Тренировочные упражнения, направленные на формирование четкого фонетико-фонематического образа звуков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? Тогда отгадайте загадки.

Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а на ней щетинка. (Поросенок). Выставляется картинка. Какой звук первый в этом слове?

( [ П ] ). Хвост с узорами, сапоги со шпорами, песни распевает, время считает. (Петух). Выставляется картинка. Какой первый звук в этом слове? ( [ П’] ). Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха). Это не простые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: па – по – пу, ап – оп – уп, па – па – по. А сейчас скажите мне, какой слог лишний? Па – пу – пы – ка. (Ка).

Посмотрим, что прислал нам поросенок. (Развитие слуховой памяти, внимания, восприятия).

Первое письмо

1) Развитие фонематического синтеза.

Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из звуков, которые я произнесу по его просьбе:

П……о……л

П……и……л……а

П……а……у……к

П……о……т

С каких звуков начинаются все слова? ([ П ], [ П’]).

Какое слово начинается с [ П’]? (Пила).

2) Развитие фонематического анализа и синтеза.

Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок. Предъявляются картинки:

Совы усы пушка (слово “суп”). В случае затруднения можно показать картинку).

Плита улитка хлеб (слово “пух”).

Панама антенна роза (слово “пар”).

Луна апельсин платок арбуз (слово “лапа”).

Какой общий звук во всех словах? ([ П ]). Назовите слова, начинающиеся со звука [ П ]. (Пух, пар). Назовите слово, где звук [ П ] в конце. (Суп). Где звук [ П ] в середине? (Лапа). Это задание направлено на определение позиции звука [ П ] в словах.

3) Игра “Говори!”. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам простые и сложные вопросы, но отвечать на них можно будет только тогда, когда я скажу: “Говори!”

Какой сегодня день недели? Пауза. Говори! (Пятница). Как называются одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пауза. Говори! (Посуда). Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой).

Молодцы! Я думаю, поросенок обрадуется, когда узнает, что вы справились с его заданием.

4) Физкультминутка.

А сейчас отдохнем. Игра “Ловим комаров” - снятие мышечного напряжения с кистей рук. Давайте представим, что наступило лето. Я открыла форточку, и к нам в кабинет налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так. (Логопед демонстрирует хватательные движения кистями обеих рук). По команде “Стоп!” вы садитесь вот так. (Руки сложены перед собой). Готовы? Начали! Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите руки вниз, расслабьте их, встряхните ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу.

5) Знакомство с графическим образом буквы П.

Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но чтобы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. Посмотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на ворота). Послушайте, я рассажу вам стихотворение про букву П.

Буква П на мост похожа,

По мосту идет прохожий,

А внизу через проход

Проплывает пароход.

Итак, какие же задания приготовил вам петушок?

Второе письмо.

1) Восстановление графического образа буквы П.

Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста. (Детям раздаются листочки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).

2) Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.

Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П. (На листах, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П А П

3) Игра “Маленькие приведения”. Выплескивание накопившегося напряжения (гнева).

Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносить страшным голосом звук [ У ]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка похулиганить. Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми.

4) Развитие слухового восприятия. Отработка произнесения звуков [ П ], [ П’] в предложениях. Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я проверила, кто быстрее и правильнее их скажет.

Петя пилил пилой пень.

От топота копыт пыль по полю летит.

5) Итог занятия. Оценка работы детей.

Молодцы! С заданиями справились отлично, Какие звуки мы сегодня учили? ( [П ], [ П’]). Назовите по одному слову со звуком [ П ].

Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.