Рассматривая общемировые тенденции чайной индустрии, можно отметить следующее.
Чай является одним из самых популярных напитков в мире, а чаепитие во многих странах стало распространенным обычаем.
В обозримой ретроспективе мировой выпуск чая демонстрировал рост. Так, в 2014 году сбор чая составил 4,9 млн тонн, что на 0,9 млн тонн больше, чем в 2007-м, и на 0,15 млн тонн больше, чем в 2012-м. Лидерами по выпуску чая в мировом масштабе являются Китай, на долю которого в 2013 году приходилось около 38% мирового производства, и Индия, собравшая в этот период четвертую часть мирового урожая чайного листа (рис. 2.1).
Рисунок 2.1. Структура мирового производства чая по странам в 2014 году, %
Кроме того, традиционно много чая производят в Кении и на Шри-Ланке – соответственно 9 и 7%. На долю Индонезии в 2013 году приходилось порядка 3% мирового валового сбора чайного листа.
В 2013 году крупнейшие объемы импорта фасованного черного чая в натуральном выражении на российский рынок были обеспечены Индией – 36 тысяч тонн. Еще 22% привезли из Шри-Ланки. Тройку странлидеров замыкала Кения, откуда поступила 21 тысяча тонн продукции. При этом самые значительные объемы поставок черного фасованного чая приходились на два бренда: Ahmad Tea (Ahmad Tea Ltd., Великобритания) и Akbar (Akbar Brothers Ltd., Шри-Ланка) [7].
Рисунок 2.2. Структура производства чая по видам в 2013 году, %
В динамике производства чая, имеющей прямую зависимость от времени сбора сырья, четко прослеживается сезонность. Посколькусбор чайных листьев и типсов происходит весной и летом, то и наибольшие объемы производства приходятся на эти же периоды. Так, с 2009-го по 2013 год максимум производства, составивший 9-9,5 тысячи тонн, достигался в апреле и ноябре, а минимум – в январе и июле, когда сбор сырья и вовсе не производился. Исключение составил апрель 2012 года, когда объем выпуска чая снизился более чем на 2 тонны.
Международные цены на чай в течение последних пяти лет оставались стабильными, несмотря на незначительные понижения в конце 2011 года и в третьем квартале 2013 года, благодаря периодическим корректировкам рынка. Спрос на чай оставался высоким благодаря активному потреблению в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае. В результате роста цен на чай общемировая экспортная выручка в 2012 году возросла на 6% и составила 5,2 миллиарда долл. США, что привело к повышению доходов сельского населения и продовольственной безопасности домашних хозяйств в странах-производителях чая. Межправительственная группа (МПГ) по чаю предостерегла производителей от погони за ценами и рекомендовала активнее стимулировать спрос, особенно в странах-производителях, где потребление чая на душу население ниже, чем в странах, являющихся его традиционными импортерами. МПГ также призвала выходить на другие сегменты этого рынка, такие как экологические чаи и чаи с различными добавками, и оказывать больше поддержки подсектору мелких производителей чая.
Рисунок 2.3. Динамика цен на чай
Среднегодовой темп роста рынка чая (в стоимостном выражении) за последние пять лет составил 9,4%. Но, в связи с активным ростом потребления чая, увеличения его стоимости и обострения конкуренции с производителями смежного рынка кофе, рынок чая начинает расти с большим темпом прироста [20, с.23].
В последние годы кофе стал наиболее популярным напитком в мире. Производство и экспорт кофе постепенно развивают и принесут большие прибыли странам, выращивающим это дерево.
Кофе по праву считается одним из самых стабильных продуктов на рынке товаров повседневного спроса. Брендовые предпочтения потребителей редко меняются, тем не менее, результаты исследований показывают, что основные показатели маркетинговых параметров кофейных брендов Украины подвержены определенной динамике.
Существует два основных ботанических вида кофейных деревьев и, соответственно, зерен, получаемых из плодов этих деревьев: арабика и робуста. На эти два вида приходится по разным оценкам до 98% производимого кофе. Этот объем делится в соотношении 70% – арабика, 30% – робуста. На остальные сорта приходится лишь 2% мирового производства кофе и они не имеют промышленного значения. Наиболее распространенный сорт кофе – арабика – произрастает на высоте от 600 до 2000 метров над уровнем моря. Ведущими странами по экспорту зерен арабика являются Колумбия, Бразилия и Вьетнам (рис.2.4) [26].
Рисунок 2.4. Структура мирового производства кофе по странам в 2014 году, %
Вид робуста является быстрорастущим и более устойчивым к вредителям, чем арабика, ипроизрастает примерно от 0 до 600м над уровнем моря; прежде всего – в тропических районах Африки, Вьетнаме, Индии и Индонезии. Робуста обычно считается менее изысканным кофе, однако содержит больше кофеина, а такжечасто используется в эспрессо-смесях, что позволяет добиваться более качественной кофейной пенки и удешевляет смесь. Основные биржи, на которых заключаются сделки по купле-продаже кофе расположены в Нью-Йорке, где в главную очередь торгуют сортом арабика, и в Лондоне, где доминирует сорт робуста. При установлении биржевых цен на зерна кофе одним из главных критериев является страна происхождения и ботанический вид кофе. Своего рода эталоном является сорт Colombiаn Milds, которой производится в Колумбии, Кении, Танзании. От его цены высчитывается стоимость всех остальных сортов [39, с.75].
Мировой спрос на кофе растет, главным образом, благодаря проведению маркетинговых компаний по популяризации напитка. За последние пять лет спрос на кофе в США вырос на 8%, а в Европе почти на 6%. Великобритания, где из горячих напитков исторически доминировал чай, за последние годы увеличила потребление кофе на 35%. Кофе также стал модным в развивающихся странах, таких как Индия и Китай. Кофе – продукт сельского хозяйства, выращивание которого возможно примерно в 50 странах мира. Несмотря на быстро растущий спрос, урожай собирается два раза в год, и объемы сбора не могут расти в геометрической прогрессии, что могло бы поддерживать мировые запасы.
Достигнув в апреле 2011 года пиковой отметки в 238 центов США за фунт, международные цены на кофе непрерывно снижались до начала 2014 года, когда они вновь пошли вверх. Устойчивую тенденцию к снижению цен объясняли преобладанием большого экспортного предложения в основных регионах-производителях. И действительно, производство кофе в 2012-2013 годах было наивысшим за все годы учета, несмотря на снижение производства в Центральной Америке, где урожаи пострадали от вспышки кофейной листовой ржавчины. Возросший уровень производства в Южной Америке, в особенности в Бразилии и Колумбии, а также в Африке, более чем компенсировал снижение производства в Центральной Америке и Мексике.
Рисунок 2.4. Динамика цен на кофе
Несмотря на устойчивый рост мирового потребления кофе в последние годы, в особенности в странах-производителях и в развивающихся странах, оно было недостаточно велико, чтобы поддерживать международные котировки на кофе. Но опасения по поводу засухи, повлиявшей на урожай в Бразилии, ведущем мировом производителе и экспортере кофе, привели к подъему цен в начале 2014 года, когда котировки поднялись, составив 138 центов США за фунт и 171 цент США за фунт, соответственно, в феврале и в апреле 2014 года. Вдобавок, падение цен на кофе с 2011 по конец 2013 года привело к сокращению площадей плантаций и снижению инвестирования в производство [20, с.24].
Наличие сравнительно больших запасов в главных странах-экспортерах может оказать сдерживающий эффект на масштабы роста цен.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 354.