Существует множество причин, вследствие которых у концертного исполнителя зачастую возникают проблемы при исполнении музыкального произведения на сцене. Наиболее часто страх или волнение у исполнителя перед концертным выступлением вызывают такие причины как: боязнь во время исполнения забыть текст музыкального произведения, недостаточная проработка технических моментов, непривычная обстановка, слишком сложный или неправильно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, недостаточно времени на подготовку, когда ученик выучивает музыкальное произведение «в последний момент» на кануне публичного выступления, неправильная психологическая подготовка во время работы над пьесой, а так же непосредственно перед выступлением, и многое другое. В данном случае будет обоснованным рассмотреть самые распространенные из них и дать им краткую характеристику.
Такая причина как боязнь во время исполнения забыть текст музыкального произведения возникает у тех учеников – исполнителей, которые недостаточно времени потратили на его изучение, либо нотный текст еще недостаточно хорошо закрепился в памяти исполнителя и на его окончательное усвоение требуется время. Польский пианист Падеревский недоученность, или по другому сказать, техническую недоработку музыкального произведения называл «нечистой совестью исполнителя».
Одним из самых верных приемов, которым можно проверить хорошо – ли изучен нотный текст музыкального произведения – это воспроизведение пьесы в памяти исполнителя, как целиком, так и ее различных фрагментов. Если ученик в отсутствие музыкального инструмента без труда по памяти воспроизводит нотный текст у себя в голове, то в данном случае будет обоснованным утверждать о хорошем знании исполнителем нотного текста музыкального произведения и как следствие отсутствие волнения по этому поводу при концертном выступлении.
Следующей причиной сценического волнения является недостаточная проработка технических моментов музыкального произведения. Когда музыкант исполнитель на все 120 процентов не владеет технической стороной исполняемой пьесы, то во время концертного исполнения все недостаточно проработанные моменты будут как минное поле, по которому идет исполнитель во время игры. Указанное обстоятельство еще более справедливо для юных исполнителей, поскольку взрослый, уже сформировавшийся музыкант – исполнитель имеет достаточно опыта для быстрого и практически незаметного восстановления после совершенной технической ошибки, чего не скажешь о юном музыканте, техническая ошибка которого может привести к остановке и потере возможности продолжить исполнение. Здесь так же следует сказать о правильности подбора репертуара для концертного исполнения юным музыкантом. На концерт следует выносить не сложные произведения, которые в техническом плане уже перерос юный исполнитель.
Что же касается избегания провалов и ошибок, порождаемых вышеуказанной причиной, следует с особым вниманием выявлять в исполняемой пьесе все технически сложные места и заниматься их систематической проработкой, проигрывать гаммы, придумывать различные упражнения на основе выявленных технически сложных мест музыкального произведения и упражняться в их безукоризненном исполнении.
Еще одна из причин концертного волнения – это непривычная или некомфортная для исполнителя обстановка. Зачастую при работе над музыкальным произведением ученики музыкальной школы проигрывают пьесы только перед своим педагогом, что является грубейшей ошибкой со стороны преподавателя. Как уже отмечалось выше, ученик должен систематически исполнять выученное им музыкальное произведение в присутствии своих коллег по классу, играть его своим родным и близким, знакомым, друзьям. В данном случае будет обоснованным привести цитату из книги Н. Голубовской: «Упражняйся в изменениях условий своей игры. Играй на разных роялях, разным людям, в разных помещениях, в разное время дня».
Для юного музыканта очень важно, если подготовка к выступлению будет проходить в зале, где непосредственно состоится концертное исполнение выученного произведения. Положительный эффект на юного исполнителя так же окажет присутствие на репетиции небольшого количества людей, это поможет почувствовать те ощущения, которые музыкант будет переживать во время сценического исполнения, и правильно подготовиться к ним.
И в заключении, пожалуй, одна из важнейших причин концертного волнения – это неуверенность в себе или своих силах. Преодолению этой проблемы поможет плодотворная и кропотливая работа над вышеуказанными причинами (отличное знание текста музыкального произведения, систематическая проработка его технической стороны, исполнение в условиях приближенных к реальному концертному исполнению и т.д.) и сам этот факт будет играть, решающее значение при формировании уверенности в себе музыканта – исполнителя.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 225.