Содержательно – тематический анализ текстов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По нашим наблюдениям в газете «Петрозаводский университет» значительное место отводится новостям о проведении конкурсов или олимпиад, научных конференций, выставок («Школьная олимпиада: это и есть профориентация» // «ПУ», №8, 1991, стр. 1, «Образование и наука Карелии» // «ПУ», №6, 2008, стр.1, «Первенство России» // «ПУ», №8, 2008, стр.2.). Газета также сообщает читателям о событиях в стране, рассказывает о жизни и деятельности других российских вузов (эти сообщения выделены в отдельную рубрику «В вузах страны»)

Очень популярным в «Петрозаводском университете» за 1991-1992 года является освещение успеваемости на разных факультетах, отчет о прошедших сессиях, говорят об успехах, неудачах, четко называют фамилии отличников, тех, кто отчислен, у кого долги. Данная тематика занимает первою полосу газеты и представлена в разных оперативно-исследовательских жанрах, как то: отчет (С. Беляев, зам. Декана ЛИФ, «Экзаменационный марафон» // «ПУ», №3, 1991, стр 1; Н. Тищенко зам декана ФФ «Размышления после сессии» // «ПУ», №6, 1991, стр. 1) или интервью («Количество не перешло в качество» К.Серова берет интервью у Н. Н. Шабалиной доцента финского отделения // «ПУ», №5, 1991, стр.1) и в оперативно – новостных, например, в заметке («О пользе зачетной недели» Н. Реттиев, зам декана матфака //«ПУ», №5, 1991, стр. 1, «Статистика в зеркале статистики», В. Акулов, декан ЭФ; «Целевики – это не так уж плохо» А. Мезенцев, начальник учебного отдела // «ПУ», № 7, 1992, стр. 1).

Очень много публикаций посвящено политическим проблемам, вопросам перехода к рыночной экономике, т. о. печатается очень много нормативных документов («Условия перехода к рыночной экономике» // «ПУ», №6, 1991, стр. 3); «Предвыборная программа В. Н. Васильева» // «ПУ», №3, 1991, стр. 2, «Пособия на детей» // «ПУ», №4, 1991, стр. 3.; «Обращение парткома ПГУ к преподавателям, сотрудникам и сотрудникам университета» // «ПУ» №9, 1991, стр. 1.; «Предложения по законодательной реформе высшего образования» // «ПУ», №28, 1991, стр 2, «Положение о фонде социальной защиты» // «ПУ», №30, 1992, стр. 1.

Газета также содержит статьи на темы воспитания, культуры: В. Филлиповой (доцент кафедры философии) («До того как возникает МУССЕ» // «ПУ», №35, 1991, стр. 2, «Неужели отменят все?» // «ПУ», №28, 1992, стр. 1); И. Григович (профессор, зав. кафедрой детской хирургии) («Университет – интеллектуальный центр?» // «ПУ», №25, 1992, стр. 3-4); Г. Белая, прфессор РГТУ («Высшая школа в современной культурной ситуации» // «ПУ», №27, 1992, стр. 2), Л. Кириллова («Компьютеризация на фоне общей культуры» // «ПУ», №40, 1992, стр. 2). В студенческой прессе поднимаются проблемы языка, речевой культуры, обращается внимание на правильное произношение, написание. Этой тематике посвящены проблемные статьи с элементами конкретных правил («Аз, буки, ять» О. Гальченко // «ПУ»№16, 1992, стр. 3, «Защитим великий и могучий», Л. Лебедева (доцент кафедры русского языка) // «ПУ», № 14, 1991, стр. 4)

Немаловажными на страницах «Петрозаводского университета» являются, на наш взгляд, публикации литературно-художественного плана: фрагменты работы Д. С. Лихачева «О воспитании», стихи выпускника ПГУ Сергея Аркавина // «ПУ», №3, 1991, стр.4, «Маленькие фрагменты из «Большой этики Аристотеля» // «ПУ», №8, 1991, стр. 4, мемуары М. Рокфора «Броня крепка», «Таир» // «ПУ», №1, 2, 1992., рассказы М. Жванецкого, А. Аверченко, цитаты знаменитых философов, писателей, поэтов под рубрикой «Неплохо сказано».

В газете даются полезные советы под рубрикой «Бесплатные советы на любой вкус» («ПУ», №11,15,21,22,31. - 1992, стр. 4) как вывести пятна, как сдать сессию без стресса, практические советы по запоминанию, рецепты «тибетских монахов». Также постоянны рецензии на книжные новинки, журналы, словарные издания, поступившие в библиотеку ПГУ или недавно вышедшие. Немалое место занимаю и статьи «заимствованные» из региональных, столичных газет на проблемные, волнующие темы: «За экзамены денег не возьмут. Остальное неясно» Я. Бессараб («Комсомольская правда») // «ПУ», №16, 1992. стр. 4, «Студенты, а живут безбедно» («Известия») // «ПУ», №21, 1992, стр. 2.

Особенно актуальными в 90-е годы были темы рыночной экономики, патентной деятельности: публикации на тему «Как вести переговоры», как создать «имидж деловому человеку», «Памятка для владельца ваучера», «О работе банков с приватизационными чека», «Реклама: стратегия и тактика», «Дорога на внешний рынок» О. Добрынина (инженер по патентной работе).

Газета «Петрозаводский Университет» за 2008 также информирует читателей о жизни студентов, публикует репортажи с конкурсов красоты, игры КВН, но вместе с тем заметную роль на страницах издания чаще, чем в 90-е годы, появляются статьи проблемного характера, посвященные воспитательным, нравственно-этическим проблемам. Представлены статьи как студентов: «И все – таки самосовершенствование» под рубрикой «Опять воспитывать будете?» П. Яковлева // «ПУ», №1, 2008, стр. 4; «Вот это ламбада!» под той же рубрикой, А. Калинина (1 к., специализации «журналистика») // «ПУ», №2, 2008. Стр. 8 и др., так и преподавателей: «В человеке все должно быть прекрасно» И. Григович // «ПУ», №6, 2008, стр. 4; «Нравственная чистота» // «ПУ» №8, стр. 7; «Люби, любя..» // «ПУ», №10, 2008, стр. 6).

Таким образом, содержательно – тематический анализ показал: на страницах студенческого издания явное преобладание текстов новостного, информативного (группа оперативо-новостных жанров) и комментирующе-оценочного характера (группа оперативно- исследовательских текстов), что по своему содержанию отвечает читательским интересам и запросам. Структурные-языковые особенности именно этих групп текстов будут рассмотрены нами более подробно.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.