Исследование Сбалансированной системы показателей как одного из механизмов экономического управления проведено на основе санатория «Вулан». Для выявления конкурентных преимуществ данного предприятия необходимо провести его SWOT-анализ.
Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением четырём англоязычным словам: strength – сила, weakness – слабость, opportunity – возможности и threat – угрозы и именно на них и строиться SWOT-анализ. SWOT-анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу, состоящую из четырёх основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT-анализа (таблица 1).
Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | На сколько сильные стороны позволяют использовать эту возможность | Могут ли сильные стороны позволить избежать этой угрозы |
Слабые стороны | На сколько слабые стороны мешают использованию этой возможности | На сколько слабые стороны препятствуют избежанию угроз |
Эта матрица предоставляет руководителям компаний структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения. Самое привлекательное, в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации.
На основании последовательного рассмотрения факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия, которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности. Чаще всего стратегические решения связаны с внешними, а не с внутренними проблемами компании. Причем на этих «стратегических решениях» могут сказываться как факторы ближнего, так и дальнего «окружения компании».
Процедуры внутреннего анализа могут и должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов менеджмента, корпоративной культуры и так далее.
Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. В соответствии с этим происходит переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).
По существу матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применена, так называемая «дихотомическая процедура» (dickotomia - (греч.) разделяю на две части), используемая во многих областях знаний. Тогда элементы матрицы представляют собой «дихотомические пары», то есть пары взаимоисключающих друг друга признаков, что позволяет снизить неопределенность взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации в укрупненном виде.
Таким образом, методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части – внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих сред делятся на благоприятные и неблагоприятные:
- внешняя – внутренняя;
- сила – слабость;
- возможности – угрозы.
Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды.
Сильными сторонами пансионата «Дельфин» являются:
- наличие собственного здания;
- большая номенклатура услуг;
- собственная материальная база;
- лидерство в области специальных услуг;
- наличие сертификатов качества;
- стабильные связи с потребителями услуг;
- неблагоприятное географическое положение;
- наличие услуг, пользующихся высоким спросом на туристическом рынке.
Слабыми сторонами, присущими данному предприятию являются:
- старение производственных фондов;
- ценовой фактор;
- техническое отставание;
- высокий уровень дебиторской задолженности.
Возможности пансионата «Дельфин»:
- переориентации доли услуг на ближнее зарубежье;
- изменение структуры материально-производственной базы;
- улучшение качества продукции;
- обеспечение конкурентоспособной продукции на внутренний и внешний рынки;
- расширение партнерских отношений;
- рост финансовой устойчивости.
Угрозы:
- жесткая конкуренция со стороны лечебно-оздоровительных комплексов города-курорта Сочи;
- снижение спроса потребляющих услуг предприятия;
- рост затрат;
- рост кредиторской задолженности;
Таким образом, для нормального функционирования пансионата «Дельфин» необходимо провести масштабную модернизацию медицинского оборудования, что позволит повысить качество производимых услуг, увеличить ассортимент предоставляемых услуг, в соответствии с изменением рыночного спроса и анализа конкурирующих санаторно-курортных предприятий, освоить новые сектора рынка.
Кроме этого, предприятию необходимо отходить от стратегии предоставляемых ссуд для потребителей своих услуг. Эта сбытовая стратегия приводит к значительному росту дебиторской задолженности, что ведёт в свою очередь к снижению ценности предприятия, снижению его финансовой устойчивости и росту финансового риска, который снижает уровень инвестиционной привлекательности предприятия для его потенциальных кредиторов. Дополнительные инвестиции позволят предприятию направить значительные денежные средства в развитие лечебной базы предприятия. Необходимо модернизировать основные фонды санатория и повышать показатели качества услуг, что в значительной мере повысит спросы потребителей, как на внутреннем рынке сбыта, так и позволит занять определённую нишу на санаторно-курортном рынке.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 265.