Работа по индивидуальным карточкам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з'] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

Звуковой анализ слов

Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.

Д/и “Разгадай слово”

Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово - ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.

Д/и “Зашифрованные слова”

Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).

Итог занятия

Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал. Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.

Тема: Звуки [с] — [с']

Цели:

1. Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [с], [c’].

2. Закрепление навыка произношения звуков [C]-[C’], навыка различения звуков [C]-[C’] в слогах, словах, фразах.

3. Развитие фонематического восприятия и слуха.

4. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

5. Развитие целостного зрительного восприятия.

6. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа.

7. Уточнение, расширение словаря.

8. Формирование связной речи.

9. Формирование памяти, внимания и мышления.

10. Воспитание умения общаться друг с другом.

Оборудование:

· артикуляционные профили;

· индивидуальные зеркала;

· предметные картинки; картинки - символы звуков [C]-[C’];

· касса букв, звуковые схемы;

· игры; конверты с заданиями;

· игрушки; мяч; куклы Соня и Сима;

· картинки с изображением поезда с вагончиками;

· герои мультфильма “Винни-Пух”, “Незнайка”;

· магнитофон.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения

(Дети делают вдох и выдох три раза. )

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети. Доброе утро, Юля. Доброе утро, Андрей и т. д. Доброе утро Ольга Валентиновна.

Логопед. Доброе утро, дети. Занимайте свои места за партами.

(Дети садятся на свои места.)

Логопедическая зарядка

Самомассаж лица

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Массаж ладоней

Обыгрываем грецкие орехи как яйца лесных птичек.

Логопед раздаёт каждому ребёнку по грецкому ореху со словами :

Гнёздышки свивайте,

Ручки развивайте.

Дети делают руки “гнёздышком”, в которое логопед опускает по “яичку”.

Пролетала птичка,

Всем дала яичко.

Дети катают в руках орешки. Одна ладонь сверху, другая снизу.

Птичка-невеличка,
Не роняй яичко!

Разобьёшь скорлупку –

Вылетит голубка.


Упражнения для шеи и плеч

Вверх и вниз и вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить (вращения головой)

Не забыть, не забыть.

И незнайками побыть (пожимание плечами):

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать (вращение плечами вперёд и назад):

Нужно плечики размять.

Вперёд-назад, вперёд-назад (плечи вперёд и плечи назад)

И все дела пойдут на лад.

Артикуляционная гимнастика

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим

Сказка “У бабушки с дедушкой”

Толстые внуки приехали в гости (упражнение “Толстячки”),

С ними худые – лишь кожа да кости (упражнение “Худышки”).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (упражнение “Улыбка”),

Поцеловать они всех они потянулись (упражнение “Дудочка”).

Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение “Улыбка”).

Чистили мы свои нижние зубы (упражнение “Мостик”).

Губы сожмём мы и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (упражнение “Лопаточка”).

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на “Лопаточку”).

Блинчик жуём, завернём и накусим (упражнение “Желобок”),

Теперь в завёрнутый блинчик подуем (подуть в “Желобок”).

Чаю попили – никто не обижен.

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Сообщение темы

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный город Буквин, в гости к звукам и букве. Угадайте, на чём мы будем путешествовать?

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались, путь далёк,

Лишь оставили дымок.

На чём мы поедем?

Дети: На поезде.

Логопед: Вместе с нами отправятся в путешествие сказочные герои, а какие – вы узнаете позже. Чтобы узнать, к каким звукам этого города мы поедем, вы должны выполнить задание № 1, которое находится в 1-м вагоне.

Задание №1

Игра “Четвёртый лишний”

Юбка, сапоги, платье, рубашка (сапоги)

Гусеница, жук, синица, бабочка (синица)

Дети находят лишние слова и определяют в них первые звуки.

Логопед : Сегодня мы будем повторять звуки [C] – [C’].

Акустико-артикуляционный образ звуков [C]-[C’].

Логопед: Как свистит насос?

Дети: Со звуком [C].

Логопед: Как льётся водичка из крана?

Дети: Со звуком [C’].

Дети хором и индивидуально проговаривают звуки с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Характеризуют их: звук [C] согласный, твёрдый, глухой; звук [C’] – согласный, мягкий, глухой.

Логопед: Какой фишкой обозначим звук [C]? Почему?

Дети: Синей. Звук [C] твёрдый.

Логопед: Какой фишкой обозначим звук [C’]? Почему?

Дети: Зелёной. Звук [C’] мягкий.

Связь звуков с буквой.

Логопед: Чем обозначают звуки [C]-[C’] на письме?

Дети: Буквой С.

Логопед: На что похожа буква С? (Дети отвечают)

Логопед:

Букву С писать мне просто.

С как серп кривой и острый. (Показ картинки)

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок. (Показ картинки)

Напишите букву С в воздухе. Покажите букву С из пальчиков. Напишите у соседа на спине несколько букв С. Сосед должен посчитать и сказать, сколько букв вы написали. Потом поменяйтесь ролями. Найдите букву С в кассе и покажите.

Наше путешествие продолжается. Садимся во второй вагон. Здесь нас ждут человечки звуки [C]-[C’]. Они приготовили для нас задания.

Задание №2

Дифференциация [C]-[C’] в слогах, словах на слух.

Игра “Хлоп-Топ”

Задание: На звук [C] хлопнуть в ладоши, на [C’] – топнуть ногой.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 156.