Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение в дисциплину... 3

1.1. Понятие, предмет и задачи курса... 3

1.2. Структура дисциплины:. 4

2. Бизнес-план инновационных проектов.. 5

2.1. Понятие и необходимость бизнес-планирования при реализации инновационных проектов.. 5

2.2. Состав и структура бизнес-плана. 7

3. Экономика и организация НИОКР.. 12

3.1. Сущность и особенности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.. 12

3.2. Организация НИОКР: стадии, этапы, планирование проведения НИОКР.. 15

3.3. Виды затрат на стадиях НИОКР. Расчет стоимости НИОКР 23

4. Экономика и организация производства инновационной продукции... 27

4.1. Экономика производства... 27

4.5. Расчет затрат по статьям калькуляции нормативным методом.... 31

4.6. Методы распределения косвенных расходов.. 35

Факторы, определяющие уровень цен... 38

5.4. Формирования цены конкретной продукции на рынке 38

Понятия дохода, его виды и расчет.. 41

. Понятия прибыли, ее виды и расчет.. 43

5. Экономика и организация обслуживания инновационной продукции... 46

5.1. Возрастающее значение сферы обслуживания на современном этапе развития рыночной экономики... 46

5.2. Основные задачи и принципы системы сервиса... 50

5.3. Виды сервисного обслуживания... 51

5.4. Основные подходы к осуществлению сервисного обслуживания... 54

5.5. Предпродажное обслуживание инновационной продукции... 55

5.6. Послепродажное обслуживание инновационной продукции... 56

5.7. Организация ремонта инновационной продукции... 58

5.8. Контроль качества обслуживания... 58

6. Экономическая эффективность инновационных проектов.. 60

6.1. Понятие экономического эффекта и экономической эффективности... 60

6.2. Принципы оценки и виды эффективности инвестиционных проектов.. 60

6.3. Понятие и цель дисконтирования... 62

6.4. Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.. 64

6.5. Дополнительные условия, учитываемые при определении экономической эффективности... 73

6.6. Учет неопределенности и рисков реализации инновационных и инвестиционных проектов.. 73

7. Обозначения и сокращения... 77

 

 

1. Введение в дисциплину

1.1. Понятие, предмет и задачи курса

Среди всех функций управления предприятием центральное место по праву принадлежит планированию.

Планирование играет важную роль для достижения успеха в любом начинании. Оно включает постановку целей и задач, определение и выбор наиболее эффективных путей и средств их достижения. Планирование предполагает определить, что и как необходимо сделать для достижения поставленных целей.

Приведем самое простое, на наш взгляд, определение планирования:

«Планирование – это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения.

Определим сущность планирования как вида управленческой деятельности и как процесса принятия управленческих решений:

1. Планирование – это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов, распределением необходимых ресурсов.

2. Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы (предприятия) в целом, так и ее отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников).

Результатом планирования является план или система планов.

Планирование по своей сути связано с процессами переработки информации. Данные и информация, поступающие на входе, перерабатываются с помощью определенных методов и инструментария в информацию, получаемую на выходе, т. е. в альтернативные варианты плана.

Освоение теории коммерциализации инновационных проектов сегодня актуально в силу ряда причин.

1. Начинающие предприниматели при разработке бизнес-планов должны тщательно все продумать и только потом действовать, что повышает их шансы на успех.

2. Опытные предприниматели вынуждены постоянно просчитывать свои будущие действия, моделировать разные варианты развития, разрабатывать бизнес-модели, оценивать последствия принимаемых ими решений.

3. Для получения финансирования бизнес проектов предпринимателю необходимо уметь обосновывать свои бизнес идеи в соответствии с общепринятыми требованиями.

Основными задачами, решаемыми в процессе изучения дисциплины являются:

1. Изучение теоретических основ бизнес-планирования инновационных бизнес-идей. Изучение структуры и содержания бизнес-плана.

2. Планирование жизненного цикла инновационной продукции (услуг) от научно-исследовательских работ до реализации на рынке.

3. Прогнозирование затрат и доходов на реализацию бизнес-идеи.

4. Оценка эффективности реализации инновационного проекта.

Предметом изучения данной дисциплине выступает методология прогнозирования потенциальных результатов (эффектов и эффективности) реализации результатов научно-исследовательских работ.

Объектом исследования является научно-исследовательская работа студента.

 

1.2. Структура дисциплины:

1.1.1 Бизнес-план инновационных проектов.

1.1.2 Экономика и организация НИОКР

1.1.3 Экономика и организация производства инновационной продукции.

1.1.4 Экономика и организация обслуживания инновационной продукции.

1.1.5 Экономическая эффективность инновационных проектов

2. Бизнес-план инновационных проектов

2.1. Понятие и необходимость бизнес-планирования при реализации инновационных проектов

 

Планирование по своей сути непосредственно связано с разработкой проекта будущего, выбором путей и средств его достижения. Любая деятельность, ориентированная на будущее, так или иначе предполагает разработку и реализацию проекта.

Проект – ограниченный во времени комплекс действий (работ, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, которые могут и не повторяться когда-либо еще в будущем.

План представляет собой документ, в котором зафиксированы плановые задания (в виде целей, задач, программ, мероприятий, работ), определяющие последовательность, порядок и сроки выполнения работ для достижения поставленных целей, необходимые ресурсы и желаемые результаты деятельности. По сути план определяет маршрут движения к поставленным целям.

Составной частью планирования является составление и использование долгосрочных и среднесрочных прогнозов. Прогнозирование – это процесс предвидения, предсказания будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития исследуемого процесса или объекта.

Бизнес-план – это документ определяющий стратегию развития предприятия (проекта).

Главная отличительная особенность бизнес-плана – сводный, системный характер этого документа, что отличает его от других видов планов, разрабатываемых на предприятии. В нем увязаны характеристики и факторы внешней среды бизнеса с внутренними характеристиками и функциональными сферами деятельности самого предприятия (от маркетинга и сбыта продукции до технологического обеспечения производства продукции).

В самом общем виде выделяют две основные цели разработки бизнес-плана.

1. Внешняя цель: инструмент для коммуникации и привлечения инвестора с целью получения денежных средств из внешних источников. Хорошо разработанный бизнес-план позволяет привлечь внимание инвестора и вызвать у него интерес к бизнесу путем сообщения ему необходимой информации, убедить его предоставить необходимые денежные средства (или оказать содействие в той или иной форме).

2. Внутренняя цель: создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.

В соответствии с целями, указанными выше, и в зависимости от рассматриваемого уровня иерархии могут разрабатываться:

­ бизнес-план проекта;

­ стратегический бизнес-план предприятия;

­ бизнес-план (филиала, бизнес единицы).

Бизнес-планы проектов, как правило, ориентированы на достижение ограниченного числа конкретных целей (по созданию нового оборудования, разработке новых видов товаров и услуг, проникновению на новые рынки сбыта, внедрению новых технологий, слиянию с другими предприятиями и т. д.). Они разрабатываются «по требованию» и сопровождаются проведением детальных исследований ожидаемых результатов. Бизнес-планы проектов могут охватывать различные временные горизонты и предполагают использование определенного круга ресурсов. Они могут быть связаны с проведением маркетинговых операций или с конкретными капиталовложениями (в рамках инвестиционного проекта).

Стратегический бизнес-план предприятия или ее подразделений составляют основу систематического цикла планирования.

Если говорить о планировании стратегии развития предприятия, то можно выделить несколько крупных этапов:

  1. Разработка концепции развития.
  2. Инвестиционная программа.
  3. Разработка бизнес-плана.
  4. Конкретные мероприятия по реализации бизнес-плана.

Бизнес-план должен быть сбалансирован, с одной стороны – это решаемые задачи и достигаемые цели, с другой стороны – реальные финансовые возможности предприятия. Это в значительной степени определ яет характер проектов, которые изучаются (анализируются) при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и в достаточной мере проработаны с финансовой позиции, т.е. какие затраты необходимо понести для реализации проекта и какие доходы будут получены в будущем. Следовательно, финансовая составляющая бизнес-плана это одна из основных составляющих, которая способна ответить на вопрос о целесообразности и реализуемости проекта.

Бизнес-план направлен на решение следующих задач:

1. Внутренних:

1.1. Разработка стратегии развития предприятия.

1.2. Разработка отдельных проектов по созданию новых продуктов (услуг).

1.3. Оценка внутреннего научно-технического, производственного и коммерческого потенциалов предприятия, выявление существующих резервов.

1.4. Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новой техники и технологий.

1.5. Подбор новых и переобучение штатных сотрудников.

1.6. Моделирование (планирование) финансовых потоков.

1.7. Оптимизация рисков.

1.8. Формирование благоприятного имиджа предприятия.

1.9. Планирование мероприятий по предупреждению банкротства предприятия и выхода из кризисных ситуаций.

2. Внешних:

2.1. Определение источников финансирования и условий их привлечения.

2.2. Организационно-финансовое обоснование необходимости создания новых производств.

2.3. Организационно-финансовое обоснование для включения проектов в государственные (региональные, местные) программы и получение средств из централизованных источников.

2.2. Состав и структура бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели проекта, характеризуется поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект проекта, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

 

Деловое резюме

После титульного листа и содержания бизнес-плана следует резюме. При написании ему следует уделить особое внимание. Этот раздел может быть написан только после завершения работы  над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале - между второй и пятой страницами бизнес-плана.

Резюме – это часть бизнес-плана, с которой знакомятся, в первую очередь, и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» проекта. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.

В резюме в нескольких пунктах раскрывается бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:

- основные задачи бизнес-плана;

- привлекательность проекта;

- размер требуемого капитала;

- перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;

- процедуры возврата займов и кредитов инвесторам.

Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Не следует пренебрегать этим разделом, именно он показывает потенциальным инвесторам, можете ли Вы четко сосредоточиться на Ваших целях и заявить достойно о том, кто Вы, что Вы хотите и куда Вы стремитесь.

Анализ рынка

Данный раздел подготавливает инвестора к пониманию того, что предлагается в рамках проекта, т.е. как данный проект (предприятие) вписывается в общую картину, какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится проект. Раздел должен включать следующие пункты:

- описание потребителей продукции;

- основные рынки сбыта (в т.ч. сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее);

- описание основных конкурентов;

- перспективы и тенденции в рассматриваемой сфере деятельности;

- экономические тенденции в отрасли;

- возможности роста бизнеса;

- факторы, влияющие на вашу деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.),

- рыночную стратегию развития предприятия.

4. Продвижение товара на рынок (маркетинг), в т.ч.:

- стратегия продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия);

- выявление условий снабжения и производства продукции;

- каналы сбыта продукции;

- организация сбыта продукции;

- рекламная политика продукции (услуги);

- методы ценообразования.

План производства

В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов предприятия (проекта):

1. Определение потребности в ресурсах, в т.ч.:

- производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение);

- производственные мощности;

- оборудование и оснастка;

- персонал;

- напитал;

2. Планирование потребности в оборотных средствах:

- материальные ресурсы;

- топливо и энергия;

- инструменты;

3. Описание:

- технологии;

- сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану);

- схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия);

4. Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки

выполнения).

Оценка риска и страхование

Данный раздел, как правило, разбивается на две части:

1. Определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия, реализации проекта (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения.

2. Поиск путей по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).

8. Финансовый план

Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении. Здесь необходимо представить:

- баланс денежных расходов и поступлений;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет о движении денежных средств;

- график достижения безубыточности;

- срок окупаемости;

- сумму требуемого первоначального капитала;

- прибыль и рентабельность производства и другие показатели, характеризующие эффективность реализации проекта.

Приложения

В качестве заключения к бизнес-плану можно сделать приложения.

Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на потенциального инвестора.

Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:

- библиографию;

- примечания по тексту;

- статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;

- графики;

- копии контрактов и соглашений;

- глоссарий терминов;

- рекомендации.

Факторы, влияющие на цены.

Особенности отрасли и отраслевые позиции фирмы Характеристики продукта и его положение на рынке Рыночная политика фирмы Издержки производства Прочие факторы
1. Степень концентрации производства. 2. Степень концентрации покупателей. 3. Условия доступа в отрасль новых фирм. 4. Положение фирмы и ее влияние на данном рынке. 5. Доля рынка, принадлежащая фирме. 6. Рыночные позиции конкурирующих фирм-производителей и их возможные действия. 1. Полезность продукта для потребителя. 2. Престижность продукта в отрасли в глазах покупателей. 3. Стадия жизненного цикла продукта. 4. Место в параметрическом ряду однотипной продукции.   1. Рыночные цели. 2. Наличие поощрительных программ. 3. Рекламные позиции фирмы. 4. Используемые каналы сбыта. 5. Географическое распределение продукта. 6. Условия поставки. 7.Предоставляемые гарантии и услуги. 8. Условия оплаты транспортных расходов. 9. Наличие скидок и приплат. 1. Издержки производства в прошлом и будущем. 2. Ожидаемая норма загрузки оборудования. 3. Связь объема производства и издержек. 4. Доля данного товара в накладных расходах фирмы. 1. Цены перепродажи. 2. Цены на запасные части. 3. Цена ремонта. 4. Расходы в процессе эксплуатации. 5. Психология поведения потребителей.

 

4.1.9. Формирования цены конкретной продукции на рынке

Формирование цены фирмы на рынке осуществляется в несколько этапов:

· определение рыночных целей организации (предприятия) на опре­деленный период времени;

· определение ценообразующих факторов;

· комплексное исследование рынков сбыта, сегментирование рынка и анализ потребителей;

· выбор метода ценообразования;

· определение системы скидок и приплат.

Методы ценообразования в рыночных условиях можно разделить на две группы:

Затратные методы:

· метод полных затрат, при использовании которого цена определяется как сумма всех затрат на производство и реализацию продукции и прибыли, определяемой в соответствии c установленной нормой. Этот метод применим для расчета цен на традиционные товары и товары пониженной конкурентоспособности;

· метод, основанный на определении точки безубыточности, предполагающий определение выпуска такого количества товара, при котором может быть обеспечена целевая величина прибыли;

· метод маржинальных издержек, при котором цена определяется как сумма переменных затрат и дополнительная сумма, покрывающая остальные затраты и обеспечивающая определенную прибыль. Этот метод обеспечивает максимизацию прибыли;

· метод прямых затрат, близкий к методу маржинальных издержек, в котором цена не рассчитывается, a выбирается из возможных цен продажи, устанавливаемых в ходе исследования рынков сбыта. Сущность метода заключается в нахождении маржинальной прибыли, определяемой как разница между ценой и переменными затратами, маржинального дохода c учетом маржинaльной прибыли на единицу продукции и объема продаж в зависимости от используемой цены. затем рассчитывается реализованная прибыль как разница маржинального дохода и постоянных затрат. Выбирается цена, при которой обеспечивается максимальная реализованная прибыль. Данный метод полностью ориентирован на рынок;

· метод рентабельности инвестиций, при котором в цене учитываются затраты на производство и реализацию товара и прибыль, величина которой зависит от процентов, выплачиваемых инвесторам; и других финансовых расходов. Этот метод отвечает как интересам инвесторов, так и интересам производителя.

Таблица 5.3

Параметрические методы ценообразования.

Наименование метода и сфера применения Содержание метода Методика расчета
Метод удельной цены. Используется для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.
Метод баллов. Применяется при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению. Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму: а) Отбор основных параметров. б) Начисление баллов по каждому параметру. в) Суммирование баллов по базовому и исходному товару. г) Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Цена на новый товар ( ) определяется по формуле , где  − цена базисного товара;  − балльная оценка i-го параметра нового товара;  − балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона).
Метод регрессии. Позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнение регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. Цена выступает как функция от параметров: , где  − основные параметры качества товара.

 

Цены на новую продукцию устанавливаются с учетом особенностей этой продукции (табл.5.5).

Таблица 5.5

Виды цен Условия применения Цель или конечный результат.
1. Высокая цена или цена «снятия сливок» а) Наличие уникальных свойств продукции б) Выполнение продуктом новых функций в) Высокоэффективная технологическая и патентная защита г) Наличие неэластичного «элитарного спроса» 1.Получение максимальной прибыли за короткий срок 2.Возмещение первоначальных затрат за короткое время
2. Низкая цена «цена прорыва» или «цена проникновения» 1. Отсутствие уникальных свойств продукции 2. Простота технических решений 3. Возможность быстрого появления конкурентов 4. Наличие постоянного высокого спроса на продукцию 5. Прочное финансовое положение фирм 1.Расширение выпуска продукции 2. Расширение рынка сбыта 3. Проникновение на новые рынки сбыта
3.Дифференцированные цены 1. Наличие различных вариантов моделей одной и той же продукции с различными ценами 1.Получение максимальной прибыли и распространение товара на группы населения с разным уровнем материального достоинства
4. Экспериментальные цены 1. Выполнение продукцией новых функций 2. Отсутствие данных о спросе и возможных рынках сбыта 1.Определение возможных объемов продаж и возможных рынков сбыта 2.Определение возможных цен

 

 

4.1.10. Доход, прибыль и рентабельность производства

 

Отчет о прибылях и убытках.

Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование код
1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности                   Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)                       010    
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (   ) (  )
Валовая прибыль 029    
Коммерческие расходы 030 (   ) (  )
Управленческие расходы 040 (   ) (  )
Прибыль (убыток) от продаж 050    
Прочие доходы и расходы Проценты к получению 060    
Проценты к уплате 070 (   ) (  )
Доходы от участия в других организациях 080    
Прочие доходы 090    
Прочие расходы 100 (   ) (  )
Прибыль (убыток) до налогообложения 140    
Отложенные налоговые активы 141    
Отложенные налоговые обязательства 142    
Текущий налог на прибыль 150 (   ) (  )
       
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190    
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы) 200    
Базовая прибыль (убыток) на акцию      
Разводненная прибыль (убыток) на акцию      

 

В условиях рыночной экономики чистая прибыль рассматривается как важнейший показатель деятельности организации и находится в центре внимания, как руководства организации, так и финансовых рынков. От величины и динамики чистой прибыли зависит развитие организации, а также величина дивидендов и прибыль инвестора.

 

4.2. Организация производства

3.2.1 Технологическая подготовка производства

¾ изготовление и/или приобретение технологической оснастки, инструмента и принадлежностей

¾ подбор и обучение производственного персонала

¾ расчет временных затрат на производство единицы продукции

¾ расчет необходимых материальных ресурсов (материалов, комплектующих)

¾ приобретение материалов и комплектующих для изготовления установочной партии (серии)

3.2.2 Изготовление установочной партии (серии) продукции

Оценка издержек

 

5.7. Организация ремонта инновационной продукции

Сервисное обслуживание ИП включает в себя предпродажный, гарантийный и послегарантийный ремонт.

Предпродажный ремонт – бесплатное сервисное обслуживание продукции фирм, выполняемое для торгующих фирм и дилеров, при соответствии условий предпродажного обслуживания.

Гарантийный ремонт – бесплатное сервисное обслуживание продукции фирм-производителей, выполняемое для Покупателей.

Послегарантийное обслуживание – платный ремонт, выполняемый за счет Потребителя после окончания срока гарантии на продукцию Фирм-производителей или если были нарушены правила эксплуатации и условия гарантийного обслуживания.

5.8. Контроль качества обслуживания

Качество услуги во многом зависит от качества обслуживания потребителей.

Качество обслуживания – это совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

Организациям сферы услуг легче всего выделиться, предлагая услуги намного более высокого качества, чем у конкурентов. Как и производители до них, многие отрасли обслуживания уже присоединились к движению за всеобщее управление качеством. Приверженность потребителей – это, наверное, самый лучший показатель качества, который отражает способность фирмы удерживать своих покупателей, предоставляя им наивысшую ценность.

Для достижения высокого качества поставщику услуг нужно определить ожидания целевых покупателей относительно качества обслуживания. К сожалению, определить и оценить качество услуги намного тяжелее, чем качество товара. Предложение услуги более высокого качества неминуемо влечет за собой увеличение издержек. Однако инвестиции обычно окупаются, поскольку наиболее полное удовлетворение клиентов приводит к устойчивой приверженности и увеличению сбыта.

В последнее время многие организации сферы услуг делают значительные капиталовложения в хорошо налаженные и эффективные системы предоставления услуг. Он и стремятся обеспечить потребителей постоянными высококачественными услугами. В отличие от товаров, постоянство качества которых достигается с помощью хорошо отлаженного оборудования, качество услуги никогда не бывает постоянным и в значительной степени зависит от взаимодействия сотрудника и покупателя. Здесь неизбежно возникают проблемы. Как бы они ни старались, даже лучшие компании не могут застраховать себя от случайной задержки поставки, сгоревшего бифштекса или сердитого сотрудника. Если компании не могут предотвратить ошибок, они, по крайней мере, могут исправлять их по мере появления. Быстрое исправление ошибки способно превратить сердитого покупателя в искренне преданного фирме. фактически, это помогает завоевать даже больше покупателей и создать более благоприятный имидж, чем когда с самого начала ошибок нет вовсе. Поэтому руководству компании необходимо не только постоянно поддерживать надлежащий уровень обслуживания, но и научиться немедленно исправлять ошибки в случае их появления.

Для этого, прежде всего, необходимо наделить сотрудников, непосредственно контактирующих с клиентами, определенными полномочиями, даже такими, которые выходят за рамки их непосредственных обязанностей.

Исследования хорошо известных организаций сферы услуг показывают, что они обладают целым рядом общих достоинств, связанных с качеством услуг. Ведущие компании сферы услуг одержимы идеей удовлетворения желаний потребителей и устанавливают высокие стандарты качества обслуживания. Они не просто стремятся к тому, чтобы предоставлять хорошие услуги, они стремятся к 100%- ному качеству своих услуг.

Ведущие компании внимательно следят за процессом предоставления услуги – как за своим собственным, так и своих конкурентов. Они используют сравнительные покупки, опросы покупателей, службы жалоб и предложений.

Хорошие обслуживающие компании постоянно информируют своих служащих о требованиях к качеству обслуживания и предоставляют им возможность высказать свои пожелания и соображения.

 

Обозначения и сокращения

ИПр Инновационная продукция
КТ Контрольная точка
НИОКР Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работы
НИР Научно-исследовательская работа
   
ОКР Опытно-конструкторская работа

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение в дисциплину... 3

1.1. Понятие, предмет и задачи курса... 3

1.2. Структура дисциплины:. 4

2. Бизнес-план инновационных проектов.. 5

2.1. Понятие и необходимость бизнес-планирования при реализации инновационных проектов.. 5

2.2. Состав и структура бизнес-плана. 7

3. Экономика и организация НИОКР.. 12

3.1. Сущность и особенности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.. 12

3.2. Организация НИОКР: стадии, этапы, планирование проведения НИОКР.. 15

3.3. Виды затрат на стадиях НИОКР. Расчет стоимости НИОКР 23

4. Экономика и организация производства инновационной продукции... 27

4.1. Экономика производства... 27

4.5. Расчет затрат по статьям калькуляции нормативным методом.... 31

4.6. Методы распределения косвенных расходов.. 35

Факторы, определяющие уровень цен... 38

5.4. Формирования цены конкретной продукции на рынке 38

Понятия дохода, его виды и расчет.. 41

. Понятия прибыли, ее виды и расчет.. 43

5. Экономика и организация обслуживания инновационной продукции... 46

5.1. Возрастающее значение сферы обслуживания на современном этапе развития рыночной экономики... 46

5.2. Основные задачи и принципы системы сервиса... 50

5.3. Виды сервисного обслуживания... 51

5.4. Основные подходы к осуществлению сервисного обслуживания... 54

5.5. Предпродажное обслуживание инновационной продукции... 55

5.6. Послепродажное обслуживание инновационной продукции... 56

5.7. Организация ремонта инновационной продукции... 58

5.8. Контроль качества обслуживания... 58

6. Экономическая эффективность инновационных проектов.. 60

6.1. Понятие экономического эффекта и экономической эффективности... 60

6.2. Принципы оценки и виды эффективности инвестиционных проектов.. 60

6.3. Понятие и цель дисконтирования... 62

6.4. Методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.. 64

6.5. Дополнительные условия, учитываемые при определении экономической эффективности... 73

6.6. Учет неопределенности и рисков реализации инновационных и инвестиционных проектов.. 73

7. Обозначения и сокращения... 77

 

 

1. Введение в дисциплину

1.1. Понятие, предмет и задачи курса

Среди всех функций управления предприятием центральное место по праву принадлежит планированию.

Планирование играет важную роль для достижения успеха в любом начинании. Оно включает постановку целей и задач, определение и выбор наиболее эффективных путей и средств их достижения. Планирование предполагает определить, что и как необходимо сделать для достижения поставленных целей.

Приведем самое простое, на наш взгляд, определение планирования:

«Планирование – это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения.

Определим сущность планирования как вида управленческой деятельности и как процесса принятия управленческих решений:

1. Планирование – это вид управленческой деятельности по определению будущего системы, связанный с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой на этой основе планов, распределением необходимых ресурсов.

2. Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы (предприятия) в целом, так и ее отдельных элементов (структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников).

Результатом планирования является план или система планов.

Планирование по своей сути связано с процессами переработки информации. Данные и информация, поступающие на входе, перерабатываются с помощью определенных методов и инструментария в информацию, получаемую на выходе, т. е. в альтернативные варианты плана.

Освоение теории коммерциализации инновационных проектов сегодня актуально в силу ряда причин.

1. Начинающие предприниматели при разработке бизнес-планов должны тщательно все продумать и только потом действовать, что повышает их шансы на успех.

2. Опытные предприниматели вынуждены постоянно просчитывать свои будущие действия, моделировать разные варианты развития, разрабатывать бизнес-модели, оценивать последствия принимаемых ими решений.

3. Для получения финансирования бизнес проектов предпринимателю необходимо уметь обосновывать свои бизнес идеи в соответствии с общепринятыми требованиями.

Основными задачами, решаемыми в процессе изучения дисциплины являются:

1. Изучение теоретических основ бизнес-планирования инновационных бизнес-идей. Изучение структуры и содержания бизнес-плана.

2. Планирование жизненного цикла инновационной продукции (услуг) от научно-исследовательских работ до реализации на рынке.

3. Прогнозирование затрат и доходов на реализацию бизнес-идеи.

4. Оценка эффективности реализации инновационного проекта.

Предметом изучения данной дисциплине выступает методология прогнозирования потенциальных результатов (эффектов и эффективности) реализации результатов научно-исследовательских работ.

Объектом исследования является научно-исследовательская работа студента.

 

1.2. Структура дисциплины:

1.1.1 Бизнес-план инновационных проектов.

1.1.2 Экономика и организация НИОКР

1.1.3 Экономика и организация производства инновационной продукции.

1.1.4 Экономика и организация обслуживания инновационной продукции.

1.1.5 Экономическая эффективность инновационных проектов

2. Бизнес-план инновационных проектов

2.1. Понятие и необходимость бизнес-планирования при реализации инновационных проектов

 

Планирование по своей сути непосредственно связано с разработкой проекта будущего, выбором путей и средств его достижения. Любая деятельность, ориентированная на будущее, так или иначе предполагает разработку и реализацию проекта.

Проект – ограниченный во времени комплекс действий (работ, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели, которые могут и не повторяться когда-либо еще в будущем.

План представляет собой документ, в котором зафиксированы плановые задания (в виде целей, задач, программ, мероприятий, работ), определяющие последовательность, порядок и сроки выполнения работ для достижения поставленных целей, необходимые ресурсы и желаемые результаты деятельности. По сути план определяет маршрут движения к поставленным целям.

Составной частью планирования является составление и использование долгосрочных и среднесрочных прогнозов. Прогнозирование – это процесс предвидения, предсказания будущего характера процессов на основе информации об их протекании в прошлом и настоящем. Он строится на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития рассматриваемого объекта и его возможном состоянии в будущем. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития исследуемого процесса или объекта.

Бизнес-план – это документ определяющий стратегию развития предприятия (проекта).

Главная отличительная особенность бизнес-плана – сводный, системный характер этого документа, что отличает его от других видов планов, разрабатываемых на предприятии. В нем увязаны характеристики и факторы внешней среды бизнеса с внутренними характеристиками и функциональными сферами деятельности самого предприятия (от маркетинга и сбыта продукции до технологического обеспечения производства продукции).

В самом общем виде выделяют две основные цели разработки бизнес-плана.

1. Внешняя цель: инструмент для коммуникации и привлечения инвестора с целью получения денежных средств из внешних источников. Хорошо разработанный бизнес-план позволяет привлечь внимание инвестора и вызвать у него интерес к бизнесу путем сообщения ему необходимой информации, убедить его предоставить необходимые денежные средства (или оказать содействие в той или иной форме).

2. Внутренняя цель: создать реальную плановую основу для управления функционированием и развитием бизнеса компании путем разработки и непрерывного обновления бизнес-плана.

В соответствии с целями, указанными выше, и в зависимости от рассматриваемого уровня иерархии могут разрабатываться:

­ бизнес-план проекта;

­ стратегический бизнес-план предприятия;

­ бизнес-план (филиала, бизнес единицы).

Бизнес-планы проектов, как правило, ориентированы на достижение ограниченного числа конкретных целей (по созданию нового оборудования, разработке новых видов товаров и услуг, проникновению на новые рынки сбыта, внедрению новых технологий, слиянию с другими предприятиями и т. д.). Они разрабатываются «по требованию» и сопровождаются проведением детальных исследований ожидаемых результатов. Бизнес-планы проектов могут охватывать различные временные горизонты и предполагают использование определенного круга ресурсов. Они могут быть связаны с проведением маркетинговых операций или с конкретными капиталовложениями (в рамках инвестиционного проекта).

Стратегический бизнес-план предприятия или ее подразделений составляют основу систематического цикла планирования.

Если говорить о планировании стратегии развития предприятия, то можно выделить несколько крупных этапов:

  1. Разработка концепции развития.
  2. Инвестиционная программа.
  3. Разработка бизнес-плана.
  4. Конкретные мероприятия по реализации бизнес-плана.

Бизнес-план должен быть сбалансирован, с одной стороны – это решаемые задачи и достигаемые цели, с другой стороны – реальные финансовые возможности предприятия. Это в значительной степени определ яет характер проектов, которые изучаются (анализируются) при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и в достаточной мере проработаны с финансовой позиции, т.е. какие затраты необходимо понести для реализации проекта и какие доходы будут получены в будущем. Следовательно, финансовая составляющая бизнес-плана это одна из основных составляющих, которая способна ответить на вопрос о целесообразности и реализуемости проекта.

Бизнес-план направлен на решение следующих задач:

1. Внутренних:

1.1. Разработка стратегии развития предприятия.

1.2. Разработка отдельных проектов по созданию новых продуктов (услуг).

1.3. Оценка внутреннего научно-технического, производственного и коммерческого потенциалов предприятия, выявление существующих резервов.

1.4. Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новой техники и технологий.

1.5. Подбор новых и переобучение штатных сотрудников.

1.6. Моделирование (планирование) финансовых потоков.

1.7. Оптимизация рисков.

1.8. Формирование благоприятного имиджа предприятия.

1.9. Планирование мероприятий по предупреждению банкротства предприятия и выхода из кризисных ситуаций.

2. Внешних:

2.1. Определение источников финансирования и условий их привлечения.

2.2. Организационно-финансовое обоснование необходимости создания новых производств.

2.3. Организационно-финансовое обоснование для включения проектов в государственные (региональные, местные) программы и получение средств из централизованных источников.

2.2. Состав и структура бизнес-плана.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели проекта, характеризуется поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый аспект проекта, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

 

Деловое резюме

После титульного листа и содержания бизнес-плана следует резюме. При написании ему следует уделить особое внимание. Этот раздел может быть написан только после завершения работы  над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале - между второй и пятой страницами бизнес-плана.

Резюме – это часть бизнес-плана, с которой знакомятся, в первую очередь, и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» проекта. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.

В резюме в нескольких пунктах раскрывается бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:

- основные задачи бизнес-плана;

- привлекательность проекта;

- размер требуемого капитала;

- перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;

- процедуры возврата займов и кредитов инвесторам.

Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Не следует пренебрегать этим разделом, именно он показывает потенциальным инвесторам, можете ли Вы четко сосредоточиться на Ваших целях и заявить достойно о том, кто Вы, что Вы хотите и куда Вы стремитесь.

Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг

В этом разделе необходимо описать:

- продукцию (услугу);

- способность удовлетворять рыночные потребности;

- достоинства и недостатки продукции (услуги);

- уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов;

- жизненный цикл продукта (услуги);

- секреты производства, патенты, авторские права;

- исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем);

- предприятие, его организационно-правовую форму;

- основные и оборотные средства предприятия;

- общую потребность в капитале.

 

Анализ рынка

Данный раздел подготавливает инвестора к пониманию того, что предлагается в рамках проекта, т.е. как данный проект (предприятие) вписывается в общую картину, какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится проект. Раздел должен включать следующие пункты:

- описание потребителей продукции;

- основные рынки сбыта (в т.ч. сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее);

- описание основных конкурентов;

- перспективы и тенденции в рассматриваемой сфере деятельности;

- экономические тенденции в отрасли;

- возможности роста бизнеса;

- факторы, влияющие на вашу деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.),

- рыночную стратегию развития предприятия.

4. Продвижение товара на рынок (маркетинг), в т.ч.:

- стратегия продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия);

- выявление условий снабжения и производства продукции;

- каналы сбыта продукции;

- организация сбыта продукции;

- рекламная политика продукции (услуги);

- методы ценообразования.

План производства

В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов предприятия (проекта):

1. Определение потребности в ресурсах, в т.ч.:

- производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение);

- производственные мощности;

- оборудование и оснастка;

- персонал;

- напитал;

2. Планирование потребности в оборотных средствах:

- материальные ресурсы;

- топливо и энергия;

- инструменты;

3. Описание:

- технологии;

- сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану);

- схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия);

4. Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки

выполнения).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 175.