Психология субъекта управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основой успеха любого предприятия является высококлассный руководитель. Но для того, чтобы стать таким руководителем, он прежде всего должен знать, как профессионально выполнять свою работу.

Сложность работы руководителя обусловлена тем, что он призван руководить всеми сферами жизнедеятельности фирмы, предприятия и обеспечивать решение не только технико-экономических, но и социально-психологических задач.

Поэтому руководитель должен овладеть комплексом не только технико-экономических,но и психологических знаний.

В этой связи к руководителю предъявляются особые требования понимания сущности познавательных процессов, составляющих основу управленческой деятельности.

Познавательные процессы в управленческой деятельности

Особенно важную роль в сложных познавательных процессах, обеспечивающих управленческую деятельность, имеют такие стороны познавательных способностей менеджера как восприятие, память, интеллект, волевые качества.

Особенно важную роль в управленческой деятельности играют особенности восприятия людей руководителем.

Под восприятием в психологии понимается непосредственное отражение действительности органами чувств, субъективный образ предмета, явления, человека. Восприятие основывается на зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных ощущениях, но зависит еще и от опыта, знаний, задач деятельности, выполняемой человеком.

Так, руководитель отмечает при оценке работника те его качества, которые важны для выполняемой им профессиональной деятельности. Особенно активно подобный комплексный процесс восприятия человека человеком осуществляется в процессе общения. Руководителю важно учитывать, что одного и того же человека разные люди могут воспринимать, оценивать по-разному.

От правильного восприятия людей руководителем во многом зависит характер их взаимоотношений. Наиболее частые ошибки восприятия:

· ∙ «эффект ореола», первого впечатления – сложившееся ранее общее благоприятное представление о человеке необоснованно переносится на те его качества, которые еще неизвестны. Так, иногда полагают, что человек, хорошо зарекомендовавший себя на рядовой, исполнительской должности, обязательно станет и хорошим руководителем, хотя о наличии у него специфических качеств, необходимых руководителю, ничего не известно. Путь избавления от ошибок подобного рода – более глубокое изучение человека, его личностных качеств;

· ∙ «эффект первого впечатления» – переоценка роли, значимости первой информации о человеке. Между тем первое впечатление часто бывает обманчивым. Выход состоит в том, чтобы, не делая окончательных выводов, учитывать не только первую, но и последующую информацию о человеке;

· ∙ «эффект стереотипа» – стремление упростить полученную информацию о человеке, оценить его по привычному шаблону.

Путь преодоления этой ошибки – избавление от шаблонов, более глубокое понимание того факта, что среди множества людей невозможно найти даже двух полностью одинаковых, что каждый человек неповторим, уникален и требует к себе индивидуального, а не стереотипного подхода.

Необходимость избегать подобных ошибок восприятия – важнейшая психологическая задача руководителя.

Требования к памяти руководителя

Память, т.е. умение человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, – важнейшая характеристика психики.

Как показывает опыт управленческой деятельности, память руководителя должна иметь некоторые профессиональные особенности, важные для его деятельности:

· ∙надежная сохранность информации не столько о вещах, предметах, сколько о людях, поскольку именно взаимоотношения с людьми составляют главное содержание управленческой деятельности;

· ∙большой объем, способность воспринимать и сохранять информацию и о предметах, и о людях, а также постоянный учет характера сложившихся между людьми взаимоотношений;

· ∙оперативность, т.е. умение быстро мобилизовывать имеющуюся информацию, использовать ее в нужное время и в нужном месте;

· ∙помехоустойчивость, т.е. ее надежность, работоспособность в сложных ситуациях, например при ведении переговоров, в конфликтных ситуациях и т.п.

Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить.

Психологические требования к интеллектуальным способностям менеджера:

· ∙мышление руководителя должно быть стабильным, т.е. отличаться высокой степенью устойчивости. Необходимость этого качества объясняется тем, что он имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться ему не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, а иногда и пытаться манипулировать руководителем. Поэтому руководитель должен уметь логически мыслить и последовательно действовать в условиях сложной, неопределенной ситуации;

· ∙решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения;

· ∙руководитель должен уметь предвидеть. Именно это качество мышления руководителя позволяет ему на основе обобщения больших массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности;

· ∙руководитель должен обладать определенным уровнем интеллекта.

Без преодоления трудностей любая деятельность, в том числе и управленческая, не может быть успешной.

Волевые свойства характеризуются как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Эти качества особенно важны для менеджера.

Укрепление волевых качеств руководителя во многом зависит от его способности четко организовать свою работу, ее планирование.

Теория и практика менеджмента показывают, что эффективный современный руководитель должен обладать следующими важнейшими качествами:

1) способность влиять на людей, главенствовать, быть лидером.

2) эмоциональная уравновешенность, стабильность, стрессоустойчивость.

3) креативность, способность к творческому решению управленческих задач, стремление к новому, использованию всех имеющихся возможностей; умение в необходимых случаях принимать на себя инициативу, ответственность;

4) независимость, способность самостоятельно принимать решения и лично отвечать за них;

5) коммуникабельность, способность поддерживать прочные деловые отношения с людьми, которая обычно опирается на такое врожденное качество, как экстравертность, т.е. обращенность психики к внешнему миру, прежде всего – к людям.

Хотя все указанные качества обусловлены некоторыми врожденными чертами психики, однако каждое из них можно развивать и совершенствовать; руководителем не рождаются, а становятся.

Однако одни и те же личностные качества руководителя в разных условиях могут реализовываться по-разному. Сложный сплав личностных качеств руководителя, а также конкретных условий, в которых он работает, создает тот или иной стиль руководства.

В теории управления обычно выделяют три основных типа руководства:

∙авторитарный, или директивный;

∙демократический, или коллегиальный;

∙либеральный, или свободный.

Главная особенность авторитарного стиля – централизация руководителем властных полномочий.

Главным признаком демократического стиля является децентрализация власти.

Либеральный стиль прежде всего отличается минимальным вмешательством руководителя в дела подчиненных.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.