Выбор общей стратегии конкуренции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для выбора общей стратегии конкуренции проведем SWOТ-анализ (анализ сильных сторон предприятия, слабостей, возможностей, угроз).

Сильные стороны (потенциал):

- наличие производственных мощностей;

- современное оборудование и технология;

- широкий ассортимент;

- наличие собственной торговой сети (сеть магазинов «Спутник»);

- развитая социальная инфраструктура;

- высокая культура производства;

- налаженные каналы сбыта;

- квалифицированный персонал. Слабые стороны:

- низкое использование мощностей (до 20%);

- малоэффективный менеджмент;

- потеря региональных поставщиков сырья (молока);

- острая конкуренция в борьбе за поставщиками сырья; Возможности:

- поддержка властных структур;

- благоприятные условия в регионе для развития молочного животноводства;

- наличие в регионе трудовых ресурсов для увеличения производства продукции.

Угрозы:

-дальнейшие потери поставщиков сырья из-за острой

конкуренции между производителями;

- переход в перспективе на производство молочной продукции из сухого молока (заменители) и потеря целевого рынка. Используя матрицу SWOT-анализа осуществим выбор возможных стратегий.

 

  Возможности Угрозы
Сильные стороны (потенциал) стратегия расширения производства Стратегия диверсификации
Слабые стороны Инновационная Стратегия Уход в новую сферу бизнеса

Рис. 3.4. Матрица SWOT- анализа

 

Таким образом, матрица SWOT-анализа рекомендует следующие наиболее приемлемые для предприятия общие стратегии конкуренции -стратегия расширения производства (эффект масштаба) и стратегия диверсификации.

 



Анализ приемлемых общих стратегий конкуренции

Стратегия эффекта масштаба

Данная стратегия рациональна для анализируемого предприятия при условии развития молочного животноводства в регионе, в т.ч. и с помощью переработчика, т.е. молкомбината.

Таким образом, наиболее эффективной формой развития молочного

животноводства в регионе может быть корпоративное формирование в виде холдинга: производитель молока - переработчик - реализация готовой продукции. Эффективность такой интеграционной структуры не вызывает сомнения, но требует значительных капитальных вложений как со стороны властных структур, так и со стороны предприятия.

Стратегия диверсификации

Стратегия диверсификации предусматривает освоение производства товаров из других сфер бизнеса.

Имея свободные мощности, поддержку властей в расширении производства, экологическую чистоту региона, целесообразно рассмотреть производство продукции пищевого направления, например ассортимент продукции детского питания.

Выбор той или иной стратегии из вышеуказанных требует тщательной проработки специалистами анализируемого предприятия.

 



Заключение

 

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

Выбор общих стратегий конкуренции для предприятия это сложный и по своей значимости самый важный элемент всей финансово- экономической политики предприятия. Актуальность данной работы состоит в том, что предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности. Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Для реализации целей и задач, поставленных в работе, было проведено следующее:

- определены составляющие конкурентоспособности товара;

- изучены методы исследования и оценки конкурентоспособности предприятия;

- исследованы конкуренты ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»;

- предложены пути повышения конкурентоспособности предприятия .

Объектом исследования в данной дипломной работе послужило предприятие, занимающееся производством и реализацией молочной продукции, ЗАО Молкомбинат "Адыгейский".

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Во введении обозначена суть проблемы, с какой целью и для чего необходимо рассмотреть данную тему.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы в целом. Был определен комплекс основных показателей финансового состояния предприятия, в соответствии с которым в дальнейшем анализировалось финансовое состояние ЗАО Молкомбината "Адыгейский", а также были предложены возможные общие стратегии конкуренции предприятия.

Во второй главе была проанализирована финансово-хозяйственная деятельность предприятия, его экономическое состояние .

В третьей главе были проведены конъюнктурные исследования целевого рынка и выбор общей стратегии конкуренции.

Анализ финансовой деятельности показал, что в период с 2006года по 2008 год все коэффициенты финансовой устойчивости ниже рекомендуемых значений, что говорит о неудовлетворительной деятельности анализируемого предприятия. Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат, источниками их формирования. Расчет данных показателей производится на основе бухгалтерских балансов за 2005-2007 года. На начало и конец 2006 года трехфакторная модель для ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» соответствует четвертому типу финансовой устойчивости, т.е. финансовое состояние предприятия характеризуется как критическое(по причине крайнего недостатка в собственных оборотных средствах). На конец 2007 года данная модель соответствует третьему типу, т.е. финансовое состояние предприятия характеризуется как неустойчивое.

Анализ ликвидности ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» показал, что баланс данного предприятия за анализируемый период не является абсолютно ликвидным. Данные таблицы 9 свидетельствуют о том, что на начало и конец 2006 года предприятие не обладало достаточным уровнем текущей ликвидности, и лишь на конец 2007 г. Коэффициент текущей ликвидности находился в диапазоне рекомендуемых значений. Аналогичная картина наблюдается и в отношении быстрой ликвидности ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» При этом следует особо выделить крайне низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности данного предприятия за весь анализируемый период, что не может не настораживать потенциального инвестора. В целом данная картина с негативной стороны характеризует ликвидность анализируемого предприятия.

Анализ показал, что оборачиваемость оборотных средств данного предприятия за рассматриваемый период несколько сократилась, а именно на 1,07 оборотов в год. Длительность одного оборота увеличилось на 1,85 дня (тем роста-107,7%). Замедление оборачиваемости оборотных средств вызвало у предприятия убыток в размере 954 ,03(тыс.руб.).

Оборачиваемость дебиторской задолженности ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» в 2006-2007 гг сократилась на 3,82 оборотов в год, вследствие чего вырос период погашения дебиторской задолженности (на 2,2 дня) данные обстоятельства свидетельствуют о возникновении ряда трудностей в работе коммерческой службы предприятия с торговыми посредниками, покупателями продукции. Кроме того , отмечается рост доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств (с 55,59% в 2006 г, до 60,12% в 2007 г.)

Данные таблицы 12 подтверждают, что несмотря на увеличение общей величины имущества ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» происходит сокращение уровня эффективности его производственно-хозяйственной, финансовой деятельности. В частности отмечается сокращение всех видов рентабельности. Показательным в данном отношении является сокращение значения рентабельности продукции ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» с 7,97% в 2006 г. До 1,83 % в 2007 году.

Таким образом, мы видим, что все коэффициенты финансовой устойчивости предприятия говорят о неудовлетворительном состоянии данного предприятия.

2008 год для ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» ознаменован заметным сокращением оборотных активов предприятия и соответственно сокращением объемов производства молочной продукции. Мировой финансовый кризис, удорожание стоимости кредитных ресурсов, переход поставщиков на работу по новой системе расчетов по сырье стали причиной данного сокращения объема производства молочной продукции данного предприятия. При этом предприятие характеризуется следующими производственными мощностями по производству молочной продукции(мощность предприятия в смену):

- цельномолочная продукция : 16 тонн;

- масло животное : 2 тонны;

- сметана : тонн;

- сыр сычужный: 0,5 тонны, творог: 1 тонна, майонез : 1 тонна.

Вместе с тем значительная часть производственных мощностей ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» остается незагруженными, основной причиной является – дефицит молочного сырья.

Структура ассортимента свидетельствует о том, что основную долю дохода приносит именно производство и реализация молока. Т.е. предприятие , несмотря на достаточно широкий ассортимент выпускаемой продукции, в основном, реализует молоко (занимается его технологический обработкой и расфасовкой), т.е. предприятие не имеет высокий уровень технологических пределов.

Для выявления места ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» на целевом рынке, а так же перспектив развития товарной политики данного предприятия ( вт.ч. повышения уровня конкурентоспособности молочной продукции предприятия) необходимо провести анализ конкурентной среды. К основным предприятиям молочной отрасли РА относятся : ЗАО Молкомбинат «Адыгейский», ОАО Молзавод «Гиагинский», ЗАО Молзавод «Шовгеновский»; малые предприятия : ООО Молзавод «Маяк», КФХ «Исток», ООО «Тамбовский». Основным производителем молочной продукции в РА является ОАО Молзавод «Гиагинский» (63% общего объема переработанного в регионе молока и произведенной молочной продукции). Второе место в структуре производства молочной продукции занимает малое предприятие ООО «Тамбовский» (18%), третье- ЗАО Молкомбинат «Адыгейский» (14,8%).

Для выбора общей стратегии конкуренции провели SWOT- анализ (анализ сильных сторон предприятия, слабостей, возможностей, угроз).

Матрица SWOT-анализа рекомендует следующие наиболее приемлемые для предприятия общие стратегии конкуренции: стратегия расширения производства (эффект масштаба) и стратегия диверсификации.

Стратегия расширения производства рациональна для анализируемого предприятия при условии развития молочного животноводства в регионе, в т.ч. и с помощью переработчика, т.е. молкомбината.

Таким образом, наиболее эффективной формой развития молочного

животноводства в регионе может быть корпоративное формирование в виде холдинга: производитель молока - переработчик - реализация готовой продукции. Эффективность такой интеграционной структуры не вызывает сомнения, но требует значительных капитальных вложений как со стороны властных структур, так и со стороны предприятия.

Стратегия диверсификации предусматривает освоение производства товаров из других сфер бизнеса.

Имея свободные мощности, поддержку властей в расширении производства, экологическую чистоту региона, целесообразно рассмотреть производство продукции пищевого направления, например ассортимент продукции детского питания.

Выбор той или иной стратегии из вышеуказанных требует тщательной проработки специалистами анализируемого предприятия.

 



Список использованной литературы

 

1. Анализ и диагностика в финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учеб. пособие для ВУЗов. – под ред. П.П.Табурчака, В.М.Тумина и М.С.Сапрыкина. – Ростов н/Д Феникс, 2002, 352 с.

2. Баканов, М.И., Теория экономического анализа: учеб. - 3 -е изд., перераб./ М.И.Баканов, А.Д.Шеремет – М.: Финансы и статистика, 2006. - 288с.

3. Балабанов, И.Г. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта/И.Т.Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2008. – 410 с.

4. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?/И.Т.Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 384 с.

5. Бернштейн, Л.А. Анализ финансовой отчетности / Пер. с англ. Я.В. Соколова./Л.А.Бернштейн. - М.: Финансы и статистика, 2006 - 624с.

6. Бессмертный, С.И, Анализ существующего положения и пути развития финансово-промышленных групп./С.И. Бессмертный , Л.Н.Садовой. // Деловой экспресс, 26.03.1996,№11.

7. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субьекта./ А.Н.Богатко. -М.: Финансы и статистика, 2008. -208с.

8. Бочаров, В.В. Финансовый анализ/В.В.Бочаров. – СПб.: Питер, 2002. – 452 с.

9. Быкадоров, В.Л., Финансово-экономическое состояние предприятия: Практич. Пособие/ В.Л.Быкадоров , П.Д. Алексеев . – М.: Изд-во «ПРИОР», 2002 – 157 с.

10. Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г.Вакуленко, Л.Ф.Фомина. – 3-е изд; перераб. и доп. – М. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2003. – 288с.

11. Демочкина А.В. Российские предприятия: адаптация к кризису и поиски новых стратегий развития // Проблемы прогнозирования. - 2000. - № 3. - С.101-114.

12. Ефимова, М.Р. Статистические методы в управлении производством./М.Р.Ефимова –М.: Финансы и статистика, 2008. – 151 с.

13. Ефимова О.В. Финансовый анализ./О.В.Ефимова - М.: Бухгалтерский учет, 2008.-320с.

14. Ковалев, А.И., Анализ финансового состояния предприятия./А.И. Ковалев , В.П.Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.-192с.

15. Количественные методы финансового анализа / Под. ред. С.Д. Бронцова, М.П.Линвера; пер. с англ. - М.:- Инфра - М, 2006. - 336с

16. Кондраков Н.П. Основы финансового анализа/Н.П.Кондраков. - М.: Главбух, 2008.-111с.

17. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов./М.И.Круглов – М.: РДЛ, 2008, 768 с

18. Кулинина, Г.В. Анализ финансового состояния предприятия./Г.В. Кулинина, В.В.Ковригин . // Консультант, 2003, №3.

19. Мазурова, И.И. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости./ И.И.Мазурова, М.В. Романовский . - СПб.: СПб ун-т экономики и финансов, 2005. - 113с.

20. Малахов, С.А. Финансовое состояние и поведение российских предприятий. // Вопросы экономики, 2004, №8.

21. Моляков,Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства./Д.С.Моляков - М.: Финансы и статистика, 2006. – 357 с.

22. Остапенко, В.И. Финансовое состояние предприятий: оценка, пути улучшения // Экономист. - 2000. - № 7. - С.37-42.

23. Павлова, Л.Н. Финансы предприятия./Л.Н.Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.-639с.

24. Ильенкова,С.Д. Производственный менеджмент: Учебник для вузов / [С. Д. Ильенкова, и др.]; Под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 583 с.

25. Питеев, В.Г.,Управление конкурентоспособностью организации: инновационная деятельность и маркетинг : учебное пособие./ В.Г.Питеев, С.В.Питеев - Майкоп: Редакционно-издательский отдел АГУ,2008-178с

26. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь./ Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский , Е.Б.Стародубцева – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 479с.

27. Рацкий, К.А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов./К.А.Рацкий – М.: Информационно - внедренческий центр " Маркетинг "-М, 2009.-462с.

28. Родионова, В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции./ В.М.Родионова , М.А.Федотова . – М.: Перспектива, 2001. – 657 с.

29. Ригер, Ф. Реструктурирование предприятий в условиях кризисных ситуаций // Финансовый бизнес.- 2007.- №3.- с. 55.

30. Савицкая, Г.В. Экономический анализ : учеб/ Г.В.Савицкая.-8-е изд, перераб.-М.: Новое издание, 2003. – 640с.

31. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В.Савицкая. – 7-е изд испр. – Минск: Новое знание, 2002. – 704с.

32. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие./И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 684 с.

33. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 2009. – 525 с.

34. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент./Е.С.Стоянова - М.: Перспектива, 2006. – 305с.

35. Теория экономического анализа / под ред. А.Д. Шеремета. – М.: Прогресс, 2001. – 351 с.

36. Фащевский, В. Финансы предприятий: особенности и возможности укрепления // Экономист.- 2007.- № 1. - с. 58.

37. Родионова,В.М. Финансы: Учебник / [В.М. Родионова и др.]; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.: ил.

38. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учеб. / Е.С. Стоянова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:Перспектива, 2008.- 398 с.

39. Хоминич, И.П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание./И.П.Хоминич – М.: Изд-во Росс. экон. академии, 2008, 156 с.

40. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / [А.Д.Шеремет и др. ]. – 3-е изд перераб и доп. – М. ИНФРА – М, 2000. – 208с.

41. Шеремет, А.Д. Финансы предприятия./ А.Д.Шеремет , Р.С.Сайфулин - М.: ИНФРА, 2009. –343с.

42. Экономика предприятия / под ред. Семенова В.М.-М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.-184с.

43. Сафронова,Н.А. Экономика предприятия: Учеб. пособие. / Н.А.Сафронова. - М.: Юрист, 2009. -584с.


[1] Составлено на основе объемов реализации молочной продукции ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»

[2] Составлено на основе анализа объемов реализации ЗАО Молкомбинат «Адыгейский»(за 2009 г)

 

 

[3] Составлено автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Республике Адыгея.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.