Классификация и виды конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной конфликтологии существуют различные подходы к классификации конфликтов. Для классификации используются разные критерии. В основу своей классификации конфликтов А.И. Шипилов положил потребности субъектов взаимодействия. В результате у него получилась следующая классификация.

Более развернутую классификацию конфликтов на основании различных критериев предложил С.М. Емельянов. Ее можно представить тоже в виде схемы.

 

Классификация конфликтов (по С.М. Емельянову)

Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика

Сферы проявления конфликта

Экономические В основе лежат экономические противоречия
Идеологические В основе лежат противоречия во взглядах
Социально-бытовые В основе лежат противоречия социальной сферы
Семейно-бытовые В основе лежат противоречия семейных отношений

Степень длительности и напряженности конфликта

Бурные быстротекущие Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих
Острые длительные   Возникают при наличии глубоких противоречий
Слабовыраженные и вялотекущие Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон
Слабовыраженные и быстротекущие Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер

Субъекты конфликтного взаимодействия

Внутриличностные Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности
Межличностные Субъектами конфликта выступают две личности
Личностно-групповые Субъект конфликта: с одной стороны – личность, а с другой – группа
Межгрупповые Субъектами конфликта выступают малые социальные группы и микрогруппы.

Социальные последствия

Конструктивные В основе лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы.
Деструктивные В основе лежат субъективные причины. Создают социальную напряженность и ведет к разрушению социальной системы.

Предмет конфликта

Реалистичные (предметные) Имеют четкий предмет
Нереалистичные (беспредметные) Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта.

 

И даже эти классификации не отражают всего многообразия конфликтов. Так можно говорить о выделении различных видов конфликтов в зависимости от сфер жизнедеятельности человека: семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др. в качестве критерий для классификации конфликтом могут быть использованы количество сторон, участвующих в конфликте; острота противодействия участвующих в нем сторон; степень разработанности нормативных способов их разрешения и т.д.

Педагогические конфликты.

Природа педагогического конфликта существенным образом отличается от других межличностных конфликтов, так как в этом случае  столкновении участвуют ребенок как развивающаяся личность и взрослый. При этом взрослый обладает опытом, умениями, самоконтролем и другими качествами, а у ребенка поведение может носить импульсивный характер, так как волевая сфера еще не достаточно развита.

Некоторые особенности педагогических конфликтов. Среди них можно отметить следующие:

• профессиональная ответственность учителя за разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

• участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель–ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

• разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

• различное понимание событий и их причин участника – и (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

• присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

• профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

• всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

• конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

В педагогическом общении раскрывается субъективный мир учащихся и учителя, обнажается их личностное своеобразие. Таким образом, конфликтность их взаимодействия детерминирована различиями их индивидуальных особенностей, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых социальных ролей и т. д.

Школа, социальный институт отражают все противоречия современного состояния общества, что еще более может усложнить межличностные противоречия.

Учителю приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. В психолого-педагогическом регулировании и коррекции нуждается общение с учащимися, ибо его доминантной являются реализация образовательных целей, управление развитием личности.

Педагогическому взаимодействию свойственна определенная динамика развития, обусловленная внутренними (субъективными) и внешними (объективными) причинами.

Таким образом, к объективным предпосылкам педагогических конфликтов относятся условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источниками конфликтной ситуации.

Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей, имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности.

Объективные и субъективные предпосылки конфликтов находятся в динамическом взаимодействии. Причем объективные предпосылки могут влиять на конфликтную ситуацию в большей мере, чем субъективные. Однако при этом и те, и другие сохраняют свою относительную автономность. Объективные и субъективные предпосылки Конфликтов могут существовать длительный период времени, создавая конфликтную ситуацию. Однако это не значит, что конфликтная ситуация обязательно перерастет в конфликт. Известно немало примеров, когда конфликтная ситуация приобретает затяжной характер и никогда не приводит к открытому столкновению сторон.

Взаимодействие объективных и субъективных предпосылок является ключевым для понимания условий возникновения педагогических конфликтов. Конфликт возникает в тех случаях, когда стечение объективных условий и достаточно высокая активность субъективного фактора приводят к прямому столкновению сторон. Отсюда следует, что основными признаками конфликтной ситуации являются:

1) наличие объективных предпосылок конфликта, обычно в форме объективных противоречий, столкновения интересов;

2) активность субъективного фактора, индивидов и социальных групп, осознающих свои интересы, цели и полны решимости их достигнуть.

Каждая конкретная конфликтная ситуация имеет огромное множество конфликтных признаков — явных и скрытых, в большей или в меньшей степени значимых.

Выявление специфических признаков конфликтной ситуации в педагогическом процессе является важным условием предупреждения конфликта, поскольку позволяет принять превентивные меры по устранению или сглаживанию объективных противоречий или нейтрализовать активность субъективных факторов. Предпочтительнее, безусловно, первый путь, однако иногда рекомендуется использовать и второй способ. Это необходимо сделать, например, в тех случаях, когда разрешить противоречие не удается, а сам конфликт, если он произойдет, будет иметь разрушительные последствия для противоборствующих сторон или для окружающих.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

• ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

• ситуации (конфликты) поведения поступков, возникающее по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

• ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Ситуации и конфликты поступков. Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.

Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Ситуации и конфликты отношений. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников – в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством и противоборствующие, несогласные с учителем.

Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений.

Педагогические конфликты могут возникать в разных системах отношений. По мнению Леонова Н.И., собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель-ученик», преодоление которых предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, разрешение которых требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности. Однако часто педагогическими называют конфликты и в других системах отношений: «учитель – классный коллектив», «учитель - учитель», «учитель - Я», «учебный класс – учебный класс».

Можно выделить следующие типы педагогических конфликтов:

- В зависимости от участников конфликта – внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты.

- В зависимости от предмета конфликта – конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты потенциалов, конфликты правил взаимодействия.

- В зависимости от социальных последствий – конструктивные конфликты (способствуют развитию социальной системы) и деструктивные конфликты (создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).

- В зависимости от длительности и напряженности конфликта – бурные быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные и вялотекущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие конфликты.

Условия, которые порождают педагогические конфликты, можно рассматривать как предпосылки возникновения конфликтов. Предпосылки бывают объективные и субъективные. К объективным предпосылкам относятся условия и обстоятельства, в которых скрыты реальные объективные противоречия, являющиеся источниками конфликтной ситуации.

Субъективные предпосылки конфликта связаны с индивидуальными особенностями людей, имеющих свои специфические интересы и цели деятельности, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности. В качестве субъективных предпосылок педагогического конфликта могут выступать отрицательное отношение к учителю и предмету, личностные и индивидуально-типологические особенности учителя и учащихся.

Причины педагогических конфликтов в различных системах отношений рассматривает Козырев Г.И. Вслед за ним мы обозначим некоторые из них.

В системе отношений «учитель-ученик»:

- нарушение дисциплины на уроке

- плохое выполнение домашних заданий

- нездоровые отношения между учениками

- оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность

- необъективность при оценке знаний

- неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков.

Это наиболее типичные причины конфликтов в системе отношений «учитель-ученик». Однако, можно рассматривать специфические причины этих педагогических конфликтов, характерные для детей разных возрастных периодов.

В системе отношений «учитель-учитель»:

- нетактичное отношение друг к другу

- неудобное расписание

- перекладывание чужих обязанностей

- неравномерное распределение педагогической нагрузки.

В системе отношений «учитель-родители»:

- самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания

- предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя.

В педагогическом взаимодействии очень важно помнить о том, что конфликт, как пожар, легче предотвратить, чем погасить. В урегулировании и разрешении педагогического конфликта велика роль педагога. Ему, как наиболее профессионально подготовленному, должна принадлежать инициатива урегулирования конфликта. Главная задача педагога – превратить деструктивный конфликт в конструктивный. Для этого необходимо:

Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга, снизить эмоциональное напряжение.

Провести диалог для уточнения отношений, позиций, намерений, целей друг друга

Организовать взаимодействие, т.е. совместную деятельность всех оппонентов, направленную на решение конфликта.

При осуществлении программы разрешения педагогического конфликта, необходимо придерживаться правил поведения в конфликте. Вот некоторые из них:

Не отвечать агрессией на агрессию, конфликтогеном на конфликтоген;

Не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

Соблюдать такт и корректность по отношению к оппоненту;

Делать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии, не перебивать без надобности;

Проявлять эмпатию, стараться выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

Не навязывать свою точку зрения, искать истину вместе;

Не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов, не давать готовых «рецептов» решения проблемы, а стараться выстраивать логику рассуждения так, чтобы оппонент сам находил нужные решения;

В своих доводах опираться только на факты, а не на слухи и чужие мнения.

Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая консервация конфликта, когда он настаивает на своем и категорически не собирается менять свое поведение. Такое поведение не только не способствует разрешению конфликта, но и тормозит в целом личностный рост учителя. Успешно разрешенный конфликт улучшает психологический климат в коллективе и приводит к росту взаимопонимания.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 254.