Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах реализации готовой продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отчетность – это документация по установленной форме, содержащая отчет (информацию) о чем-либо. К отчетности предъявляются определенные требования:

1) Достоверность, точность и объективность. Искажение отчетных данных приводит к неправильной оценке результатов работы и выводов по используемой отчетности. По некоторым видам отчетности (бухгалтерская, статистическая, налоговая) предусмотрена ответственность (административная, финансовая, уголовная) лиц, ее составивших, за умышленное искажение отчетных данных. Чтобы избежать искажений при составлении отчетности, в бухгалтерском учете применяются специальные приемы: сверка данных в различных документах, инвентаризация и др.

2) Своевременность необходима для эффективного использования отчетных показателей, для контроля и оперативного руководства и управления самим субъектом хозяйствования и иными пользователями. По бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 № 3321-XII в редакции Законов от 25.06.2001 № 42-3 и 17.05.2004 № 278-3 установлены предельные сроки ее представления: квартальная – в течение 30 дней по окончании квартала, годовая – в 90 дней по окончании года. Однако вышестоящим органом данного субъекта хозяйствования этот срок может быть сокращен. Это объясняется тем, что полученная вышестоящим органом отчетность должна быть обработана и включена в сводную отчетность. Несоблюдение сроков представления приводит к потере ценности данных, содержащихся в отчетности.

3) Доступность и ясность. Отчетные данные должны отражаться в доступной для пользователя форме. Если в отчетности приводятся данные, ранее не отраженные в ней, то они должны расшифровываться в пояснительной записке.

4) Экономичность. Отчетность должна содержать только те показатели, которые нужны для принятия решений и выводов. Показатели отчетности должны сводиться в наиболее компактные и удобные для использования таблицы. Именно поэтому большая часть форм отчетности представляется на типовых или стандартных формах, т.е. в уже имеющийся бланк с таблицей проставляются отчетные сведения.

5) Сопоставимость. Отражаемые в отчетности данные должны быть сопоставимы с отраженными в планах, договорах, сметах и т.д., а также с отчетными данными за аналогичный прошлый период. В соответствии с пунктом 9 главы 2 Правил составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 17.02.2004 № 16, если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету в Республике Беларусь. Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснении к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием ее причин.

Приведенный выше перечень требований не является полным. Он может изменяться и дополняться в зависимости от вида отчетности (например, секретность, конфиденциальность).

Статистическая отчетность представляет собой предназначенную для статистического изучения хозяйственной реальности систему количественных и качественный показателей, измерение и обобщение которых не характерны для бухгалтерского учета. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности субъекта хозяйствования. С помощью отчетности контролируются реализация, планы по объему и качеству продукции, использование оборудования и рабочего времени, выполнения норм выработки, динамики производительности труда и т.д. Она составляется на основании данных статистического и оперативного учета и бухгалтерской отчетности по единой методике и единым формам при централизованном руководстве и полной регламентации со стороны государственных органов – Министерства статистики и анализа, Министерства экономики, Министерства финансов и соответствующих министерств по подчиненности.

Бухгалтерская отчетность отражает показатели производственно-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Она составляется на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными документами, используя данные оперативной и статистической отчетности. В Республике Беларусь бухгалтерская отчетность в значительной мере отражает требования международных стандартов бухгалтерского учета и отвечает условиям рыночной экономики. Установлены единые формы бухгалтерской отчетности, порядок их заполнения и представления для предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, являющихся юридическими лицами, независимо от форм собственности.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период [19].

Бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1) – одна из форм бухгалтерской отчетности, отражающая в обобщенном виде в денежной оценке средства предприятия на начало и конец отчетного периода по источникам образования и целевому назначению, по их составу и размещению. В балансе для сравнения приводятся показатели на начало года и конец отчетного периода. Для упрощения техники его составления и удобства пользования по каждой статье указывается код синтетического счета, используемого для ее заполнения, и код строки. Балансовые статьи при журнально-ордерной форме заполняются по данным остатков на счетах, отраженных в Главной книге.

В разделе II актива бухгалтерского баланса «Оборотные активы» показываются данные о наличии готовой продукции на складе на начало и конец отчетного периода.

По статье «Готовая продукция и товары» (строка 230) отражается наличие на складе законченных производством, укомплектованных изделий, прошедших испытания и приемку, соответствующих техническим условиям и стандартам по фактической себестоимости производства. А также промышленные предприятия показывают изделия, материалы, продукты, приобретаемые специально для продажи, а также стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации на промышленных предприятиях, не включаемых себестоимость продукции и подлежащих возмещению покупателем отдельно.

По статье «Товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги» (строка 240) отражаются по фактической (нормативной, плановой) себестоимости отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги покупателям (заказчикам) до момента поступления платежей на расчетный счет предприятия, если оно отражает реализацию продукции по мере оплаты покупателем расчетных документов.

В разделе II по статье «Дебиторская задолженность» (строка 250) учитывается дебиторская задолженность, которая образуется из расчетных взаимоотношений предприятия с хозяйственными организациями и отдельными лицами. Суммы в балансе отражаются по подтвержденным данным сверки расчетов с дебиторами.

Статья «Расчеты с покупателями и заказчиками» (строка 251) характеризует задолженности покупателей и заказчиков на предприятиях, где моментом реализации товаров является сдача расчетных документов в банк по мере отгрузки продукции. Отгруженная продукция (товары), выполненные работы и оказанные услуги приводятся по отпускной или сметной стоимости.

В статье «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (строка 253) отражается задолженность с дебиторами по отгруженной продукции, выполненным работам и услугам, обеспеченная полученными векселями; отражается сумма уплаченных другим предприятиям авансов по предстоящим расчетам под поставку материальных ценностей, выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, принятых от заказчика по частичной готовности.

В разделе IV «Доходы и расходы» по статьям «Прибыль отчетного года» (строка 640) и «Убытки отчетного года» (строка 650) показывается финансовый результат хозяйственной деятельности. Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), других материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, которая отражается по строке 640.

Убыток предприятия показывается по строке 650 и отражается со знаком «минус».

В «Отчете о прибылях и убытках» формы № 2 приводятся данные за отчетный период и за аналогичный период прошлого года. При заполнении данного отчета используются данные аналитического учета по счетам 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

В разделе I «Доходы и расходы по видам деятельности» по статье «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)» (строка 030) показывается выручка от реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг, учитываемая по кредиту счету 90 «Реализация», из которой вычитаются налоги, начисляемые по дебету того же счета в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

По статье «Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг» (строка 040) показываются расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанных услуг; покупная стоимость товаров, выручка от реализации которых отражена по строке 010.

По статье «Расходы на реализацию» отражаются расходы по сбыту, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и относящиеся к реализованной продукции, работам и услугам.

По статье «Прибыль (убыток) от реализации» (строка 070) отражается результат (прибыль или убыток) от реализации.

В статистической отчетности по форме № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах» за отчетный период в сравнении с соответствующим периодом прошлого года приводятся данные о выручке (валовом доходе) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), о затратах на производство и сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг), налогах, сборах и др. Данный отчет представляется за месяц, квартал и год.

Ежемесячно представляется отчет промышленного предприятия (объе­динения) по продукции формы 1-п «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», в котором отражаются показатели объема производства продукции, ее запасов, количества и стоимости произведенных видов продукции и др.

В квартальной отчетности формы № 1-поставка «Производство, поставка и запасы важнейших видов промышленной продукции» показываются данные о производстве, поставке и запасах потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения, а также о производстве работ и услуг промышленного характера.

За год представляется отчет о рентабельности отдельных видов промышленной продукции по форме № 6.

Кроме того, предприятия разных отраслей представляют специализированные формы по продукции: 1-п (молоко); 1-п (мясо); 6-ТП (гидро); 29-АПК; 1-ПР (табачные изделия); 1-ПР (алкоголь); 6-ТП; 1-ПНС и др. [17].

ОАО «Дрожжевой комбинат» предоставляет следующую бухгалтерскую и статистическую отчетность об объемах реализованной продукции:

1) Бухгалтерский баланс (см. приложение 7).

2) Отчет о прибылях и убытках (см. приложение 8).

3) Отчетность формы № 1-п «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (см. приложение 9).

Показатели отчетности об объеме и реализации продукции используются для контроля и анализа выполнения плана производства и результатов реализации и проведения мероприятий, направленных на улучшение финансовых показателей предприятия.

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

1.11 Анализ структуры и выполнения плана по объему реализации продукции

 

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. В современных условиях план уже не носит силу закона, но его рассчитывают для оперативного руководства, поиска внутрихозяйственных резервов и координирования всей работы [13].

Проведем анализ динамики изменения объема реализованной продукции на основании таблицы 3.1.

Таблица 3.1 Анализ выполнения плана объема реализованной продукции ОАО «Дрожжевой комбинат» в 2004 - 2005 г.

 

№ п/п Показатели 2004 2005 Отклонение Темп роста, %
1 2 3 4 5 6
  Товарная продукция:        
1  в действующих ценах 14325 17009 2684 118,74
2  в сопоставимых ценах 15190 16745 1555 110,24
3 Объем реализации 13681 18124 4443 132,48

 

Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что товарная продукция в 2005 г. выросла и в действующих, и в сопоставимых ценах. В то же время наблюдается прирост объема реализованной продукции на 32,48 %. Опережение составляет 4443 млн. руб. Остатки готовой продукции снизились на складе с начало года на 225693 тыс. руб. и составили на 01.10.2005 года 130590 тыс. руб. или 16,5 % к среднемесячному объему производства.

Непосредственное влияние на объем реализованной продукции в стоимостном выражении оказывает уровень цен, в связи, с чем необходимо отметить следующее (см. табл. 3.2).

Таблица 3.2 Сравнительный анализ роста цен продукции ОАО «Дрожжевой комбинат»

 

п/п

 

Наименование продукции

Отпускная цена без НДС

Рост цен, %

Декабрь 2004г. Сентябрь 2005г.
1 2 3 4 5
1 Дрожжи 121691 128805 105,8
2 Солод ржаной 7272 7698 105,9
3 Хлеб 27729 28810 103,9
4 Хлебобулочные изделия 37218197 39110411 105,1
5 Безалкогольные напитки 126878080 128639267 101,4
6 Слабоалкогольные напитки 62455911 65640321 105,1
7 Вина 28276526 29484138 104,3

 

Отпускные цены на производимую предприятием продукцию формировались в пределах установленного прогнозного индекса роста цен в месяц 0,7 %. В январе 2005 года цены не менялись, а остались на уровне декабря 2004 г.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т. д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль [22].

Выпускаемая предприятием продукция изготавливалась согласно требованиям соответствующих ГОСТов, ТУ и другой нормативно – технической документации.

Проанализируем структуру реализации воды питьевой, вина, безалкогольных и слабоалкогольных напитков за 2005 г. по областям. Согласно Приложению 10 в течение 2005 года наибольшее количество безалкогольных напитков было реализовано в г. Минске (46486 л, или 38,94 % от общего количества); слабоалкогольных напитков – в г. Минске (7036 л, или 35,00 % от общего количества); воды питьевой – в г. Минске (20344 шт., или 92,01 %); вино – в Минской области (49049 л, или 46,94 %). Это объясняется тем, что г. Минск представляет собой более емкий рынок нежели областные рынки, за счет того, что является столицей Республики Беларусь.

Данные Приложения 11 свидетельствуют о том, что план отгрузки дрожжей хлебопекарных прессованных по отраслям не выполнен, однако по некоторым позициям наблюдается прирост по сравнению с 2004 г.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 230.