Изобразительное искусство Перми последнего десятилетия ХХ века на сегодняшний день исследовано недостаточно для того, чтобы мы могли классифицировать его основные направления. Мы постараемся избегать категоричных суждений относительно принадлежности авторов к тем или иным художественным течениям, обозначив лишь основные тенденции.
На основе изученных источников можно выделить три главные напрвавления в искусстве Перми 1990-х годов: реалистическая живопись, неоавангардизм и связанные с ним новые формы современного искусства - видеоарт и медиа-искусство. Последние тенденции обнаруживают причастность пермского искусства и культуры к постмодернизму.
Реалистическая школа живописи в Перми связана с именами ведущих старых мастеров - живописца Олега Коровина (род. 1915), который начинал как оформитель театральных постановок, пейзажиста и журналиста Анатолия Тумбасова (1927-2002), начинавшего в 1950-х годах с промышленных пейзажей и народного художника России Евгения Широкова (род. 1931). К реалистическому направлению принадлежат также более молодые художники-пейзажисты В. Жданов, И. Лаврова, Л. Баранова, А. Трубин, Е. Шелонников. Эти художники активно принимают участие в деятельности пермского отделения Союза художников.
Е. Широков, профессор Пермского государственного института искусств и культуры с 1993 года, создал собственную школу живописи. На протяжении 90-х годов в помещениях центрального выставочного зала с определенной периодичностью проходят персональные выставки, выставки его учеников, студентов-дипломников отделения живописи ПГИИК. Реалистическая школа в лице Е. Широкова является востребованной государственными органами власти. Деятельность школы Широкова поддержана на уровне Администраций Перми и Пермской области - финансируется организация и проведения выставок. Так же в 2001 году Е. Широков получил городской заказ на создание галереи портретов пермских градоначальников. В мае 2002 года эта экспозиция открылась в малом зале здания администрации города Перми94.
Академическая живопись в Перми пользуется спросом у зрителя, но существует по инерции, без особого развития, поддерживается государством. Существует материально-техническая база: мастерские, государственные стипендии и премии, государственный заказ. Пермские искусствоведы ориентированы на восприятие реалистической живописи и скептически относятся к новым формам и течениям в искусстве, к постмодернизму в целом.
К неоавангардизму можно отнести все течения в пермском искусстве, выходящие за рамки академической живописи. Деятельность художников-авангардистов отчасти связана с работой Пермской организации Союза художников России. В 1990-е годы творческий потенциал Союза художников определяет поколение 45-50-летних мастеров, которые уже не испытывали такого идеологического давления, выпавшего на долю более старшего поколения. Их творчество складывалось, в основном, в 1980-е годы. Их переход к другому качеству искусства, к независимости от идеологии, проходил не столь болезненно, как у нынешних 70-летних представителей академической школы. Условно внутри пермского авангарда можно выделить несколько составляющих: нон-конформизм, экспрессионистские тенденции, неомифологизм и синтетические опыты, связанные с новыми технологиями.
Движение нонконформистов в Перми представляет Александр Репин, поддержавший данную идею с конца 70-х. В работах этого художника, по мнению некоторых исследователей, можно проследить зарождение современных форм художественного творчества. До 1991 года его формотворчество вызвало неприязнь у многих членов выставкома, в число которого входили представители власти. Ряд произведений 1970-х годов из серии "Предупреждение" экспонировался на выставке "Эпоха. Власть идей. Художник.", которая проходила с ноября 1998 по март 1999 гг. в Пермской Государственной художественной галерее. Бескомпромиссность Репина, его отстаивание права на свободу выбора привлекли к нему молодых художников - Николая Зарубина, Мацумаро Хана, Вячеслава Смирнова и др.
Экспрессионизм представляют в Перми такие авторы, как живописец, заслуженный художник СССР, Юрий Лапшин (род. 1941), Вячеслав Смирнов (род. 1948), Александр Казначеев (род. 1947), музыкант по образованию, Андрей Побережник (род. 1968), Валерий Подкуйко. Для художников характерны эксперименты с формами и изобразительными техниками. Ю. Лапшин, В. Смирнов и А. Казначеев начинали свой творческий путь в театре, создавали оформление театральных постановок и спектаклей. Это способствовало оформлению синкретического мышления этих художников. Творчество данных авторов находится в поиске новых форм для творчества.
Юрий Лапшин на сегодняшний день один из виднейших общественных деятелей Перми. Помимо собственных художественных выставок в Перми, Москве, других городах России, выступает организатором культурных начинаний, фестивалей современного искусства. Летом 2002 года под руководством Ю. Лапшина состоялся международный фестиваль "Железное измерение".
Вячеслав Смирнов отличается в своих работах использованием различных техник и материалов: обугленное дерево ("Боль планеты", 1995), осколки зеркал, актуализируя тем самым игровое начало, характерное для постмодернистских произведений.
Неомифологизм - особенность и черта многих течений пермского искусства. В неомифологизме заложена главная идея этих художников - самобытность их творчества. Среди ведущих мастеров можно выделить работы В. Жданова, И. Лавровой, В. Коротаева (род. 1955), А. Залазаева (род. 1954), О. Хромовой, Н. Зарубина (1948 - 1998), И. Роговой. В работах этих авторов заметны устремления к созданию "нового" мифа - мифологизация культурно-исторического и природного пространства Перми. Творческому переосмыслению в конце ХХ века подвергаются и пермский звериный стиль, и знаменитая пермская деревянная скульптура, и подвижничество исторических деятелей - Стефана Пермского, Строгановых. Активно создаются мифы о так называемом "молебском треугольнике", о месторасположении Перми - "первого города Европы", евроазийском пространстве и пр. В 1991 году Николай Зарубин начал разрабатывать то, что позднее стали называть пермской идеей Зарубина.
В основе этой идеи лежит представление о земле не как о шаре, а как об огромном кристалле, имеющем множество граней. Именно на этих "гранях" из-за их особого энергетического потенциала рождаются новые культурные идеи, гениальные личности (пассионарии), новые творческие идеи. Уральские горы, исходя из этой теории, являются именно такой гранью кристалла земли. Любая творческая личность, будучи проводником космической энергии, притягивается к "месту разлома" (грани кристалла) и питается энергией этой земли. На наш взгляд, данную теорию можно характеризовать как одну из многочисленных интерпретаций популярных изотерических учений. Ее популярность - показатель того, что у зрителя есть потребность к мифологизации окружающей действительности.
Еще одну грань пермского неомифологизма представляет собой так называемая "нументальная философия" Алексея Залазаева. Это уникальный сплав новейших технологий и древних культов. По убеждению скульптора, именно на соединении вечных тем архаичных культурных традиций и приемов работы, синтезирующих весь предшествующий опыт в новейших технологиях, находится нерв современного пластического искусства.
Пластические образы Залазаева геоконструктивны, топологически они принадлежат великим древним цивилизациям. Нигерия, Египет, японская архаика периода Дземон и застывшая древность Пермского периода. Архаический шифр "пермского звериного стиля" стал прообразом деревянных скульптур А. Залазаева.
Пластика Залазаева формируется на контрасте материалов и технологий. Холодный, отстраненный, отражающий никель и теплое, хранящее вековые традиции дерево. Залазаев становится в 90-е годы для Перми характерным примером того, как художник может совмещать творчество и бизнес. Стоит отметить то, что творчество Залазаева на сегодня является одним из самых узнаваемых в Перми.
Новые синтетические опыты авангардистского искусства берут свое начало в среде пермского андеграунда 1970-80 годов. Местный андеграунд - В. Кальпиди (род. 1957), В. Дрожащих, В. Смирнов, П. Печенкин (род. 1956) и др. - не был столь мощным движением, как, например, в Москве, считает исследователь современной литературы, доктор филологических наук М. П. Абашева 95. У него не было возможности для широкого узнавания публикой, однако - это были первые опыты организации новых художественных явлений, акций и перформансов. Это были попытки исследования новых форм, материалов и технических возможностей.
Перформанс - совершенно новое явление для пермского искусства. Главное его отличие от синтетического опыта (синтетизма) в том, что в перформансе задействованы не только материалы, художественные образы и произведения, но и зрители. В перформансе зрителю, как правило, отводится роль одного из соавторов данного произведения.
В 1978 году по инициативе кинорежиссера Павла Печенкина и художника Валерия Жехова возникла группа "Эскиз". Неоднократно "Эскиз" менял статус и состав участников, но всегда был средоточием необычайно насыщенной, живой творческой атмосферы, которую во многом создавало единство литературно-художественной среды. Альтернативное художественное существование молодых пермских "новаторов" носило отчасти компромиссный характер. Духовно-эстетическая оппозиция официальному искусству сопровождалась попытками легализовать свою деятельность - посредством внедрения в официальные структуры, использования аллегорических средств выразительности, содержательного переосмысления доступных форм. Театральный капустник превращался в хеппенинг, в рамки обкомовского семинара творческой молодежи включалась проблематика современного арт-процесса.
Деятельность объединения "Эскиз" на протяжении 1980 годов не была публичной, и поэтому для города Перми процессы создания новых течений в искусстве были не видны. Одно событие стало заметным для Перми и произвело общественный резонанс - показ слайд-поэмы пермских поэтов постмодернистов В. Кальпиди и В. Дрожжащих "В тени Кадриорга" (1982). Нам представляет важным рассмотреть это событие более подробно, так как оно стало одним из проявлений современных тенденций в искусстве Перми.
Премьера слайд-поэмы "В тени Кадриорга" состоялась в январе 1982 года на Областном семинаре творческой молодежи96. Созданное на одном дыхании, это яркое зрелищное аудио-визуальное и литературное действо объединило вокруг себя множество имен и событий, многосторонне характеризующих пермскую художественную ситуацию того времени в ее разнонаправленных тенденциях, конфликтах и поисках компромиссов. Перипетии создания и истории последующих демонстраций "Кадриорга" стали кульминацией в сюжете формирования альтернативной художественно-литературной среды в Перми на рубеже 1970-80-х годов.
Одновременное - объемное - воздействие на зрительное и слуховое восприятие, моделирование на экране многомерной реальности смещало временные ориентиры и втягивало присутствующих в ассоциативное гиперпространство. Моменты хаотической, непредсказуемой динамики, игра цвета и формы, провокация материала, совершаемая художником-режиссером, - все это несло в себе многозначную смысловую нагрузку. Этот новый ракурс мировидения, вообще характерный для "нового" искусства, выразительно представлен, например, художественной фотографией А. Безукладникова и Ю. Чернышова: в увеличенных изображениях насекомых, птиц, бытовых предметов разворачиваются орнаментальные сюжеты, обнаруживается скрытая драматургия. В обнаженной на экране "Кадриорга" молекулярной жизни вдруг обнаружилась самопорождающая творческая активность искусственной среды, вторичной знаковой системы, языка - а это одно из основных положений, на котором вообще базируется современное искусство постмодернизма. С творчеством молодых "восьмидесятников" в пермской ситуации обозначился тот общий философско-эстетический сдвиг, который определяет художественную новизну искусства, занятого поиском вне-идеологических, вне-симулятивных факторов человеческого бытия.
"Спецэффекты" Печенкина произвели "сенсацию" на одном из московских (октябрь 1983 г.) показов поэмы: эстрадные сценографы живо заинтересовались технологической спецификой видеоряда, подозревая наличие дорогостоящей лазерной аппаратуры, но никак не проекторов "Свитязь-Н". Впрочем, и художественный аспект слайд-поэмы был оценен, в частности, корифеем московского авангарда Франсиско Арана Инфанте (1943), который, по приглашению П. Печенкина, приехал на пермский областной семинар творческой молодежи и побывал на премьере "Кадриорга" - в январе 1982 года.
Очередной прокат слайд-поэмы - 7 сентября 1984 года в кафе "Театральное" - задумывался как начало новой программы под общей рубрикой "Синтез в искусстве ХХ века". Но неожиданно стал последним. Дальнейший показ "Кадриорга" был запрещен97.
Сегодня подобные синтетические эксперименты и проекты перешли в область медийной культуры. Медиа-арт как таковой представляет собой смешение разнородных направлений с привлечением в них возможностей телекоммуникаций любого уровня и является на сегодняшний день наиболее перспективным, на наш взгляд, направлением в искусстве.
Видеоарт и медиа-арт являются наиболее современными формами деятельности художников. Самыми яркими представителями этого направления в Перми можно назвать Сергея Тетерина (род. 1969) и Андрея Михайлова (род. 1972). Художники работающие в этом направлении называют себя медиа-художниками или медиа-артистами. Суть этого художественного явления состоит в том, что художник не ограничен рамками одного холста. Рабочей поверхностью могут выступать любые материалы, в том числе и экраны компьютеров, при помощи которых создаются до последнего времени невозможные и своеобразные работы. Медиа-арт это искусство существующее вместе в современными компьютерными технологиями и телекоммуникационными возможностями и различными медиа.
У российского медиа-арта, по мнению пермского медиа-художника Сергея Тетерина, есть одна проблема: все медиа-художники и критики медиа-искусства сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. В крупных же нестоличных городах, таких как Пермь, художественная интеллигенция совершенно не информирована об этом направлении современного искусства.
Среди пермских художников, включившихся в движение медиа-арта стоит отметить следующих авторов: Андрей Михайлов, Олег Кириллов (род. 1976), Алексей Шеремет, Дмитрий Землянин (род. 1972), Андрей Кошкин - все они объединились в 2002 году для проведения первого в Перми "Фестиваля электронного искусства и медиа-арта"98, который проходил в январе-феврале 2002 года в пермской государственной областной библиотеке им. А.М. Горького.
Творчество этих художников в рамках данного фестиваля оформилось в концептуальный эксперимент - инсталляцию электронных работ, по законам театрального перформанса, наполненное светом, музыкой, тонкими вибрациями чувств и переживаний участников акции - актеров и зрителей. Графические работы А. Михайлова из серий "Сфероиды" и "Мандалы Нового Века"99 выполненные исключительно при помощи компьютера создают ощущения присутствия зрителя внутри некой сферы наполненной различными оттенками цветов. О. Кириллов, автор работающий с анимацией и видеоартом, позволяет зрителю окунуться в мир виртуальной реальности с возможность передвижения и полетов по нему - работы из серии "Nucleart"100.
Главная цель художников- познакомить зрителя с электронными работами пермских компьютерных и сетевых авторов - тех, для кого компьютер стал основным инструментом художественного творчества. При этом, планируя процессы, которые должны были произойти на фестивале, организаторы исходили из принципиальных соображений:
Электронные работы не всегда разумно транслировать на традиционные носители (бумага, винил и т.д.), в этом случае они теряют изрядную долю своего воздействия на зрителя. Отсюда - выбранный основным на фестивале метод показа работ - электронные проекции (посредством видеопроектора или компьютерных мониторов).
Создать специальную обстановку, в которой зритель будет более расположен воспринимать все смыслы и эмоциональную составляющую работ. Авторы разработали концептуальный эксперимент: инсталлировать электронные работы в особое пространство, созданное по законам театрального перформанса, наполненное светом, музыкой, тонкими вибрациями чувств и переживаний участников действа - актеров и зрителей. Соединили в зале виртуальную реальность (как аллегорию пространства творческого акта) и конкретную реальность бытия, присутствия в этом теле, времени и протяженности 101.
Тенденции к созданию и построению новых моделей в современном искусстве проявляются в Перми на протяжении последних 5 лет. Это связано с деятельностью в Перми молодых авторов, таких как, например, Сергей Тетерин, Андрей Михайлов и др. Однако существует дисбаланс между современным и традиционным. В предыдущих главах был поставлен акцент на неприятие новых форм, в том числе связанных с использованием коммуникационных возможностей, в искусстве ценителями традиционных форм искусства: пермскими искусствоведами, журналистами, политическими деятелями. Данные тенденции прослеживаются и в настоящее время.
Сергей Тетерин, пермский медиа-художник характеризует ситуацию таким образом: "С подобными выпадами я сталкивался еще в начале 2000 года, когда представлял пермякам свой первый медиа-арт проект "Главные желания 21 века" (1999). Ощущение не из приятных: ведь невежество демонстрируют далеко не самые отсталые люди в городе - журналисты, культурологи, работники культурных организаций. Факт остается фактом: и поныне в Перми ничего не знают ни про российский медиа-арт, ни про фестивали медиа-искусства в Австрии и Германии, да и про московские фестивали сетевого искусства тоже" 102.
Однако интерес есть, у молодой части аудитории он зафиксирован. Молодые пермяки ничуть не хуже молодых берлинцев, рижан или москвичей. Пермские компьютеры не слабее московских или питерских. У пермяков есть все необходимое, чтобы в Перми был свой медиа-арт, как явление в культурной жизни города - были бы выступления медиа-художников, и видео-фестивали, разного рода высокотехнологические шоу, которые есть за рубежом такие, как "Арс-Электроника"103 (ARS-Electronica) и "Трансмедиале"104 (Transmediale).
Важным рубежом в развитии современных форм в искусстве, связанных с телекоммуникациями в Перми стал 2003 год. В апреле 2003 года в Перми состоялся открытый международный фестиваль современного медиа-искусства "Машиниста 2003"105, директором которого выступил Сергей Тетерин. Ведущая тема фестиваля - "Искусственный интеллект в искусстве: лица машинного гения"106. В фокусе внимания - новое взаимодействие машинного и человеческого начал в искусстве и культуре.
Структура работы фестиваля полностью взаимосвязана с коммуникациями и Интернетом. В течение полугода принимались работы, относящиеся к медиа-арту, произведения без жанровых ограничений: видео-работы всех форматов, ви-джейские демо (видеофрагменты для создания видео-шоу в реальном времени), мультимедийные инсталляции (анимированные и статичные электронные работы), нет-арт (сетевое искусство) и веб-арт (Интернет-искусство), музыка и звук, авторский софт (программное обеспечение для художественного творчества), графические и 3D-эксперименты (объемное моделирование в пространстве). Главным критерием оценки поступающих работ была идея нового взаимодействия машинного и человеческого начал в искусстве и культуре.
Таким образом, стоит отметить, что в Перми существует ряд художников работающих с современными технологиями и существует медиа-арт. Молодым художникам удалось выявить и воспринять современные формы мирового искусства и перенести их в контекст современного искусства Перми.
Таким образом, изменения в социальной и экономической сферах, наметившиеся в начале 1990-х годов, повлекли за собой преобразования в сфере культуры в Перми. Несмотря на то, что общий кризис в стране свел финансирование культуры к минимуму, в городе появляются новые экспериментальные театральные коллективы, открываются частные галереи. С одной стороны это указывает на востребованность искусства даже в такое тяжелое время. С другой - на то, что регионы стремятся осваивать культурный опыт столицы, где сходные процессы начались немного раньше.
В Перми одновременно развивается несколько художественных течений. Они, разумеется, выражены не так ярко, как в столице, и дифференцировать их достаточно трудно. Тем не менее, мы выделили их по аналогии с ведущими течениями в русском искусстве. Это реалистическая школа (Е. Широков, А. Тумбасов, О. Коровин), так называемый неоавангард (А. Репин, Ю. Лапшин, А. Залазаев, Н. Зарубин, А. Казначеев, В. Смирнов, А. Побережник) и медиа-искусство (С. Тетерин, А. Михайлов, О. Кириллов).
Пермский реализм, связанный прежде всего с именами старых мастеров, получил не только общероссийское признание, но и пользуется спросом у современного зрителя старшего поколения и пермской администрации.
Художники Вячеслав Смирнов, Вячеслав Остапенко, скульптор-керамист Мацумаро Хан, поэты Владислав Дрожащих, Виталий Кальпиди, Юрий Беликов, журналист и кинорежиссер Павел Печенкин, фотохудожники Юрий Чернышов, Андрей Безукладников - это те, благодаря кому было в значительной мере разрушено представление о провинциальной ограниченности и отсталости пермской литературы и искусства на российском уровне. В их творчестве обозначились тенденции, актуальные для современной художественной эпохи в целом, произошел сдвиг культурного хронотопа, что в определенной степени синхронизировало художественные процессы центра и периферии.
Стоит сделать вывод о том, что в Перми современные формы в искусстве нашли благоприятную почву для развития. Современные авторы, работающие в области изобразительного искусства, начинают использовать в своих работах возможности современных технологий и различные формы коммуникаций. Тенденция к этому заложена на уровне всего современного искусства и Пермь в этом смысле, стоит в ряду прочих городов.
Однако эстетический опыт среднего провинциального зрителя едва ли охватывает культурные явления за пределами школьной программы. Поэтому развитие самобытного регионального искусства на сегодняшний день является одной из актуальных проблем. Отчасти решение этой проблемы заняты городские власти. Далее пойдет разговор о характеристике взаимодействия деятелей культуры и городских властей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.