Результаты контрольного эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На этом этапе исследования нами было повторно проведено исследование готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей по использованным на этапе констатирующего эксперимента методикам.

В целом можно сделать следующие выводы. У повторно обследованных умственно отсталых детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. В таблице 7 представлена динамика состояния функций фонематического слуха умственно отсталых детей до и после проведения формирующего эксперимента.


Таблица 7

Динамика состояния функций фонематического слуха (в баллах)

Дети

Опознание форм

Различение фонем, близких по способу и месту образования

Повторение за логопедом слогового ряда

Выделение исследуемого звука среди других

Определение наличия звука в названии картинок

Определение места звука в словах (начало, середина, конец)

Раскладывание картинок в 2 ряда

До После До После До После До После До После До После До После
Владимир М. 3 3 2 2 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2
Вера К. 3 3 3 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2
Сергей Б. 2 3 2 3 1 2 1 2 2 2 2 3 2 3
Павел М. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2
Оксана К. 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Саша Л. 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Кирилл С. 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2

где:

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.

 

Можно проследить, что у обследованных детей отмечается улучшение развития фонематического слуха после проведения формирующего эксперимента.

Значительные улучшения отмечены у детей при выполнении заданий на различение фонем, близких по способу и месту образования, выделение исследуемого звука среди других, определение наличия звука в названии картинок, определение места звука в словах.

В таблице 8 представлены результаты обследования звукового анализа слов.


Таблица 8

Динамика состояния звукового анализа слова

 

Содержание задания

 

Определить количество звуков в словах

Выделить последовательно каждый звук в слове

Определить последний согласный звук в слове

Выделить согласный звук из начала слова

Сравнить слова по звуковому составу (мак, бак)

Закончить слова

До После До После До После До После До После До После
Владимир М. 2 2 1 2 2 2 2 3 2 3 2 3
Вера К. 2 2 2 2 3 3 3 3 2 2 2 2
Сергей Б. 1 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 2
Павел М. 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 2 2
Оксана К. 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 2
Саша Л. 2 3 2 3 2 2 2 2 1 2 2 2
Кирилл С. 2 3 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3

3 балла – выполнил без ошибок;

2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;

1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.

 

Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. Так, некоторые дети справились без ошибок с заданиями на определение последнего согласного звука в слове, выделение согласного звука из начала слова, сравнение слов по звуковому составу (мак, бак), дети почти без ошибок могли закончить слова.

Результаты повторного исследования мышления и речи детей показали, что 3 (43%) ребенка набрали по 2 балла, они сделал 5 ошибок, что свидетельствует о среднем уровне развития мышления и речи; 4 (57%) детей набрали 1 балл, т.е. уровень развития мышления и речи у данных детей низкий.

Представим динамику развития мышления и речи на рис. 3.


Рис. 3. Динамика уровня развития мышления и речи у умственно отсталых детей

 

В обследованной группе стало больше детей со средним уровнем развития мышления и речи, уменьшилось число детей с низким уровнем развития мышления и речи.

Результаты повторного обследования способностей умственно отсталых детей делать умозаключения показали следующую динамику (рис. 4).

 

Рис. 4. Динамика уровня развития способности делать умозаключения у умственно отсталых детей

 

Низкий уровень выявлен только у 3 детей, остальные имеют средний уровень способности делать умозаключения.

Сопоставление результатов констатирующего и контрольного эксперимента представлены на диаграммах (рис. 5-7).

 

Рис. 5. Сопоставление результатов обследования фонематического слуха на этапе констатирующего и контрольного эксперимента


Рис. 6. Сопоставление результатов обследования звукового анализа слов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

 

Рис. 7. Сопоставление результатов обследования активного словаря и понимания речи на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Рис. 8. Сопоставление результатов обследования грамматического строя речи на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

 

Из диаграмм видно, что по уровню сформированности различных сторон речи на этапе контрольного эксперимента уменьшилось число детей, которые получили за выполнение заданий 1 балл, по всем заданиям стало больше детей, получивших по 2-3 балла, то есть повысился уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа слова, увеличился активный словарь и улучшилось понимание речи и ее грамматический строй.

Результаты контрольного эксперимента показали, что примененный нами в ходе формирующего эксперимента комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием мышления, речевых возможностей умственно отсталых детей и повышает у них уровень готовности к обучению грамоте.







Заключение

 

По результатам проведенного теоретического исследования можно сделать следующие выводы.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения.

Причинами умственной отсталости могут выступать пренатальные, натальные и постнатальные эндои экзогенные неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.). Поэтому, поражение коры головного мозга может иметь место в рамках любого возрастного периода.

Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Необходимость подготовки к обучению грамоте заключается в том, чтобы ребенок: не пропускал буквы, когда будет писать диктанты в школе; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; для развития познавательного отношения к речи, уточнения и расширения словарного запаса.

Специфика готовности к обучению грамоте у умственно отсталого ребенка определяется тем, что у него снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти.

Полученные на этапе констатирующего эксперимента результаты показали, что у обследованных детей наблюдается недоразвитие ручной моторики. Выявлена несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Словарный запас качественно неполноценный. Недостаточная сформированность семантических полей. Грамматический строй речи нарушен (наблюдаются аграмматизмы). Детям малодоступны операции словоизменения и формообразования слов.

Большинство умственно отсталых детей имеют низкий уровень успешности, у них практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Уровень развития мышления, состояние речевого развития умственно отсталых детей, уровень сформированности их звукового анализа и синтеза обуславливают направления и методы подготовки к обучению грамоте.

Подготовка к овладению грамотой умственно отсталых детей осуществляется в следующих направлениях:

I. Развитие фонематических процессов и слухо-речевой памяти.

II. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

III. Развитие связной речи.

IV. Развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие речи сопровождается применением заданий на развитие познавательной деятельности, активности.

В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Эффективным является применение, наряду с другими, игровых приемов.

На этапе контрольного эксперимента повторно выявлялся уровень готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей после проведения коррекционной работы. Повысилась результативность выполнения заданий на звуковой анализ и синтез. У детей отмечено улучшение развития ручной моторики. Повысился уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Увеличился активный словарь. Аграмматизмы в речи наблюдались мене часто. Таким образом, гипотеза подтвердилась.

 



Список литературы

 

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.

2. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. - 2002. - № 6.

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004.

4. Безрукова Е. 3., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. - Свердловск, 1974.

5. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.

6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М.: Просвещение, 1972.

7. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егорова. - Иркутск, 1988.

8. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. - 1997 - № 5 - С.53-62.

9. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983.

10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2006.

11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1985.

12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. – Саратов, 1981.

13. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2001.

14. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Классикс Стиль, 1959.

15. Дементьева Н.Ф. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.63-67.

16. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.

17. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение, 1988.

18. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-пед. комис. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.

19. Замский Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века. - М.: Образование, 1995.

20. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

21. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – М.: Речь, 2007.

22. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

23. Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988.

24. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957.

25. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.

26. Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. - 1993. - № 1.

27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.

28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М: Педагогика, 1991.

29. Кузмина Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников // Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. - М., 1987.

30. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.

31. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - 1999. - № 3. - С.18-21.

32. Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. - Иркутск, 1992.

33. Михеева Е.А. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.67-74.

34. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2003.

35. Орфинская В. К. Методика работы по подготовке и обучению грамоте анартриков и моторных алаликов. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 256. – М., 1963.

36. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Изд-во «АРКТИ», 2002.

37. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.

38. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспо могательной школе. — М.; Л., 1973.

39. Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.

40. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 3. - С.52-56.

41. Психология аномального развития детей: Хрестоматия в 2.Т./ под ред. Лебединского В.В. и Бардышевской М.К. - М.: ЧеРо, 2002

42. Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В.П.Петровой. - Красноярск, 1995.

43. Речь и мышление детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т., 1992. - Вып.2.

44. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.

45. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980.

46. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. - 1993. - № 1. - С.77-82.

47. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. Для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.

48. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1994. - № 5. - С.62-66.

49. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

50. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. - М.: Альфа, 1993.

51. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - №1.

52. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - СПб.-М., 1996.

53. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

54. Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38.

55. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 1998.

56. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000.

57. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.

 


Приложение 1

 

Мышление и речь

Существительные в единственном числе Правильность ответа
книга  
лампа  
ручка  
стол  
окно  
город  
стул  
ухо  
брат  
флаг  
ребенок  

 

Умозаключения

 № Образец Задание Оценка
1. Огурец: овощ Гвоздика:сорняк, роса,садик,цветок,земля  
2. Огород: морковь Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка  
3. Учитель: ученик Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства  
4. Цветок: ваза Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост  
5. Перчатка: рука Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка  
6. Темный: светлый Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный  
7. Часы: время Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач  
8. Машина: мотор Лодка: река, маяк, парус, волна, берег  
9. Стол: скатерть Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди  
10. Стул: деревянный Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная  

 


Приложение 2

 

Схемы для составления различных синтаксических конструкций


Придумать предложения к схеме:

 

 


Придумать предложения к схеме:

 


Придумать предложения к схеме:

 

 

 


 Придумать предложения к схеме:

 

     
 


 


Приложение 3









Задание «Опиши животное».

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.

Ход выполнения задания. Логопед рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного (1 картинка «зеркало» - внешний вид; 2 – «человек» - какую пользу приносит человеку; 3 – «кастрюля» - что любит; 4 – «домик» - где живет; 5 – «коляска» - как называются детеныши; 6 – «наушники» - как подает голос). Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.

Задание «Составим рассказ вместе»

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат; санки; коньки; кораблик; сачок).

Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»

Ход выполнения задания. Логопед направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей логопед помогает им с помощью различных вопросов.


Приложение 4

Пример составления рассказа по плану – фишкам

Что перепутал Петя? Придумай рассказ по плану-фишкам, исправив Петину ошибку.

 

 

 

 

Приложение 5


Дата: 2019-05-28, просмотров: 204.