Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.
Изменение нашего «Я», как правило, происходит постепенно и самим человеком воспринимается как плавное (за исключением особых жизненных ситуаций, которые могут вызвать существенную переоценку ценностей, мировосприятия). Однако, наблюдая за другими людьми со стороны, особенно за детьми, мы можем видеть, насколько отличается человек в разных возрастах.
Периодизация психического развития – рассмотрение психического развития человека как процесса перехода с одного периода на другой. Периоды отличаются спецификой ситуации развития, воздействующими факторами, характером решаемых человеком задач. Однако в качестве основных критериев периодизации разные авторы выделяют различные параметры.
Л. С. Выготский различал три группы периодизаций, по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов периодизация В. Штерна – был приведен на прошлой лекции.
Еще один пример – периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже – стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.
Российский ученый-педолог Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. В соответствии с выделенным признаком детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (0-8 месяцев – 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, – поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. В основе периодизации З. Фрейда лежит анализ того, какие области тела в каком возрасте являются источником наслаждений. Исходя из этого, им выделяются: оральная стадия (до 1,5 лет); анальная стадия (1,5–3 года); фаллическая стадия (3-5 лет); латентная стадия (6-12 лет); генитальная стадия (с 12 до 18 лет).
Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.
В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.
Для нас особый интерес представляют взгляды Л. С. Выготского. Исследуя динамику переходов от одного возраста к другому, Л. С. Выготский пришел к выводу, что изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Исходя из этого, им выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Стабильный период характеризуется плавным ходом процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, длятся по нескольку лет и составляют большую часть жизни человека. Изменения, которые происходят на протяжении длительного времени, как правило, незаметны для окружающих. Но, накапливаясь, в конце периода они обуславливают качественный скачок в развитии, что и определяет появление возрастных новообразований. Поэтому об уровне развития можно судить, сравнив начало и конец стабильного периода. Кризисным стадиям (периодам) развития Л. С. Выготский отводил также важнейшую роль. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго и представляют собой краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии. В целом же, по мнению Л. С. Выготского, психическое развития представляет собой чередование кризисных и стабильных периодов развития. На основе этого им предложена возрастная периодизация, которая включает: кризис новорожденности; младенческий возраст (2 месяца-1 год); кризис 1 года; раннее детство (1-3 года); кризис 3 лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст (8-12 лет); кризис 13 лет; пубертатный период (14-17 лет); кризис 17 лет. При рассмотрении каждого возрастного периода Л. С. Выготский полагал, что необходимо принимать в расчет особенности социальной ситуации развития и основные новообразования возраста.
Среди всех подходов к периодизации психического развития особое место занимают теоретические построения советского психолога Д. Б. Эльконина и американского психолога Э. Эриксона.
В основе периодизации Даниила Борисовича Эльконина лежит ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода.
Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности – предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек-предмет» и «человек-человек». Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет для ребенка представляет интерес не только как объект с определенными физическими свойствами, но и как объект, имеющий определенное социальное значение, а также предполагающий возможность его использовать для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвоение социально выработанных способов действий с предметами. Мир отношений ребенка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый помимо того, что является субъектом определенных индивидуально-психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различных социальных ролей (в профессии, семье, других сферах) помогает ребенку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.
В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность», введенному А. Н. Леонтьевым. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей.
Первую группу образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относятся следующие виды деятельности:
* непосредственно-эмоциональное общение младенца;
* ролевая игра дошкольника;
* интимно-личностное общение подростка.
Эти деятельности значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «человек–человек».
Во вторую группу входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (система отношений «человек–предмет»):
* предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;
* учебная деятельность младшего школьника;
* учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.
Д. Б. Эльконин считает, что в деятельностях первой группы главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельностях второй группы – познавательная сфера. Развитие этих сфер – два важнейших направления психического развития человека. Признавая, что эти два направления образуют единый процесс развития личности, ученый полагал, что на каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одно из них. Ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек–человек» и «человек–предмет», что определяет закономерное чередование и развитие соответствующих сфер. Базируясь на таком понимании, Д. Б. Эльконин формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-предмет». Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, периодизация Д. Б. Эльконина основана на понятии «ведущая деятельность». В представленной ниже таблице отражена краткая характеристика возрастных периодов в соответствии с данной периодизацией.
Возрастной период | Границы возраста | Ведущая деятельность | Направленность деятельности | Основные новообразования возраста |
Младенческий возраст | до 1 года | непосредственноэмоциональное общение | на познание отношений | потребность в общении, эмоциональные отношения |
Раннее детство | 1-3 года | предметно-манипуля-тивная деятельность | на познание предмета | речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст | 3-6(7) лет | ролевая игра | на познание отношений | потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) лет | учебная деятельность | на познание начал наук | произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия |
Подростковый возраст | 11-14 лет | интимно-личностное общение | на познание системы общения в разных ситуациях | чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам |
Ранняя юность | 15-17 лет | учебно-профессиональная | на познание профессии | мировоззрение, профессиональные интересы |
В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рождения до вступления во взрослую жизнь. Но для глубокого понимания общих возрастных закономерностей психического развития важно анализировать всю жизнь человека, а потому рассмотрим одну из наиболее известных зарубежных периодизаций развития, разработанную Э. Эриксоном.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 517.