Структурные особенности газеты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В предлагаемом параграфе рассмотрим структурные особенности студенческой газеты. На структуру газетной полосы обратил внимание М. Н. Гуревич, в частности им было отмечено, что при размещении и оформлении различного текстового материалы на газетной полосе используются следующие средства: обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика – все эти средства помогают читателю составить представление о теме и содержании текста.[80]

Опираясь на выводы ученого, мы выделили следующие способы оформления текста в газете «Петрозаводский университет»:

обыкновенный заголовок, который предваряет различные виды публикаций, дает первичное представление о содержании: статья с заголовком - «Сказ о двух пирожках, бедном доценте и голодном журналисте» - посвящена актуальной для студентов и преподавателей, теме питания в университетской столовой. («ПУ»№5, 1992, стр.3)

подзаголовок конкретизирует стоящий над ним заголовок. Так, заголовок репортажа «Здравствуй, племя веселое и находчивое» имеет ряд уточняющих подзаголовков: «День первый», «День второй» («ПУ», №6, 2008); «Третьим будешь?» с подзаголовком «Отчет о встречах в верхах»; («ПУ», № 29, 1991)постоянный подзаголовок «Русский рок. Страницы биографии» имеют публикации различной жанровой принадлежности О. Гальченко («ПУ»,№1, 4, 9, 13. 1991), который, как правило, поясняет основной заголовок рубрика, как правило, определяет содержание и характер текста или группы текстов в газетной публицистике. По нашим наблюдениям, рубрикация в газете «Петрозаводский университет» носит непостоянный характер, практически нет четко переходящих из номера в номер, постоянных рубрик, это обусловлено характером издания. Для студенческой газеты «Петрозаводский университет характерна зависимость ее структуры от «сиюминутных» новостей. Увеличения объема новостной информации в газете приводит к снижению доли в ней постоянных рубрик. Нами отмечены постоянные, но нерегулярные рубрики, то есть такие, которые встречаются не в каждом номере, хотя и сохраняют свою тематику, содержание, стилистику, авторство. Приведем примеры некоторых из них (с указанием номера и года издания): «В вузах страны» («ПУ», №5, 11, 13 и др. 1991) – краткие заметки; ряд репортажей различных авторов («Окно в Европу» А. Фукс, «Другая ступень цивилизации» Г. Тюнь и др.) под рубрикой «Наши за границей» («ПУ», №4, 8, 9, 10, 11 35, 39. - 1991); «Официальная хроника» - короткие хроникальные заметки без автора; «Королевский бутерброд» рубрика А. Фукса («ПУ» № 1, 2, 4, 6, 7 и др. 1992), в которой помещены заметки, репортажи с конференций, собраний, эпизоды «общения с верхами», «Опять воспитывать будете?» М. Булгаков «Собачье сердце» («ПУ», № 1, 2, 6.-2008) – включает публикации разных авторов, преимущественно одной жанровой формы (статьи); «Памятные даты в истории ПГУ»; заметки под рубрикой «Управление социального развития сообщает» («ПУ», №2, 6.- 2008).

Итак, нами установлено, что постоянная тематическая рубрикация носит эпизодический характер. Анализ структуры рубрикаций газеты позволил выявить некоторые закономерности:

под одной рубрикой могут помещаться публикации различной жанровой принадлежности, но одного автора («Королевский бутерброд» А. Фукс // «ПУ», 1992);

тексты, принадлежащие разным авторам, но на одну тему в пределах одной рубрики («Окно в Европу» А. Фукс, «Другая ступень цивилизации» Г. Тюнь и др. рубрика «Наши за границей» // «ПУ», 1991).

Итак, анализ газеты показал, что на страницах студенческой газеты актуальной является служебная, или рубрикация «по случаю», например, отчет «Вузовская наука в условиях рынка» («ПУ» №5, 1991, стр. 2) о прошедшем совещании заместителей деканов по научной работе опубликован под рубрикой «Готовимся к обсуждению на ученом совете», которая имеет прямое отражение в тексте: «Это, можно считать, была генеральная репетиция перед заседанием ученого совета»; репортаж «Забудьте на время, что на носу очки, а в душе осень» // «ПУ», №4, 1991, стр. 4) опубликован под рубрикой «Спартикиада «Бодрость и здоровье»; информационная заметка без автора «Абитуриенту на заметку» («ПУ», №2, 2008); репортаж студентки 1 курса специальности «журналистика» А. Бекировой «Наша северная земля» («ПУ», №3, 2008); публикации стихов студентов – «Проба пера» («ПУ», №14, 1992).

 

Речевые особенности на страницах студенческой газеты «Петрозаводский Университет»

 

В условиях постиндустриального общества (его также называют информационным) роль информации постоянно возрастает. Как уже было отмечено, значительная доля в информационном потоке принадлежит печатным изданиям: газетам, журналам и т.п. Речевые особенности отдельных газетных жанров разнообразны, они участвуют в реализации основных функций: информационной и воздействующей. Первая из них проявляется в таких особенностях, как документальность, фактологичность, официальность изложения, объективность, сдержанность, наличие стандарта, то есть, большое количество устойчивых и клишированных выражений, журналистские штампы, стандартные термины и названия, используемые с целью создания большей объективности, беспристрастности сообщаемого. Вторая функция (воздействующая, или экспрессивная) выражается в открытой, социальной оценочности, эмоциональности речи, призывности, полемичности и экспрессивности языка как способа выражения авторской оценки и привлечения внимания аудитории.[81]

Экспрессия, экспрессивность, экспрессивные средства языка - понятия неоднозначно трактуются разными учеными.[82]

Как видим, в составе данной категории выделяют следующие содержательные компоненты: оценочность, эмоциональность, образность, интенсификация признака, которые по-разному представлены в разных жанрово-стилевых и индивидуально-авторских контекстах.

В нашей работе под термином «экспрессия» мы понимаем выразительно-изобразительные средства языка, которое выражают ненейтральное отношение к содержанию речи и наилучшим образом (или наоборот) реализуют цели и задачи общения.

Газетные жанры не одинаковы в плане использования в них оценочных средств. Журналист не только информирует читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и даёт оценку сообщаемому. Экспрессия на страницах газеты, прежде всего, связана и с личностью автора, и его речевым воздействием на адресата.

«Образ автора, позиция производителя речи – это главная характеристика речи любого функционального стиля, это центр, в котором сходятся все образующие, все составляющие жанровой формы».[83] По мнению Г.Я. Солганика, проблема автора — одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера средств ее выражения, для формирования газетно-публицистических жанров

Сегодня на смену «директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю»,[84] в связи с этим, автор в современной публицистике все отчетливее персонифицируется. Таким образом, принципиальной на сегодняшний день является категория авторства в публицистике, что связано с тенденцией усиления личностного, авторского начала в публикациях любых жанров. Уместно, в связи с этим упомянуть и метафору Л. Е. Кройчика, который сравнивает публицистический текст с двугорбым верблюдом, где первый горб – факт, второй – отношение автора к факту.

В современной литературе связь между жанром и образом автора усложняется, становится более обобщенной, не столь жесткой, но тем не менее не исчезает. Принципиальным отличием образа автора в публицистике является то, что реальный создатель произведения и лицо, от имени которого ведется повествование – совпадают.[85] Образ автора в публицистике – это авторское «я» журналиста, характер его отношения к действительности и, при рассмотрении этой категории применительно к разным жанрам, образ автора имеет различную форму, характер. Так, информационные жанры – обезличены, категория авторства – условна – речь в таких жанрах не содержит, как правило, лексических и стилистических средств, обнаруживающих отношение автора к содержанию сообщаемого. В иных жанрах авторская речь усложняется в связи с иной формой образа автора, включает в себя элементы комментирования, оценки, многообразные формы авторского отношения к сообщаемому (призыв, побуждение, анализирующая речь, рассуждения). Словоупотребление пишущего, его индивидуальная система текстопорождения отражают существенные черты той социальной группы, к которой он тяготеет или принадлежит. Авторское «я» в газетном тексте всегда получает если не явное, то скрытое выражение, поскольку язык устроен так, что практически ни одно высказывание нельзя построить, не учитывая его субъективную модальность.

Таким образом, одним из главных, существенных признаков жанровой формы является образ автора, который во многом определяет способ речевой организации жанра, отбора языковых средств, общую стилистическую тональность произведений. В контексте нашей тематики образ автора заслуживает внимания: студенческая газета «Петрозаводский Университет» разнообразна по своему авторскому составу – студенты, преподаватели, сотрудники университета – так как позволит нам выявить жанровые и речевые особенности текстов.

По мнению исследователей, стилистическая специфика публицистической речи заключается в использовании журналистом особых экспрессивных средств.[86] Далее нам представляется интересным рассмотреть особенности выражения экспрессии на различных языковых уровнях, и прежде всего, на лексико-фразеологическом и синтаксическом. В результате исследования нами было собрано более 200 карточек, фиксирующих наличие эмоционально-экспрессивных средств на различных уровнях. (См.: Приложение 5)

на фонетическом уровне – использование фонетической выразительности:

создание звукообраза: «Автобус пошмыгал между деревьями и, наконец, остановился в загородном владении» («ПУ», № 20, 31 мая, 1991, стр. 2, А. Фукс);

опора на фонетическую необычность: «Один из этих подлых студиозусов» («ПУ», № 6, 1992, стр. 4)

на морфемно-словообразовательном уровне:

использование экспрессивных аффиксов (с частными значениями усилительности и эмоциональности): «Ну, а потом был банкет, были цветы, винцо лилось рекой» («ПУ», №1, 1992, стр. 3.); «Взрослые люди от 18 до 25, у одних ноги из шеи растут, у других ручищи из головы, шею минуя, - так всю жизнь и будете титьку искать?» («ПУ», №31, 1992, стр. 2. Заголовок к очерку Дениса Горелова, журналист газеты «Столица»)

на лексико-фразеологическом уровне.

Как можно было видеть в главе 3.2. тематика газеты «ПУ» богата: она охватывает различные сферы деятельности, интересы сотрудников и студентов университета, соответственно, и лексика газетных публикаций разнообразна. Далее рассмотрим более подробно лексику с точки зрения происхождения, использования, употребления и функционально-стилевой принадлежности.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.