В рамках компьютерного обеспечения дипломного проекта были использованы возможности офисного пакета MS OFFICE FOR WINDOWS 2000 (стандартная версия), куда входят MS Excel, MS Word и другие. Электронные таблицы MS Excel представляют собой мощную систему с графическим интерфейсом, оперативной подсказкой, мастером диаграмм, встроенным языком программирования, а также в программе имеется 400 математических, статистических и других функций.
Текстовый редактор MS Word позволяет вводить, выводить, редактировать, форматировать, импортировать текстовые файлы, осуществлять автоматическую орфографическую проверку текста, подчеркивая слова с ошибками и предлагая варианты возможных замен непосредственно в процессе набора текста, автоматизировать процесс форматирования документов (рамки, заголовки, списки, шрифты), выделять текст разными цветами. С его помощью был написан основной текст дипломного проекта.
Для правового анализа исследуемой темы использовалась справочная правовая система «Гарант» – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные документы, позволяющий специалисту работать с этим массивом (производить поиск конкретных документов, выводить информацию на печать). Комплект «Гарант max» содержит федеральное законодательство плюс законодательство одного региона (более 140 тысяч документов).
Презентация работы осуществляется с помощью программы MS Power Point, которая представляет собой слайд-шоу и позволяет комбинировать звук, анимацию и видео. MS Power Point имеет хорошо продуманный интерфейс, все необходимое меню и инструментальные средства, благодаря чему можно добавлять текст, графику, делать плавные появления и исчезновения надписей, картинок, сопровождать текст звуковыми эффектами.
Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы обрабатывалось пакетом программ SPSS, MATCHCAD, STATISTICA. Программа SPSS является одной из самых известных программ статистического анализа. Программа имеет модульную организацию, и все ее статистические методы и огромные функциональные возможности распределены в различных модулях. Базовый пакет программы содержит следующие методы:
- разведочный анализ;
- дескриптивная статистика;
- таблица сопряженности;
- корреляционный и дисперсный анализ.
Диаграммы формируются независимо от статистических процедур.
Глобальная компьютерная сеть Интернет, предоставляющая возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. С помощью Microsoft Internet Explorer можно получить доступ ко всем ресурсам Интернета: электронной почте, хранилищам файлов, Web-страницам, базам данных и другому. С помощью поисковых сайтов Yandex, Google, Rambler было найдено множество публикаций по теме выпускной квалификационной работы [[i], с. 206].
Заключение
Анализ теоретических аспектов позволил изучить понятие монопрофильного города:
Монопрофильный город – «город-завод», что предполагает существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на все основные аспекты жизни города - градообразующего предприятия [11].
В настоящее время ситуацию в моногородах можно охарактеризовать как кризис социального и культурного самоопределения: с одной стороны, город несомненно представляет для его жителей некую ценность, ему можно и должно помогать, с другой стороны, все чаще проявляется позиция личного неучастия. Горожанин, как бы еще повернут лицом к городу, но уже отстранен от него. Можно отметить два универсальных механизма характерных для малых и средних городов России – садово-огородное хозяйство и «затягивание пояса». Для наиболее активных групп населения характерным является сочетание различных механизмов адаптации, поиски, социальное экспериментирование. Это означает, часть городского социума уже вышла из психологического ступора первых лет реформ и активно ищет способы и механизмы приспособления к новым условиям жизни [12].
Заинтересованность российского общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирует растущую потребность в разработке эффективных социальных программ. Современные представления о сущности социальных программ доказывают, что конструирование предполагаемого будущего, невозможно без обнаружения и системного анализа «болевых точек» и «точек роста», характеризующих настоящее. В последние годы постоянно возрастающий интерес социологии управления к разработке теоретических принципов развития муниципальных образований и совершенствованию прикладного инструментария этой деятельности был усилен целым рядом динамично изменяющихся обстоятельств.
Во-первых, в условиях перехода к рыночным отношениям государственное планирование утратило свой жесткий индикативный характер и все более нуждается в четком определении альтернатив развития на уровне локальных социумов.
Во-вторых, относительная самостоятельность муниципальных образований в хозяйственном и управленческом плане все чаще заставляет субъектов местного самоуправления обращаться к практике разработки стратегических планов развития городов и районов.
В-третьих, использование методов и форм стратегического планирования в сфере местного самоуправления делает социальное программирование территории неотъемлемой частью комплексного прогнозирования и планирования различных сторон жизнедеятельности муниципальных образований.
Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подтвердил значимость программ развития городов на муниципальном уровне и заметно дифференцировал структуру муниципального образования как объекта и субъекта социального прогнозирования и управления. В то же время заметно обострились проблемы, обусловленные неразвитостью теоретико-методологической и практической базы социальных программ на муниципальном уровне. Данное исследование призвано, в определенной мере, восполнить существующий пробел [24, с. 113].
Анализ отечественных исследований, проведенных в монопрофильных городах показывают крайне высокий уровень психолого-политической нестабильности. Этот факт констатирует полную готовность населения моногородов к любого типа общественным выступлениям. Маскирует эту внутреннюю готовность к протесту самого агрессивного вида только исключительно высокий уровень политического иждивенчества населения, а также еще неискоренившееся стремление к политической безопасности. Это означает, что в случае появления любой революционной организации в любом моногороде и ослабления государственной власти (на федеральном или региональном уровне), в моногородах вполне вероятны социальные конфликты в самой жестокой форме.
Среди современных проблем на первое место следует поставить состояние экономической базы, падение производства, что, в свою очередь, непосредственно связано с такими важными социально-экономическими вопросами, как занятость населения, уровень его жизни, состояние социальной и инженерной инфраструктуры, морально-психологический климат.
Следующая по значимости проблема – экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы [38, c. 183].
Так, в связи с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.
Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших монопрофильных городах и пгт – их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния.
Выше указанная проблемная ситуация касается и нашу республику и наш город.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование, цель которой заключалась в выявлении определяющих факторов управления социально-экономическим развитием монопрофильного города.
Был проведен контент-анализ местной периодической печати «Нижнекамское время» и «Ленинская правда» за 2004-2006 гг. Результаты исследования выявили, что наиболее актуальными темами, которые интересуют горожан, в настоящее время являются социальная защита населения, состояние рынка труда и положение дел на городских промышленных предприятиях, новости культуры и спорта, состояние городского здравоохранения, криминогенная ситуация, проблемы экологии. Российское и местное законодательство, бизнес и финансы, работа ЖКХ и городского транспорта.
Данные проведенных исследований наглядно показывают, что население такого монопрофильного города, как Нижнекамск, пока не осознало социальную значимость своих действий и взаимодействий. Городское сообщество еще не готово взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего города. Необходимы внешние воздействия по созданию механизмов активизации населения, роста его инициативности, регуляции социального тонуса, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность города. Во многом этому может способствовать реформа местного управления и самоуправления, которая должна быть реализована согласно Федеральному закону №31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Для решения проблем, возникших в результате исследования, в данной выпускной квалификационной работе разработана учебная программа для муниципальных служащих по «стратегическому управлению социально-экономическим развитием в городе», которая направлена на профессионализацию муниципальных служащих.
Разработка учебной программы для муниципальных служащих по стратегическому управлению в городе Нижнекамске, необходимо для осмысления новых возможностей развития города, которые связаны не столько со сложившейся структурой производства, в рамках советской народнохозяйственной системы, сколько с пониманием новых внутренних возможностей, отвечающим современным мировым тенденциям и которые реально превратить в ресурс развития города.
Были рассмотрены лишь некоторые вопросы формирования стратегии социально-экономического развития страны, региона и города. Исчерпать данную тему просто невозможно. По этим вопросам написаны многие фундаментальные труды, а еще больше будет написано. Она так же вечна, как и темы любви, рождения и смерти, которые всегда волновали и будут волновать людей во все времена [53, c. 34].
Специалистов по экономике и управлению точно так же всегда будут волновать вопросы о том, как можно ускорить развитие региона, города или станы в целом. Каковы движущие силы, выводящие одни страны, регионы и города на передовые позиции общемирового развития, а что, наоборот, тормозит развитие других, менее развитых стран, регионов и городов [54, c. 76].
Более того, эффективность предложенных мероприятий подтверждается оценками многих экспертов, доказывающих, что обучение персонала органов местного самоуправления сегодня является одним из наиболее эффективных в экономическом и социальном смысле способов оптимизации их деятельности, приносящих максимальную прибыль на единицу вложений.
Своевременное реагирование на изменяющийся вызов общества и эффективная работа муниципальных служащих поможет моногородам не только решить сегодняшние проблемы, но и избежать кризисных ситуаций, как в экономической, так и в социальной сфере.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 207.