Раздел 4. Проблемы и перспективы дальнейшего развития производства тонизирующих культур в мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рынок кофе является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка продуктов питания.

В мировой торговле кофе является вторым по объемам после нефти товаром. Для многих стран динамика мирового рынка кофе оказывает прямое влияние на уровень экономического благосостояния страны. За последние несколько сезонов на кофейном рынке произошли серьезные изменения, которые будут определять структуру дальнейшего развития рынка кофе.

Прежде всего следует отметить, что начиная с 2006/07 года, отмечается рост производства кофе – ежегодно стали производить свыше 120 миллионов мешков кофе. Анализируя динамику на производственном рынке за последние два сезона – 2012/13 и 2013/14 - следует отметить значительный рост производства в таких странах, как Колумбия (+30,7%), Индонезия (+74,7%), Эфиопия (+19,1%), и Бразилия (+16,9%) (по данным Международной организации кофе) [26].

Несмотря на то, что рост производства кофе в мировых масштабах был обусловлен в том числе и темпами роста потребления кофе, последние уступают темпам производства. Средний прирост мирового производства кофе за последние 6 сезонов составил +3%, а средний прирост мирового потребления кофе за этот же период составил +2%. В целом за 11 лет мировое потребление кофе увеличилось на 24,6% (в 2003 г. было выпито 114 млн мешков кофе, а в 2012 г. – 142 млн мешков).

Вместе с тем следует отметить, что в последнее время прослеживается тенденция к падению мировых цен на зерновой кофе, что по большей части объясняется фактором его перепроизводства. При этом на фоне относительно стабильных показателей объемов кофейных продаж, действующих уже в течение долгих лет, наблюдается ежегодная тенденция к увеличению объемов производства. Растущая дельта между уровнями предложения и спроса подстегивает крупнейших мировых производителей кофе к поиску перспективных каналов для сбыта своей продукции [39, с.77].

На рынке наблюдался небольшой дефицит поставок кофе арабика из Центральной Америки и сдерживание продаж из Бразилии. Однако колумбийские и индонезийские производители кофе были активны в продажах, тем самым сбивая цены вниз. По предварительным оценкам, снижение цен на кофе продолжится и в сезоне 2016/17, однако темпы снижения будут менее активными, - на уровне 17%. В дальнейшем эксперты прогнозируют увеличение спроса на кофе сорта робуста, что обусловлено ростом потребления растворимого кофе и изменениями в составе кофейных смесей [16, с.71].

Ежегодно темпы роста кофейного рынка составляют 10-15 процентов, причем ожидается, что подобная динамика сохранится и в этом году. В 2015 году, по мнению экспертов ОПК, рост рынка составит около 12 - 14 процентов. И в ближайшей перспективе тенденция к активному развитию рынка сохранится. В этом году показатели его роста будут находиться на уровне не менее 10 процентов.

Специалисты ожидают, что увеличение производства кофе приведет к перенасыщению рынка сырьем, что несомненно скажется на цене. Однако, снижение цены на сырье может компенсироваться возросшей стоимостью энергоносителей.

Также ожидается, что в ближайшие 5 лет наиболее активно будет развиваться рынок растворимого кофе, в особенности кофе-миксов.

Лидеры рынка (Nestle, Jacobs, Tсhibo) продолжат вкладывать значительные средства в рекламу, опережая по этому показателю всех остальных участников рынка.

Что касается чайной индустрии следует отметить, что сегодня мировые производители обеспокоены ситуацией, складывающейся на рынке. Наблюдаемая в последние годы нехватка чая из-за засухи в крупнейших странах производителях: Кении, Шри-Ланке и Индии и соответствующий мощный рост цен на сырье, диктуют для производителей поиск новых технологий, способных обеспечить потребности в чайных продуктах и сдержать рост их стоимости. Одновременно приходится искать новые пути увеличения спроса и продвижения продукта в целях развития бизнеса.

По мнению экспертов в ближайшие годы интерес к здоровому образу жизни продолжит оказывать позитивное влияние на развитие рынка чая. В ближайшее 5 лет ожидается ежегодный рост рынка на 4% в стоимостном выражении [17, с.78].

Наиболее быстрыми темпами будет расти сегмент пакетированного традиционного черного чая – на 14% ежегодно. В то же время сегмент рассыпного черного чая будет ежегодно сокращаться на 1%, что обусловлено смещением интересов потребителей в пользу продуктов, более удобных в потреблении.

Рост продаж прогнозируется в сегменте зеленого чая и фруктовых и травяных чаев, поскольку эти разновидности принято считать более полезными по сравнению с черным чаем или кофе. Продажи зеленого чая, а также фруктовых и травяных чаев в ближайшие 5 лет будут увеличиваться на 8% ежегодно в стоимостном выражении. Ожидается выпуск новых брендов и разновидностей фруктовых и травяных чаев, поскольку этот сегмент еще недостаточно развит. Интерес к новинкам и экзотическим видам чая, а также высокие требования к качеству продукции останутся основными факторами, обеспечивающими позитивную динамику продаж [12, с.144].

Представления потребителей о полезных свойствах горячих напитков прежде всего связаны с чаем, в частности травяным и зеленым. Регулярные публикации результатов различных медицинских исследований способствуют информированности потребителей о полезных свойствах чая.
В категорию нетрадиционных видов черного чая входят сортовые разновидности – например, даржилинг, ассам, – и ароматизированные чаи – с бергамотом, лимонный, жасминовый. Несмотря на то что нетрадиционный черный чай в ближайшее время будет оставаться менее популярным, чем традиционный, рост его продаж прогнозируется почти на 17% в натуральном выражении. Рыночная доля этого сегмента в стоимостном и натуральном выражении составит соответственно 24, 1 и 10%. Стоит отметить, что ожидается также рост продаж нетрадиционного черного чая в пакетиках – более чем на 25% в натуральном выражении. Что касается такой разновидности нетрадиционного черного чая, как ароматизированный, то его продажи в прошлом году достигли $561 млн. При этом особым спросом у потребителей пользовался чай с ароматом лимона и бергамота.
Популярность зеленого чая в мире растет благодаря восприятию его как натурального продукта. В 2014 году сегмент зеленого чая занимал 21% рынка и в стоимостном, и натуральном выражении, при этом его продажи достигли $230 млн. Наиболее популярными ароматами зеленого чая были жасмин и лимон [22].

Растущая популярность здорового образа жизни будет способствовать увеличению спроса на фруктовые и травяные чаи, которые являются бескофеиновой альтернативой черному чаю и кофе. Интерес к новинкам обусловил рост продаж. В целом в сегменте фруктовых и травяных чаев прогнозируется рост в натуральном выражении почти на 16%, а продажи в нем составят $27 млн. 

При этом сегменты рынка пакетированного чая росли более быстрыми темпами за счет других сегментов, в частности рассыпного чая. На увеличение продаж в этих сегментах в основном оказали влияние такие факторы, как экономия времени и удобство потребления.

Если в 2000 году доля пакетированного чая составляла менее 20% рынка, то к началу 2015 года – уже более 40%. Объем пакетированного чая на чайном рынке постоянно растет не только в России и странах СНГ. В Великобритании и США пакетированного чая продается намного больше, чем листового (примерно 90% продаваемого в Великобритании чая – чай в пакетиках). В некоторых странах (Польша, Египет, ОАЭ) черный чай, например, продается почти исключительно в пакетиках. В России рост продаж пакетированного чая в стоимостном и натуральном выражении в среднем составляет около 5%.

 





Выводы

 

 

Таким образом, в курсовой работе была рассмотрена география производства тонизирующих культур в мире.

Экономики десятков стран очень тесно связаны с чаем или кофе, которые могут занимать первое место в доходах этих стран от экспорта, иногда более 50%. Во всем мире примерно 40 млн человек заняты в производстве чая и кофе.

Родиной чая является Южный Китай. Почти 80% сбора чая дают страны Азии, особенно Китай, Индия, Шри-Ланка и Индонезия, а также Кения.

Эти страны производят примерно по 1 млн тонн, но их население выпивает большую часть произведенного чая. Поэтому Кения (это 300 тыс тонн крепкого гранулированного черного чая в год), Шри Ланка (300 тыс тонн ароматного листового черного чая), а также Вьетнам, Индонезия, Аргентина и другие играют на мировом рынке существенную роль. Чай теплолюбивое растение, но его плантации располо1 жены до 40 градусов северной и южной широты и могут пережить даже заморозки.

Несмотря на то, что родиной кофе является Эфиопия, в настоящее время возделывание кофе сконцентрировано в Латинской Америке (2/3 сбора), особенно в Бразилии, Колумбии, Мексике и Гватемале, а среди других стран выделяются Вьетнам, Индонезия и Индия.

Главные производители кофе - Бразилия, производящая более 1/3 мирового кофе, в основном сравнительно дешевую арабику. Второе место занимает Колумбия - 15% мирового производства в основном высококачественной мытой Арабики. Индонезия - это главный мировой производитель дешевой Робусты. Кофе производится в значительных количествах примерно в 50 странах, расположенных в околоэкваториальном поясе от 10 градусов северной широты до 10 градусов южной широты. Кофе очень плохо переносит заморозки.

Родиной какао является Бразилия, однако крупнейшими в мире про­изводителями какао являются страны Западной Африки, среди которых лидирующее положение занимают Кот-д’Ивуар, Гана и Нигерия, а также Индонезия и Бразилия.

По результатам проведенного исследования рынка тонизирующих культур можно сделать следующие выводы: потребление чая и кофе в мире ежегодно растет; больше всего потребители пьют черный чай; наличие на рынке огромного количества брендов и торговых марок чая.

До настоящего времени в мире поддерживался баланс потребления черного и зеленого чая - примерно 75 к 25%, который обеспечивался за счет потребления китайского зеленого чая. Классический черный чай все еще остается самым крупным сегментом мирового рынка чая, но доля его неуклонно снижается.

Популярность зеленого чая растет благодаря восприятию его как натурального продукта. Растущая популярность здорового образа жизни в дальнейшем будет способствовать  увеличению интереса к новинкам.

Имеются огромные перспективы для роста потребления зеленого чая (через потребление комбинированных чаев) и производства пакетированных чаев этого вида.

Прогнозы и перспективы развития производства тонизирующих культур в мире: рост потребления чая и кофе; рост спроса на качественный чай в пакетиках и снижение спроса на листовой чай в пачках; рост спроса на чай средней и высокой цены; расширение ассортимента продукции.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологического словарь. М.: Наука, 2001. – 340 с.

2. Баранский Н.Н. Научные принципы географии. – М., 1980. – 440 с.

3. Баранский Н.Н. Краткий очерк экономической географии Общие понятия Очерк мирового хозяйства - М, 1980. – 408 с.

4. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардаоика, 2012. – 160  с.

5. Вольф М.Б., Дмитревский Ю.Д. География мирового сельского хозяйства. – М., 2001. – 512 с.

6. География мирового хозяйства // Под ред. Б.Н.Зимина. – М.: Институт географии РАН, Российский открытый ун-т, 1992. – Ч. 1. – 622 с.

7. География чая К картодиаграмме сбора чайного листа по странам мира [Электронный ресурс] /  География. – 2010. – №11. – Режим доступа: http: http://geo.1september.ru/view_article.php?ID=201001110

8. Горменина Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. - Тверь: ТГУ,1999. – 160  с.

9. Готовые обзоры рынков [Электронный ресурс] / Анализ мировогорынка шоколада и какао-продуктов. – Режим доступа: http://businesstat.ru. 

10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов., 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 459  с.

11. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география: основы теории и практики (Учебное пособие для вузов). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 288  с.

12. Давиташвили М.Д. Наш друг чай [Текст] М.Д. Давиташвили. - М.: Колос, 2001. – 152 с.

13. Диагностика развития сельского хозяйства региона: состояние, тенденции, прогноз: Монография / Д.Ю. Самыгин, Н.Г. Барышников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 140  с.

14. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

15.  Желтиков В.П. Экономическая география. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.

16. Ивашкевич Н.П. За чашкой кофе [Текст] Н.П. Ивашкевич, Л.Н. Засорина. - СПб.: Час пик, 2014. – 112 с.

17.   Идеи от природы - чайные экстракты [Текст] Пищевая промышленность. - 2010. - №6. - С. 77-80.

18. Комплект картосхем по географии: Методический материал /Сост. Пресняков В.Н., Ендакова Е.И. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990. – 26 с.

19. Корнекова С.Ю., Семенов С.П. Социально-экономическая география: Пособие. - СПб.: Питер, 2011. – 192 с.

20.  Кофе & чай в: статистическое приложение. – Бизнес. - 2015. - №2. – С.22-25

21. Кофе: путешествие в поисках идеального рецепта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coffeeclub.ru.

22. Куприянов К. Обзор чайного рынка / К. Куприянов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.habeas.ru

23. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. – М.: ИЛ, 2009. – 348 с.

24. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» Ч.1. Общая характеристика мира. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 2005. – 320 с.

25.  Маркетинговое исследование «Рынок растворимого кофе» // URL: http://belconsult.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=36&func=fileinfo&id=287

26. Международная организация кофе – МОК (International Coffee Organization – ICO) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ico.org.

27. Минифай, Б.У. Шоколад, конфеты, карамель, и другие кондитерские изделия / Б.У. Минифай. – Издательство Профессия, 2008. – 816 с.

28. Новиков О.А. Обзор рынка чая / О.А. Новиков, Л.А. Мясникова // Современная торговля. - 2000. - №1. - С. 2-8.

29. Пресняков В.Н., Логинова Н.Н. Социально-экономическая географи: Учеб. пособие - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. – 96 с.

30. Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР. – М., 1984. – 584 с.

31. Пуляркин В.А. Экономико-географические процессы в сельском хозяйстве развивающихся стран. – М., 1976. – 310 с.

32. Ракитников А.Н. География сельского хозяйства (проблемы и методы исследования). – М., 1970. – 290 с.

33. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студентов вузов. - 2-е издание. - М.: Московский лицей, 2012. – 288 с.

34. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. - 6-е издание. - М.: Московский лицей, 2013. – 496 с.

35. Рынок чая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4p.ru

36. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию: Базовый курс. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 272 с.

37. Социально-экономическая география зарубежного мира. - 2-е. изд., испр./ Под ред. В.В.Вольского. - М.: Дрофа, 2011. – 560 с.

38. Хаггетт П. География: синтез современных знаний. – М., 2009. – 485 с.

39. Хвелидзе В.Г. C чего начинается утро? Обзор рынка кофе /В.Г. Хвелидзе, / Кутаисский государственный технический университет // Пищевая промышленность. - 2015. - №12. - С. 74-77.

40.  Экономика сельского хозяйства: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Попова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 398  с.

 



Приложения

 

Приложение 1

 

Производство тонизирующих культур, в год

 

Кофе

Чай

Какао

Бразилия 32% Китай 26% Кот д’Ивуар 34%
Вьетнам 11% Индия 25% Гана 19%
Индонезия 9% Шри-Ланка 9% Индонезия 11%
Колумбия 9% Кения 9%    
Мир 7,8 млн т.   3,3 млн т.   3,6 млн т.

 


Приложение 2

 

География производства чая

 

 


Приложение 3

 

География производства кофе

 

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 398.