На тему: «Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломная работа

На тему: «Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы»



Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования инновационной стратегии санаторно-курортного предприятия

1.1 Сущность инноваций и инновационные теории

1.2 Методика формирования инновационной стратегии санаторно-курортного предприятия

1.3 Тенденции развития санаторно-курортной сферы России

Глава 2. Анализ формирования инновационной стратегии пансионата «Дельфин»

Характеристика и анализ рынка сбыта услуг пансионата «Дельфин»

2.2 Анализ слабых и сильных сторон пансионата «Дельфин»

2.3 Методическое обеспечение принятия стратегических управленческих решений

Глава 3. Формирование инновационной стратегии пансионата «Дельфин»

Формирование информационной основы инновационной стратегии пансионата «Дельфин»

Основные этапы формирования инновационной стратегии развития предприятия

Заключение

Список использованной литературы



ВВЕДЕНИЕ

Повышение конкурентоспособности - главный фактор успеха. Для конкретной фирмы - это решение проблем ее собственного развития, прямой путь к завоеванию рынка, к достижению в условиях конкуренции финансовой устойчивости, обеспечению прибыли, способствующей росту собственного капитала.

Проблемы повышения конкурентоспособности решаются путем разработки и реализации соответствующих стратегий. По своей сущности любые стратегические планы и действия, предпринимаемые фирмой, носят инновационный характер. Так или иначе, они основаны на нововведениях, качественно и/или количественно венный или сбытовой потенциал.

Таким образом, вопросы формирования инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы с целью обеспечения их конкурентоспособности являются актуальными.

Степень разработанности проблемы. Для исследования проблемы инновационного развития санаторно-курортных предприятий исследовались фундаментальные основы внедрения мероприятий научно- технического прогресса, его экономическая сущность, взаимосвязь с предпринимательскими процессами. Это обусловило обращение к трудам Й. Шумпетера, К. Оппенлендера, П.Ф. Друкера, А.И. Анчишкина, Н. Кондратьева, С. Глазьева, М. Делягина, Д.И. Кокурина, Ю.В. Яковца.

Проблемы инновационного развития предприятий разных отраслей экономики представлены в трудах В.М. Аньшина, В.С. Барда, И.А. Бланка, В.А. Колоколова, Р.А. Фатхутдинова. В процессе анализа состояния современного рекреационно-туристского сектора экономики были использованы труды Линн Ван Дер Ваген, Эт., Кристофера, Дж.Р. Уокер, И. Енджейчик, А.Ю. Александровой, Ю.Ф. Волкова, В.Г. Гуляева, Г.П. Ермакова, И.В. Зорина, Д.К. Исмаева,. Н.И. Кабушкина, А.Л. Лесника, А.В. Наследышева, А.С. Орлова, Г.А. Папиряна, В.С. Сенина., С.С. Скобкина, В.А. Квартального, А.А. Чудновского, Е.Е. Филипповского, Л.В. Шмаровой. Однако в перечисленных источниках проблемы инновационного развития санаторно-курортных предприятий получали косвенное освещение, либо не освещались вообще.

Недостаточная изученность процессов внедрения инноваций санаторно-курортными предприятиями на фоне увеличивающегося спроса на санаторно-курортные услуги, фрагментарное и неполное освещение этой проблемы в научных публикациях определили выбор темы исследования, ее цель, задачи и структуру.

Цель дипломной работы состоит в разработке теоретических и организационных основ формирования инновационной стратегии санаторно-курортных предприятий как инфраструктурных подразделений рекреационно-туристского комплекса.

Осуществление указанной цели потребовало решения следующих задач настоящего исследования:

- конкретизировать основные этапы формирования инновационных стратегий санаторно-курортных предприятий и доказать их зависимость от функционирования рекреационно-туристского комплекса;

- выявить специфические особенности санаторно-курортных инноваций, доказать их социально-рекреационную природу и связь с инновациями в туризме;

- предложить модели инновационного развития санаторно-курортных и исследовать организационные особенности их реализации;

- обосновать отраслевые особенности формирования инновационных стратегий санаторно-курортных организаций;

- проанализировать и систематизировать виды инновационных стратегий санаторно-курортных предприятий и выявить их специфические признаки.

Предметом исследования обозначены отношения, складывающиеся в процессе инновационного развития предприятий.

Объект исследования – санаторно-курортные предприятия региона как инфраструктурные подразделения рекреационно-туристского комплекса.

Теоретической и методологической основой послужили положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, нормативные документы Российской Федерации, касающиеся вопросов экономического развития санаторно-курортных организаций, программы развития и постановления Правительства РФ. В работе применялись научные методы и приемы научной абстракции; экономического анализа, сравнения и аналогии; единства объективного и субъективного в развитии экономических процессов.



Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа

  Возможности Угрозы
Сильные стороны На сколько сильные стороны позволяют использовать эту возможность Могут ли сильные стороны позволить избежать этой угрозы
Слабые стороны На сколько слабые стороны мешают использованию этой возможности На сколько слабые стороны препятствуют избежанию угроз

 

Эта матрица предоставляет руководителям компаний структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения. Самое привлекательное, в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации.

На основании последовательного рассмотрения факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий предприятия, которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности. Чаще всего стратегические решения связаны с внешними, а не с внутренними проблемами компании. Причем на этих «стратегических решениях» могут сказываться как факторы ближнего, так и дальнего «окружения компании».

Процедуры внутреннего анализа могут и должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов менеджмента, корпоративной культуры и так далее.

Оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам внешней среды как раз и определяет наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. В соответствии с этим происходит переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы) на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).

По существу матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применена, так называемая «дихотомическая процедура» (dickotomia - (греч.) разделяю на две части), используемая во многих областях знаний. Тогда элементы матрицы представляют собой «дихотомические пары», то есть пары взаимоисключающих друг друга признаков, что позволяет снизить неопределенность взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации в укрупненном виде.

Таким образом, методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части – внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих сред делятся на благоприятные и неблагоприятные:

- внешняя – внутренняя;

- сила – слабость;

- возможности – угрозы.

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды.

Сильными сторонами пансионата «Дельфин» являются:

- наличие собственного здания;

- большая номенклатура услуг;

- собственная материальная база;

- лидерство в области специальных услуг;

- наличие сертификатов качества;

- стабильные связи с потребителями услуг;

- неблагоприятное географическое положение;

- наличие услуг, пользующихся высоким спросом на туристическом рынке.

Слабыми сторонами, присущими данному предприятию являются:

- старение производственных фондов;

- ценовой фактор;

- техническое отставание;

- высокий уровень дебиторской задолженности.

Возможности пансионата «Дельфин»:

- переориентации доли услуг на ближнее зарубежье;

- изменение структуры материально-производственной базы;

- улучшение качества продукции;

- обеспечение конкурентоспособной продукции на внутренний и внешний рынки;

- расширение партнерских отношений;

- рост финансовой устойчивости.

Угрозы:

- жесткая конкуренция со стороны лечебно-оздоровительных комплексов города-курорта Сочи;

- снижение спроса потребляющих услуг предприятия;

- рост затрат;

- рост кредиторской задолженности;

Таким образом, для нормального функционирования пансионата «Дельфин» необходимо провести масштабную модернизацию медицинского оборудования, что позволит повысить качество производимых услуг, увеличить ассортимент предоставляемых услуг, в соответствии с изменением рыночного спроса и анализа конкурирующих санаторно-курортных предприятий, освоить новые сектора рынка.

Кроме этого, предприятию необходимо отходить от стратегии предоставляемых ссуд для потребителей своих услуг. Эта сбытовая стратегия приводит к значительному росту дебиторской задолженности, что ведёт в свою очередь к снижению ценности предприятия, снижению его финансовой устойчивости и росту финансового риска, который снижает уровень инвестиционной привлекательности предприятия для его потенциальных кредиторов. Дополнительные инвестиции позволят предприятию направить значительные денежные средства в развитие лечебной базы предприятия. Необходимо модернизировать основные фонды санатория и повышать показатели качества услуг, что в значительной мере повысит спросы потребителей, как на внутреннем рынке сбыта, так и позволит занять определённую нишу на санаторно-курортном рынке.

Заключение

В настоящее время очевидной стала тенденция возрождения внутреннего туризма, что является приятным фактом.Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Сегодня руководство комплекса в немалой степени озабочено качеством проживания и обслуживания в пансионатах. Меры, применяемые с целью улучшения качества обслуживания клиентов и обновления ассортимента услуг, должны быть более эффективными и своевременными. Гостиницы, пансионаты, санатории, не отвечающие международным стандартам, неизбежно погибнут.

Традиционное измерение эффективности деятельности предприятия сосредоточено только на финансовых показателях, получаемых из систем бухгалтерского учета. Данный метод в настоящее время устарел и не дает полной картины состояния предприятия, не позволяет построить точный прогноз его развития. Появилась необходимость в более совершенных и эффективных способах глобальной оценки деятельности всего предприятия. Современные подходы к стратегическому менеджменту призывают обращать внимание на такие нефинансовые составляющие как, персонал, бизнес-процессы, инновации, отношения с потребителями. Это послужило предпосылкой к созданию нового инструмента управления на предприятии – Сбалансированной системы показателей. Сбалансированной системы показателей – это концепция, предполагающая реализацию существующей на предприятии чётко сформулированной стратегии, которую необходимо рассматривать не просто как систему показателей, а как всеохватывающую систему управления.

Исследование Сбалансированной системы показателей как одного из механизмов экономического управления проведено на основе пансионата «Дельфин».

Главной стратегической целью данного предприятия является максимизация прибыли. Для достижения этой цели предприятию необходимо работать в соответствии с шестью стратегическими направлениями. Эти направления в соответствии со Сбалансированной системой показателей можно объединить в четыре блока: “Финансы”, “Клиенты”, “Внутрифирменные процессы” и “Обучение и развитие” .

Основой Сбалансированной системы являются система ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. Основная идея данной системы заключается в том, что показатели должны соответствовать стратегии деятельности предприятия и быть понятными всем сотрудникам его подразделений.

Внедрение на предприятии Сбалансированной системы показателей позволит ему решить ряд проблем и вывести предприятие на новый виток развития, который позволит достичь данному санаторию желаемого уровня социальной значимости, повысит рыночную стоимость, создаст условия для раскрытия творческого потенциала работников предприятия. Но при этом нужно помнить о возможных трудностях в процессе внедрения предприятием данной системы. А также о том, что повышение эффективности во многих случаях ведет к сокращениям.

В настоящее время очевидной стала тенденция возрождения внутреннего туризма, что является приятным фактом.

Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Сегодня руководство комплекса в немалой степени озабочено качеством проживания и обслуживания в пансионатах. Меры, применяемые с целью улучшения качества обслуживания клиентов и обновления ассортимента услуг, должны быть более эффективными и своевременными. Гостиницы, пансионаты, санатории, не отвечающие международным стандартам, неизбежно погибнут.



Список использованной литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие. - М.: Академия, 2002.-264С.

2. Антонов В.Г. Эволюция организационных структур //Менеджмент в России и за рубежом, 2000. №1.

3. Афонин Н.В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. Учеб. пособие, 2002. - 380с.

4.Барчуков И.С. Санаторно-курортное дело учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5.Боков М.А., Ветитнев A.M., Попков В.П. Менеджмент в санаторно-курортных организациях / Под науч. ред. М.А. Бокова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

6. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001.-494с.

7.Былъцов С. Настольная книга российского инвестора. Учеб.-практ. пособие. - СПб.: «Изд. дом «Бизнес-Пресса», 2000. - 512с.

8.Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект/Менеджмент в России и за рубежом, 2001. №3.

9.Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебник. - М.: ООО «Изд. Элит», 2004.-560с.

10.Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие /А.М. Ветитнев, Л.Б.Журавлева. – М.:КНОРУС, 2006.

11.Виханский О.С., Наумов A.M. Менеджмент. Учебник. М.: Экономика, 2004. -288с.

12. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-384с.

13.Гостиничные цепи, как фактор повышения конкурентоспособности гостиничного хозяйства //Региональный потребительский рынок: проблемы и перспективы развития. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под ред. И.В. Скопиной. - Киров: Изд-во ВятГУ, 2003. - с.122-125.

14. Данилкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. -М.: ЮНИТИ, 1998.-279с

15. Европейский гостиничный маркетинг: Учеб. пособие: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224 с.

16.Инновационные менеджмент/Под. ред. проф. В.А. Швандара. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 832с.

17. Инновационный менеджмент. / Под ред. С.Д. Ильенковой. Учебник. - М.: Юнити, 1997.

18. Каменская В.К. Социально-психологические основы управленческой деятельности: Учеб. Пособие. - М.: Академия, 2002.-160с.

19. Комаров Е.М., Управление изменениями//Управление персоналом, 1997. №2.

20.Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - М: Гардарики, 2003.-582с.

21. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998.

23. Круглова Н.Ю., Круглое М.И. Стратегический менеджмент. Учебник. - М.: РДЛ.2003.

24. Новиков В.С. Инновации в туризме.– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208с.

25. Новикова В.Г., Адзянов А.А., Апухтин А.В. Сценарный подход к проблеме развития гостиничных предприятий / Научные труды V международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права».- М.: 2002. -с.14-18.

26. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. – М.: Изд. Центр «Март», 2009. – 224с.

27. Маховникова Г.А., Кантор В.Е, Инвестиционный процесс на предприятии. Уч. пособие. - СПб.: Питер. 2001. - 176с. (Серия «Ключевые вопросы»).

28. Михайлов Г.С. Совершенствование стиля управленческой деятельности //Журн. Прикладной психологии, 2002.-N 1

29. Менеджмент. 2-е изд. /В.П. Галенко, А.И. Рахманов, О.А. Страхова. -СПб.:Питер, 2000. -234с.

30. Менеджмент. Учебник для вузов. /Под ред. Максимцева М.М., Комарова М.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 353с.

31. Новикова В.Г., Адзянов А.А., Апухтин А.В. Сценарный подход к проблеме развития гостиничных предприятий / Научные труды V международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права».- М.: 2002. -с.14-18.

32. Организационное поведение /Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидоша Т.О. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002, - 219с.

33. Pettigrew AM The character and significance of strategy process research // Strategic Management, 1992. №13. Special Issue Winter. - P. 5 - 16.

34. Питер Ф. Друкер Энциклопедия менеджмента. М.: Вильяме, 2004.

35. Питер Ф. Друкер Эффективное управление. - М..: Фаир-Пресс, 2003.

36. Прокопчук Л.О. Инновационная стратегия предприятия: Учеб. пособие /СПбГТУРП. - СПб, 2002. - 58с.

37.Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент. Учебник. СПб.: Изд. В.А. Михайлова, 2004. - 511с.

38. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2004. -880с.

39. Simom R. Levers of Control. How Managers Use Innovative Control Systems to Drive Strategic Renewal. - Boston, 1995.

40. Свенцицкий А.Л. Социальная психология; Учебник. - М.: Проспект, 2003. -332с.

41. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Д», 2004. - 300 с.

42. Скобкин С.С. Практика сервиса и индустрии гостеприимства и туризма. – М.: Магистр, 2007. – 493с.

43. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. – М.: Инфра-М. – 2007г.

44. Тейлор Р., Хамфри Дж. Стремительный путь на вершину: десять составляющих успеха. - М.: Баланс-Клуб, 2004

45. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005.

46. Управление персоналом организации: /Федосеев В.Н, Капустин С.Н. Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368с.

47. Фабоцци Ф. Управление инвестициями. Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М, 2000.

48. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.

49. Хохлов Н.В. Управление риском. - М.: Юнити, Дана, 1999. - 239 с.

50. Чернышев А.В. Геоэкономические аспекты формирования конкурентоспособности гостинично-туристского комплекса - М: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2001 -151 с.

51. Швандар В.А., Базшевт А.И. Управление инвестиционными проектами. Уч. пособие. - М.; ЮНИТИ-ДАНА. 2001. - 208с.

52. Шекшш С. Лидерство в современном бизнесе. //Управление персоналом, 2003 .-№4.

53. Янкевич B.C., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. В.С. Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.

Дипломная работа

на тему: «Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы»



Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования инновационной стратегии санаторно-курортного предприятия

1.1 Сущность инноваций и инновационные теории

1.2 Методика формирования инновационной стратегии санаторно-курортного предприятия

1.3 Тенденции развития санаторно-курортной сферы России

Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.