Вопросы:
1. Понятие о конфликте.
2. Стадии развития конфликтов.
3. Классификация и виды конфликтов.
4. Педагогические конфликты.
Понятие о конфликте.
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Это конфликты, которые охватывают континенты и государства, и конфликты, происходящие между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Так еще в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965-928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.
На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой и пытались воплотить их в реальную жизнь.
К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и поражением.
Сегодня конфликты – повседневная реальность. Как считает В.А. Ядов, конфликт – это нормальное состояние общества, в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации. Для эффективного разрешения возникающих проблем каждому человеку, а тем более будущему педагогу, необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. С этой целью для изучения введен курс «Основы конфликтологии».
Конфликтология – особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия. Это значит, что предметом изучения данной науки является не только конфликтные явления разного рода, но и практика работы с ними.
Конфликтология с одной стороны имеет достаточно длительную историю, с др. стороны, как самостоятельная область знаний она оформилась в середине ХХ столетия. Так, в 1957 году обсуждение проблем конфликтов было проведено Социологической асоциацией ЮНЕСКО, а это в свою очередь послужило импульсом к проведению конференций по теме конфликтов, созданию ряда организаций и центров, а также выпуску специальных журналов по «конфликтным» проблемам. Первоначально конфликтология оформляется скорее как область поиска средств предотвращения конфликтов и их ослабления. Затем появляются исследования, направленные на практику управления конфликтами. В современной конфликтологии это направление является доминирующим.
Предметом изучения конфликтологии как науки является социальный конфликт, его причины, пути его предотвращения и методы разрешения кофликтных ситуаций.
Дж.Бертон, один из ведущих современных исследователей в области конфликта, подчеркивает, что академические разработки в области теории конфликта традиционно ограничивались созданием «объясняющих» концепций, т.е. искали истоки конфликтных ситуаций. В последнее десятилетие все больший интерес вызывают методы предотвращения и аналитического разрешения конфликтных ситуаций. По мнению Бертона, основная задача состоит в переходе к созданию теории и «техники» разрешения конфликтов.
Однако задолго до возникновения конфликтологии как самостоятельной науки проводились исследования самого конфликта как социального явления.
Так, в начале ХХ века конфликт воспринимался лишь как негативное явление, требующее подавления, устранения и т.д. Современные исследователи считают конфликт, имеющий и позитивные функции, неотъемлемой частью социальной жизни. В последние годы все больший акцент делается на регулирование конфликтных явлений. Оно позволяет не только сделать минимальными последствия конфликтного процесса, но и извлекать позитивный эффект.
Каждый из нас имеет житейские представления о том, что такое конфликт. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – это и семейная ссора, и военные действия, и дискуссии в парламенте, и борьба собственных желаний и чувства долга и многое другое.
Слово «конфликт» происходит от латинского слова confliktus – столкновение. Практически в неизменном виде оно входит и в другие языки (нем., англ., франц.). Это понятие применяется достаточно широко к различного рода явлениям. Так Костелло и Залкинд отмечают, что «конфликт используется для описания поведения групп, которые идут одна против другой, соперничества между индивидами и субъективной неопределенности внутри индивида».
Понятие конфликта не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. Так или иначе, конфликты изучает и психология, и социология, и политология, история, философия, искусствоведение педагогика, правоведение, военные науки. Так достаточно широко используются в печати такие понятия как военный конфликт, международный конфликт, конфликты в педагогических коллективах и коллективах школьников, педагогический конфликт, социальный, трудовой, криминальный конфликт, конфликт поколений, нравственный конфликт и др.
В кратком психологическом словаре конфликт определен как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями». Однако это определение конфликта далеко не единственное.
Гришина Н.В., сравнивая различные определения, отмечает, что можно выделить признаки конфликта. Большинство исследователей считают, что в основе конфликта лежит «столкновение», противостояние, противоборство. Например, вооруженное столкновение соседних государств, семейная ссора, служебный конфликт, личная драма – во всех этих конфликтах присутствует столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций. Т.о. одним из признаков конфликта является биполярность, обозначающая и взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Противодействующие полюса взаимно предполагают друг друга, невозможны друг без друга, как левое и правое, высокое и низкое, добро и зло.
Но одного противопоставления не достаточно для того, чтобы возник конфликт. Необходима «борьба» двух начал, т.е. активное взаимодействие, направленное на устранение противоречия (Южный и Северный полюса противоположны, но не противоречивы, при всей их полюсности, они не находятся в состоянии конфликта друг с другом). Г.Зиммель утверждал, что «конфликт… предназначен для решения любого дуализма, это – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон, участвующих в конфликте». Т.о. второй обязательный атрибут конфликта – активность, направленная на преодоление противоречия.
Но определять конфликт как противоречие тоже не совсем корректно. В конфликте всегда присутствуют субъект или субъекты как носители конфликта – еще один существенный признак (критерий) конфликта. Это означает, что находиться в конфликте можно только с кем-то – с другой группой, с другим человеком, с самим собой. Только при наличии субъекта или субъектов возможны активные и осознанные действия, направленные на преодоление конфликта. Это приводит к мысли, что конфликт – чисто человеческое явление. Нельзя находиться в конфликте с природой или техникой, т.к. они не могут вступать в активное и осознанное взаимодействие с нами. Когда мы говорим о конфликте добра и зла или конфликте поколений, мы всегда предполагаем субъектов этого конфликта, т.е. конкретных людей или групп. У животных тоже не может быть конфликтов. Там мы говорим о соперничестве или конкуренции. Однако в исследованиях о животных часто можно встретить понятие конфликта, хотя это не совсем корректно. Эта особенность отличает конфликт от противоречия.
Т.о. Н.В. Гришина определяет конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами).
Стадии развития конфликта.
Конфликт можно характеризовать с точки зрения его динамических характеристик (т.е. его развития). Динамика конфликта представляет собой ход его развития во времени, изменение под воздействием различных внутренних механизмов, а также внешних факторов и условий. В связи с этим при рассмотрении конфликта выделяют стадии, периоды и этапы его существования и развития. Существенной разницы между стадиями и периодами нет. Этапы представляют собой более мелкие структурные единицы. Существуют разногласия в определении количества стадий (периодов) динамики конфликта. Однако чаще всего в социальном конфликте выделяют 3 стадии (периода) развития:
1. латентный период (предконфликтная стадия).
2. открытый период (собственно конфликт).
3. латентный период (Послеконфликтная стадия).
Первая предконфликтная стадия включает в себя несколько этапов, каждый из которых представляет собой очередной шаг к развитию конфликта.
Возникновение объективной проблемной ситуации состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией.
Осознание объективной проблемной ситуации – реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Осознание причин потенциального конфликта может быть адекватным и неадекватным. Ряд объективных и субъективных причин способствует искажению воспринимаемой ситуации и могут привести к заблуждению, к неправильной их интерпретации. Стороны потенциального конфликта могут даже быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности противоречий и сознательно вводить в заблуждение другую сторону, чтобы либо сдержать наступление конфликта, либо, наоборот, его форсировать.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 301.