает и "предметом труда", и "средством труда";

- в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставле­нием "своей" земли);

2) "капитал" - так называют материальные и финан­совые ресурсы в системе   факторов производства;

3) "труд" - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически-активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве).

Фактор "труд" включает и предпринимательство -уважаемую во всем мире деятельность, требующую способ­ности к организации производства, умения ориентировать­ся в рыночной конъюнктуре и бесстрашия риска. В запад­ной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что его деятельность рассматривают как самостоятельный фактор производства.

Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного производства: более заин­тересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можно отыскать.

Теперь вернемся ко всем трем факторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара: "классическая" политэкономия признавала приори­тет за трудом, тогда как марксистская традиция тракто­вала стоимость как результат только труда (в его абстрак­тном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практике экономисты исходят из концепции, получившей название "теория трех факторов". Ее содержание сводится к следующим положениям.

Каждый фактор производства способен принести сво­ему владельцу доход: "капитал" приносит "процент", "труд" - "зарплату", а "земля" - "ренту":

РЕСУРСЫ          ФАКТОРЫ         ДОХОД Ы

 
"природные"     "земля"   "рента" "материальные"    "капитал" "процент" "финансовые" "трудовые"           "труд"  "зарплата"  

 

 


Доходность всех факторов означает, что все их со­бственники выступают независимыми и равноправными парт­нерами. Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости, ибо доходы каждого учас­тника производства соответствуют вкладу принадлежащего ему фактора в создание совокупного дохода.

Производство есть взаимодей­ствие трех его факторов - это технологическая характеристика производства. Но поскольку каждый фак­тор представлен его собственником, то производство при­обретает общественный характер, становится социальным процессом. Производство превращается в результат про­изводственных отношений между собственниками факторов производства. А так как в роли собственников могут выступать и индивиды, и их группы, и социальные инсти­туты, то производство представлено взаимоотношением различных экономических субъектов (или - разных форм собственности - индивидуальной, коллективной, государ­ственной).

Не  всякий собственник фактора производства непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Однако это - привилегия собственников лишь отчуждаемых факторов производства - "земли" и "капитала". Способность же к труду передать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор "труд", должен всегда принимать непосредственное участие в производстве. Следовательно, его статус как "наемного работника" объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторы производства (к примеру приобрести акции, недвижимость и т.п.).

Мера доходности каждого фактора в конкретных эко­номических условиях - одна из центральных проблем эко­номической теории. Фактически ей посвящены все последу­ющие лекции, ибо экономическая наука есть наука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересует не доходность, а процесс производ­ства как система взаимодействия "труда", "земли" и "капи­тала".

 

 

1.2.ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ

Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающих необходимость изучения форми­рования цен на ресурсы:

1. Денежные доходы. Самым важным в ценах на ресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий на денежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при при­обретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли) домохозяйств, предлага­ющих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы.

2. Распределение ресурсов. Другим важным аспек­том в формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг покупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздейст­вия цен на ресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичной экономике эффектив­ное распределение ресурсов с течением времени вы­зывает беспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.

3. Минимизация издержек. Для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровне технологии именно цены на ресурсы опре­деляют то количество земли, труда, капитала и предпринимательских способностей, которые мо­жно использовать в производственном процессе .

4. Вопросы экономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов, вли­яющих на формирование цен на ресурсы, суще­ствует множество этических аспектов и проблем экономической политики. В частности, безнрав­ственный подход к установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распре­делении личных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долей дохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределение национального дохода между "доходами капиталистов" (прибылью, ссуд­ным процентом, рентой) и "трудовым доходом" (заработной платой)? Следует ли вводить спе­циальный налог на "избыток" прибыли? Необ­ходимо ли государству устанавливать низший предел заработной платы в виде законодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставок процента? Являются ли обосно­ванными текущие государственные субсидии фе­рмерам?

1.3.СЛОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ

 

Точки зрения экономистов на основные принципы образования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительные разногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основных принципов следует применять к конк­ретным ресурсам и определенным рынкам. Если экономисты едины в том, что ценообразование и ис­пользование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и пред­ложения, то они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут силь­но отклоняться от обычных.

Ситуация, кроме того, усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздей­ствовать (или даже их вытеснять) политика и прак­тические меры государства, фирм и профсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.