Пермские 90-е по интенсивности культурной жизни можно сравнить разве что с культурным подъемом начала века: проходят первые свободные художественные выставки, появляются независимые галереи современного искусства, создаются новые экспериментальные театры, студии, печатные издания, открываются новые имена. Изменения в пермской культуре, начавшиеся на волне Перестройки 1985-1989 г., в 1990-х приобретают новое направление и качество, однако все это носит локальный (пермский) характер.
Современную ситуацию в культурной жизни Перми можно проиллюстрировать на примере появления и развития театрального искусства. 1990-е годы стали для данной области значительным шагом вперед. Нам представляется важным рассказать об этом. На примере театрального искусства будет возможен разговор об изобразительном искусстве Перми.
В театральном искусстве Перми в 1990-е появляются новые театральные студии, занимающиеся осуществлением экспериментальных постановок. В сентябре 1992 года свой первый театральный сезон открывают новые театры - театр танца "Русский модерн", художественным руководителем которого стал молодой выпускник Пермского института искусства и культуры Виталий Перебаскин (род. 1972). 79 Сегодня В. Перебаскин продолжает работать со своим коллективом (современное название "Школа современного танца") на территории Областного дворца молодежи.
Профессиональные актеры разных театров Прикамья создают контрактный театр "Большая стирка" (1992) 80. В это же время образуется Новый профессиональный драматический театр (1992) 81. Творческие коллективы этих театров работают над экспериментальными постановками, осваивая творчество зарубежных модернистов начала века.
В 1993 году по инициативе академического театра драмы и пермского драматурга М. Механошина создается "Театральный ковчег"82. Помимо драматических трупп создаются синтетические театры. Например, в том же 1993-м сестры Ева и Лина Павловы создают детский театр моды "Ева Павлова". Концепция этого театра больше сходна с концепцией модельного агентства, где девушки занимаются гимнастикой и учатся ходить по подиуму83. Тенденции к появлению все новых и новых коллективов обоснованы спросом зрителя и интересом со стороны пермской молодежи.
В 1994 создается еще три театральных студии совершенно различных направлений. Это детский театр ледовых миниатюр "Колибри" (1994 г.), руководителем которого стала В. Шилова. Театр существует на базе ледового дворца спорта "Орленок". Комик-театр эксцентрической пантомимы "Цуцики"84 (1994 г.) - первый в Перми театр подобного жанра.
Один из самых скандальных на сегодняшний день пермских театров образуется в 1996 году. Речь идет о Пермском камерном театре (1996). Это частный театр. Такая форма собственности вновь стала возможной в середине 90-х годов ХХ века.
Экспериментальный театр "Люди и куклы"85 создается в 1997 году. Постановки театра носят нетрадиционный характер и отличаются острой злободневностью.
1998 год стал годом создания "Другого театра"86 и контрактного театра комедии под руководством И. Терановского87. Последний работает с профессиональными актерами пермских театров. Такая форма работы как контрактный театр становится в 90-х достаточно популярной в Перми.
Таким образом, в результате ставшего возможным культурного обмена между западной и российской культурами, начинают формироваться совершенно непохожие и оригинальные коллективы. Стоит ввести их в контекст нашей работы, так как данные коллективы принесли и оформили в Перми альтернативное театральное искусство, которое является неотъемлемой частью других составляющих искусства в Перми.
В 1990-е продолжают успешно развиваться два новых театра, созданных еще в середине 1980-х на волне Перестройки. Сегодня, в начале 2000-х эти театры, наряду с классическими театрами - Пермским академическим театром оперы и балета, Пермским академическим театром драмы и Пермским театром юного зрителя, - определяют уровень развития культуры и театральных достижений Перми на общероссийском и даже мировом уровне. Это театр-студия "У моста" (1988) и театр "Балет Евгения Панфилова" (1986). Об этих театрах необходимо, на наш взгляд, рассказать подробнее.
В 1986 г. в Перми была создана группа современного эстрадного танца "Импульс" под руководством Евгения Панфилова (1956 - 2002). Смелые для того времени балетные эксперименты новой группы привлекли к ней внимание прессы. В 1987 г. группа переименована в театр современного балета "Эксперимент"88. Театр успешно развивается, осуществляя балетные постановки в стиле эпохи модерн начала ХХ века. Современная интерпретация классических тем, использование танцевальной стилистики модерн делает спектакли театра актуальными в начале 1990-х. Это подтверждают многочисленный положительные рецензии на спектакли театра "Эксперимент" и премии на различных конкурсах. Так, в 1988 Евгений Панфилов становится лауреатом (третья премия) Всесоюзного конкурса балетмейстеров в Москве89, в 1999-2001 он трижды получает престижную премию на международном конкурсе театрального искусства "Золотая маска". "Спектакли Евгения Панфилова будят множество зрительских ассоциаций, - говорит в одной из рецензий московский балетный критик, кандидат искусствоведческих наук Н. Ф. Дементьева, - рождают разные зрительские версии, и каждая имеет право на существование. Они как нельзя лучше отражают суть сегодняшнего творческого процесса: создание многомерных, разноплановых композиций, имеющих множество интерпретаций" 90.
Успех театра на российском и международном уровнях повышает его популярность в Перми. Но это не меняет в целом ситуацию с помещением для репетиций театральных постановок: балетная труппа вынуждена репетировать в холле одного из пермских дворцов культуры. Такое положение сохраняется вплоть до 1997 г., когда театр получает возможность работать на сцене Пермского академического театра драмы91.
В 1992 году театр современного балета "Эксперимент" (с 1988 г. - театр танца модерн) становится первым в России частным театром92. 1992 год стоит считать ключевым годом в развитии современного искусства Перми - театр становится частным. Характерная только для столицы черта оформилась в Перми. Теперь он переименован в "Пермский городской балет Евгения Панфилова". И лишь в 2000 году он становится государственным учреждением культуры93. Сегодня театр "Балет Евгения Панфилова" - один из театров, определяющих лицо города. После ухода из жизни Е. Панфилова театр продолжает свое существование и развитие.
Сходная судьба и сложности у театра "У моста" (руководитель Сергей Федотов). На первоначальном этапе развития труппа столкнулась со сложностями в работе: отсутствие помещения для работы и финансирования со стороны государства. С 1988 года театр размещался на 3 этаже ДК Телефонного завода (ныне Дворец молодежи Пермской области). Со временем возникла потребность в расширении площадей, но лишь в 1992 году театр получил новое помещение. В 1993 году "У моста" становится муниципальным театром. На сегодняшний день "У моста" - ведущая пермская труппа, популярная за рубежом и очень известная в России.
Таким образом, можно выделить 3 основных направления в развитии театрального искусства Перми 90-х годов. Во-первых, продолжают работать и развиваться в новых условиях, осваивают новые творческие подходы труппы Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермского академического театра драмы и Пермского театра юного зрителя. Во-вторых, создаются новые небольшие экспериментальные театры, ориентированные на узкий круг зрителей. В-третьих, созданные в конце 1980-х годов театр "Балет Евгения Панфилова" и театр-студия "У моста" выходят на российских и международный уровень и становятся ведущими пермскими театрами, развивающими актуальные тенденции в современном искусстве России.
Таким образом на примере развития театрального искусства в Перми можно отметить наличие и развитие новых форм в современном искусстве, которые получили свое развитие в 1990-х гг. в Перми. На первый план выходит не реалистическое искусство. Традиционные формы изживают себя и на смену им приходят более новые формы, вобравшие в себя современные тенденции российского и западного искусства.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 246.