Раздел.1. Мировое сельское хозяйство как объект изучения общественной географии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ.1. МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ.. 5

РАЗДЕЛ.2. ЗНАЧЕНИЕ, УРОВЕНЬ И МАСШТАБЫ РАЗВИТИЯ ТОНИЗИРУЮЩИХ КУЛЬТУР В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ. 10

2.1. Тонизирующие растения как вид технических культур: общая характеристика 10

2.2. Тенденции и масштабы развития производства тонизирующих культур в начале XXI века. 13

РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОНИЗИРУЮЩИХ КУЛЬТУР В МИРЕ. 20

3.1. Структура производства тонизирующих культур хозяйства и географические факторы его развития. 20

3.2. География производства кофе. 21

3.3. География производства чая. 26

3.4. География производства прочих тонизирующих культур. 30

РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОНИЗИРУЮЩИХ КУЛЬТУР В МИРЕ. 32

ВЫВОДЫ.. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43

 



Введение

 

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что более половины всего рынка безалкогольных напитков в сегодняшнем мире приходится на долю тонизирующих напитков (чая, кофе и других) и по прогнозам экспертов объем их потребления будет продолжать расти. Лишь летом помимо чая   потребитель отдает предпочтение сокам, водам и пиву. В остальные сезоны года безусловный фаворит потребления – чай, а следом за ним всегда следует кофе.

Производство тонизирующих культур развивается очень динамично, ежегодный прирост достигает 10-12%. В последнее десятилетие в мире произошло почти шестикратное увеличение потребления кофе.

Можно сказать, что во многих странах чай и кофе сегодня действительно стали национальными напитками. Причины этого: исчезновение товарного дефицита; рост благосостояния потребителей; напряженная умственная деятельность многих работающих и продолжительный, ненормированный рабочий день и т.д.

Напитки из тонизирующих культур в большинстве случаев используют для поднятия тонуса, они укрепляют силы, поднимают настроение, а также способствует созданию уютной атмосферы и комфортного отдыха.

Мировое потребление кофе - примерно 7 млн тонн или 1 триллион чашек в год. Мировое потребление чая - 3,5 млн. тонн или 1,5 триллиона чашек в год. В среднем на каждого жителя земли приходится примерно по 1 кг кофейных зерен и по 500 гр чая или примерно 400 чашек в год одного из этих напитков.

Объектом исследования выступает мировой рынок тонизирующих культур.

Предметом исследования являются мировые тенденции развития производства тонизирующих культур.

Целью курсовой работы является исследование географии производства тонизирующих культур в мире.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работы были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать мировое сельское хозяйство как объект изучения общественной географии;

раскрыть значение, уровень и масштабы развития тонизирующих культур в мировом хозяйстве ;

изучить географические особенности развития производства тонизирующих культур в мире;

охарактеризовать проблемы и перспективы дальнейшего развития производства тонизирующих культур в мире.

Для достижения поставленной цели и задач исследования в курсовой работы были использованы методы теоретического анализа и синтеза, систематизации, обобщения, а также графический метод.

 



Раздел.2. Значение, уровень и масштабы развития тонизирующих культур в мировом хозяйстве

Раздел 3. Географические особенности развития производства тонизирующих культур в мире

География производства кофе

 

На мировой рынок кофе поставляют более 50 стран. Всего ежегодно производится около 4,5 млн. тонн кофейного зерна. Большую роль играет эта культура в экономике латиноамериканских и африканских стран.

Родиной кофе считается Эфиопия. Вскоре растение переселилось из этой африканской страны на Аравийский полуостров, и в течение очень долгого времени мировым лидером по производству кофе было небольшое арабское государство Йемен, которое и по сей день не утратило своей роли. Но сейчас, помимо этих государств, еще более 50 стран Африки, Азии и Латинской Америки являются производителями и экспортерами кофе.

Каждой из этих стран свойственны свои, особые природные условия; кроме того, технология выращивания кофейных деревьев и обработки зерен тоже почти везде уникальна. Все это привело к тому, что кофейные сорта различаются, в основном, в зависимости от места произрастания; каждая страна дает свой особенный, неповторимый сорт. Хотя, по большому счету, разновидностей существует только две: вышеупомянутые арабика и робуста, и именно они служат основой всех известных нам торговых марок кофе.

Широко развита кофейная промышленность в странах Центральной и Южной Америки, на первом месте среди которых стоит Бразилия. В Бразилии производится около половины мирового кофе. Для плантаций ко­фейного дерева тут используется больше пятой ча­сти всей обрабатываемой земли. Бразилия - очень большая страна (8'512'000 кв. км) [39, с.76].

Около 3 млн. бразильцев принимают участие в производстве этого продукта, а общая площадь кофейных плантаций составляет более 8 млрд. км2.

Но, несмотря на громадные объемы производимой продукции, качество бразильского кофе в целом оставляет желать лучшего. Пожалуй, лишь один его сорт – Бурбон Сантос – получил достаточно высокую оценку. Для изготовления Бурбона используются кофейные зерна только первых трех урожаев; в дальнейшем они теряют уникальные свойства и применяются в производстве обычного Сантоса, который имеет более тяжелый и грубый вкус. Вкус же и аромат Бурбона нейтральны, но в то же время необыкновенно чисты и насыщенны, что придает этому сорту особую изысканную прелесть.

Среди азиатских стран-производителей кофе в первую очередь стоит назвать, разумеется, Йемен. Мокко - первый сорт кофе, о котором узнали европейцы, поэтому кофе с архипелага Вест-Индия в Карибском море они еще долго тоже называли мокко. Хотя туда и были завезены такие же кофейные деревья, какие растут в Йемене, с годами местный климат и со­став почвы сделали свое дело, и сегодня на Гаити, Ямайке и в других местах кофе даже близко не по­хож на настоящий мокко.

Вековые традиции в этой области не утрачены здесь до сих пор, и йеменский кофе считается одним из лучших в мире. Вкус сорта Йемен Санани мокка, мягкий, пикантный и чуть кисловатый, поистине восхитителен, а богатый, насыщенный фруктовыми и шоколадно-ореховыми оттенками аромат не сравним буквально ни с чем.

Но Йемен – не единственная страна Азии, где растет кофейное дерево и производится напиток из его зерен. К примеру, Индия – не только «чайная», но и в какой-то мере «кофейная» страна. Первые кофейные деревья сюда завез в XVII веке йеменский пилигрим Баба Будан, и благодарные индусы назвали в его честь город, в окрестностях которого и по сей день растет кофе [16, с.24].

Вообще, в Индии выращивают кофе, в основном, на юге – в районах Мадрас, Курга, Майзери и Малабар, и напиток, получаемый из его зерен, ценится довольно высоко.

Кроме того, активно производят кофе некоторые государства Юго-Восточной Азии – Ява, Суматра и Сулавеси. На высокогорных плантациях Индонезии произрастает преимущественно арабика, но каждый из этих островов поставляет особый, уникальный ее сорт. Например, сорт Ява имеет привкус шоколада, в то время как Суматра Манделин характеризуется скорее хлебными оттенками, а Сулавеси Колоси обладает выраженным ореховым привкусом. Кстати, на острове Сулавеси кофе выращивают на маленьких семейных плантациях, и в каждой семье сложились свои собственные традиции производства напитка, что и определяет его неповторимый вкус и аромат. На других же островах Индонезии растет, как правило, робуста, не отличающаяся высоким качеством.

Но, конечно, лучшие сорта арабики выращивают и производят на родине напитка – в Эфиопии. Это государство по-прежнему считается основным поставщиком кофе на мировой рынок; ежегодно здесь собирают до 2400 т кофейных зерен. При этом основной объем эфиопского кофе произрастает в диком, первозданном виде, образуя густые леса, и лишь 40% урожая собирают с плантаций.

Один из самых известных сортов эфиопского кофе – Эфиопия мокко sidamo, дающий густой крепкий настой с тонким винно-фруктовым вкусом и ароматом, оставляющий долгое послевкусие. Но крупнейшие кофейные плантации расположены в окрестностях древней абиссинской столицы Харар, где на высоте до 5000 м над уровнем моря вручную собирают превосходный кофе одноименного сорта.

Существует три разновидности кофе Харар: крупнозернистый (лонгберри), среднезернистый (мидлберри) и мелкозернистый (шотберри). Харар Лонгберри считается лучшим сортом; из его зерен получают крепкий напиток мягким шоколадным вкусом и насыщенным ароматом.

И все же лучшим эфиопским кофе во всем мире считают Иргочиф, выращиваемый на юге страны. По всем своим параметрам этот сорт очень близок к Сидамо, но вкус его несравнимо более мягок и нежен.

Другая африканская страна – Кения – играет не менее важную роль в мировом экспорте кофе. Кения - самостоятельное государство (коро­левство Аксум) образовалось еще в I веке. Оно, по мнению многих, является родиной кофе. На за­паде Абассинского нагорья, в прославленной Кафской (Кефской) области теперь произростают ди­кие сорта Coffea arabica. Тут вырастает всего 40% всего кофе, производимого в стране. Он называется джима по названию центра области Джимма. Похо­жий по качеству кофе сидам (область Сидам) [21].

Каждый год высокогорные кенийские плантации дают до 130 тыс. тонн урожая, который активно импортируется Японией, Германией и странами Скандинавии. Лучшим сортам кенийского кофе, произрастающего на склонах горы Килиманджаро, свойствен прекрасный тонкий вкус и ярко выраженный неповторимый аромат.

Производство кофе получило распространение в Кении лишь в конце XIX века благодаря католическим миссионерам, которые и а основали здесь первые плантации. Зато в настоящее время продажа кофе составляет значительный процент от экспорта. При этом кофейная промышленность находится под строгим контролем государства: в Кении существует особый Совет по кофе, который тщательно следит за качеством продукции. Еженедельно в столице государства Найроби проводится аукцион, где выставляются на продажу лучшие образцы кенийского кофе.

Высококачественные сорта арабики производятся и в других африканских странах; Бурунди, Руанда, Танзания – лишь немногие из них. Большинство этих торговых марок пользуются широким спросом среди знатоков и ценителей кофе по всему миру.

Пятнадцать процентов всего потребляемого в мире кофе поставляет Колумбия. В этой стране сложились условия, идеальные для роста кофейных деревьев и получения высококачественного урожая, поэтому колумбийский кофе по праву считается одним из лучших в мире. В Колумбии производят несколько сортов кофе, самые известные из которых – Сьюпремо, Экстра и Эксцельсо, обладающий мягким винным вкусом.

Третье место в мире по объему производства кофе занимает маленькое государство Сальвадор, расположенное в Центральной Америке. Ежегодный сбор урожая здесь достигает 150 тыс. тонн, основная часть которого поступает на экспорт. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что экспорт кофе является основой экономики Сальвадора.

Лучшие сорта сальвадорского кофе выращиваются и производятся на западе северо-западе страны, и наиболее известные из них получили названия Пипил и Пакамара. Эти сорта характеризуются приятным сладковатым вкусом и нежным ароматом, благодаря чему довольно высоко котируются на мировом кофейном рынке.

Кофейная промышленность Мексики тоже занимает не последнее место в мире, хотя местные сорта (прежде всего Мексика Альтура) не пользуются широкой популярностью. Дело в том, что большинство из них обладают неярким ароматом и недостаточно насыщенным вкусом. Правда, для любителей некрепкого кофе (есть и такие) мексиканские сорта подходят как нельзя лучше [24, с.117].

Кроме того, в Мексике выращивают совершенно особую разновидность арабики – Марагоджип, отличающуюся очень крупным размером зерен. По поводу оценки этого кофе эксперты спорят до сих пор: одни считают его едва ли не лучшим в мире, другие же утверждают, что вкус его слишком прост и грубоват.

Среди других латиноамериканских стран, производящих кофе, стоит назвать Пуэрто-Рико, Панаму, Эквадор, Гондурас, Никарагуа и многие другие. В целом же центрально- и южноамериканские сорта используются преимущественно в составе различных смесей, в том числе таких, как Colombia, мехісо, guatemala antigua. Исключение здесь составляет, пожалуй, лишь элитный ямайский кофе blue mountain, который прекрасно подходит для употребления в чистом виде (в качестве так называемого speciality coffee).

Самый дорогой в мире кофе выращивают в центральноамериканском государстве Пуэрто-Рико. Однако сами пуэрториканцы предпочитают производство сахара, считая его более выгодным с экономической точки зрения. Поэтому годовой сбор кофе в Пуэрто-Рико не превышает 12 тыс. тонн.

Кофейное дерево – растение очень нежное и прихотливое, и далеко не всякий климат для него благоприятен. Поэтому большинство стран, где выращивают кофе, расположены в теплых тропических зонах – от 10° северной до 10° южной широты, в так называемом кофейном поясе.

 

География производства чая

 

Чай – теплолюбивое, вечнозеленое растение, родом из Юго-Восточной Азии. Ученые относят его к семейству камелий, поэтому на латыни оно называется Camellia sinensis (китайская разновидность в виде куста) и Camellia assamica (индийская разновидность в виде дерева, обнаруженная впервые в Ассаме). Листья этого растения блестящие, упругие, темно-зеленые, с зубчиками по краям. Цветки нежные, небольшого размера, напоминают цветки жасмина или яблони. Плоды чайного растения похожи на орешки с одним-тремя семенами. В Китае чайный куст достигает высоты 3-5 м, его листья имеют длину около 5 см. В Индии, в штате Ассам, чайное растение выглядит как дерево и достигает в высоту 15-20 м. Его листья менее жесткие, но более длинные (от 15 до 35 см). В таком же виде он встречается в Индокитае [22].

Чем севернее, тем чайное растение становится меньше, плотность листа уменьшается, реже происходит вегетация – от 3-х до 1-го раза в год. Это обусловлено климатическими условиями. Идеальная ситуация для произрастания чая – в Северном Индокитае с примыкающими к нему Юго-Западным Китаем (провинция Юньнань) и Верхней Бирмой. Большое количество теплых дней в году, повышенная влажность воздуха – в таких условиях растение способно вегетировать круглый год. Оптимальным для чая является расположение на высоте от 300 до 2300 м над уровнем моря при температурах 10-30 °С при количестве осадков 2000-2300 мм в год. При этом чайное растение отличается неприхотливостью. Оно выдерживает как очень высокую, так и очень низкую температуру, способно расти даже на скудных каменистых почвах. К тому же оно долговечно – может расти до ста лет и более. В современном мире выращивание и производство чая налажено во многих странах.

Лидером по выращиванию и производству чая является Китай. В этой стране традиционно выделяют четыре основных региона чайного производства: юго-западный, южный, Яньнань (к югу от Янцзы) и Яньбэй (к северу от Янцзы). Основной объем продукции приходится на зеленые чаи разнообразных сортов. Красные чаи произрастают в основном в провинциях Фуцзянь и Чжэцзян. Всего выделяют около семи тысяч разновидностей китайского чая, разделяемых на пять типов по месту изготовления, на два сорта качества, на четыре листовых градации и на 200 наименований по месту произрастания. Производство чая в Китае масштабно и ориентировано, прежде всего, на самих китайцев: одновременно при годовом производстве чая около 600 тыс. тонн эта страна экспортировала приблизительно 200 тыс. тонн. В основном это черный и красный чай, не пользующиеся спросом в этой стране.

В Индии сейчас насчитывается 13.000 чайных плантаций, которые также называют «чайными садами». Начало им было положено в Ассаме, именно отсюда чай постепенно проникал в соседние регионы – в горный Дарджилинг, в Качар и Силет, а затем – на юг Индии, в Нилгири. Всего в стране можно выделить четыре основных района производства чая: Дарджилинг, Ассам, Северная Индия и Южная Индия. В Южную Индию, помимо Нилгири, входят районы Камембаторе, Кошен, Конур и др. Здесь выращивается приблизительно 200 тыс. тонн чая в год. В районе Дарджилинг выращивается 10 тыс. тонн. Около 490 тыс. тонн чая приходится на регион Северной Индии и Ассам (наиболее крупный регион по производству чая в Индии). Знатоки чая особенно выделяют продукцию Верхнего (Северного) Ассама. Сорт, получивший свое название по месту произрастания («Ассам») настолько хорошо зарекомендовал себя, что входит в чайные коллекции многих крупных компаний. Он также используется при составлении некоторых классических рецептов чая. Особенно ценится летний сбор листа, который обладает приятным ароматом и дает насыщенный настой. Чайный район Дарджилинг, примыкающий к Гималаям, отличается особенными высокогорными чаями. Из трех сборов лучшим считается первый (апрельский), который отличается интенсивным, ярким, бархатистым настоем. В это время в горах идут обильные дожди, что вызывает бурный и неудержимый рост самых разнообразных цветов и растений. Чайный лист, обладая способностью хорошо впитывать влагу, вбирает в себя вместе с ней и пыльцу других растений, из-за чего конечный напиток и приобретает тот яркий, неповторимый вкус. Большим спросом также пользуется второй сбор (май-июнь), отличающийся менее вяжущим вкусом, чем первый [12, с.57].

Большинство плантаций Цейлона (Шри-Ланка) расположено в горных областях на юге острова. Выделяют шесть чайных районов: Нувара Элья, Ува, Димбула, Канди, Галле и Ратнапутра. Лучшие плантации располагаются на высоте от 1 до 2,5 тыс. метров на восточном и западном склонах горных плато. В зависимости от своего расположения они в большей или меньшей подвержены влиянию муссонов. На восточных склонах лучший чай собирают с конца июня до конца августа, в то время как на западных лучшие урожаи получают с начала февраля до середины марта. Самые ценные сорта Цейлонского чая легко распознать по слабому красноватому налету на черном чайном листе. Самыми известными сортами являются Ува и Димбула.

В число крупнейших производителей чая в мире уже много лет входит Кения. Чайные плантации расположены на кенийском высокогорье, на высоте приблизительно1600-3000 м над уровнем моря. Кенийский чай отличается необычной крепостью, «наваристостью», что вызвано большим содержанием тинина. Это самый крепкий чай в мире. Он практически полностью идет на экспорт, так как его потребление в стране невелико. Напиток, получаемый из кенийского чая, имеет золотистый цвет, и насыщенный вкус с фруктовым ароматом. Довольно часто чай из этого региона используется в смесях. Ежегодные объемы производства колеблются в пределах 260-295 тыс. тонн.

Чайное производство развито и в других странах Африки: Республике Бурунди, Руанде, Уганде, Эфиопии, Республике Камерун, Зимбабве и др., но в гораздо меньших объемах [6, с.307].

Достаточно давним и развитым является чайное производство в Индонезии. Чайные посадки вегетируют в этом тропическом климате круглый год даже при некотором недостатке осадков. Лучшими считаются сборы в июле, августе и сентябре, хотя условия произрастания на Яве и Суматре сильно различаются. Хорошую продукцию дают плантации на вулканических породах недалеко от Бандунга или Медана, но особенно качественный чай производят на Северной Суматре на высокогорной плантации, раскинувшейся вокруг озера Тобо. Индонезийские чаи подобны цейлонским - они ароматные и обладают красивым янтарным цветом. В последнее время появляются посадки чая на Сулавеси. Из 160 тыс. тонн производимого продукта 120 тыс. тонн идет на экспорт.

На сегодняшний день тайваньские улуны относятся к наиболее востребованным и модным чаям в мире. Они составляют конкуренцию высококачественному китайскому чаю. В ограниченных количествах Тайвань экспортирует и зеленый чай «порох». Здесь особенно широко налажено производство красных чаев («формозский улун» и «пушон»), которые экспортируются во многие страны мира. Северные и центральные районы острова Тайвань сильно различаются по типам чайных деревьев и методам производства.

В Японии чай произрастает на трех основных островах страны: Хонсю, Сикоку и Кюсю. Наиболее старые чайные плантации, появившиеся благодаря буддийским монахам у подножия горы Хэйдзан еще в IX веке, находятся неподалеку от древней японской столицы – города Киото. Именно там выращивают лучшие сорта зеленого чая «гёкуро». На острове Хонсю, южнее Токио произрастает лучший зеленый чай сорта «сенча». Он составляет около 85% всего чая, производимого в Японии [20, с.23].

Это основные страны-производители чая. Безусловно, можно назвать и другие регионы, например страны Южной Америки, Австралию, Бангладеш, Непал, Малайзию и многие другие. Однако по сравнению с рассмотренными странами они играют более скромную роль в производстве и экспорте этого напитка.

Выводы

 

 

Таким образом, в курсовой работе была рассмотрена география производства тонизирующих культур в мире.

Экономики десятков стран очень тесно связаны с чаем или кофе, которые могут занимать первое место в доходах этих стран от экспорта, иногда более 50%. Во всем мире примерно 40 млн человек заняты в производстве чая и кофе.

Родиной чая является Южный Китай. Почти 80% сбора чая дают страны Азии, особенно Китай, Индия, Шри-Ланка и Индонезия, а также Кения.

Эти страны производят примерно по 1 млн тонн, но их население выпивает большую часть произведенного чая. Поэтому Кения (это 300 тыс тонн крепкого гранулированного черного чая в год), Шри Ланка (300 тыс тонн ароматного листового черного чая), а также Вьетнам, Индонезия, Аргентина и другие играют на мировом рынке существенную роль. Чай теплолюбивое растение, но его плантации располо1 жены до 40 градусов северной и южной широты и могут пережить даже заморозки.

Несмотря на то, что родиной кофе является Эфиопия, в настоящее время возделывание кофе сконцентрировано в Латинской Америке (2/3 сбора), особенно в Бразилии, Колумбии, Мексике и Гватемале, а среди других стран выделяются Вьетнам, Индонезия и Индия.

Главные производители кофе - Бразилия, производящая более 1/3 мирового кофе, в основном сравнительно дешевую арабику. Второе место занимает Колумбия - 15% мирового производства в основном высококачественной мытой Арабики. Индонезия - это главный мировой производитель дешевой Робусты. Кофе производится в значительных количествах примерно в 50 странах, расположенных в околоэкваториальном поясе от 10 градусов северной широты до 10 градусов южной широты. Кофе очень плохо переносит заморозки.

Родиной какао является Бразилия, однако крупнейшими в мире про­изводителями какао являются страны Западной Африки, среди которых лидирующее положение занимают Кот-д’Ивуар, Гана и Нигерия, а также Индонезия и Бразилия.

По результатам проведенного исследования рынка тонизирующих культур можно сделать следующие выводы: потребление чая и кофе в мире ежегодно растет; больше всего потребители пьют черный чай; наличие на рынке огромного количества брендов и торговых марок чая.

До настоящего времени в мире поддерживался баланс потребления черного и зеленого чая - примерно 75 к 25%, который обеспечивался за счет потребления китайского зеленого чая. Классический черный чай все еще остается самым крупным сегментом мирового рынка чая, но доля его неуклонно снижается.

Популярность зеленого чая растет благодаря восприятию его как натурального продукта. Растущая популярность здорового образа жизни в дальнейшем будет способствовать  увеличению интереса к новинкам.

Имеются огромные перспективы для роста потребления зеленого чая (через потребление комбинированных чаев) и производства пакетированных чаев этого вида.

Прогнозы и перспективы развития производства тонизирующих культур в мире: рост потребления чая и кофе; рост спроса на качественный чай в пакетиках и снижение спроса на листовой чай в пачках; рост спроса на чай средней и высокой цены; расширение ассортимента продукции.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологического словарь. М.: Наука, 2001. – 340 с.

2. Баранский Н.Н. Научные принципы географии. – М., 1980. – 440 с.

3. Баранский Н.Н. Краткий очерк экономической географии Общие понятия Очерк мирового хозяйства - М, 1980. – 408 с.

4. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардаоика, 2012. – 160  с.

5. Вольф М.Б., Дмитревский Ю.Д. География мирового сельского хозяйства. – М., 2001. – 512 с.

6. География мирового хозяйства // Под ред. Б.Н.Зимина. – М.: Институт географии РАН, Российский открытый ун-т, 1992. – Ч. 1. – 622 с.

7. География чая К картодиаграмме сбора чайного листа по странам мира [Электронный ресурс] /  География. – 2010. – №11. – Режим доступа: http: http://geo.1september.ru/view_article.php?ID=201001110

8. Горменина Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. - Тверь: ТГУ,1999. – 160  с.

9. Готовые обзоры рынков [Электронный ресурс] / Анализ мировогорынка шоколада и какао-продуктов. – Режим доступа: http://businesstat.ru. 

10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов., 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 459  с.

11. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география: основы теории и практики (Учебное пособие для вузов). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 288  с.

12. Давиташвили М.Д. Наш друг чай [Текст] М.Д. Давиташвили. - М.: Колос, 2001. – 152 с.

13. Диагностика развития сельского хозяйства региона: состояние, тенденции, прогноз: Монография / Д.Ю. Самыгин, Н.Г. Барышников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 140  с.

14. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы - М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

15.  Желтиков В.П. Экономическая география. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.

16. Ивашкевич Н.П. За чашкой кофе [Текст] Н.П. Ивашкевич, Л.Н. Засорина. - СПб.: Час пик, 2014. – 112 с.

17.   Идеи от природы - чайные экстракты [Текст] Пищевая промышленность. - 2010. - №6. - С. 77-80.

18. Комплект картосхем по географии: Методический материал /Сост. Пресняков В.Н., Ендакова Е.И. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990. – 26 с.

19. Корнекова С.Ю., Семенов С.П. Социально-экономическая география: Пособие. - СПб.: Питер, 2011. – 192 с.

20.  Кофе & чай в: статистическое приложение. – Бизнес. - 2015. - №2. – С.22-25

21. Кофе: путешествие в поисках идеального рецепта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coffeeclub.ru.

22. Куприянов К. Обзор чайного рынка / К. Куприянов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.habeas.ru

23. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. – М.: ИЛ, 2009. – 348 с.

24. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» Ч.1. Общая характеристика мира. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 2005. – 320 с.

25.  Маркетинговое исследование «Рынок растворимого кофе» // URL: http://belconsult.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=36&func=fileinfo&id=287

26. Международная организация кофе – МОК (International Coffee Organization – ICO) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ico.org.

27. Минифай, Б.У. Шоколад, конфеты, карамель, и другие кондитерские изделия / Б.У. Минифай. – Издательство Профессия, 2008. – 816 с.

28. Новиков О.А. Обзор рынка чая / О.А. Новиков, Л.А. Мясникова // Современная торговля. - 2000. - №1. - С. 2-8.

29. Пресняков В.Н., Логинова Н.Н. Социально-экономическая географи: Учеб. пособие - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. – 96 с.

30. Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР. – М., 1984. – 584 с.

31. Пуляркин В.А. Экономико-географические процессы в сельском хозяйстве развивающихся стран. – М., 1976. – 310 с.

32. Ракитников А.Н. География сельского хозяйства (проблемы и методы исследования). – М., 1970. – 290 с.

33. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студентов вузов. - 2-е издание. - М.: Московский лицей, 2012. – 288 с.

34. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. - 6-е издание. - М.: Московский лицей, 2013. – 496 с.

35. Рынок чая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4p.ru

36. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию: Базовый курс. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 272 с.

37. Социально-экономическая география зарубежного мира. - 2-е. изд., испр./ Под ред. В.В.Вольского. - М.: Дрофа, 2011. – 560 с.

38. Хаггетт П. География: синтез современных знаний. – М., 2009. – 485 с.

39. Хвелидзе В.Г. C чего начинается утро? Обзор рынка кофе /В.Г. Хвелидзе, / Кутаисский государственный технический университет // Пищевая промышленность. - 2015. - №12. - С. 74-77.

40.  Экономика сельского хозяйства: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Попова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 398  с.

 



Приложения

 

Приложение 1

 

Производство тонизирующих культур, в год

 

Кофе

Чай

Какао

Бразилия 32% Китай 26% Кот д’Ивуар 34%
Вьетнам 11% Индия 25% Гана 19%
Индонезия 9% Шри-Ланка 9% Индонезия 11%
Колумбия 9% Кения 9%    
Мир 7,8 млн т.   3,3 млн т.   3,6 млн т.

 


Приложение 2

 

География производства чая

 

 


Приложение 3

 

География производства кофе

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ.1. МИРОВОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ.. 5

РАЗДЕЛ.2. ЗНАЧЕНИЕ, УРОВЕНЬ И МАСШТАБЫ РАЗВИТИЯ ТОНИЗИРУЮЩИХ КУЛЬТУР В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ. 10

2.1. Тонизирующие растения как вид технических культур: общая характеристика 10

2.2. Тенденции и масштабы развития производства тонизирующих культур в начале XXI века. 13

РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОНИЗИРУЮЩИХ КУЛЬТУР В МИРЕ. 20

3.1. Структура производства тонизирующих культур хозяйства и географические факторы его развития. 20

3.2. География производства кофе. 21

3.3. География производства чая. 26

3.4. География производства прочих тонизирующих культур. 30

РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТОНИЗИРУЮЩИХ КУЛЬТУР В МИРЕ. 32

ВЫВОДЫ.. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 43

 



Введение

 

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что более половины всего рынка безалкогольных напитков в сегодняшнем мире приходится на долю тонизирующих напитков (чая, кофе и других) и по прогнозам экспертов объем их потребления будет продолжать расти. Лишь летом помимо чая   потребитель отдает предпочтение сокам, водам и пиву. В остальные сезоны года безусловный фаворит потребления – чай, а следом за ним всегда следует кофе.

Производство тонизирующих культур развивается очень динамично, ежегодный прирост достигает 10-12%. В последнее десятилетие в мире произошло почти шестикратное увеличение потребления кофе.

Можно сказать, что во многих странах чай и кофе сегодня действительно стали национальными напитками. Причины этого: исчезновение товарного дефицита; рост благосостояния потребителей; напряженная умственная деятельность многих работающих и продолжительный, ненормированный рабочий день и т.д.

Напитки из тонизирующих культур в большинстве случаев используют для поднятия тонуса, они укрепляют силы, поднимают настроение, а также способствует созданию уютной атмосферы и комфортного отдыха.

Мировое потребление кофе - примерно 7 млн тонн или 1 триллион чашек в год. Мировое потребление чая - 3,5 млн. тонн или 1,5 триллиона чашек в год. В среднем на каждого жителя земли приходится примерно по 1 кг кофейных зерен и по 500 гр чая или примерно 400 чашек в год одного из этих напитков.

Объектом исследования выступает мировой рынок тонизирующих культур.

Предметом исследования являются мировые тенденции развития производства тонизирующих культур.

Целью курсовой работы является исследование географии производства тонизирующих культур в мире.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работы были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать мировое сельское хозяйство как объект изучения общественной географии;

раскрыть значение, уровень и масштабы развития тонизирующих культур в мировом хозяйстве ;

изучить географические особенности развития производства тонизирующих культур в мире;

охарактеризовать проблемы и перспективы дальнейшего развития производства тонизирующих культур в мире.

Для достижения поставленной цели и задач исследования в курсовой работы были использованы методы теоретического анализа и синтеза, систематизации, обобщения, а также графический метод.

 



Раздел.1. Мировое сельское хозяйство как объект изучения общественной географии

 

 

Социальное развитие выступает особой стороной социального прогресса, взаимодействует с политической, экономической, культурной, духовной и др. сферами. На смену положения социума в целом и отдельных его индивидов влияют все условия, сложившиеся в обществе, во всех указанных выше сферах. Социально-экономические и политические условия очень пестрые в разных регионах и имеют тенденцию к ухудшению, что, конечно, влияет на качество, способ и уровень жизни населения, заставляя его членов искать способы борьбы за выживание, в том числе, выражая неповиновение властным структурам. Возникают новые политические партии, которые якобы защищают права граждан, хотя на самом деле политические круги преследуют свои собственные полезные цели и часто используют население для этого [36, с.21].

Социально-экономические и политические отличия между странами очень сложные, зависят от многих факторов и условий и полностью никогда устранены не будут. Предпосылкой и естественной основой общественного развития выступает естественная (географическая) среда, которую устранить полностью невозможно. Это различия в природно-климатических условиях и особенностях исторического развития отдельных регионов, особенности экологической ситуации и т.д. Конечно, устранить социально-экономические различия отдельных регионов полностью невозможно, но, зная эти особенности, факторы развития, причины, которые негативно влияют на ту или иную социальную ситуацию можно смягчить негативное влияние, выровнять уровень развития, компенсировать отдельным социальным группам дополнительные затраты (на здоровье, образование, жилищные условия и т.д.). Итак, эти особенности и различия надо очень хорошо знать, а для этого изучать, исследуя сложные социальные явления и процессы.

Региональные проблемы и различия в особенностях социального развития отдельных социальных групп и целых регионов выступают важным объектом исследования многих наук, так как они имеют междисциплинарный характер. Общественная география выступает не просто одной из этих наук, а является интегрирующей, потому может комплексно рассматривать эти вопросы, исследовать закономерности территориальной организации производства, разрабатывать модели дальнейшего ее развития для эффективной реализации экономической политики государства [19, с.17].

География зарождалась в античное время из практических запросов человечества как землеописание, как землеведение. Это одна из самых давних наук, задачей которой было накопление и систематизация знаний о странах и народах, которые их населяют, о природе и хозяйстве таких стран. В это время география была унитарной – целостной, недифференцированной наукой.

В течение 16-17 веков география дифференцируется, в ней выделяются несколько отраслевых направлений. На протяжении 19– 20 веков и сейчас система географических наук охватывает десятки, а в детализированном перечне – сотни отраслево-географических дисциплин. Так, следует отметить, что существует экономическая и социальная география, социально-экономическая география, общественная география, антропогеография, география человека. Каждая из этих отраслей имеет свою историю, свои плюсы и минусы. Считается, что всеобъемлющим понятием является «общественная география».

Общественная география – один из фундаментальных предметов географического и гуманистического образования. Для отечественной географии это новая дисциплина, которая введена к вузовским учебным планам лишь с середины 1990-х годов и на данное время находится в стадии становления. Но современное содержание общественной географии значительно шире и охватывает все социально-экономические направления географической науки.  

Экономическая география (еще ее называют географией хозяйства), за таким делением, представляет собой одно из направлений общественной географии рядом с географией населения (геодемографией), социальной географией, географией природной среды [14, с.28].

На данное время в отечественной географии наиболее распространенной является такая дефиниция: общественная география – наука о территориальной (геопространственнойу) организации общества, то есть ее объектом является общество, как один из компонентов географической (ландшафтной) оболочки, а предметом – пространственная (территориальная) организация его жизнедеятельности.

Другое определение  – общественная география – наука о социально-экономической организация ландшафтной оболочки Земли [11, с.57].

Основной методологической проблемой общественной географии выступает пространственный анализ взаимодействия общества с природой, человека и ее хозяйственной деятельности с природной средой, то есть безусловный приоритет в общественно-географических исследованиях принадлежит комплексным географическим подходам, что имеют целью анализ отношений и взаимодействия «общество – природа» или «население – хозяйство – природная среда».

Предмет общественной географии – геопространственная (территориальная) организация общества или его отдельных частей: населения, производственной, социальной, политической, духовной или природно-ресурсной сфер. Понятие «геопространственный» несколько шире за объемом, чем «территориальный», ибо оно касается также водной поверхности и воздушной оболочки, а не только суши (территории).

Во-первых: взаиморасположение (взаиморазмещение) объектов в двумерном (вертикальная - третья координата в большинстве случаев к вниманию не берется) пространстве земной поверхности. Оно существует между двумя пороговыми масштабами:

а) общеземном (глобальным);

б) «точковым», выраженным уровнем отдельного предприятия (заведения) или населенного пункта [33, с.12].

Все пространственные отношения явлений и процессов между двумя отмеченными масштабами характеризуются географичностью. Размещение над общеземным - это уже космическое расположение. Оно не принадлежит к сфере географии. Так же внутренняя пространственная организация предприятия (взаиморасположение цехов и участков) не является заданием исследования географической науки. Важной чертой геопространственности является общесвязанность объектов с природной окружающей средой земной поверхности. Каждый объект Идентифицируется его координатами долготы и широты, протяжностью, площадью и др.

Во-вторых: наличие пространственных связей между расположенными в границах земной поверхности объектами. Эта связанность выражается наличием линий связи (транспортных и других линий коммуникации); перемещениям вещества, энергии и информации (прежде всего людей - носителей всех этих «субстанций»).

В-третьих: существование территориальных общественных образований (формирований, сочетаний, систем, структур). Чаще всего эти территориальные образования являются конкретными объектами общественно-географических исследований. Примерами могут быть экономический район, хозяйственный узел, территориальный агропромышленный комплекс, территориальная система расселения, политико-географический район и др.

В-четвертых: функционирование территориальных образований, что заключается в регулируемом (также саморегулируемый) изменении их состояний в результате взаимодействия с окружающей средой (природным и общественным) для достижения заблаговременно предусмотренных целей. Например, агрокомплекс комплекс определенной территории имеет главной целью производство продовольственных продуктов (товаров). Взаимодействуя с другими комплексами и природной окружающей средой, он функционирует как регулируемая территориальная система, где каждое звено (отрасли, производства, предприятия, заведения и учреждения) и комплекс в целом изменяют свое состояние на протяжении года. Регуляция происходит путем переработки составными частями комплекса или специальными управленческими органами информации о состоянии комплекса [15, с.108].

Формы геопространственной организации общества могут быть интегральными и компонентными.

Интегральная форма охватывает все составные части общества - население, производственную сферу и сферу услуг, экологическую и природно-ресурсную сферы. Взаимодействие и согласованность между ними в процессе развития и функционирования дает возможность трактовать каждую геопространственную форму как территориальный комплекс.

Например, областной регион Украины охватывает население территории области (как производитель продукции и услуг, их потребитель), хозяйство области (как взаимоувязанную совокупность производственной сферы и сферы услуг), ее природно-ресурсный потенциал, производственную, социальную и институционную инфраструктуру и тому подобное. Между этими компонентами налаживается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, определенная пропорциональность и взаимоприспособление.

Когда ведем речь о компонентных формах геопространственной организации общества, то имеем в виду разные территориальные формы определенной сферы - хозяйственной, социальной, демографической и др. Например, элементарная или региональная система расселения, промышленный узел или район, сельскохозяйственная зона и тому подобное - все это формы территориальной организации отдельных отраслей общества: соответственно народонаселение, промышленной и аграрной.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 313.