Управленческая деятельность - это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, главной целью которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Это системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Организации без управления не существует.
Прод у ктом управленческой деятельности являются управленческие
решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме.
Синтетическая природа управленческой деятельности как ин дивидуально-совместной обусловливает наличие у нее ряда основных психологических особенностей:
1) Она характеризуется опосредованной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Руководитель обычно не должен участвовать в создании конечных результатов. По данному признаку управленческая деятельность дифференцируется от исполнительской.
2) Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету - объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения
3) Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»).
4) По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.).
5) Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий.
6) Управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние.
· К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций.
· К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.
6) Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения.
В связи с этим существует понятие континуума управленческой деятельности, образованного с одного «полюса» низшими уровнями управления небольшими группами, а с другого — высшими уровнями руководства крупными (и крупнейшими) организациями, предприятиями, фирмами.
В нем выделяются три основные категории управленческих должностей, содержание деятельности которых довольно существенно различается именно по степени выраженности основных признаков (особенностей) управленческой деятельности. Это – уровни руководителей низшего, среднего и высшего звена (рис. 1).
Вертикальное развертывание разделения труда, при котором вышecтoящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей, способствует образованию различных уровней управления.
При этом название должности, которую занимает тот или иной руководитель, дает возможность определить, на каком уровне управления находится этот руководитель. Например, если руководитель занимает должность мастера участка, то с уверенностью можно сказать, что это - руководитель низового звена управления.
Размер организации - это один из важнейших факторов, который определяет количество уровней управления. Все уровни управления внутри организаций обычно делятся на три основные категории:
1) На институциональном уровне разрабатываются стратегические, т. е. перспективные, планы и цели.
Институциональный уровень управления организацией - самый малочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управления - президент, вице-президент, председатель Совета директоров компаний. В среде государственных служащих - это министры, в армии - генералы и т. д.
Руководители высшего звена управления являются лицами, ответственными за принятие важнейших организационных решений. Их работа очень напряженная и интенсивная. Руководители такого ранга непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет непосредственное отношение к деятельности всей компании.
2 ) Руководители среднего звена управления подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляя координацию и контроль за работой руководителей низового (технического) уровня. Если организация имеет большую разветвленную структуру, тогда руководители среднего звена разделяются на два дополнительных уровня (на верхний уровень среднего звена управления и на низший уровень среднего звена управления).
Наиболее типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (если речь идет о бизнесе), декан (в высшем учебном заведении), заведующий сектором (в НИИ) и т. п. Во многих организациях руководители среднего звена управления принимают участие в принятии решений, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена.
3) Руководители низового звена управ л ения осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Это - организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или представителями неквалифицированной рабочей силы. Руководители низового уровня выполняют очень напряженную работу с большим наличием самых разнообразных действий. Им приходится переходить от одной задачи к другой.
Критерии эффективной управленческой деятельности:
· Системное мировоззрение и профессиональная компетентность
· Диалогичность в общении
· Демократичность в руководстве
· Новаторско-аналитический способ решения задач
· Самоактуализация как доминирующий мотив профессиональной деятельности
· Рефлесивный тип самооценки
· Сотрудничающий тип поведения в конфликтной ситуации
· Моральная авторитетность
· Рискованно-уравновешенный тип решения управленческих задач
Факторы, влияющие на управленческую деятельность. Традиционные (авторитарные) методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают современным общественным отношениям. Необходимо использовать факторы влияния, не используя прямые приказы.
1. Проблем все больше и все сложнее, а средства не всегда поспевают или ограничены. Необходимо быстро и эффективно решать проблемы.
2. Традиции и социальные условности перестали определять жизненный путь большинства людей. Жизнь в организациях становится все более нестабильной.
3. Конкуренция, неопределенность, стрессы, давление, обуславливают повышенные требования к деловым и личным качествам как исполнителей, так и руководителей.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 262.