Анализ состояния перерабатывающих предприятий молочной промышленности и тенденций рынка молочной продукции в нашем регионе, выявил проблемы в сфере управления деятельностью предприятий. В связи с этим, первостепенное значение приобретают вопросы: формирования стратегии их развития, маркетинговой стратегии и активизации привлечения инвестиций.
Главное в маркетинге – целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности. Цель маркетинга – обеспечение высокой рентабельности производства и реализации производственных товаров. Многие предприятия молочной промышленности внедряют высокоэффективные, ресурсосберегающие, безотходные и экологически безопасные технологии, расширяют ассортимент молочных продуктов, улучшают их качество. Все это влияет на повышение конкурентоспособности и увеличение объемов производства продукции.
Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает максимальный эффект в том случае, когда он используется как система. Целевая ориентация и комплексность маркетинга – это слияние в один поток всех составляющих маркетинговой деятельности, для достижения устойчивой рентабельности в заданных пределах. Комплексный подход позволяет эффективно выйти на рынок с новыми товарами и услугами.
SWOT- анализ позволяет сделать вывод о том, что финансовое состояние предприятий молокоперерабатывающей отрасли АПК позволяют бесперебойно работать с поставщиками и покупателями. Рассмотрим использование SWOT- анализа на примере статьи из журнала «Молочная промышленность» №11 за 2007 год.
«… Основной целью деятельности любого предприятия является завоевание преимущества по сравнению с другими. Поэтому в первую очередь необходимо оценить сильные и слабые стороны своей деятельности, возможные перспективы и проблемы на пути развития. Одним из инструментов получения необходимой для этого информации является SWOT -анализ, который называют ситуационным.
SWOT -анализ деятельности предприятия включает в себя анализ внутренних и внешних факторов, а также сопоставление сильных и слабых сторон его деятельности с вытекающими возможностями и угрозами.
Авторы статьи использовали SWOT -анализ для выбора перспективного направления развития ООО «Путь Ленина» Захаровского района Рязанской области. Организация производит типичную для сельскохозяйственного предприятия продукцию: пшеницу, рожь, ячмень, овес, мясо крупного рогатого скота, молоко. Наибольший удельный вес в составе товарной продукции хозяйства занимает молоко. SWOT-анализ показал, что на данном сельхозпредприятии приоритетным направлением развития является именно животноводство.
К сильным сторонам отрасли животноводства относятся: спрос на продукцию, наличие постоянных клиентов, большой опыт работы, выгодное расположение предприятия, высокая рентабельность получения и реализации молока, широкие возможности в управлении объемом производства.
Накопленный опыт работы, высококвалифицированный персонал, поиск и активное внедрение новых прогрессивных технологий позволили предприятию выжить в сложных экономических условиях и завоевать свое место на рынке. За последние 5 лет в хозяйстве вырос объем реализации основных видов продукции. Так, за период с 2000 по 2004 г. реализация зерна увеличилась в 3,48 раза, скота в живом весе - на 61,26%, молока - на 54,17 %, Высокое качество производимой в ООО «Путь Ленина» продукции позволяет реализовывать ее по давно сформировавшимся каналам в Рязанской, Московской, Тульской и других областях. В отличие от других сельскохозяйственных предприятий района производство молока в ООО «Путь Ленина» характеризуется низкими затратами (себестоимость 1 ц в 2004 г. составила 363,08 руб., тогда как в среднем по области этот показатель равен 463 руб.). Достигнуто это благодаря использованию оптимальных методов организации производства, наличию необходимых земельных ресурсов, в том числе пастбищ, при высоком уровне среднегодового удоя от одной коровы, который в 2004 г. по сравнению с 2001 г. увеличился на 22 % и составил 4494 кг. Высокое качество производимого молока позволяет реализовывать его по ценам, значительно превышающим себестоимость. Рентабельность производства и реализации молока в хозяйстве составляет 58,7 %.
Развивая отрасль животноводства, здесь проводят работы по увеличению производства молока с учетом сохранения достигнутого качества по следующим направлениям:
· увеличение поголовья;
· повышение продуктивности;
· внедрение новых технологий.
Однако, несмотря на все достижения отрасль животноводства в ООО «Путь Ленина» имеет и слабые стороны. (Приложение А).
Слабая материально-техническая база. Деятельность предприятия характеризуется недостаточной технической оснащенностью производства. Основная часть средств, приобретена еще до середины 1990-х годов и имеет высокий уровень износа, В животноводстве при наличии 600 коров молочного направления работает одна доильная установка.
Сезонность работ. Из-за сезонности активность работников сельского хозяйства в течение года неодинакова. Так, в животноводстве наибольший объем работ приходится на весну, лето и осень, когда достигается максимальная концентрация труда в данной отрасли.
Недостаток кадров. Неравномерная нагрузка на работников, сложная демографическая ситуация вызывают трудности в формировании кадров предприятия, и в первую очередь квалифицированных. Молодые специалисты уезжают из района. Потребность в рабочих специальностях удовлетворяется в основном за счет переселенцев из стран ближнего зарубежья (Украины и Белоруссии).
Отсутствие системы планирования. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования, как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить посредством планирования.
Низкая финансовая устойчивость. В целом деятельность хозяйства ха-рактеризуется низкой финансовой устойчивостью. Прослеживается негативная тенденция в изменении ряда расчетных коэффициентов (в течение 2002-2004 гг. коэффициент автономии снизился на 1,41, коэффициент маневренности на 0,22).
Неравномерность спроса по сезонам. При реализации молока предприятие сталкивается с тем, что в летний период, когда хозяйство получает наибольшие надои, возникают трудности, обусловленные снижением спроса на продукцию в связи с тем, что продукт быстро портится при высоких температурах и таким образом требует соблюдения определенных условий хранения.
Трудности транспортировки. В связи с высокими требованиями к хранению молока особое значение приобретают вопросы транспортировки, которая должна быть оперативной и четко спланированной. Для снижения угрозы порчи продукции до ее реализации в хозяйстве необходимо применять специальное оборудование для временного хранения молока, например охлаждающие танки.
Отсутствие розничной реализации продукции. Учитывая спрос на рынке, цена продукции при организации розничной продажи продукции населению в 1,5-2 раза будет выше стоимости, по которой приобретают молоко перерабатывающие предприятия.
Анализ сильных и слабых сторон позволил выявить следующие резервы в совершенствовании деятельности предприятия.
Увеличение объема валовой продукции. Повышение продуктивности коров напрямую зависит от эффективности рациона кормления, активного внедрения автоматизации в процесс производства, современного оборудования для получения и первичной переработки молока (охлаждающих танков, молокопроводов, доильных залов, современных кормоуборочных комбайнов и кормораздаточной техники).
Льготное государственное кредитование может помочь в осуществлении возможностей по увеличению производства продукции животноводства, и в частности молока.
Эта система активно развивается в последние годы. Во многих регионах страны успешно функционируют кредитные кооперативы. Россельхозбанк предлагает сельскохозяйственным товаропроизводителям различные схемы получения и погашения кредитов.
Как уже отмечалось SWOT - анализ позволяет предприятию не только оценить перспективы своего развития, но и проанализировать вероятные угрозы, давая возможность максимально предотвратить влияние негативных факторов на деятельность.
Рассмотрим угрозы для ООО «Путь Ленина» с точки зрения наибольшей их опасности. Основной целью деятельности любого предприятия на рынке является завоевание конкурентоспособных преимуществ, поэтому наибольшую угрозу для предприятия составляет большая конкуренция. Высокий уровень инфляции, необходимость принятия управленческих решений в условиях неопределенности не позволяют строить долгосрочных планов, что, конечно же, снижает эффективность работы.
Производство сельскохозяйственной продукции связано с большими рисками. Погодные условия, рыночная конъюнктура, инфекционные заболевания скота, рост цен на горюче-смазочные материалы, особенно в период посевных и уборочных работ, создают прямые угрозы деятельности предприятия. Страхование урожая, создание резервных фондов может снизить риски, но это, в свою очередь, требует определенных материальных вложений. Задача руководителя - правильно оценить угрозы, предусмотреть и реализовать мероприятия по их устранению.
Итак, проведенный SWOT - анализ деятельности ООО «Путь Ленина» позволил сделать следующие выводы:
- постоянный спрос на продукцию и наличие постоянных клиентов делают возможным увеличение объема валовой продукции и, следовательно, поступление дополнительной выручки;
- денежные средства могут быть привлечены в хозяйство также в рамках программы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Это положительно отразится на финансовой устойчивости предприятия, снизит угрозу высокого уровня инфляции и нестабильности экономической ситуации. Поступающие в хозяйство денежные ресурсы целесообразно направить на устранение слабых сторон и в первую очередь обновление материально-технической базы, что позволит организовать процесс производства и хранения с использованием более совершенного оборудования» [29, с. 26].
Таким образом, SWOT - анализ позволяет предприятию не только оценить перспективы своего развития, слабые и сильные стороны, но и проанализировать вероятные угрозы, давая возможность максимально предотвратить влияние негативных факторов на деятельность.
1.3 Современное состояние молочной промышленности России
Молочная промышленность - крупная отрасль народного хозяйства. В общем объеме производства пищевых продуктов в РФ она занимает третье место.
Россия относится к странам с высоким уровнем потребления молочных продуктов. Даже сейчас, когда отечественное молочное животноводство переживает трудные времена, среднедушевое потребление молочных продуктов составляет 240 кг в год.
Молоко, как и хлеб, человечество начало использовать более пяти тысячелетий назад. Молоко – единственный продукт питания первые месяцы жизни человека.
«Молоко, - писал академик И.П. Павлов, - это изумительная пища, приготовленная самой природой».
Установлено, что этот продукт содержит свыше 100 ценнейших компонентов. В него входят все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, и витамины. С давних времен молоко используется и как лечебное средство от многих болезней. Включение молочных продуктов в пищевой рацион повышает его полноценность и способствует лучшему усвоению всех компонентов. Молоко оказывает благоприятное действие на секрецию пищеварительных желез. По научно- обоснованным нормам, молоко и молочные продукты должны составлять одну треть пищевого рациона (1000 калорий средней суточной потребности человека в пище, составляющей 3000 калорий).
В настоящее время над решением проблем молочной промышленности работают ученные Всесоюзного научно – исследовательского института молочной промышленности (ВНИМИ), Всесоюзного научно – исследовательского института маслодельной и сыродельной промышленности (ВНИИМС) НПО «Углич», их филиалы и ряд высших учебных заведений [33, с.2].
Развитие молочной промышленности все глубже внедряется в технологию получения молочных продуктов. Успехи в развитии молока позволяют совершенствовать существующие технологические процессы по переработке молока и разрабатывать новые.
В наши дни специалисты молочной промышленности должны знать и уметь объяснить сущность биохимических процессов, происходящих при выработке и хранении молочных продуктов, правильно выбрать технологические режимы обработки и переработки молока, разработать меры, предупреждающие возникновение пороков молочных продуктов, и т.д.
От них в значительной мере зависит и выполнение Продовольственной программы России. Вместе с другими работниками пищевой промышленности они добиваются дальнейшего улучшения структуры питания российских людей за счет увеличения потребления ими молока и молочных продуктов.
Молоко и молочные продукты должны стать незаменимыми продуктами питания людей всех возрастов.
Начиная с июля 2007г., в России наметилась тенденция роста темпов производства молока в общественном секторе страны. Темпы сокращения производства молока сначала замедлились, а в октябре и ноябре текущего года впервые за несколько последних лет производство сырого молока в сельскохозяйственных предприятиях превысило прошлогодние объемы более, чем на 4 %.
Национальный проект "Развитие АПК" в качестве приоритетного направления определил ускоренное развитие животноводства. Сокращение поголовья крупного рогатого скота, начавшееся в 1986г. до настоящего времени не преодолено.
Положение в молочной индустрии еще более серьезно, чем в мясной. Российское молочное стадо на сегодня по численности меньше, чем оно было в послевоенном 1945г. Надои молока в стране падают, а ввозить его в страну в промышленных объемах невозможно.
Вытекающие отсюда последствия: масштабное использование сухого молока, увеличение немолочных компонентов в составе молочных продуктов и, как следствие, сокращение производства полноценных молочных продуктов [33, с.3].
Основной проблемой дальнейшего развития молокоперерабатывающих предприятий является обеспечение сырьем. В отрасли наблюдается тенденция сокращения сырьевой базы животноводства, из-за уменьшения численности крупного рогатого скота. Сложившаяся структура поголовья не соответствует научным нормам и не способствует воспроизводству стада за счет собственных ресурсов. Хотя на предприятиях отрасли идет, активное обновление основных производственных фондов, степень износа всей их совокупности в 2006 г. составила 39,8 %, а по активной части - 60 % [31, стр.21-23].
По мнению директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Д.Рылько: «На фоне ухудшающейся общей ситуации в молочном животноводстве в последние годы наметились и положительные тенденции - растет число крупных хозяйств, имеющих молочное стадо свыше 600 голов и использующих современные технологии. Надои молока в таких хозяйствах, зачастую, более чем в два раза превышают средние по РФ.
"Результаты деятельности хозяйства, специализирующегося на молочном животноводстве, зависят от многих показателей, при этом они во многом коррелируются от размера стада, - считает директор ИКАР Д. Рылько. - Хорошо себя чувствуют крупные и крупнейшие молочно-товарные комплексы, связанные контрактами с ведущими промышленными переработчиками. К таким хозяйствам, как правило, примыкают «откормочники», то есть формируются своеобразные производственные кластеры"
Как сообщила "Интерфаксу" ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова: "Сокращение поголовья в ближайшей перспективе продолжится, так как хозяйства, где продуктивность коров ниже 2 тыс. кг в год, неминуемо уйдут с рынка. К сожалению, число таких хозяйств продолжает оставаться значительным, - считает ведущий эксперт ИКАР Т. Рыбалова. - Оздоровление отрасли за счет создания современных животноводческих хозяйств пока идет медленно, на беспривязное содержание переведено только около 4% поголовья коров, но процесс уже пошел. Успешная реализация национального проекта без сомнения его активизирует" [33, с.4].
Производство молока-сырья в I квартале 2007 г. хозяйствами всех категорий составило 6,1 млн т. В целом по РФ прирост объемов молока составил 2 %. Наибольшее количество производства молока приходится на Приволжский федеральный округ - 2045,7 тыс. т (34 % от общего объема), т.е. прирост составил 6,9 % по отношению к аналогичному периоду 2006 г. Доля Центрального федерального округа в общем объеме производства молока составила 21 % (1272,8 тыс. т), отмечено незначительное его сокращение (на 0,1 %) (рис.1).
Рисунок 1. - Доля Федеральных округов в производстве молока-сырья [7, с.91].
Самый большой прирост объемов производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей (8,5 %). В сельскохозяйственных предприятиях он составил 3 %, в хозяйствах населения - всего 0,5 %. Более полная информация о производстве молока в федеральных округах во всех категориях хозяйств, представлена на рисунке 1.
Производство молока в общественном секторе в последние месяцы растет. Начиная с июля 2007г., в России наметилась тенденция роста темпов производства молока в общественном секторе страны. Темпы сокращения производства молока сначала замедлились, а в октябре и ноябре 2007 года впервые за несколько последних лет производство сырого молока в сельскохозяйственных предприятиях превысило прошлогодние объемы более, чем на 4% [32, с.1].
Производство молочной продукции в I квартале 2007 г. отмечен рост производства практически всех видов молочной продукции, за исключением сухого обезжиренного молока (-1 ,7 %) и молочных консервов (-11,5 %). Наибольший рост выработки среди молочных продуктов - сыры жирные (включая брынзу). За квартал он составил 24,5 % (187,2 тыс. т). Наименьший прирост отмечен в производстве молока сухого цельного - всего 3,4 % [7, с.91].
Второе полугодие 2007 г. ознаменовалось ростом цен на молочную продукцию. Сухая жаркая погода в большей части российских регионов, установившаяся с начала лета, привела к снижению производства молока и начиная с июня его отгрузка на переработку снизилась относительно показателей 2006 г. Поступление молока на перерабатывающие предприятия было ниже прошлогоднего на 3-4 %. Полностью восполнить объемы за счет сухого молока не представлялось возможным, так как мировые цены на него поднялись до небывалой высоты. И лидеры рынка начали ценовую битву за сырое молоко.
В условиях снижения объемов сырья в прошлые годы производство цельномолочной продукции активно росло при одновременном уменьшении выпуска других молочных продуктов, прежде всего сливочного масла. Во втором полугодии 2007г. конъюнктура рынка молочных продуктов формировалась под воздействием не только нехватки сырья, но и еще ряда факторов, среди которых доминировала отмена субсидий на молочные продукты в странах ЕС. Если в августе - сентябре изменения на рынке были не столь явные, а цены только начали подниматься, то в октябре ситуация окончательно прояснилась. Повсеместный рост цен на молочные продукты сказался на покупательском спросе: он упал.
Опыт начала и середины 1990-х годов, когда также произошел скачок цен, показывает, что в условиях резкого роста цен на молочную продукцию в первую очередь падает спрос на цельномолочную продукцию, точнее, наиболее дорогие позиции ее ассортимента.
Наибольшее снижение объемов производства (рис. 2) отмечено в европейской части России, в которой локализованы основные мощности по выпуску цельномолочной продукции, сильнее ощущается нехватка сырого молока и сформировались высокие цены на него. Лидируют по объемам снижения производства ЦМП Москва и Московская обл., где сосредоточен выпуск наиболее дорогой продукции глубокой переработки [7, с.91].
Рисунок 2. Темп роста производства цельномолочной продукции в РФ январе – октябре 2007г. относительно 2006г [7, с.91].
Отметим, что снижение выпуска ЦМП идет не повсеместно, в ряде регионов страны объемы даже выросли. Наибольший прирост произошел в Воронежской обл., основной производитель - Воронежский МК, давно уже испытывающий нехватку сырого молока из-за сильного снижения надоев в регионе, традиционно имеет большие запасы сухого молока, которые, вероятно, и дают пока возможность не снижать, а наращивать объемы. Заметный прирост цельномолочной продукции отмечен в Курганской обл., где расположено предприятие компании «Юнимилк» - «Ялуторовскмолоко». Наращивать объемы здесь удается за счет сохраняющихся низких цен на молоко, в декабре они удерживались на уровне 10 руб/кг (плюс дотация 2,5 руб., выплачиваемая производителям за каждый килограмм молока, отправленный на переработку) [24, с.31].
Нынешняя ситуация отличается от прошлых тем, что снижение спроса на цельномолочную продукцию сопровождается ростом спроса на обезжиренное сухое молоко, отечественные сыры и сливочное масло. В результате произошло перераспределения сырья в пользу этих продуктов, выпуск которых в октябре возрос соответственно на 21; 18,7 и 13,7 %. Октябрь стал первым месяцем за последнее время, когда отгрузка молока на переработку достигла прошлогодних объемов, а цены на сухое молоко стабилизировались.
Объемы импорта сливочного масла и сыров в последние месяцы 2007г. снизились относительно прошлогодних показателей примерно на 10 %, изменилась и структура импорта. Так, в импорте сыров вновь возросла роль поставок Белоруссии и Украины, на их долю пришлось в октябре 40 % всех сыров.
Динамика цен на молочные продукты во многом будет зависеть от мировых цен на сухое молоко, а они продолжают расти. Что касается внутренних цен, то до сезонного снижения мы ожидаем роста в пределах 10-12 % относительно декабря 2007 г., т. е. до 135-138 руб/кг. Соответственно будут расти цены и на сырое молоко, и на продукты его переработки. [24, с.31]
Кроме того, эксперты отмечают падение объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью из-за ее подорожания.
Как уже сообщалось, молоко не менее 1,5% жирности и кефир не менее 1% жирности включены в список продуктов, цены на которые заморожены до 1 мая этого года »[33, с.1]
В ходе исследования определено, что в настоящие время на рынке молочной промышленности существуют множество проблем, но грамотно проведенный SWOT- анализ позволяет предприятию не только оценить перспективы своего развития, слабые и сильные стороны, но и проанализировать вероятные угрозы, давая возможность максимально предотвратить влияние негативных факторов на деятельность, а поддержка на уровне государства, прежде всего способствует развитию и увеличению объемов производства и переработки в данной отрасли.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 252.