Сценическое волнение, его виды и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Концертное выступление – является итогом совместной работы, которая проводилась учеником музыкальной школы и его педагогом на протяжении заранее определенного промежутка времени. Такое выступление в наибольшей степени раскрывает индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка, изучающего игру на инструменте, и является основой для дальнейшего развития умений и навыков инструментальной игры, продолжения совершенствования исполнительского мастерства.

Трудный путь от начала знакомства с конкретным музыкальным произведение и до концертного выступления на сцене, либо в экзаменационном классе детской музыкальной школы, ученик проходит со своим педагогом – наставником, роль которого в процессе изучения и подготовки к концертному исполнению музыкального произведения трудно переоценить. В связи с особой сложностью решения задач по преодолению сценического волнения у юного музыканта в процессе концертного исполнения, преподаватель музыкальной школы, еще на начальной стадии изучения и разбора музыкальной пьесы, должен уделить особое внимание работе над психологической подготовкой к концертному выступлению. В этой связи еще сам Римский – Корсаков говорил о проблеме сценического волнения, что такое волнение обратно пропорционально степени подготовки.

Исполнительская деятельность – это одна из самых сложных видов деятельности, потому что в ней сосредотачиваются высокие моральные, психологические, а зачастую и колоссальные физические нагрузки. Довольно часто такая деятельность становиться настоящим испытанием для взрослого, уже сформировавшегося во всех отношениях, концертного исполнителя, не говоря уже об учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Как в своей книге Исполнитель и эстрада В.Ю. Григорьев пишет: «Концертное выступление становится «лакмусовой бумажкой» для исполнителя, ибо здесь впервые он обязан подняться над обычным уровнем ремесленного искусства — стать истинным художником, открывающим слушателям путь в Творчество, в определенной мере быть сверхчеловеком, который обладает особыми способностями и возможностями, только и представляющими интерес на эстраде».

По общей практике ребенок приходит в музыкальную школу приблизительно в возрасте 6 – 7 лет. Как утверждают многие психологи как раз в этом возрасте у него начинается переломный момент его развития или можно сказать по-другому – возрастной кризис, который ребенок, после прохождения определенной стадии своего развития, будет переживать вновь. В своей работе Л.С. Выгодского дает следующее определение таких кризисов: «Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые своеобразны и специфичны, они носят переходный характер. Новообразования отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в латентном виде внутри него». В связи с этим на начальном этапе подготовки учащегося к концертному выступлению педагогу, в каждом конкретном случае, нужно учитывать его индивидуальные особенности: возраст, характер, тип личности, темперамент, а так же особенности и методы освоения музыкальным произведением, время, затрачиваемое на его изучение и т. д. Учет педагогом индивидуальных особенностей ребенка, обучающегося игре на музыкальном инструменте, необходим для понимания его эмоционального состояния во время публичного выступления на сцене, а также возможности корректировки негативных факторов, которые могут возникнуть во время концертного выступления.

Практически любой концертный исполнитель перед выходом на сцену, а также во время публичного исполнения музыкального произведения испытывает различные эмоциональные состояния, которые выражаются в так называемом эстрадном или сценическом волнении. Еще Генрих Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» отмечал, что волнение перед выступлением было свойственно большинству великих артистов[4]. В связи с этим в литературе выделяют два вида такого волнения: волнение – подъем и волнение – паника, и в зависимость от того, кокой вид волнения переживает музыкант во время публичного исполнения музыкального произведения, можно поставить качество его исполнения, а в особо критичных случаях даже возможность самого исполнения.

Сценическое волнение может проявляться в различных формах. Волнение – подъем характеризует эмоциональную бодрость, душевный подъем, яркость исполнения, прилив сил и положительной энергии, способствующей налаживанию контакта музыканта со слушателем и положительному впечатлению от самого исполнения. Напротив волнение – паника затрачивает колоссальное количество энергии на ее подавление, негативно влияет на качество исполняемого произведения, которое может выразится в потере красок музыки, темпа, звуковых нюансов, отказ различных видов памяти и т.д., что в последствии может привести к неуверенности в себе, развитию различных фобий, боязни сцены, плохого исполнения, забыть музыкальный текст и т.д.

В данной ситуации задачей педагога будет являться минимизация негативных последствий после неудачного публичного выступления ученика и выработка положительного настроя перед концертным выступлением, а также создание предпосылок для формирования у ребенка – исполнителя положительного эмоционального состояния и качеств присущих для волнения – подъема.

В этой связи особую роль приобретает коллективная работа педагога в классе с несколькими учениками. Указанный прием дает юному музыканту огромный стимул в подготовке к концертному выступлению и дает возможность по – новому взглянуть на выученный материал. Когда музыкальная пьеса, казалось бы, готова к публичному исполнению, педагог, в присутствии нескольких воспитанников его класса просит каждого из них по очереди исполнить выученное музыкальное произведение, тем самым давая своим ученикам почувствовать свое эмоциональное состояние и пережить один из видов сценического волнения. Потом с каждым из учеников обсудить причины и последствия их эмоционального состояния до, во время и после публичного выступления, характер их волнения, а потом индивидуально с каждым из них определить пути решения возникших проблем. Рекомендуется неоднократно применять указанный подход при подготовке учащихся детских музыкальных школ и школ искусств к концертному выступлению.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.