Выставки и галереи Перми 1990 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1991 году в Перми происходит оформление и складывание новых форм в актуализации изобразительного искусства. Молодые и инициативные авторы и художники формируют новые независимые от государственного финансирования галереи и творческие союзы. Это стало возможным с развитием рыночной экономики, возникновением культурных обменов между городами России и мировыми государствами. Выставочное пространство стало выходить за рамки столичных галерей и салонов. Периферия получила возможность потреблять культурные ценности России, Запада. По аналогии с тенденциями в столице, где в 1990-е годы оформляются и развиваются частные галереи современного искусства, в Перми возникает ряд совершенно новых галерей и выставочных залов. Появление "структур совершенно нового типа, не свойственных художественному официозу"107, - свидетельствует о создании художественного рынка в провинции, удаленной от столицы. Нам кажется важным описать выставки этого периода вне зависимости от их направленности или причастности только к современным формам в искусстве.

Выставочная деятельность в Перми 1990-х гг. может быть разделена на несколько составляющих: выставки в центральном выставочном зале, возникновение новых форм и выставочных площадок, наиболее крупные выставочные проекты.

Центральный выставочный зал был и остается для Перми центральной выставочной площадкой. Для того, чтобы получить признание и известность необходимо выставляться в выставочном зале. С распадом СССР, снятием идеологических рамок стала возможна широкая выставочная деятельность художников находившихся под запретом. Выставки данного периода сменяли одна другую: реалистическую школу, сменяла неоавангардная и так далее.

Первые выставки начала 1990-х годов носят тематический и ретроспективный характер и проводятся в основном в Пермской государственной художественной галерее и центральном выставочном зале- "Пермь и футуристы" (1991) и экспериментальная экспозиция "Миф в искусстве ХХ века" (1991) - и в центральном выставочном зале Перми. Выставка "Пермь и футуристы" раскрывала малоизвестные страницы культурного строительства в Прикамье в первое послереволюционное десятилетие. На ней были представлены работы художников русского авангардизма Д. Бурлюка, В. Каменского, А. Родченко, прикамского живописца П. Субботина-Пермяка. Экспериментальная экспозиция "Миф в искусстве ХХ века" представляла интерпретацию христианских, античных мифов мастерами живописи, графики, скульпторы ХХ века108.

Параллельно с государственными галереями и выставками начинают функционировать частные галереи. В апреле 1991 года в центральном выставочном зале состоялась презентация фонда "Новой галереи". Это первая галерея современного искусства, появившаяся в Перми в начале 1990-х годов. Известные живописцы и графики, члены Союза художников СССР В. Карпов, В. Подкуйко, В. Смирнов и молодые художники С. Глушенко, А. Поломских, С. Стаканов, М. Сурков, сотрудничающие с "Новой галереей", передали ей на хранение свои произведения. Все работы, представленные на выставке, предназначались для продажи. Данная выставка стала одной из первых в условиях нового государства - России.

В феврале 1995 года в центральном выставочном зале прошла выставка "От замысла к воплощению", организованная Западно-Уральской галереей современного искусства (ЗУГСИ). К тому времени данное объединение провело несколько выставок. Пермская пресса реагировала на данную выставку с иронией и недоброжелательностью. Понятие "современное искусство" получило широкое распространение в художественных кругах, однако общественность и часть критиков-традиционалистов выступали против этого термина и против такого искусства в целом. Для того, чтобы проиллюстрировать наши суждения стоит привести цитату из местной прессы того времени.

"Это одна из первых выставок недавно открывшейся галереи. Видимо, пытаясь оправдать термин "современное искусство", вернисаж сплошь составлен из работ, в которых организаторы увидели максимально авангардное расположение формы. Выставка оставила ощущение незаконченности, непродуманности экспозиции, отсутствие концепции и четкого представления: чего же мы в конце концов хотим"109. Несколько особняком в этом контексте стояла портретная графика пермского академического художника О. Коровина (род. 1915), выполненная в традициях русского реалистического искусства. Пресса шумно критиковала современных авторов с их "непонятным творчеством" 110.

Другие журналисты отзывались о выставке с восторгом и одобрением, отмечая среди ее достоинств "необычные контакты со зрителями: беседы, обсуждения, концерты пермской группы "Пагода", экскурсии. Но не просто экскурсии, а костюмированные вводы и выводы, этакие маленькие шоу, представления"111.

Середина 1990-х гг. это уже не время "Бульдозерной выставки" и критики "Выставки в Манеже" - не понятно отношение традиционной части искусствоведов и прессы к термину "современное искусство" и современным авторам. Позволим себе одну аналогию. В 2000 году подобное негативное отношение среди искусствоведов было к понятию медиа-культуры и искусства, к сетевым художникам. Тенденция к неприятию новых форм в искусстве прослеживается в истории Перми последнего десятилетия. Позиция традиционалистов - все, что не традиционно и не принято, не верно и не может называться искусством. Данная тенденция - есть признак периферийности и провинциальности части пермских искусствоведов. "Провинция не выносит одаренных и одновременно неангажированных людей, не принимает сопутствующих им творческих и поведенческих странностей. Она ориентирована на "обкатанное" и узнаваемое"112, - замечает В. Раков.

Вторая половина 90-х г.г. стала периодом бурного проведения выставок в Перми. Даже профессионалам с трудом удавалось следить за работой вернисажей, которые при таком количестве часто открывались одновременно на разных площадках. Это было связано с активизацией деятельности Союза художников, образованием несколько частных галерей.

Данная тенденция к проведению большого числа выставок связана с деятельностью молодых авторов, которых пермская общественность называла "художниками-неформалами"113. Не ожидая помощи властей и поддержки Союза Художников молодые авторы и художники взялись за организацию собственных экспозиций и выставок.

А. Жданова (пермский искусствовед, преподаватель Пермского государственного института искусства и культуры и Уральского филиала Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества), например утверждает, что "весь этот поток "провинциального авангарда" нужен для того, чтобы понять, чего не должно быть".114

В 1998 году в муниципальном выставочном зале открыта посмертная выставка Николая Зарубина (1948 - 1998) при участии его семьи. Большую роль в организации выставки сыграл сын художника Дмитрий Зарубин работающий под псевдонимом Землянин. Концепция выставки опиралась на "пермскую идею" Н. Зарубина. Наиболее ярко ее иллюстрирует картина "Эгрегор Перми", подаренная автором городу на 275-летний юбилей. Нижнюю часть картины занимает легко узнаваемый исторический силуэт Перми. Каждый зритель может поставить на полотне свою точку в знак того, что "в данный момент он рождает энергоинформационное поле, принадлежащее городу Перми115.

На протяжении второй половины 1990-х г.г. в помещениях центрального выставочного зала с определенной периодичностью проходят выставки народного художника России Евгения Широкова (род. 1931) и созданной им школы. Наряду с работами Широкова стоят работы его учеников, студентов-дипломников отделения живописи ПГИИК.

Подведение итогов ХХ века вылилось в целую серию выставок в 2000 году. Такого обилия выставок Пермь не помнит давно. Представлены многие жанры - портреты, пейзажи, натюрморты, космические фантазии, философские видения.

Интересной была и выставка Вячеслава Коротаева, совпавшая с 20-летием творческой работы Вячеслава и его физическим 45-летием, которая состоялась в 2000 году в помещении Выставочного зала. "Во всем, особенно в предметах, валяющихся под ногами, Вячеслав видит смысл, связь и значение, цепочку символов. Коротаев венчает в едином пространстве работы детскую распашонку, шестеренки от часов и перо птицы - и возникает щемящий видеоряд Времени.

Новые формы и выставочные площадки появляются в Перми с уходом распадом СССР. Так же стали проходить и выездные выставки пермских художников. Декабрь 1992 года оказался для них весьма насыщенным месяцем. В Московском манеже завершилась восьмая республиканская выставка художников России, в которой приняли участие пермские авторы В. Жданов, И. Лаврова, Л. Баранова, А. Трубин, Е. Шелонников, Н. Хромов. "Участие в этой выставке, - считает пермский искусствовед О. Власова, - поистине триумф пейзажистов Перми, посвятивших свои работы природе Урала"116. В это же время, в выставочном зале Перми началась работа над большой отчетной выставкой всех пермских художников. Выставка открылась вслед за персональной выставкой живописца и скульптора, председателя Пермской организации Союза художников России Рудольфа Веденеева. Центром экспозиции стал проект памятника жертвам политических репрессий, одобренный А. Солженициным.

В 1994 г. В Перми появляется еще одна выставочная площадка на территории Дома художника (ул. Горького, 27). Она открывается выставкой "Женский портрет", на которой представлены работы девяти пермских живописцев117. С этого момента по нарастающей пермские художники создают площадки для проведения собственных выставок и деятельности художественных сообществ. Участие городских властей в процессе появления новых галерей сводилось к решению вопроса о предоставлении помещений для выставочных площадок.

В 1995 г. в Перми в гостинице "Урал" открывается "Арт-фойе", организованное молодыми пермскими художниками для проведения постоянных выставок и литературных вечеров. Открытие новой выставочной площадки было еще одним шагом в формировании независимого художественного пространства. Пермская пресса достаточно активно писала в те дни об этом событии, так как до этого дня в Перми не существовало альтернативного зала для проведения выставок. Большинство экспозиций и творческих вечеров проводились в Пермской художественной галерее и Центральном выставочном зале на Комсомольском проспекте.

Западно-Уральская галерея современного искусства (1995), уже обозначившая свое существование несколькими экспозициями, обрела постоянное помещение: два зала в гостинице "Урал" - "Арт-фойе". Первая выставка состояла из 2 частей: экспозиция первого зала (В. Смирнов, А. Можарский, А. Побережник, А. Репин, М. Павлюкевич, О. Субботина, - без них не обходился ни один вернисаж новой галереи) сплошь составлена из премьерных работ художников 118 и экспозиция второго зала - персональная выставка Ильдара Манаева под названием "Белая живопись".

Для выставок этого периода были характерны, по оценкам прессы "Вычурно-напыщенное разложение формы и прихотливый узор композиций, выполненный порой с завидной тщательностью". В Перми заговорили о современном пермском авангарде, который обретает собственные залы для своих выставок и акций.

В феврале 1999 года в помещении администрации Свердловского района Перми (ул. Сибирская, 58) прошла выставка Александра Новодворского, известного пермского пейзажиста, представителя реалистической школы в пермском искусстве. Отношение пермской прессы к работам автора пронизано лирикой: "Пейзажи и натюрморты Александра светлы, в них вы словно ощущаете солнечное тепло и ароматы цветов, луговых трав. Всего представлено около полусотни работ. Интересно, что картины Новодворского недавно красовались в городской Администрации и в муниципальном выставочном зале. Сейчас их ждут в Краснокамске. Всем не хватает, видимо, тепла".119

В 2000 году в выставочном зале на ул. Борчанинова, 15 состоялась выставка "Каре" - так назвали свою выставку четыре талантливых, но очень разных по стилю художника. Хоть каждый из них пошел в изобразительное искусство своим путем, все начинали как музыканты и всех сегодня объединяло творческое объединение "Павлин" (1998). Были представлены четыре грани бытия: мысль (космические фантазии Андрея Побережника); чувства (любовь к женщине в изящно-тонких портретах Александра Казначеева); космос (мечты и сны в философских картинах Виталия Ниточкина); фантазия (интеллигентная графика Анатолия Френкеля) 120.

Кроме того, существенным для пермской культуры остается признание современных пермских авторов в столице. Часто без этого признания бывает невозможным существование художника в пермских рамках: публика его просто не замечает. В то время как выставки в Москве и за рубежом служат поводом для новых восторгов в адрес художника. Например, с 14 по 26 ноября 2000 г. в центральном доме художника в Москве состоялась персональная выставка пермского скульптора Алексея Залазаева.

В 2001 году состоялось открытие новый выставочной площадки, салона "Марис" на Комсомольском проспекте близ центрального выставочного зала. "Марис" - это частная галерея, деятельность которой ориентирована на поддержку молодых и талантливых художников Перми.

Тенденции к открытию новых выставочных залов, организации масштабных выставок ориентированных на массового зрителя, позволяет говорить о возрастании интереса к современному искусству в Перми.

Наиболее крупные выставочные проекты этого периода это "Арт-салон" и "Арт-Форум".

"Арт-салон". К 1999 году в Перми складываются условия для создания и проведения масштабных культурных событий в рамках региона. Мы считаем важным отметить одно событие, состоявшееся в начале 1999 года - "Арт-салон", январь 1999 г., место проведения выставочный центр "Пермская ярмарка" и ставшее позднее регулярным.

Коммерциализация искусства в конце 90-х вызвала к жизни такое явление, как массовые выставки. "Арт-салон "Художественное искусство Прикамья на пороге XXI века" (1999) - первая выставка такого плана. Инициатива собрать под одной крышей произведения художественного творчества Прикамья всецело принадлежит крупнейшему пермскому выставочному центру - "Пермской ярмарке". На предложение представить все виды художественной продукции в одном месте активно откликнулись Юрий Лапшин, известный пермский художник и лидер Международной лаборатории современного искусства, Светлана Клешнина, представляющая пермскую частную галерею "До-До" (1996) и др. На этой масштабной выставке были собраны профессионалы и любители самых разных направлений и жанров. Свои стенды были у пермских организаций Союза художников, фотохудожников, дизайнеров России, муниципального выставочного зала, Дворцов культуры, областного творческого центра, Уральского центра поддержки народных промыслов и ремесел, Уральского филиала Российской академии живописи ваяния и зодчества, кафедры дизайна гуманитарного факультета ПГПУ.

Впервые в истории Прикамья под одной крышей были собраны работы признанных и начинающих художников, профессиональных мастеров кисти и талантливых детей, занимающихся в городских изостудиях.

Департамент культуры, Пермская организация Союз художников живо откликнулись на участие в этом проекте. Графики, скульпторы, дизайнеры, мастера декоративно-прикладного искусства получили возможность не только показать свои творения, но найти ценителя, готового заплатить за работу соответствующую цену121.

Выставка вызвала большой интерес у пермского зрителя. На нее пришло рекордное число посетителей. Успешно, как выяснилось, шли продажи в Международной лаборатории современного искусства Юрия Лапшина. Хотя цены были достаточно высокими для среднего покупателя. Среди наиболее значимых фигур этой выставки следует отметить следующих авторов: Алексей Залазаев, Юрий Лапшин, Владимир Наговицын.

"Заметьте, что наша экспозиция выстроена не по принципу арт-рынка, - сказал Юрий Лапшин в интервью корреспонденту газеты "Вечерняя Пермь". - Отбирались работы, которые интересны, прежде всего автору, в которых ему дороги собственные творческие цели и задачи..." 122

В 1999 г. "Арт-салон" объявлен ежегодной выставкой и регулярно проходит в помещении выставочного центра "Пермская ярмарка".

"Арт-Форум", который прошел в декабре 2000 года в выставочном центре "Пермская ярмарка", стал вторым важным событием в художественной жизни Перми.

Типичный пример реализации художественного проекта по "московскому сценарию" - международный "Арт-Форум" 2000 года организованный известным галеристом и художником Мацумаро Ханом вместе с пермской галереей современного искусства "SL GALLERY" под руководством Сергея Шило и Лизы Фокиной. Стоит отметить важную деталь, что выставка не состоялась бы без финансового участия администрации Пермской области и нефтяной компании "Лукойл-Пермь". Уровень организации мероприятия не был бы столь грандиозным и качественным без значительных финансовых вливаний.

Все участники международного арт-форума, проходившего с 13 по 17 декабря в выставочном центре "Пермская ярмарка", вышли на подиум в заключительном перформансе Андрея Бартенева "Нам не хватает неба!". Восемьдесят участников из семи стран мира. Известнейшие и популярнейшие деятели искусства и культуры. Член международного жюри конкурса керамики Мерседес Себастиян Николау из Испании, арткритик Франческа Пиовано из Лондона, художник и скульптор Мацумаро Хан из Москвы, участник знаменитой "бульдозерной выставки" (15 сентября 1974) живописец Александр Юликов, профессор академии керамики Южной Кореи Хун-Чунг Ли из Сеула, знаменитая группа "Митьки" и один из идеологов движения Константин Батынков, художник-акционист Дмитрий Гутов, основатель группы "Цветы" и представитель российского андеграунда Стас Намин, английский дизайнер Эндрю Логан и многие другие.

"Арт-Форум" стал для Перми событием неодинарным. Выставка была примером слияния западных и российских тенденций в современном искусстве. Пермский "Арт-Форум" можно сравнивать по уровню работ только с "Арт-Москвой". Фактически это и было переносом современных веяний в провинциальную среду. По задумке Мацумаро Хана, продюссера данного проекта, это должно было произойти.

Для самого Мацумаро Хана материал является не только средством воплощения, но и своего рода внутренней темой, камертоном образного мира. Художник часто использует импровизацию материала, его непредсказуемость. Предмет у Мацумаро не только выявляет свою скрытую сущность, он обретает символическое значение, характеризуя определенный пласт существования, мир и вселенную. Главная идея художника состоит в том, что он может работать с любым материалом: гипс, железо, дерево, глина, пластик, холст и т.д. Художественная идея может быть выражена в любом материале. Эти принципы Мацумаро Хан предлагает использовать молодым авторам, с которыми он работает.

Стоит обозначить наиболее яркие для восприятия пермяков проекты, выставленные в рамках выставки "Арт-Форум". Данные проекты оказали особое внимание на пермскую общественность. Все они выполнены в соответствии с тенденциями западного искусства и Москвы. Для зрителей многие работы так и остались не понятыми. Таким образом, московское влияние на формы изобразительного искусства в Перми происходит лишь на уровне авторов, художников. Зритель данное влияние пока оценить не может.

"Безумство - лучшая модель познания" - таким был один из лозунгов заключительного: шумного, яркого и шокирующего перформанса Андрея Бартенева. Группа Бартенева представила Перми свою наиболее радикальную авангардную работу. Вместе с тем на широкоформатных экранах демонстрировались самые известные работы Андрея Бартенева, такие как "Гоголь-Моголь".

Коллекция Эндрю Логана (род. 1945), художника, скульптора и ювелира из Лондона была на арт-форуме одной из самых впечатляющих по количеству цветов и красок, которые использовались для создания художественных образов. Эндрю Логан - друг семьи английской королевы Елизаветы II, выпустил несколько творческих проектов вместе с Мадонной.

Федор Додонов - участник международных выставок "Платье года" и "Редиссон Славянский", обладатель Гран-при второго фестиваля авангардной моды. 123

Художники-постмодернисты более активно, чем традиционалисты, выходят на современный арт-рынок. Для их искусства характерно отсутствие социальных амбиций и претензий. В современном искусстве исчезает соотношение автора-демиурга и пассивно внемлющего ему зрителя, читателя. Оно наполняется разными формами коммуникаций, которые являются неотъемлемой частью художественного произведения и замысла автора. Художественное произведение рождается из контакта творца и зрителя, обусловлено уникальностью зрительских ассоциаций. В последнее время изобразительное искусство все чаще выходит за рамки привычной экспозиции, где есть только картина и зритель. Отчасти это происходит потому, что "сегодня, - по словам Ильи Кабакова, - никого нельзя удивить изощренной живописной техникой или необычной цветовой гаммой. Нужно привлечь к себе внимание публики на выставке - и это главное"124 Для этого устроители выставки должны поднять ее до уровня художественной акции.

Отсюда такое явление, как акционизм, то есть не просто выставка, но общение между художником, зрителем и художественными произведениями. Это, например, введение в пространство картины осколков зеркал, когда зритель неожиданно видит сам себя на полотне, рядом с вымышленными персонажами (работы Вячеслава Смирнова). Или необычное пространственное расположение экспозиции, когда зрителю оставляется небольшой проход между объектами, и он поневоле останавливается, задумываясь о следующем шаге, решая для себя уже практически, что является частью объекта, а что нет. Или вместо привычных холстов использованы LCD-мониторы, размещенные в выставочном зале. На них высвечены работы автора (проект пермской галереи "До До" находится в разработке).

Конец 1990-х г.г. и начало нового столетия ознаменован в Перми большим количеством выставок, акций, перформансов. Большинство авторов работают с новыми для Перми, и для России в целом, формами. Художник не ограничен рамками одного холста, работа строится на соприкосновении визуальных, зрительных и чувственных ощущений. Перенимается опыт западных и столичных художников и галеристов.

По мнению галериста и художника Мацумаро Хана, знатока современного европейского и восточного искусства, в XXI веке менталитет художников (и зрителей) изменится, и искусство будет вплотную связано с современными компьютерными технологиями. В связи с этим, будет уже не так важно в какой части мира живет художник, так как ресурсы сети Интернет доступны будут любому пользователю.

Стоит отметить одну из тенденций, которая проявила себя и в Перми. Творчество любого автора идет к универсальности последнего. Возможно вскоре, для художника будет не важен материал, с которым он работает. Воплощение идей может происходить на любом уровне.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.