ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же вре­мя велика, скрытая, официально не фиксируемая «теневая» за­нятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Зна­чительная часть работников, не имеющих официального трудо­вого дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняет­ся временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существен­но различается).

До сих пор преобладает увольнение работников по собствен­ному желанию, а не вследствие сокращения потребности пред­приятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения ра­бочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной сторо­ны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в офици­альной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребнос­тей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижа­ется собираемость налогов и т. д.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроен­ной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужден­ном простое. В связи с этим значительную часть населения бес­покоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает но­вые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, кото­рой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда - с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не вос­полняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяй­ства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уро­вень профессиональной подготовки рабочих массовых профес­сий не соответствует перспективным требованиям. Перераспре­деление занятых по отраслям, в целом необходимое и прогрес­сивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально-Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вто­рых, они — будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процес­сы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

Эта категория населения подразделяется на ряд групп, опре­деляющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в ос­новном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако зна­чительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или рабо­та в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, воз­никнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную под­готовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определен­ную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предла­гаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхза­нятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в сво­бодное от учебы время. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к воз­никновению серьезных проблем. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразит­ся на социальной структуре общества.

 

РОЛЬ РЫНКА ТРУДА

 

Современный этап развития связан с новым взглядом на ра­бочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человечес­кого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда нали­цо прямая зависимость результатов производства от качества, мо­тивации и характера использования рабочей силы в целом и от­дельного работника в частности.

Возрастание роли человеческого фактора в производстве под­тверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде «труд - земля - капитал» является первый фактор, ох­ватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд дол., а полные част­ные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд дол.

В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в после­дние два десятилетия, научно-технической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хо­зяйство уже не может обходиться без массовой творческой дея­тельности.

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производ­ства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высоко­го качества быстро меняющейся по своим характеристикам и тех­нологически все более сложной продукции; удержание низкой се­бестоимости изделий путем постоянного совершенствования ме­тодов производства; индивидуализация всех видов и форм про­изводственного и непроизводственного обслуживания.

В новых, более эффективных организационных условиях про­исходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциа­ла трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных харак­теристик товаров и форм обслуживания населения.

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эво­люцию общества.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание де­ятельности большей части работающего населения, прежде все­го специалистов с высшим и средним специальным образовани­ем, административно-управленческого Персонала, высококвали­фицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время спрос на труд главным образом определя­ется: государственной политикой по отношению к низкорентабель­ным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией проф­союзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда могут действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демо­графическая и социальная политика государства.

Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения.

2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высо­ком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают нали­чие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

 

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотноше­ние спроса и предложения, при котором цены на основные потре­бительские товары и услуги общедоступны.

Как показал анализ, формирующийся на Украине рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегмента­ции по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работ­ников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, тра­дициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответ­ственно выработать дифференцированные способы его регули­рования позволит комплексный анализ действия факторов, обус­ловливающих сегментацию.

Формирование рынка труда на Украине, его протезирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жиз­ни населения и др.

Что же касается уровня заработной платы, то, по-видимому, следовало бы сосредоточиться на следующих мерах, представ­ляющихся первоочередными:

1. Пересмотр минимального размера оплаты труда как в каче­ственном аспекте (освобождение этого показателя от фискаль­ных функций), так и в количественном.

2. Изменение тарифной системы, принятие законов о государ­ственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе.

3. Переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности «опоры на зар­плату», при определении прибыли предприятия.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ведяпин В. И. Общая экономическая теория. М., 1995.

2. Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица. Киев, 1993.

3. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.

4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.

5. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. Вопросы экономики. 1997. №2.

6. Микульский К. Формирование новой модели занятости. Эко­номист. 1997. №3.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.

8. Павленков В.А. Рынок труда. М., 1992.

9. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М. 1996.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 210.