Сравнительный анализ достоинств и недостатков УСНО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

7 лет назад большинство субъектов малого предпринимательства облагались налогами по общепринятой системе, то есть уплачивали все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). По оценкам на начало 2002 года количество малых предприятий, работающих по этой системе, составляло около 500 тысяч, число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - около 2,5 миллионов человек. Согласно данным Министерства финансов РФ, около 90% всех доходов консолидированного бюджета России сформированы за счет поступления 5 видов налогов. По итогам 2006 года было получено 2664,5 миллиардов рублей в виде налогов и сборов, из них 619 миллиардов (23,2%) за счет поступлений от НДС, 527 миллиардов (19,7%) по налогу на прибыль организаций, 455 миллиардов (17,1%) за счет налога на доходы физических лиц, 399 миллиардов рублей (14,9%) – платежей за пользование природными ресурсами и 347 миллиардов (13,0%) за счет акцизов.

Глава 25 НК РФ с 1 января 2004 года не содержит информации о возможности получения льгот по налогу на прибыль малыми организациями. Тем не менее, на протяжении предшествующих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа в субъект РФ. От подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий налогоплательщиков «благоприятные» условия деятельности, результатом которых стали значительные потери средств бюджетной системой страны.

Практика применения НДС свидетельствует о значительном количестве злоупотреблений в связи с его исчислением, уплатой и предъявлением к возмещению, но это не мешает росту его абсолютных и относительных показателей. В 2004 году в бюджетную систему РФ поступило НДС на сумму 639 миллиардов рублей, что на 16,3% больше, чем в 2003 году.

Упрощенная система налогообложения, без сомнения, стала более удобной после внесения изменений 01.01.2003 г. Но она не стала идеальной. Перечислю ее наиболее яркие достоинства и недостатки:

Достоинства:

1. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов.

2. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности.

3. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов.

4. Юридические лица платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

5. Индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физ. лиц.

6. Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

7. Субъекты малого предпринимательства не платят НДС и налог с продаж.

8. Широкий перечень расходов (расширен с 01.01.2003 г), на которые можно уменьшить доходы.

Недостатки:

1. Курсовые разницы. Этот вопрос не отражен в главе 26.2 НК РФ. Из - за чего получаются минусовые разницы, которые не принимают в расход.

2. Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения УСН. Т.к. ситуация на рынке нестабильна, возникают ситуации, требующие определенных перемен. А в данном случае это невозможно.

Однако, несмотря на недостатки и недоработки УСН помогает разрешить ряд проблем малого бизнеса, что подтверждается количеством добровольно перешедших на УСН налогоплательщиков. До 1 января 2003 года по упрощенной системе налогообложения работало около 179 тысяч налогоплательщиков, или 2,1% от общего количества субъектов малого бизнеса. К 1 января 2005 года число налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось более, чем в 5 раз и составило 960 тысяч единиц.

Интерес к упрощенной системе налогообложения, в первую очередь, объясняется относительно невысокой налоговой нагрузкой в сравнении с аналогичным показателем при работе с использованием общего режима налогообложения. Общая величина налоговых поступлений в 2002 году составила 7,9 миллиардов рублей, или в среднем 44 тысячи рублей на одного налогоплательщика. Вместе с тем увеличение количества применяющих данный режим в 5 раз привело к росту суммы их налоговых платежей в 2004 году до 24 миллиардов рублей, или в 3 раза. Это обусловлено тем, что ставка единого налога в случае, если объектом налогообложения являются доходы, снижена до 6% от налоговой базы, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов,- до 15%. Таким образом, средняя величина налоговых поступлений от одного налогоплательщика составила в 2004 году около 25 тысяч рублей, или 61% от аналога 2002 года. Можно предположить, что рост количества переходящих на данный режим налогоплательщиков будет продолжаться.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности не является альтернативой упрощенной системе налогообложения. Обе главы могут применяться на территории одного субъекта РФ одновременно, более того, они могут одновременно применяться в одном конкретном субъекте малого бизнеса, занимающемся различными видами деятельности.

Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход принимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к уплате единого налога на вмененный доход организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличной форме, где налоговый контроль значительно затруднен. Изучение практики применения Закона "О едином налоге на вмененный доход" по материалам территориальных органов МНС России позволяет определить положительные и отрицательные стороны и сделать определенные выводы.

Исходя из региональной практики применения единого налога можно сделать вывод о том, что положительным результатом введения в регионах единого налога является то, что значительно увеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению с ранее уплаченными ими налогами. Следует отметить положительную особенность единого налога – его уплату авансом, что позволяет проводить жесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному виду налога, но это позиция налоговых и финансовых органов. У плательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличие определенных ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начать предпринимательскую деятельность.

Далеко не всегда можно прогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала бы уплаченному налогу или нет.

Несправедливым по отношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемый на основе данных бухгалтерского учета и статистики: он ставит мелкий, средний и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.

Простота исчисления налога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. Налоговые органы России, его территориальные подразделения могут теперь лучше исполнить свою главную задачу – осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Закон "О едином налоге на вмененный доход" является очередным шагом для снижения налогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также для увеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В настоящее время роль и значение малого бизнеса неуклонно растет. Между тем одной из основных проблем выживаемости малых предприятий остаются проблемы финансового менеджмента, что определяет актуальность данного исследования.

В соответствии с действующим законодательством РФ существуют три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса:

- обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;

- упрощенная система налогообложения учета и отчетности;

- система налогообложения вмененного дохода.

Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, которые были проанализированы в настоящем исследовании.

Объектом практического исследования является малое предприятие ООО «Аудит-Профи», работающее на рынке услуг для бизнеса г. Кызыла.

Анализ ликвидности и платежеспособности говорит об избытке денежных средств и оборотных средств в целом.

На основании изучения показателей финансовой устойчивости можно сделать вывод о том, финансовое состояние организации в течение года являлось устойчивым. Однако чрезмерная величина собственного капитала может негативно влиять на деловую активность предприятия.

В динамике наблюдается сокращение оборачиваемости оборотных средств (за счет падения деловой активности) и рост эффективности деятельности.

ООО «Аудит-Профи» с момента создания и по настоящий момент применяло общую систему налогообложения. По этому режиму начислялись и уплачивались такие налоги, как налог на имущество, налог на прибыль, НДС, ЕСН.

При анализе альтернативных систем налогообложения ООО «Аудит-Профи» может рассмотреть лишь упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доход минус расходы».

На принятие решения о целесообразности применения упрощенной системы влияют такие факторы как рентабельность, отраслевая принадлежность бизнеса, категория покупателей.

Вопрос о том, стоит ли применять упрощенную систему налогообложения или обычную систему налогообложения, решается на основе обычного критерия – экономической выгодности – путем взвешивания достоинств и недостатков УСНО в каждом конкретном случае.

Основным достоинством УСНО является снижение налогового бремени налогоплательщика. Налоговая нагрузка для предприятий значительно уменьшается. Даже если сравнить уплату единого налога по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов, и уплату налога с продаж, налога на имущество, НДС и ЕСН превысит на 2% от прибыли предпринимателя, то выгоднее платить единый налог по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Значительное упрощение бухгалтерского и налогового учета и отчетности позволяет налогоплательщику сократить затраты на бухгалтерию – как оплату труда бухгалтера, так и канцелярские расходы и расходы на автоматизацию учета.

Упрощение налоговых платежей позволяет печатать меньше платежек, реже посещать банк, не путаться во множестве налоговых кодов.

Как показала практика, многочисленные достоинства упрощенной системы налогообложения сводятся на нет, одним существенным недостатком, а именно - малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Происходит это потому, что покупатели продукции малых предприятий не могут принять к зачету НДС, уплаченный малым предприятием поставщику. Кроме этого контрагенты субъекта малого предпринимательства вообще не получают никакого зачета НДС поскольку последний не является плательщиком НДС.

В аналитической части настоящей работы было проведено исследование влияния на результаты хозяйственной деятельности ООО «Аудит-Профи» возможная смена налогового режима в 2009 г, а именно проведено исследование изменения структуры выручки и влияние различных факторов на изменение налогооблагаемой прибыли в 2009 г по сравнению с 2008 г.

Данное исследование показало, что для анализируемой организации характерна высокая доля заработной платы в общем, доходе, что оказалось причиной увеличения чистой прибыли, остающийся в распоряжении организации, более чем в два раза, в результате обязанности уплаты ЕСН. Так как базой исчисления ЕСН является именно объем заработной платы. Дополнительно полученная прибыль может быть направлена на дальнейшее развитие бизнеса, что и является целью льгот, предоставляемых для субъектов малого бизнеса. Налоговое бремя в результате перехода на УСНО по объекту налогообложения «доходы минус расходы» уменьшилось на 16 копеек на 1 рубль выручки и составило 0,15. По объекту налогообложения «доходы» - уменьшилось на 22 копейки на 1 рубль выручки и составило 0,09.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что УСНО является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

В случае перехода на упрощенную систему в 2009 г у ООО «Аудит-Профи» существенно уменьшились бы налоги в суммовом выражении, упростилось ведение бухгалтерского учета.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 169.