Психоаналитические теории. В возрастной психологии, особенно за рубежом, особую популярность имеют психоаналитические теории психического развития, берущие свое начало с исследований очень известного австрийского психолога – Зигмунда Фрейда (1856—1939). В основе его воззрений лежит предположение, что поведение человека связано с инстинктами, среди которых особая роль отводится «либидо» (сексуальному влечению). Либидо по своей природе является энергетически мощной, но бессознательной силой и постоянно стремится к разрядке. Сложности у человека возникают из-за того, что эта разрядка часто затруднена из-за противоречия влечения и принятых социальных норм.
В рамках психоаналитического подхода возникла эпигенетическая концепция. Ее автор – Эрик Эриксон (1902–1994) – в своих работах развивал идеи психоанализа. Он разделял мнение относительно структуры личности, включающей три составляющие («Ид», «Эго», «Суперэго»), а также о предопределенности основных стадий развития личности. В то же время по ряду ключевых моментов взгляды Эриксона значительно отличаются от воззрений З. Фрейда, и, в частности, им утверждается, что:
* в структуре личности важнейшей составляющей выступает не бессознательное начало («Ид»), а сознание («Эго»), которое позволяет человеку быть осознанно функционирующим субъектом;
* на развитие личности большое влияние оказывает культура, историческая эпоха и социальное окружение;
* развитие личности определяется не только периодом раннего детства (первые 6 лет жизни), на чем настаивал З. Фрейд, но имеет существенную динамику в ходе всей жизни человека;
* качество жизни определяется не столько умением «примирить» инстинкты с социальными нормами, сколько способностью человека в ходе всей жизни решать актуальные задачи развития, которые в каждом возрастном периоде имеют свою специфику.
Таким образом, Э. Эриксон при обосновании своей концепции основывался на рассмотрении личности, с одной стороны, испытывающей воздействие биологических факторов, с а другой – влияние общества. Последнее связано с тем, какие ценности и идеалы существуют в данном социуме, какие социальные требования предъявляются к индивиду. В результате воздействия этих двух групп факторов у человека формируется стержневое образование – психосоциальная идентичность личности.
Психосоциальная идентичность (по Э. Эриксону) – принятие человеком целостного образа своего «Я» в единстве и с учетом многообразных социальных связей. Формирование идентичности связано с включением человека в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т. д.) и на каждой возрастной стадии имеет свою специфику. Идентичность позволяет личности принимать себя во всем разнообразии отношений с окружающим миром и определяет систему личных ценностей и идеалы человека. Она выступает условием психического здоровья и полноценной жизни человека. Если же у человека наблюдаются сложности с самоопределением (утверждением своего «Я» в различных сферах жизни), у него может возникнуть невроз, ощущение «потери себя». По мнению Э. Эриксона, можно выделить определенные стадии в психосоциальном развитии человека.
Развитие личности, по Эриксону, определяется тем, насколько она успешно решает стоящие задачи, определяемые взаимодействием биологических и социальных факторов. В зависимости от того, справляется или не справляется человек с задачами конкретного возрастного периода, у него формируются либо положительные (прогрессивные), либо отрицательные (регрессивные) психические новообразования (качества). В этой ситуации выбора человек сталкивается с кризисами, которые, по мнению Эриксона, присущи всем возрастным стадиям и представляют собой «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. Этот выбор определяется характером разрешения существующих противоречий. Если противоречие разрешается благоприятно для личности (т. е с учетом личных ценностей, особенностей жизненной ситуации и т. д.), то развитие человека прогрессивно. Если же человек «уходит» от противоречий или разрешает их неоптимально для своего «Я», то это вызывает отрицательные последствия, обусловливает регресс личности.
Эриксоном выделяется восемь стадий психосоциального развития личности, на каждой из которой можно выделить два полюса развития: благоприятное (при успешном решении задач развития) и неблагоприятное развитие. Ниже приводится описание этих стадий.
1) Младенчество (орально-сенсорная стадия) – базисное доверие или базисное недоверие (от рождения до 1 года). Эта стадия характеризуется большой зависимостью ребенка от взрослого. Данный конфликт разрешается в зависимости от тех отношений, которые сложились между взрослыми и ребенком. Если о ребенке недостаточно заботятся, не удовлетворяют своевременно его потребности, то развитие ребенка может пойти по деструктивному пути недоверия к окружающему миру.
2) Раннее детство (мышечно-анальная стадия) – автономия или стыд и сомнения (от 1 года до 3 лет). Ребенок все больше может делать самостоятельно, он может ходить, выбирать то, что ему делать, однако он все еще сильно зависим от родителей. На этой фазе развития при постоянных запретах родителей, неодобрении поведения ребенка может возникнуть ситуация, в которой ребенок начнет сомневаться в собственных возможностях делать что-либо самостоятельно.
3) Возраст игры (локомоторно-генитальная стадия) – инициативность или чувство вины (от 3 до 6 лет). Эта стадия характеризуется возрастанием активности ребенка в познании окружающего мира. Он уже многое умеет делать, пытается делать это самостоятельно. Однако естественно сталкивается и с негативным опытом своих действий. В этой ситуации чрезвычайно важным является поддержка взрослыми исследовательского поведения ребенка.
4) Школьный возраст (латентная стадия) – трудолюбие или неполноценность (от 6 до 12 лет). Ребенок многое умеет, но во многих аспектах он является некомпетентным (в частности, в учебных предметах), на этом основании у него возникает чувство неполноценности, при конструктивной (не слишком высокой) степени интенсивности которого ребенок стремится к деятельности (трудолюбие) по овладению недостающими навыками, приобретению знаний. Если же комплекс неполноценности сильно выражен, то этот момент является деструктивным для развития ребенка, развитие замедляется.
5) Подростковый и юношеский возраст – идентичность или «путаница ролей» (ролевая неопределенность) (от 13 до 19 лет). Эта стадия характеризуется самоопределением. Понимание своих особенностей, ценностей, ролей, которые молодой человек вынужден выполнять. Эта стадия характеризуется стремлением подростка интегрировать знания о себе, составить целостный, непротиворечивый образ себя.
6) Ранняя зрелость – интимность или изоляция (от 20 до 25 лет). В период ранней юности и ранней взрослости важнейшей потребностью является потребность в установление близких личностных отношений с людьми. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.
7) Средняя зрелость – генеративность (продуктивность) или стагнация (от 26 до 64 лет). На этой стадии человек стремится к общественно полезной деятельности. Одной из форм генеративности является воспитание подрастающего поколения. Однако на этой стадии человек может решать проблемы предыдущих стадий, центрироваться исключительно на собственной персоне, на собственных проблемах, что тормозит его развитие.
8) Поздняя зрелость – целостность или отчаяние (от 65 лет). Этот период характеризуется оценкой прожитого жизненного пути, в результате которой либо составляется целостное мировоззрение с пониманием своего места в этой жизни, принимается уникальность и ценность своей жизни, либо переживается отчаяние из-за упущенных возможностей, прожитых «напрасно» лет и т. п.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.