Методы оценки стоимости Internet – компаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходя из накопленного американского опыта по стандартизации терминов (имеются в виду стандарты ВSА) в области оценки стоимости бизнеса, позаимствуем основополагающие понятия и категории.

Оценка — акт или, иначе, процесс определения стоимости бизнеса.

Оценка бизнеса — акт или процесс подготовки заключения или определения стоимости предприятия или доли в капитале, которая принадлежит акционерам.

Оцененная СТОИМОСТЬ — это стоимость бизнеса, установленная оценщиком.

Стоимость действующего предприятия — стоимость функционирующего предприятия или доли в капитале, которая принадлежит акционерам.

Балансовая стоимость компании — разница между общей стоимостью активов (за вычетом износа и использованных ресурсов) и общей суммой обязательств в соответствии с данным балансом. Является синонимом чистого капитала, чистой стоимости и акционерного капитала.

Обоснованная рыночная СТОИМОСТЬ — наиболее вероятная цена, по которой совершается акт купли-продажи компании, когда обе стороны заинтересованы в сделке, действуют не по принуждению и обладают достаточно полной информацией об условиях сделки и считают их справедливыми.

Гудвилл ( goodwill ) — нематериальные активы компании, которые складываются из имиджа Предприятия, его деловой репутации, характера взаимоотношений с клиентурой, местонахождения номенклатуры производимой продукции и др. Отдельно гудвилл (доброе имя) обычно не оценивается, а входит в общую стоимость бизнеса. Он служит важным источником получения прибыли в составе комплексной оценки стоимости бизнеса.

Подход к оценке СТОИМОСТИ бизнеса — общий способ определения стоимости, в рамках которого используется один или более методов оценки.

Метод оценки СТОИМОСТИ бизнеса - способ определения стоимости, который варьируется в зависимости от подхода к оценке стоимости.

Процедуры оценки стоимости бизнеса — операции, способы и технические приемы при выполнении этапов, соответствующих данному методу оценки стоимости.

Обобщающим (интегральным) показателем оценки эффективности функционирования Интернет-компании считается достигнутая ею рыночная стоимость. Ее часто называют оценкой стоимости бизнеса. Этот обобщающий (интегральный) показатель призван характеризовать реальное экономическое и финансовое состояние предприятия, а также отражать динамику изменения его стоимости. По своему существу это обобщающий (интегральный) показатель, который отражает реально достигнутый по состоянию на определенный период уровень эффективности функционирования предприятия (компании).

Как было отмечено выше, большинство Интернет-компаний являются убыточными, но одновременно являются лидерами по темпам роста стоимости акций. В течение сравнительно коротких периодов эта стоимость акций может возрасти в 100 раз, что обусловлено чрезмерно большими ожиданиями инвесторов. Многие инвесторы оценивают бизнес Интернет-компаний исходя не из объема получаемой прибыли, а из роста их оборота. В стоимость компаний инвесторы закладывают ожидание многократного роста их оборота уже в ближайшие годы.

Для оценки стоимости бизнеса могут быть использованы три основных подхода: доходный, рыночный и затратный. В случае использования любого из названных подходов необходимо предварительно определить длительность прогнозируемого периода или, иначе, период планирования. Доходный подход к оценке бизнеса — это способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или несколько методов, основывающихся на пересчете ожидаемых (прогнозируемых) доходов.

При этом предполагается, что стоимость бизнеса равна текущей стоимости будущих доходов от владения предприятием.

Рыночный подход (сравнительной оценки) — это общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на сравнении данного предприятия с аналогичными ранее проданными компаниями

Иначе говоря, метод заключается в том, что стоимостная оценка компании получается в результате проведения анализа прежде имевших место продаж аналогичных компаний или ценных бумаг открытых акционерных обществ. В ряде литературных источников этот метод именуется методом сравнительной оценки стоимости предприятий. Для целей управления стоимостью компании этот метод обычно не используется.

Затратный подход (или, иначе, на основе стоимости активов) — это общий способ определения стоимости предприятия и/или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных непосредственно на исчислении стоимости активов предприятия за вычетом обязательств В случае использования этого метода к оценке стоимости бизнеса привлекаются специалисты по оценке недвижимости, оборудования, различных машин, агрегатов и других активов.

Дадим краткую общую характеристику перечисленным выше методам.
Доходные методы.

Согласно методу капитализации рыночная стоимость бизнеса определяется как отношение чистого дохода бизнеса за год к коэффициенту капитализации.

Метод дисконтирования денежных потоков базируется на прогнозировании этих потоков от реализации рассматриваемого вида бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, равной ставке дохода, требуемой инвестором.

По методу чистых активов рыночная стоимость бизнеса определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов компании и его обязательствами (долгами).

В соответствии с методом оценки ликвидационной стоимости компании эта стоимость определяется как разность между суммарной стоимостью всех активов компании и затратами на ее ликвидацию.

Метод оценки рынка капиталов основан на учете рыночных цен акций аналогичных компаний. С учетом принципа альтернативности инвестор может вкладывать средства или в эти компании, или в оцениваемую компанию. Поэтому сведения о компаниях, акции которых находятся в свободной Продаже, при обеспечении соответствующих котировок должны служить ориентиром при определении цены оцениваемой компании.

Метод сделок базируется на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций подобных (аналогичных) компаний.

Метод отраслевых коэффициентов обеспечивает возможность расчета стоимости бизнеса по формулам, выведенным на основе использования данных отраслевой статистики.

Вторую группу методов составляют методы оценки бизнеса реализуемые в рамках сравнительного подхода. Суть этого подхода состоит в определении стоимости бизнеса посредством выбора и сравнения с компанией-аналогом, которая недавно была продана. На основе полученной информации рассчитывается соотношение между ценой и выбранным главным финансовым показателем по предприятию аналогу. Это соотношение принято называть мультипликатором. Умножив величину полученного мультипликатора на тот же выбранный базовый финансовый показатель, получают стоимость искомого предприятия.

В зависимости от выбранных целей, объекта оценки и конкретных условий в составе сравнительного подхода выделяют три основных метода:

1. Метод компании-аналога (или рынка капитала).

2. Метод сделок (или продаж).

З. Метод отраслевых коэффициентов (или отраслевых соотношений).

Метод компании-аналога (или рынка капиталов) базируется на использовании цен, которые сформировались на открытом фондовом рынке. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию открытого акционерного общества (ОАО). Следовательно, в чистом виде этот метод используется для оценки миноритарного (неконтролируемого) пакета акций.

Метод сделок (или продаж) предусматривает ориентирование на цену приобретения предприятия в целом или контрольного пакета акций. Поэтому он в наибольшей мере отвечает требованию получения комплексной оценки бизнеса или контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов (или отраслевых соотношений) предусматривает использование рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми коэффициентами (показателями). Отраслевые коэффициенты определяются путем соответствующей обработки собранных длительных статистических наблюдений специальными институтами, следящими за ценами продаж компаний и их важнейшими финансовыми показателями. На основе обобщенных оценок были получены простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Так, цена бензозаправочной станции колеблется в диапазоне от 1,2 до 2,0 месячной выручки. Цена предприятия розничной торговли включает два слагаемых: 0,75 — 1,5 величины чистого годового дохода плюс стоимость оборудования и запасов, которыми располагает оцениваемое предприятие.

Методы оценки бизнеса в составе затратного подхода.

Согласно затратному (имущественному) подходу при оценке стоимости бизнеса рассматривается стоимость компании относительно понесенных расходов. Базовой формулой при затратном подходе является следующая:
Собственный капитал = Активы — Обязательства.

В рамках затратного подхода обычно пользуются двумя основными методами:

1) методом стоимости чистых активов;

2) методом ликвидационной стоимости.

Метод стоимости чистых активов. Алгоритм расчетов включает ряд этапов:

1. Оценка имущества (недвижимого) по обоснованной рыночной цене.

2. Определение рыночной стоимости машин и оборудования.

З. Выявление и оценка нематериальных активов.

4. Определение рыночной стоимости долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

5. Перевод товароматериальных запасов в текущую стоимость.

6. Оценка дебиторской задолженности.

7. Оценка расходов будущих периодов.

8. Перевод обязательств компании в текущую стоимость.

9. Определение стоимости собственного капитала путем вычитания из рыночной стоимости активов текущей стоимости всех обязательств.

Метод ликвидационной стоимости. Он применяется в двух случаях:

1) компания находится в состоянии банкротства или имеются серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием;

2) стоимость компании при ликвидации оказывается выше, чем в случае продолжения деятельности.

Ликвидационная стоимость представляет собой такую стоимость, которую собственник компании может получить при ее ликвидации или раздельной продаже активов с учетом затрат на ликвидацию.
Алгоритм включает ряд основных этапов:

1. В качестве основы рассмотрения берется последний балансовый отчет компании (лучше за последний квартал).

2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов; он необходим потому что реализация различных активов требует и различных затрат времени на осуществление этой процедуры.

З. Определяется валовая выручка от реализации активов.

4. Оценочная стоимость уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы). В соответствии с календарным графиком ликвидации активов скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, которая учитывает риск, связанный с продажей активов.

5. Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, объектов недвижимости, а также управленческие расходы на поддержание работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации. Срок дисконтирования соответствующих затрат должен быть согласован с календарным графиком продажи активов компании.

6. Прибавляется (или вычитается) операционная (т. е. от деятельности основного производства) прибыль (убыток), характерная для ликвидационного периода.

7. Вычитаются стоимости, обусловленные преимущественными правами на выходные пособия, и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В результате ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.

 






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Методические рекомендации (материалы) преподавателям

Общие рекомендации преподавателям

 

Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей, читающих дисциплину «Интернет-технологии бизнеса».

На протяжении всего учебного курса лектор должен доносить до студентов актуальность изучения данной дисциплины и её практическую значимость, потому что современные требования к менеджеру заключаются не только во владении набором профессиональных знаний, умений и навыков, но и в умении определяться в сложных ситуациях современного бизнеса, организовать свою деятельность и деятельность своих подчиненных, правильно понимать свои функции и задачи в организации.

Необходимо сообщить студентам методы и способы, которые будут использоваться в течение семестра для изучения материала дисциплины: лекции, семинарские и практические занятия, форму самостоятельной работы. Следует довести до студентов критерии оценки знаний по завершению учебного курса и информацию о том, что студенты, активно участвующие в изучении дисциплины (не пропускающие лекции, активно выступающие на семинарах, своевременно выполняющие домашние задания) могут быть аттестованы по итогам обучения в семестре автоматически.

Необходимо так же подчеркнуть, что успешное освоение дисциплины во многом зависит от самостоятельной работы студента во внеаудиторное время (дома, в читальном зале и т.д.).

Рекомендации по чтению лекций

Предполагается, что перед началом каждого занятия студенты самостоятельно знакомятся с материалом, содержащимся в учебнике (учебном пособии). Поэтому на лекции нет смысла повторять то, что студенты уже успели прочесть. Объяснение материала должно состоять в том, чтобы:

а) обратить внимание студентов на самые важные моменты изучаемой темы (самое важное, к сожалению, не всегда бывает самым интересным, и студенты запоминают из текста отнюдь не самое главное);

б) пояснить особо сложные моменты, которые большинству студентов усвоить самостоятельно не под силу;

в) представить студентам дополнительные сведения, которые не содержатся в учебнике, но которые важны по тем или иным причинам, либо просто интересны (студенты не должны скучать на уроке! – первая заповедь преподавателя).

Каждая лекция должна строиться по следующей схеме:

- напомнить студентам тему предыдущей лекции и выяснить, нет ли неясных вопросов по ее содержанию, которые могли возникнуть в процессе самостоятельной работы студентов;

- объявляется тема текущей лекции, дается ее план;

- рекомендуется литература для самостоятельной работы по теме;

- излагается материал в соответствии с планом.

Необходимо так распределить бюджет времени, чтобы оставалось 5-7 минут для обобщения изложенного материала, ответов на возникшие у студентов вопросы.

Особенностью курса является сочетание большого количества расчетных задач и творческих решений. Поэтому в учебном процессе должны применяться активные формы обучения.

На первом лекционном занятии (Вводной лекции) преподаватель должен довести до студентов цель изучения дисциплины, ее объем и место в учебном плане специальности. Рассмотреть наиболее общие понятия, принципы и проблемы инвестиционного анализа, с которыми сталкивается или может столкнуться любой специалист в своей профессиональной деятельности.

Рекомендации по проведению семинаров

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара - наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

• формулировка темы, соответствующей программе и государственному стандарту;

• определение дидактических, формирующих целей занятия;

• выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов: при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

· • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

· предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

· предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

· создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

· полнота и конкретность ответа, последовательность и логика изложения;

· связь теоретических положений с практикой;

· обоснованность и доказательность излагаемых положений;

· наличие качественных и количественных показателей;

· наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

· уровень культуры речи;

· использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

· качество подготовки;

· степень усвоения знаний; активность;

· положительные стороны в работе студентов;

· ценные и конструктивные предложения;

· недостатки в работе студентов;

· задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

Методические указания для студентов

 

По организации самостоятельной работы

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает

- изучение материала установочных занятий;

- работу с рекомендованной литературой и дополнительными источниками информации;

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к сдаче экзамена.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.

Затем необходимо ознакомиться с правовыми и нормативными документами. При этом целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т.д., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы и принятия неверных решений.

Рекомендуется дополнить конспект лекций по результатам работы с источниками.

Подготовка к экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных ранее вопросов, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Подготовка к экзамену – сложная и трудоемкая работа. Её следует начинать с выполнения следующих действий:

- уточнить особенности методики приема итогового государственного междисциплинарного экзамена (билеты, разрешенный вспомогательный материал и др.).

- уточнить список вопросов (проблем), которые выносятся на экзамен.

- выяснить возможные дополнительные вопросы в рамках каждой из тем, выносимых на экзамен.

- провести идентификацию каждого вопроса с какой-либо частью конспекта лекции или самостоятельно отработанного материала учебника, учебного пособия и др.

Изучение вопросов (проблем) целесообразно начать с изучения базовой рекомендованной литературы по дисциплине. Как правило, базовые учебники (учебные пособия) дают представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания (нормативные документы), которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого вопроса (проблемы), глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных вопросов (проблем), а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, экономические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

На экзамене по дисциплине студент должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета; уметь обосновать выбор ответа на тестовый вопрос, а также объяснить ход решения предложенной в билете задачи.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.