К основной группе относят учащихся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К подготовительной группе относят учащихся без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограниченных физических нагрузок.

Учащиеся основной и подготовительной групп посещают занятия физической культуры, сдают нормативы (для подготовительной группы нормативы снижены).

Согласно проведенному анкетированию распределение респондентов по физкультурным группам представлено в таблице 12.

Таблица 12

Распределение студентов по физкультурной группе

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%) Основная группа 77 77,0+4,2 105 38,1+2,9 Подготовительная группа 12 12,0+3,2 69 25,0+2,6 Специальная группа 10 10,0+3,0 99 35,9+2,9 Освобождены от занятий 1 1,0+1,0 3 1,1+0,6 Всего 100 100 276 100

В работах многих ученых за рубежом и в нашей стране было убедительно доказано, что у людей с недостаточно развитой мускулатурой, слабых в физическом отношении в пять раз чаще, чем у лиц тренированных и имевших развитую мускулатуру тела, встречались случаи психических срывов, тяжелых неврозов, резкого снижения трудоспособности. Таким образом, регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием: те, кто имели пропорционально развитую мускулатуру за счет регулярных тренировок, гораздо лучше учились, больше успевали сделать на занятиях, скорее выполняли домашние задания, меньше уставали на занятиях и быстрее восстанавливали способность усваивать новый материал. С чем это связано?

Известно, что только около 10% нервных клеток коры головного мозга участвуют в процессах умственной деятельности человека. Остальные нейроны отвечают за работу других органов, в том числе управляют работой мышц. С периферии, т.е. от всех органов и систем, особенно от мышц и всего опорно-двигательного аппарата, в кору головного мозга поступает множество импульсов, значение которых исключительно велико для обеспечения процессов, связанных с мышлением и устойчивой аналитической деятельностью мозга. Если головной мозг лишить этой периферической импульсации, то вскоре все процессы, обеспечивающие мыслительную деятельность, затухают, кора головного мозга как бы отключается, и человек просто засыпает.

Следовательно, движение, вообще любое мышечное напряжение – необходимое условие для успешной плодотворной и, что самое главное, продолжительной и устойчивой работы мозга.

Утомление, которое испытывает каждый после напряженного трудового дня, связано, прежде всего, с усталостью коры головного мозга в результате снижения потока импульсов с периферии, понижения уровня глюкозы и кислорода в крови, накопления в организме остаточных продуктов обмена веществ – метаболических шлаков.

Самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству, красоте и долголетию – высокая физическая активность.

 

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

Серьезной проблемой современности являются вредные привычки, которые наносят ущерб здоровью. Значимым звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики). Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье.

Курение неоднократно характеризовалось как «один из факторов, представляющих наибольшую опасность для здоровья в настоящее время», а также как одна из основных причин случаев смерти, которые можно было бы предотвратить. Данные, полученные исследователями, свидетельствуют о том, что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких опасных для жизни заболеваний, как хронический бронхит, эмфизема легких, сердечно-сосудистые заболевания т рак легкого.

Анализ ответов респондентов показал (табл.13): не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно.

 

Таблица 13

Курение среди респондентов

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%) Не курю 52 52,5+5,0 273 81,7+2,1 Курю менее 1 года 2 2,0+1,4 2 0,6+0,4 Курю 1 – 5 лет 20 20,2+4,0 21 6,3+1,3 Курю 6 – 10 лет 16 16,2+3,7 6 1,8+0,7 Курю более 10 лет 2 2,0+1,4 2 0,6+0,4 Курю нерегулярно 7 7,1+2,6 30 9,0+1,6 Всего 99 100 334 100

 

Из числа курящих юношей выкуривают менее полпачки 30,4+6,8%, девушек – 80,3+5,1%, одну пачку – 34,8+7,0% и 1,6+1,6% соответственно. Основная масса юношей начала курить после 15 лет – 73,9+6,5%, девушек – 58,7+6,2%. Одинаковое количество юношей начало курить в возрасте до 15 лет и после 20 лет – 13,0+5,0%. 12,7+4,2% девушек начали курить в возрасте до 15 лет, 28,6+6,0% - после 20 лет. Стаж курения у некоторых достиг уже более пяти лет. Юноши более часто курят, что является статистически достоверным (t=2, p<0,05).

Не менее опасна алкоголизация молодежи, нарастающая весьма высокими темпами. Причин для этого явления вполне достаточно: это неумение занять себя в свободное время, отсутствие клубов по интересам, частые праздники, поиск путей самоутверждения в обществе и подражание взрослым.

Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Впервые попробовали спиртные напитки в возрасте после 15 лет 74,4+4,8% юношей и 69,2+2,9% девушек, до 10 лет – 3,7+2,1% и 2+0,9% соответственно. Юноши наиболее часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно (t=3,2, p<0,001).

Проблему преодоления алкоголизации общества в целом и молодежи в частности, необходимо ставить на одно из первых мест в масштабе государства.

Из числа опрошенных не употребляют наркотические средства 98,0+1,4% юношей и 98,2+0,7% девушек. Изредка – 2,0+1,4% и 1,2+0,6% соответственно. В числе регулярно принимающих наркотики юношей не оказалось, девушек – 0,6+0,4%.

Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ (таблица 14).

Таблица 14

Причины вредных привычек

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ 52 52,0+5,0 134 49,4+3,0
Неустроенность быта и досуга 11 11,0+3,1 27 10,0+1,8
Отсутствие нормальных механизмов релаксации 22 22,0+4,1 47 17,3+2,3
Интерес 11 11,0+3,1 47 17,3+2,3
Семейные традиции 4 4,0+2,0 16 5,9+1,4
Всего 100 100 271 100

 

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Жизнь всех людей, независимо от их возраста, определяется условиями того общества, в котором они живут. Развитие людей, их социальное положение, характер их повседневной жизни, их стремления, возможности и здоровье – также зависят от природы общества, в котором они живут.

Возможно, молодые люди хотели бы изменить этот мир, в котором им приходится жить, однако, их собственная жизнь во многом уже предопределена и контролируется их социальным окружением.

Специальность медицинского работника по призванию выбрали 57,0+4,9 % юношей, 53,1+2,7% девушек, прочие – 24,0+4,3% и 22,6+2,3% соответственно.

Планы на будущее имеют 97,0+1,7% юношей и 94,3+1,3% девушек, не имеют планов - 1,0+1,0% и 3,9+1,1% соответственно, живут одни днем – 2,0+1,4% и 1,8+0,7% студентов соответственно.

Одна из проблем, которая вызывает большую озабоченность у студентов, - это безработица. Несмотря на то, что усовершенствование систем среднего и высшего образования привело к повышению уровня профессиональной подготовки молодых людей, их возможности найти работу весьма ограничены. Тем не менее 81,8+3,9% юношей-студентов и 83,2+2,0% девушек считают, что найдут работу по специальности, не уверены в этом – 7,1+2,6% и 11,4+3,0% соответственно, будут менять профессию – 8,1+2,7% и 2,1+0,8% соответственно, не хотят быть медицинским работником – 3,0+1,7% и 3,3+1,0% соответственно.

Нельзя забывать, что в личностном плане эмоциональное воздействие невозможности найти работу глубоко и имеет далеко идущие последствия, а часто оно привод человека к отчаянию. Среди безработных молодых людей часты случаи психических расстройств, из которых примерно три четверти приходится на долю депрессии.

Основными причинами нежелания работать медицинским работником студенты считают низкую заработную плату – 38,9+5,1% юношей и 37,4+3,1% девушек, неуважение к профессии со стороны общества и государства – 32,2+4,9% и 26,9+2,9% соответственно, риск профессиональных заболеваний – 16,7+3,9 и 24,8+2,8% соответственно, скользящий график работы с ночными сменами – 6,7+2,6% и 8,0+1,8% соответственно, тяжелый физический труд – 5,6+2,4% и 2,9+1,1% соответственно.

Среди студентов осведомлены о риске профессиональных заболеваний во время работы медицинскими работниками – 68,4+4,8% респондентов, имеют поверхностные знания – 31,6+4,8% по этому вопросу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях увеличивается социальная значимость высшего образования, обеспечивающего профессиональный уровень подготовки молодежи по индивидуальным возможностям и запросам. Учебные заведения особой формой и содержанием учебно-воспитательного процесса должны помогать студентам в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Хорошее здоровье необходимо студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей работы по сохранению здоровья населения. Кроме того, перспективы развития системы здравоохранения и социальной сферы в целом требуют усиления работы по формированию общемедицинской и профессиональной культуры медицинского работника, воспитания устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники личным примером и собственным убеждением могли воздействовать на здоровье общества, несли принципы ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья студентов и улучшению их физического развития необходимо исходить из признания того, что только совокупные действия таких условий воспитания, как здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности воспитателя и его деятельности, эффективная организация социального развития, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность воспитуемых может дать положительный воспитательный эффект и способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. Усилия преподавателей медицинских учебных заведений должны быть направлены на подготовку компетентных, современных медработников, которые умеют правильно взаимодействовать с пациентами, их семьями и коллегами по работе.

Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (характера питания, стрессов, условий жизни, учебы и профессиональной деятельности), поэтому изменения (улучшение) здоровья зависит от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями существования. Учиться управлять своим здоровьем необходимо с момента рождения, а успех этой учебы зависит, кроме врачей, от знаний и умений родителей и учителей. Таким образом, на первое место необходимо выдвинуть формирование, сохранение и укрепление здоровья молодежи, и, в первую очередь, самими студентами.

ВЫВОДЫ

 

1. Среди опрошенных респондентов было выявлено 25,3+3,2% студентов, имеющих хронические заболевания. Из них 53,7+4,5% состоят на диспансерном учете. При этом, как показывают полученные данные, число студентов, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет – с 17,4% в 2003 году до 28,4% в 2004 году.

2. Из факторов, мешающих заниматься своим здоровьем, студенты отметили недостаток времени – 35,0+1,5%, материальные затруднения – 19,0+1,2%, отсутствие условий – 17,3+1,2%, и лень – 16,9+1,2%.

3. Задумываются о своем здоровье 17,0+0,8% опрошенных студентов, считают себя здоровыми 11,2+0,7%, занимаются спортом 8,7+0,6%, воздерживаются от вредных привычек 13,0+0,7%.

4. Анализ ответов респондентов показал: не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно. Юноши курят более часто, что является статистически достоверным. Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Юноши более часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно. Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ.

5. Свободного времени у учащихся недостаточно. Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями – 21,1+1,1%, спать – 19,3+1,1%, т.е. досуг молодых людей не обеспечивает восстановление затраченных сил после учебной деятельности. Для оптимального восстановления сил молодежи необходимы занятия физкультурой и спортом, а из опрошенных студентов лишь 11,3+1,3% занимаются утренней гимнастикой. Ходят на занятия физкультурой 54,0+2,1% студентов, посещают спортивные секции 34,7+2,0%.

6. Питание студентов однообразное и беспорядочное. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время.

7. Что касается репродуктивного здоровья студентов, то 68,7+2,2% живут половой жизнью, причем большинство из них имеют постоянного полового партнера – 84,4+2,1%. Из живущих половой жизнью 82,9+2,2% применяют методы контрацепции.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аветисян, Л.Р. Изучения влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. – 2001. – №6. – С.48 – 49.

2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании / Л.Н. Анисимов // Юридическая литература. – М., 1998. – С. 176.

3. Белов, В.Б. Уровень образования и самооценки здоровья населения / В.Б.Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2003. – №1. – С. 14 – 19.

4. Ботникова, Е.А. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения: автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.А.Ботникова. – Ижевск, 2002.

5. Ваганова, Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студен­ческой молодежи г. Челябинска / Л.И. Ваганова // Учащаяся моло­дежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. – Челя­бинск, 2000. – С 178 – 180.

6. Ваганова, Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л.И. Ваганова. – Уфа, 2003.

7. Вишняков, Н.И. Профилактика и диспансеризация студентов в современных условиях / Н.И. Вишняков, Л.В. Кочорова, Н.Ю. Колесникова, Ж.С. Деркун // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. Материалы всероссийской научной конференции. – М., 2007. – С. 142 – 144.

8. Горбач, Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов / Н.А.Горбач, А.В.Жарова, М.А.Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации. М. – 2007, №2 – С. 43 – 46.

9. Гринина, О.В. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи / О.В. Гринина, Е.И. Русанова // Здоровье студентов: сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – С. 138 – 141.

10.Денисова, Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов.: автореф. дисс. … канд. мед. наук / Денисова Д.В. – СПб, 2001. – 152 с.

11.Еремкин, А.И. Концепция здоровьесберегающих технологий в университете: Учебно-методическое пособие / А.И. Еремкин, С.И. Егорев, В.В. Костыгина, И.В. Матвеева. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 32 с.

12.Ивахненко, Г.А. Особенности самосохранительного поведения московских студентов: социологический анализ / Г.А.Ивахненко // Социология медицины. М. – 2007, №2, – С. 56 – 58.

13.Игнатова, Т.Н. Изучение здоровья студентов многопрофильного вуза и анализ факторов его определяющих / Т.Н. Игнатова, Д.Г. Деря­бин, А.В. Котляров // Здоровье и образование в XXI веке: науч. тр. 4-й междунар. науч.-практ. конф. – М., 2003. – С 268 – 269.

14.Камаев, И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И.А.Камаев, О.Л.Васильева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. №1. С.26 – 29.

15.Камаев, И.А. Медико-организационные аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений / И.А.Камаев, О.Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. №4. С.35.

16.Кучеренко, В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов, условия и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением – М., 2004. № 3 (16) – С. 47 – 50.

17.Лисицын, Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение РФ. – 1998. – №4. – С. 49 – 52.

18.Лисицын, Ю.П. О концепции стратегии охраны здоровья / Ю.П.Лисицын // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – № 2. – С. 10.

19.Макарова, Т.Н. Образование и здоровье / Т.Н.Макарова // Материал Всеросс. научн.-практ. конф. – Пермь, 2002. – С.231 – 232.

20.Максимова, T.М Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи / T.М. Максимова // Здравоохранение РФ – 2002. – №2. – С. 40 – 43.

21.Медик, В.А. Современные подходы к изучению заболеваемости населения / В.А.Медик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2004, №1. – С. 6 – 9.

22.Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (клинические описания и указания к диагностике) / ВОЗ. – СПб.: АДИС, 1994. – Т. 1,2.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.