Причины заговора против Унгерна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рибо (Рябухин) и Макеев объясняют их следующими факторами: жестокостью Унгерна по отношению к офицерам, намерением Унгерна якобы идти в Тибет, что вызвало бурю гнева среди верхушки Азиатской конной дивизии. Л. Юзефович разделяет эту точку зрения. Он почти целую главу посвятил плану барона направиться в Тибет, что, по его мнению, вызвало недовольство офицерского состава и привело к заговору против Унгерна Однако надо сказать, ни в одном из донесений советской разведки не упоминалось о том, что Унгерн собирался идти в Тибет. А вот о том, что Унгерн намерен идти на запад, советская разведка сообщала .[275]

Главная причина заговора офицерской верхушки против Унгерна заключалась в том, что он дважды потерпел поражение от советской власти и Красной Армии. Советская власть и Красная Армия показали свою силу и непобедимость во время унгерновских походов. Наверняка офицеры конной дивизии поняли, что бесполезно бороться с Красной Армией, любой поход Унгерна против нее окончится крахом. Барон хотел увести войска на запад, но они не пошли. Они уже получили урок на будущее: куда бы ни повел их Унгерн воевать с Красной Армией – они непременно потерпят поражение.

Поэтому они хотели прекратить военные действия под командованием Унгерна и уйти в Маньчжурию. Мирно решить этот вопрос с Унгер-ном было невозможно, так как жестокий генерал за отказ продолжать воевать тут же их бы расстрелял. У офицерской верхушки оставался один способ борьбы физически уничтожить его.[276]

Во главе заговора стояли полковники Хоботов, Костромин, Островский, Очиров и другие старшие офицеры, их поддерживали оренбургские казаки. 17 августа был убит Резухин за то, что он отказался вести свою бригаду в Маньчжурию.[277]

Унгерн узнал о заговоре вечером 21 августа. Он лежал в своей палатке и услышал стрельбу, подумал, что где-то вблизи находится разъезд красноармейцев. Выйдя из палатки, отдал распоряжение выслать разъезд, затем поехал к расположению своих войск. Проезжая мимо пулеметной команды, вновь услышал выстрелы и по ним узнал, что стреляли в него, после чего поехал в Монгольский дивизион.[278]

Это слова Унгерна, сказанные им на допросе 27 августа. И на этом, и других допросах барон вел себя откровенно. Врать, видимо, он по своей натуре не мог. Кроме того, он понимал, что все эти допросы кончатся одним – смертью для него. Поэтому он откровенно излагал свою идеологию и практику, какой бы жестокой она ни была.[279]

Монгольский дивизион Унгерн считал наиболее преданным, он был как бы конвоем комдива. Дивизионом командовал князь Сундуй-гун. Проехав с группой бойцов из дивизиона километра 3-4, Унгерн внезапно был схвачен монголами за руки и связан. Это произошло у горы Урт на правом берегу

Эгин-гола, недалеко от монастыря Ахай-гун. Связанного Унгерна везли, как ему первоначально казалось, обратно в отряд, но по дороге он заметил, что монголы взяли «неверное направление», и сказал им, что они могут «наткнуться» на красноармейские разъезды.[280]

Куда вез Сундуй-гун Унгерна, точно не известно. Отряд монголов сУнгерном столкнулся с красноармейским разъездом численностью примерно в 20 человек. Красноармейцы с криками «ура» лавиной набросились на монголов и приказали им бросить оружие.[281]

Те исполнили их приказ и были пленены. Разъезд привез на телеге связанного Унгерна в штаб Щетинкина. Здесь в штабе Унгерн охотно отвечал на вопросы, мотивируя это тем, что «все равно его карта бита» 23 августа Щетинкин отправил Унгерна под усиленной охраной в Троицкосавск. Унгерн был одет в монгольский халат с погонами генерал-лейтенанта и Георгиевским крестом, который он носил постоянно. После убийства Резухина и пленения Унгерна 1-ю бригаду возглавил Хоботов, а 2-ю – Островский. В бригаде Хоботова насчитывалось 600 человек, а в бригаде Островского – 1 тыс. бойцов. Полторы сотни русских казаков покинули бригады и ушли в Троицкосавск [282].Форсировав Селенгу, Хоботов и Островский стали отступать на восток в Цэ-цэнханский аймак, чтобы оттуда уйти в Маньчжурию. Их преследовали войска Сухэ-Батора и подразделения Красной Армии. В первых числах сентября Сухэ-Батор настиг Хоботова в районе Бургалтай (севернее Урги) и завязал с ним бой. Сухэ-Батора поддерживали красноармейские разъезды. Войско Хоботова потерпело поражение.[283]

В Цэцэнханском аймаке находились как отступавшие отряды унгерновской

дивизии, так и монгольские отряды, враждебные новому правительству в Урге. Унгерновские отряды – это отряды Хоботова, Костромина, Ивановского (начальника штаба Унгерна), Сухарева, Немчинова и другие.

Каждый из них насчитывал от 200 до 400 человек.[284]

Наиболее крупным контрреволюционным монгольским отрядом был отряд Жамболона – бывшего военного министра правительства Богдо-хана, насчитывавший около 600 человек. Довольно крупными монгольскими отрядами командовали Ундермерин, Цампилов и другие контрреволюционные командиры.[285]

Весь сентябрь и значительную часть октября Сухэ-Батор воевал с этими отрядами. Общая численность их была велика, но их слабостью являлось то, что все они были разобщены, действовали поодиночке. Сухэ-Батор бил их по частям.[286]

Сухэ-Батору пришлось сразиться с Хоботовым еще раз. Хоботов был разбит, красный полководец захватил 300 лошадей, 2 пулемета и одно орудие Тем не менее Хоботову с 200 конниками удалось уйти в Хайлар, где они были разоружены китайскими властями С остатками своих войск ушли в Маньчжурию Костромин и Островский. Бежавший из Урги Сипайлов с 37 конниками был схвачен китайцами на границе Маньчжурии и там посажен в тюрьму, как сподвижник Унгерна - врага Китая Сухарев погиб при попытке перейти границу Маньчжурии.[287]

К концу октября 1921 г. вся восточная часть Халхи (Цэцэнханский аймак) была очищена от унгерновцев и контрреволюционных монгольских отрядов. Несколько сот унгерновцев все-таки пробились в Маньчжурию.[288]

 

Суд над Унгерном

 

24 августа Шумяцкий послал телеграмму Чичерину с сообщением о пленении Унгерна. «Таков итог, подчеркивал он, - нашего сотрудничества с красными монголами, несомненно, героизма наших войск, умелого командования»[289].

26 августа Ленин посылает телефонограмму в Политбюро ЦК РКП(б): «Предложение в Политбюро ЦК РКП(б) о предании суду Унгерна. Советую обратить на это дело побольше внимания, добиться проверки солидности обвинения и в случае, если доказанность полнейшая, в чем, по-видимому, нельзя сомневаться, то устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять» 17 января 1920 г. ВЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли постановление об отмене смертной казни в отношении врагов советской власти.[290]

Видимо, Ленин не хотел, чтобы «публичный суд» воспользовался этим постановлением и оставил Унгерна в живых. Ведь в телефонограмме Ленин предлагает расстрелять Унгерна, и это предложение делает до суда. И здесь следует сказать следующее После Октябрьского переворота 1917 г. до лета 1918 г. Ленин выступал за мирное развитие революции. Гражданскую войну в России развязали белые.[291]

Ленин в период гражданской войны проявил себя жестоким политиком. По примеру Великой Французской революции конца XVIII в. он выступал за «революционный террор». [292]

Указание Ленина сибирские власти довольно быстро реализовали. Допросы Унгерна состоялись: 27 и 29 августа в Троицкосавске, 1 и 2 сентября в Иркутске, 7 сентября в Новониколаевске. 13 сентября 1921 г. Главная сибирская газета «Советская Сибирь», издававшаяся в Новониколаевске, опубликовала постановление Сибирского ревкома о том, что 15 сентября назначается к слушанию дело барона Унгерна по обвинению его в контрреволюционных выступлениях против советской власти и зверствах. На следующий день эта же газета поместила «Заключение по делу бывшего начальника Азиатской конной дивизии генерал-лейтенанта Р.Ф. Унгерна фон Штернберга». В нем говорилось: «Следствием установлено, что Унгерн являлся проводником части плана, выдвигаемого Японией, как одно из средств борьбы с Советской Россией. С этой целью Унгерн вступал в сношения со всеми выдающимися кругами и правителями Китая, Монголии, составлял и рассылал письма и воззвания главарям белогвардейских отрядов: Кайгородову, Анненкову, Бакичу, хунхузским шайкам, состоящим на службе Японии, а также видному деятелю Киргизского (казахского) национального движения - бывшему члену Госуд Унгерн при содействии Семенова, китайских и монгольских монархистов организовал армию и овладел Монголией, опираясь на которую, он мог бы развернуть в широком масштабе борьбу с Советской властью и революционным Южным Китаем. При наступлении на Советскую Россию и ДВР Унгерном применялись методы поголовного вырезания населения Советской России вплоть до детей.[293]

Применялись пытки: размалывание в мельницах, битье палками по монгольскому способу (бить до тех пор, пока мясо не отстанет от костей), сажание на лед, на раскаленную крышу, на деревья.[294]

Постановлением Сибирского ревкома от 12 сентября с. г. Унгерн предается суду революционного трибунала Сибири по обвинению:

1.В проведении захватнических планов Японии, выразившихся в создании Срединного азиатского государства, свержения власти Дальне Восточного Правительства в Забайкалье.

2.В организации свержения Советской власти в России, в частности вСибири, с восстановлением ней монархии, причем на престо предназначалось посадить Михаила Романова. арственной Думы, Букейханову, эсэру Анучину...»[295]

3.В зверских массовых убийствах и пытках: а) крестьян и рабочих, б) коммунистов и советских работников, г) евреев, которые вырезались поголовно, д) вырезании детей, е) революционных китайцев и т. д.»[296]

Заключение подписал представитель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ЧК) по Сибири Павлунский[297].

Революционный трибунал был создан Сибирским ревкомом, видимо, по согласованию с Москвой. Его возглавлял председатель Сибирского отдела Верховного трибунала при ВЦИК Опарин. Членами трибунала являлись: знаменитый командир сибирских партизан А.Д. Кравченко, Габишев, Иван Кудрявцев и Гуляев. Защитником назначили бывшего присяжного поверенного Боголюбова. Общественным обвинителем выступил видный партийный деятель Емельян Ярославский.[298]

Заседание трибунала началось в 12 часов 15 сентября 1921 г. в здании Новониколаевского театра «Сосновка». Поскольку суд являлся публичным, «Советская Сибирь» его освещала довольно подробно. 16 сентября эта газета писала, что Унгерн «выглядел немного утомленным, но держался спокойно. На вопросы отвеч Первый вопрос ему задал Опарин: «Гражданин Унгерн, виновным по всем пунктам обвинения?» Унгерн лаконично ответил: «Да, за исключением одного, обвинения в связи моей с Японией». Потом ему стал задавать вопросы Емельян Ярославский. Судя по объемистому репортажу И.

Майского, Унгерн отвечал «прямо и определенно».[299]

Например, он говорил: страной должен управлять монарх, опираясь на аристократию; рабочие должны работать, крестьяне возделывать землю; конфискованную землю у дворян нужно вернуть прежним владельцам; войско должно воевать «не за какие-то идеи», выдуманные за последние 30 лет, а только по приказу высокого начальства, дисциплину в армии нужно поддерживать жесткими мерами. О евреях Унгерн на суде повторял те же идеи, которые излагал в своих письмах и на допросах. Затем Ярославский произнес обвинительную речь. Начал ее с характеристики, которую дал Унгерну Врангель, выделяя в ней «постоянное пьянство» барона, избиение им комендантского адъютанта, за что получил три года крепости. Этим выступлением обвинитель стремился показать Унгерна морально разложившимся человеком - пьяницей и драчуном.[300]

Основное место в своей речи оратор отвел зверствам барона, убийству коммунистов, советских работников, евреев, служащих Центросоюза, ни в чем не повинных детей. Он поддержал обвинения, предъявленные Унгерну трибуналом, в том числе связь последнего с Японией. Будучи членом ЦК РКП(б), Ярославский в своей речи проводит и чисто партийную пропаганду. Об этом свидетельствуют, например, такие его тезисы: суд над Унгерном есть суд не над личностью, а «над целым классом общества - классом дворянства»; «приговор должен быть приговором над всеми дворянами, которые пытаются поднять свою руку против власти рабочих и крестьян».[301]

Речь оратор закончил следующими словами: «Трагедия барона Унгерна заключается в том, что он не сумел сочетать свои маленькие силенки с той огромной силой, на которую он шел». Что ж, слова верные.[302]

Адвокату Боголюбову было трудно защищать Унгерна, но он защищал как мог. Адвокат выдвинул два тезиса в защиту подсудимого.[303]

Первый он излагал следующим образом. После того как Красная Армия разбила «могучие армии» Деникина, Колчака, Врангеля, Унгерну нельзя было «двигаться на Россию». Но в Монголии у него сложилась такая ситуация, что он не мог там оставаться, нужно было куда-то уходить, а единственным местом, куда он мог уйти, являлась Россия». Второй тезис сводился к тому, что хотя Унгерн являлся представителем так называемой аристократии, но совершал жестокости, убийства и другие преступления. «Мог ли это делать нормальный человек?» - ставил вопрос Боголюбов и отвечал, что не мог, поэтому «перед нами ненормальный, извращенный психологически человек, которого общество в свое время не сумело изъять из обращения».[304]

Боголюбов предлагал два варианта приговора. Первый - расстрел, но мгновенная смерть для Унгерна будет самым легким концом его мучений.

Адвокат склонялся ко второму варианту: «Было бы правильнее не лишать барона Унгерна жизни, заставить его в изолированном каземате вспоминать об ужасах, которые он творил». Это была попытка Боголюбова отвести от Унгерна расстрел[305].

После выступления адвоката Опарин предложил последнее слово Унгерну, но он заявил: «Ничего больше не могу сказать». В 17 часов 15 минут трибунал объявил ему приговор - расстрел. В тот же день приговор привели в исполнение. Могила Унгерна неизвестна.-93-



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Барон Унгерн фон Штенберг прошёл сложный и противоречивый жизненный путь. Будучи патриотом России, он добровольцем воевал в 1904-1905гг. с японцами. В Первую мировую войну командовал сотней, проявил мужество геройство, за что был награжден пятью орденами. Барон любил воевать, любил войну.

Октябрьскую революцию барон не признавал и стал бороться с советской властью, являлся непримиримым врагом большевиков и евреев. Вынужденный уйти в 1920г. Из Даурии с азиатской конной дивизией в Монголию ,разбил там китайские войска превосходившие в количественном отношении в несколько раз его дивизию. Барон восстановил на ханском троне главу монгольской ламаистской церкви Джебцзун-Дамба-хутухту. Унгерн не вмешивался в процесс формирования Ургинского правительства Богдо-ханом. Барон не проводило «насильственной мобилизации»монголов в своё войско, монголы шли к нему добровольно или мобилизованные по указу Богдо-хан.

Его заветной целью являлось восстановление монархий на востоке и на Западе. Унгерн являлся сторонником, другом «желтой расы»,которой ,по его мнению угрожала «белая раса».Его критика западной культуры носила реакционный оттенок.

Барон был крайне жесток. Жестокость его имеет биологическую и социальную основу. Унгерн происходил из древнего рода. Его предки были жестокими воинами. Видимо гены предков в какой-то мере унаследовал и Унгерн. Однако главная причина жестокости обуславливалась социальном фактором: жестокая идеология барона неизбежно вела к жестоким практическим действиям. Он уверовал в правильность и нужность палочной дисциплины в армии, и эту палочную ввёл в своей дивизии. Он пришёл к выводу ,что евреи составляют руководящее ядро русской революции, и был уверен в том, что они непременно захватят власть в стане ,поэтому до крайности возненавидел их и убивал.

Он верил в свою судьбу, а судьбу рассматривал как божественное предназначение. Его письма пестрят такими выражениями: «Я хорошо знаю», «Я ясно вижу», «Я придумал», «Я понял», «Я верю», «По воле всевышнего мне суждено».Весь его образ жизни свидетельствует ,что он сам верил в то,что готов к выполнению божественной миссии .Сутью которой являлось «восстановление царей» и недопущение в будущем революций.

Как было уже сказано ранее в литературе встречаются характеристики его как «психопата», «психически ненормального человека», «больного человека».Психически нормальный больной человек не мог бы командовать сложным военным соединением состоящим из представителей 16 национальностей. О том, что он был психически здоровым человеком, говорит и его поведение на допросах, на суде. Вел он себя спокойно, держался с достоинством, отвечал на вопросы по существу, отстаивал свою идеологию и политические взгляды. Перед походом в Монголию он перестал употреблять алкогольные напитки, осознавая, что идёт на трудную военную операцию, когда ежечасно и ежеминутно требуется трезвый ум полководца.

Барон был нервным ,неуравновешенным, взрывным, человеком. Над ним не было никакого военного или политического органа, который хотя бы как-то его контролировал. Он был царь и бог своей дивизии, никто из его окружения не имел права задавать ему вопросы и давать советы, а большая власть как известно это ещё

Большая ответственность, но власть развратила Унгерна, делала его ещё больше неуравновешенным и жестоким.

Походы Унгерна в 1921г. против Советской России являлись явной авантюрой. Его войско в 4-5 тыс. человек никак не могло победить превосходящие силы Красной Армии. Барон надеялся на поддержку его населением Сибири, но не получил ее. Его зверства на временно захваченной территории-убийства коммунистов, евреев, партизан вместе с их семьями-могли породить только ненависть к нему со стороны местных жителей.

Являясь врагом большевиков и красных монголов Унгерн объективно, помимо своей воли ,независимо от собственных идеологических и политических устремлений в конечном счёте оказал им, своим врагам и немалую услугу. Разбив основные силы китайских войск в Халхе, он существенно облегчил задачу монгольским революционерам по очищению её от китайской военщины. Своими походами в Забайкайле Унгерн дал Советскому правительству серьёзный повод для ввода частей Красной Армии во Внешнюю Монголию, территорию которой они вместе с войсками Сухэ-Батора и Х.-Б.Максаржава освободили к концу1921г. От всех белогвардейских отрядов. После разгрома этих отрядов советское правительство вывело из Монголии свои войска, оставив там один полк по договорённости с Ургинском правительством. Поддержка Советской Россией красных монголов сыграла, пожалуй, решающую роль в победе над Унгерном и в победе Монгольской народной реводюции1921г.

Таким образом в заключении хотелось бы отметить, что в наше время наблюдаются две тенденции. Это идеализация барона и большой интерес к его личности. В своей работе я попыталась взглянуть на него непредвзято. Можно сделать два вывода

Во-первых, это был действительно прирождённый военный, талантливый даже возможно гениальный.

Но, во-вторых, нельзя забывать, что он был жестоким, целеустремленным человеком, с ярко выраженными диктаторским началом, настоящим продуктом своего времени.

 

 

Библиография

Источники

 

Сборники документов и материалов

1.Внешняя политика Монгольской Народной Республики в документах. Улан-батор,1974

2.Дальневосточная политика Советской Росси (1920-1922гг.),сборник документов бюро ЦК РКП (б) и Сибирского революционного комитета. Новосибирск,1996

3.Советско-китайские отношения .1917-1957.Сборник документов. М.,1959

 

Книги воспоминаний

1.Атаман Семенов. О себе. Москва,2002

2.Байкалов К.К.Статьи. Воспоминания. Якутск,1968

3.Белое дело. Летопись белой борьбы. Т.5.Берлин,1978

4.Бурдуков А.В.В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. М.,1955

5.Военные мемуары барона Врангеля. М.,1992

5.Гражданская война на Дальнем востоке. Воспоминания ветеранов. М.,1973

6.Есаул А.С.Макеев. Бог войны - барон Унгерн. воспоминания бывшего адъютанта. Шанхай.1949

7.Осседоновский Ф.И звери, и люди, и боги. М.,1994

8.Першин Д.П. Барон Унгерн, Урга и Алтан-Булак. Самара,1999

 

Литература

 

1. Абрамсон М.Политические общества и партии а Китае. Новый Восток,1962,№1

2. Белов Е.Последний «живой бог монголов»//Азия и Африка сегодня,1996,№3

3. Белов Е.Одиссея барона Унгерна. // Азия и Африка сегодня,2001.№9

4. Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М.,2003

5. Белов Е.Россия и Китай XX в.М.,1997

6. Белая эмиграция в Китае и Монголии. Мосвка,2005

7. Белое дело: начало и конец. М.,1973

8. Богословский В.А.,Москалёв А.А.Национальный вопрос в Китае. М.,1984

9. Борисов Б.Дальний восток. Вена ,1967

10. Волков С.В.Трагедия русского офицерства. М.,2002

11. Воскресенский Л.Д.Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М,1997

12. Гражданская война и военные операции в СССР. М.,1987.

13. Генкин. Конец Унгерна и начало новой Монголии. Спб.,1993

14. Герои Гражданской войны. М.,1963

15. Гражданская война в СССР. М.,1986

16. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М,1983

17. Даревская М.Е.Сибирь и Монголия. М.,1967

18. История Гражданской войны в СССР т.1-5.М.,1960

19. История Монгольской Народной Республики. М.,1983

20. История советско-монгольских отношений. М,1983

21. Капица М.С.На разных параллелях. Записки дипломата. М.,1996

22. Кислов А.Н.Разгром Унгрена.М.,1996.

23. Кислов А. Ликвидация Унгерна, война и революция. М.,1994

24. Колесников М.С. Сухэ – Батор.М.,1953

25. Ломакина И.И.Улан-Батор. М.,1977

26. Лузянин С.Г.Монголия между Китаем и советской Россией.//Проблемы Дальнего Востока,1995,№2

27. Майский И.М.Монголия накануне революции. М.,СПб.,1959

28. Марковчин В. Три атамана. Москва,2005.

29. Митюрин Д.В.Гражданская война : красные и белые. М.,2004

30. Полководцы Гражданской войны. М.,1960

31. Рощин С.К. Политическая история Монголии. М.,1999

32. Рощин С.К Унгерн в Монголии.//Восток ,1998,№6

33. Савченко В.А.Авантюристы Гражданской войны. М.,2000

34. Сопротивление большевизму 2927-2928гг.М.,2001

35. Старцев В.А. Ненаписанный роман Фердинарда Оссендовского.Смоленск,1999

36. Строд И. Унгеревщина и Семёновщина.М.,1984

37. Форопост героев. Хабаровск,1973

38. Хатунцев С. Странная судьба барона Унгерна. // Родина,2004,№9

39. Цветков В. На сопках Монголии.//Родина,2005,№1

40. Цветков В.Белая гвардия //Родина,2000,№11

41. Цветков В Разгромили атаманов, разогнали воевод// Родина,1997,№11

42. Цибиков Б.Разгром унгеровщины. Улан-Удэ,1947

43. Чалов. А. Монголия Далёкое - близкое // Дальний Восток,1998,№11/12

44. Черкасов –Георгиевский В.Г. Вожди белых армий. Смоленск,2000

45. Чойбалсан Х.Краткий очерк истории Монгольской Народной Республики. М.,1952.

46. Шамбаров В.Е. Белогвардейщина. М.,1999

47. Ширендыб Б.Монголия на рубеже XIX-XXвеков. Улан-Батор,1963.

48. Ширендыб Б.История монгольской народной революции. М..1971

49. Шкаренков Л.К.Агония белой эмиграции. М.,1986.

50. Шумяцкий Б.Коммунистический интернационал на Дальнем Востоке.//Народы Дальнего Востока,1965,№1

51. Юдин В.И.У истоков монгольской народной революции. М.,1959.

52. Якимова Л.Т.Дальний Восток, в огне борьбы с интервентами и белогвардейцами. М.,1979.


Ресурсы Интернета.

1.Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/

2. Станислав Хатущев «Буддист с мечом» Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: / Перед лицом истории mht

3. Ладыгина И.В. Четыре мифа о бароне Унгерне Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A:


[1] Митюрин Д.В.Гражданская война: белые и красные. М.,2004-с.248

[2] Там же с.262

[3] Осседоновский Ф. «И звери, и люди, и боги». М.,1994 -431с.

[4] Шумяцкий Б. «Народы Дальнего Востока»,1935,№2//Белов Е.Барон Унгерн фон Штенберг.М.,2003

[5] Першин Д.П. «Барон Унгерн ,Урга и Алан-Булак».Самарс.,1999-456с.

[6] Макеев А.С. «Бог войны – барон Унгерн». М.,1949-245с.

[7] Бурдуков А.В. Человеческие жертвоприношения у современных монголов- Сибирские огни,1955,№3

[8] Советско-монгольские отношения. Т.1(м. - Улан-Батор,1975), Дальневосточная политика Советской Росси.1920-1922(Новосибирск,1966)

[9] Материалы и документы Российского военного архива (РГВА), Российского Государственного военно-исторического архива (РГВИА), Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного архива социально политической истории (РГАСПИ).

[10] Белов Е. Барон Унгерн фон Штенберг.М.,2003-238с.

[11] Цибиков Б. Разгром Унгеровщины. Улан-Удэ,1947-178с.

 Кислов А.Н.Разгром Унгерн.М.,1964- 192с.

[13] Рощин С.К. Унгерн в Монголии. //Восток,1998,№6

[14] Лузянин С.Г. Россия-Монголия-Китай в первой половине XXв.М.,2000-450с.

[15] Ширендыб Б. Монголия на рубеже XIX-XXвеков. Улан-Батор,1963-321с.

[16] Белов Е. Барон Унгерн фон Штенберг.М.,2003-238с.

[17] Марковчин В. Три атамана. М.,2003-с.25

[18] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с.2

[19] Там жес.3

[20] Там же с.4

[21] Ладыгина И.В. Четыре мифа о бароне Унгерне Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A:-с.55

[22] Там же с.54

[23] Ладыгина И.В. Четыре мифа о бароне Унгерне Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A:-с.55

[24] Цибиков Б.Разгром Унгеровщины. Удан-Удэ.,1947-с.56

[25] Там же с.57

[26] Кислов А.Н.Разгром Унгерн.М.,1964-с.61

[27] Рощин С.К. Унгерн в Монголии. //Восток,1998,№6-с.46

[28] Там же с.47

[29] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг.М.,2003-с.28

[30] Там же с.29

[31] Рощин С.К. Унгерн в Монголии. //Восток,1998,№6-с.51

[32] Там же с.52

[33] Там жес.57

[34] Ширендыб Б.Монголия на рубеже XIX-XXвеков. Улан-Батор,1963г.-87

[35] Там жес.89

[36] Там же с.90

[37] Ширендыб. Б История монгольской народной революции1921г./Пер. с монгольского. М.,1971г.-с.54

[38] Ладыгина И.В. Четыре мифа о бароне Унгерне Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: -с.5

[39] Там же с.2

[40] Там же с.3

[41] Абрамсон М. Политические общества и партии в Китае. Новый Восток,1962,№1

[42] Ладыгина И.В. Четыре мифа о бароне Унгерне Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: - с.3

[43]Ладыгина И.В. Четыре мифа о бароне Унгерне. Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: - с.4

[44] Там же с.5

[45] Воскресенский Л.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М..1999-с67

[46] Там же с.58

[47] Белов Е. Россия и Китай в начале XX века. М.,1997-с78

[48] Там же с.79

[49] Гражданская война и военные операции в СССР. М.,1987-с.95

[50] Там же с.98

[51] Станислав Хатущев. Буддист с мечом Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: / Перед лицом истории met-с.1

 [52]Военные мемуары барона Врангеля. М.,1992-с.67

[53] Там же с.68

[54] Волков С.В.Трагедия русского офицерства. М.,2002-с.4

[55] Там же с.5

[56] Станислав Хатущев. Буддист с мечом Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: / Перед лицом истории met-с.7

[57]Станислав Хатущев. Буддист с мечом Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: / Перед лицом истории met с.5

[58] Байкалов К.К.Статьи. Воспоминания. Якутск,1968-с.56

[59] Есаул А.С.Макеев. Бог войны – барон Унгерн. Воспоминания Бывшего адъютанта. Шахай,1949-с.56

[60] Осседонский Ф. И звери, и люди, и боги. М.,1994 –с.89

[61] Там же с.91

[62] Там же с.94

[63] Станислав Хатущев «Буддист с мечом» Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: / Перед лицом истории mht-с.8

[64] Станислав Хатущев. Буддист с мечом Ссылка Интернета.,mhtml: file:// A: / Перед лицом истории mht-с.9

[65] Першин Д.П. Барон Унгерн ,Урга и Алан-Булак. Самарс,1999-с.34

[66] Там же с.35

[67] Там же с.37

[68] Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. М.,1969-с.68

[69] Там же с.69

[70] Там же с. 70

[71] Советско-китайские отношения.1917-1957.Сборник документов. М.,1959-с.45

[72] Там же с.46

[73] Советско-китайские отношения.1917-1957.Сборник документов.М.,1959-с49

[74] Там же с.59

[75]Гражданская война на Дальнем Востоке (1918-1922) Воспоминания ветеранов. М.,1973-с.78

[76] Гражданская война на Дальнем Востоке (1918-1922) Воспоминания ветеранов. М.,1973-с. 74

[77] Там же с75

[78]. Богословский В.А.,Москалёв А.А.Национальный вопрос в Китае. М.,1984-с.79

[79] Даревская М.Е.Сибирь и Монголия. М.,1967-с.100

[80] Там же с.103

[81] Рощин С.К. Унгерн в Монголии. //Восток,1998,№6 с.76

[82] Там же с.77

[83] Советско-китайские отношения.1917-1957.Сборник документов. М.,1959-с.38

[84] Там же с.40

[85] Там же с.44

[86] Советско-китайские отношения.1917-1957.Сборник документов.М.,1959-с.44

[87] Там же с. 49

[88] Богословский В.А.,Москалёв А.А.Национальный вопрос в Китае. М.,1984-с.105

[89] Там же с.106

[90] Там же с.107

[91] Абрамсон М.Политические общества и партии в Китае.// Новый Восток,1962,№1-с.25

[92] Там же с.26

[93] Там же с.27

[94] Майский И.М. Монголия накануне революции. М.,1959-с.67

[95] Першин Д.П.Барон Унгерн ,Урга и Алан-Булак .Записки очевидца. Самарс,1999-с.59

[96] Першин Д.П.Барон Унгерн ,Урга и Алтан-Булак .Записки очевидца. Самарс,1999-с61

[97] Белов Е.А.Последний «живой бог» (монголов).- Азия и Африка сегодня,1996,№3.-с.5

[98] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М, ,2003-с.78

[99]Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг.М.,2003-с.79

[100] Там же с.65

[101] Гражданская война и военные операции в СССР.М.,1987-с.69

[102] Гражданская война и военные операции в СССР.М.,1987-с.64

[103] Там же,1987-с.69

[104] Байкалов К.К. Статьи. Воспоминания. Якутск,1968-с.90

[105] Там же с.95

[106] Майский И.М.Монголия накануне революции. М.,1959-с.87

1.Майский И.М.Монголия накануне революции. М.,1959 с.89

[108] Дальневосточная политика Советской России. Сборник документов ЦК РКП(б).Новосибирск,1996-с.67

[109] Внешняя политика Монгольской Народной Республики в документах. Улан-батор,1974-с.6

[110] Там же с.7

[111] История Монгольской Народной Республики. М.,1983-с.89

[112] Там же с 87

[113] История Монгольской Народной Республики. М.,1983-с.89

[114] История советско-монгольских отношений. М.ю,1981-с.23

[115] Там же с.24

[116]Там же с.25

[117] Белая эмиграция в Китае и Монголии. М.,2005-с.70

[118] Атаман Семёнов. О себе. М..2002-с.58

[119] Там же с.60

[120] Кислов А.Н.Разгром Унгерна.М.,1964-с.68

[121] Там же с.69

[122] Лузянин С.Г.Монголия между Китаем и Советской Россией. //Проблемы Дальнего Востока,1995,№2-с.4

[123] Там же с.6

[124] Там же с.8

[125] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерна-Штенберга.М.,1993.-с90

[126] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерна-Штенберга.М.,1993.-с93

[127] История Монгольской Народной Республики. М.,1983-с.98

[128] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг.Биография,идеология,военные походы.1920-1921гг.М,ИВ РАН,2003-с.76

[129] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг .М.,2003-с.77

[130] История Монгольской Народной Республики. М.,1983-с.98

[131] Там же с.99

[132] История Монгольской Народной Республики. М.,1983- с.97

[133] Цибиков Б.Разгром Унгеровщины. Улан-Удэ,1957-с.58

[134] Там же с.59

[135] Там же с.65

[136] Там же с.68

[137] Цибиков Б.Разгром Унгеровщины. Улан-Удэ,1957 с.72

[138] Там же с.73

[139] История Монгольской Народной Республики. М.,1983-с.69

[140] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М, ,2003-с.86

[141] Там же с.87

[142] Кислов А.Н.Разгром Унгерна (о боевом содружестве советского и народов). М.,1964.-с.55

[143] История Монгольской Народной Республики. М.,1983-с.56

[144]Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг.М.,2003-с.85

[145] Там же с.87

[146] Чойбалсан Х. Краткий очерк истории Монгольской Народной Республики. М.,1952-с.67

[147] Чойбалсан Х. Краткий очерк истории Монгольской Народной Республики. М.,1952- с.68

[148] Белое дело: начало и конец. М.,1973-с.72

[149] Там же с.78

[150] Рощин С.К. Унгерн в Монголии. - Восток,1998,№6-с.90

[151] Кислов А.Н.Разгром Унгерна (о боевом содружестве советского и народов). М.,1964.-с.87

[152] Там же с.88

[153]Рощин С.К.Политическая история Монголии. М.,1999-с.67

[154]Рощин С.К.Политическая история Монголии. М.,1999-с.67

[155] Там же с.68

[156] Рощин С.К.Политическая история Монголии. М.,1999.-с.56

[157] Майский И.М.Монголия Накануне революции. М.,1959.-с.56

[158] Там же с.67

[159] Рощин. Политическая история Монголии(1921-1940гг.). М.,1999.-с.67

[160] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. 1921гг.М, ,2003-с.98

[161] Там же с.99

[162] Рощин политическая история Монголии(1921-1940гг.). М.,1999.-с.87

[163] Рощин С.К.Политическая история Монголии(1921-1940гг.). М.,1999.-с.98

[164] Даревская М.Е.Сибирь и Монголия. М.,1967-с.8

[165] Даревская М.Е.Сибирь и Монголия. М.,1967 с.9

[166] Рощин С.К.Политическая история Монголии(1921-1940гг.). М.,1999.-с.98

[167] Рощин С.К. Унгерн в Монголии. //Восток,1998,№6-с.80

[168] Рощин С.К. Унгерн в Монголии. //Восток,1998,№6-с.81

[169] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с.10

[170] Там же с.11

[171]Цибиков Б.Разгром унгеровщины. Улан-Удэ,1947 -с.67

[172] Цибиков Б.Разгром унгеровщины. Улан-Удэ,1947-с.68

[173] Строд И. Унгеревщина и Семёновщина.М.,1984-с.70

[174] Там же с.72

[175] Цибиков Б.Разгром унгеровщины. Улан-Удэ,1947 –с73

[176] Цибиков Б.Разгром унгеровщины. Улан-Удэ,1947-с.74

[177] Ширендыб Б.Монголия на рубеже XIX-XX веков. Улан-батор ,1963.-с.89

[178] Строд И. Унгеревщина и Семёновщина.М.,1984- с.75

[179] Ширендыб Б.Монголия на рубеже XIX-XX веков. Улан-батор ,1963 с.90

[180] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерна-Штенберга.М.,1993.-с.78

[181] Там же с.79

[182] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерна-Штенберга.М.,1993.-с.79

[183] Там же с.81

[184] Гражданская война и военные операции, в СССР. М.,1987-с.54

[185] Там же с.55

[186] Гражданская война и военные операции, в СССР. М.,1987-с.56

[187] Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. М.,1969-с.7

[188] Там же с.8

[189] Там же с.9

[190] Атаман Семенов. О себе. М.,2003-с.69

[191] Там же с.70

[192] Там же с.85

[193] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерна-Штенберга.М.,1993.-с.80

[194] Там же-с.81

[195] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерна-Штенберга.М.,1993- с.81

[196] Ширендыб Б.История монгольской народной революции 1921г.М.,1971-с.90

[197] Там же с.93

[198] Кислов А.Н.Разгром Унгерна.М.,1964-с.87

[199] Кислов А.Н.Разгром Унгерн (о боевом содружестве советского и монгольского народов). М.,1964- с.60

[200] Там же с.61

[201] Там же с.63

[202] Хатунцев С.Странная судьба барона Унгрена.//Родина,2004,№9-с.50

[203] Кислов А.Н.Разгром Унгерн (о боевом содружестве советского и монгольского народов). М.,1964-с.61

[204] Там же с.63

[205] Хатунцев С.Странная судьба барона Унгерна.//Родина,2004,№9-с.52

[206] Там же с.53

[207] Якимов Л.Т.Дальний Восток в огне борьбы с интервентами и белогвардейцами. М.,1979- с.68

[208] Там же с.72

[209] Абрамсон М.Политические общества и партии в Китае. //Новый Восток,1962,№1-с.121

[210] Там же с.59

[211] Белое дело: начало и конец. М.,1973-с.98

[212] Белое дело .Летопись белой борьбы.Т.5.Берлин,1978-с.56

[213] Там же - с.57

[214] Там же с.59

[215] Белов Е.А.Последний «живой бог»(монголов).//Азия и Африка сегодня,1996,№3-с.62

[216] Там же с.63

[217] Там же с.70

[218] Белов Е.А.Последний «живой бог» (монголов). //Азия и Африка сегодня,1996,№3-с.70

[219] Там же с.71

[220] Там же с.72

[221] История Гражданской войны в СССР т.1.М.,1960-с.79

[222] Белов Е.А.Одиссея барона Унгерна.//Азия и Африка сегодня,2001,№9-с.98

[223] Там же с.72

[224] Строд И. Унгеревщина и Семёновщина.М.,1984-с.291

[225] Там же с.292

[226] Воскресенский Л.Д. Россия и Китай : теория и история межгосударственных отношений.М.,1999-с.38

[227] Там же с.39

[228] Воскресенский Л.Д. Россия и Китай : теория и история межгосударственных отношений.М.,1999-с.45

[229] Капица М.С.На разных параллелях. Записки дипломата. М.,1996-с.89

[230] Там же с.90

[231] Там же с.91

[232] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М.,2003-с.104

[233] Гражданская война в СССР. М.,1986-с.95

[234] Сопротивление большевизму 1917-1918гг.М.,2001-с.90

[235] Там же с.105

[236] Полководцы Гражданской войны. М.,1960-с.83

[237] Цветков В.Разгромили атаманов ,разогнали воевод // Родина,1997,№11-с.95

 [238] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с.86

[239] Там же с.87

[240] Черкасов – Георгиевский В.Г.Вожди белых армии. Смоленск,2000- с.105

[241] Там же с.108

[242] Там же с.110

[243] Борисов Б.Дальний Восток. Вена,1967-с.78

[244] История Монгольской Народной Республики. М.,1983.-с.68

[245] Генкин. Конец Унгерна и начало новой Монголии. Спб.,1993-с.85

[246] Там же с.86

[247] История советско-монгольских отношений. М.,1981-с.98

[248] Ломакина И.И.Улан-Батор. М.,1977-с.34

[249] Там же с.35

[250] Там же с.54

[251] Цибиков Б.Разгром унгеровшины. Улан-Удэ,1947-с.78

[252] Ширендыб Б.Монголия на рубеже XIX-XX веков. Улан-батор ,1963.-с.27

[253] Кислов А.Н.Разгром Унгерна (о боевом содружестве советского и монгольского народов). М.,1964.-с.35

[254] Кислов А.Н.Разгром Унгерна (о боевом содружестве советского и монгольского народов). М.,1964-с.36

[255] Там же с.37

[256]Там жес.35

[257] Майский И.М.Монголия Накануне революции. М.,1959-с.49

[258] Там же с.50

[259] Там же с.49

[260] Шумяцкий Б. Коммунистический Интернационал на Дальнем Востоке -Народы Дальнего востока,1965,№1-с.53

[261]Там же с.54

[262] Там же с.57

[263] Цветков В.Белая гвардия // Родина,2000,№11-с.9

[264] Якимов Л.Т.Дальний Восток в огне борьбы с интервентами и белогвардейцами. М.,1979-с.87

[265] Цветков В. На сопках Монголии. //Родина,2005,№1-с.12

[266] Там же с.13

[267] Цветков В.На сопках Монголии.// Родина,2005,№1-с.13

[268] Там же с.14

[269] Майский И.М.Монголия Накануне революции. М.,1959.-с.38

[270] Майский И.М.Монголия Накануне революции. М.,1959.-с.39

[271] Там же с.40

[272] Чалов. А. Монголия Далёкое – близкое. // Дальний Восток,1998,№11-с.61

[273]Там же с.69

[274] Кислов А. Ликвидация Унгерна, война и революция.М.,1994-с.57

[275] Белов Е.А.Последний «живой бог» (монголов). // Азия и Африка сегодня,1996,№3.-с.2

[276] Там жес.4

[277] Белов Е.А.Последний «живой бог» (монголов). // Азия и Африка сегодня,1996,№3.- с.5

[278] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с .79

[279] Там же с.58

[280] Кислов А. Ликвидация Унгерна, война и революция. М.,1994-с.79

[281] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с .82

 3Там же с.83

[283] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг.М.,2003-с.68

[284] Савченко В.А.Авантюристы Гражданской войны. М.,2000-с.70

[285] Савченко В.А.Авантюристы Гражданской войны. М.,2000-с.70

[286] Там же с.68

[287] Форпост героев. Хабаровск,1973-с.75

[288] Там же с.71

[289] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с.98

[290] Там же с100

[291] Там же с.99

[292] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М,2003-с.72

[293] Белов Е.А.Барон Унгерн фон Штенберг. М,2003-с.72

[294] Там же с.73

[295] Шкаренков Л.К.Агония белой эмиграции. М.,1986-с.98

[296] Там же - с.99

[297] Шумяцкий Б.Коммунистический интернационал на востоке.// Народы дальнего Востока,1965,№1-83

[298] Там же с.84

[299] Шумяцкий Б.Коммунистический интернационал на востоке.// Народы дальнего Востока,1965,№1-с.85

[300]Юдин В.И. У истоков монгольской народной революции.- Монгольский сборнок.М.,1959-с.87

[301] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/-с.75

[302] Юзефович Л.Самодержец пустыни. Сайт http://www.militera.lib.ru/- с.71

[303] Там же с.73

[304] Там же с.72

[305] Там же с.73



Дата: 2019-05-28, просмотров: 285.