Основы здорового образа жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность ка­ждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гипо­динамией, перееданием уже к 20 - 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каж­дого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, зака­ливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной ги­гиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоро­вья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на прин­ципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, за­каливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравствен­ное, психическое и физическое здоровье.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, созда­ет условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жиз­ни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв ор­ганизма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предполо­жим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физиче­ской работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении ка­чественных пределов их функция.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на под­системы:

1.Биохимические резервы (реакции обмена).

2.Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).

3.Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющимися источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пище­вых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспорти­ровку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружаю­щей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здо­ровья людей, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачествен­ных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а за­грязнение вод - на пищеварение, резко ухудшается общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, получен­ное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.

Кроме того, необходимо учитывать еще объективный фактор воздейст­вия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные струк­туры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важней­ших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, проте­кающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового об­раза жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими уп­ражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двига­тельных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных из­менений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие че­ловека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоро­вья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения, Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут слу­жить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания, как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной зашитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникно­вению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эф­фективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается несолидное научное обоснование.

Способ достижения гармонии человека один - систематическое вы­полнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и сущест­венно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являют­ся физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовлен­ность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными ре­зультаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражне­ниями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей фор­ме на протяжении длительного времени.

Изменения физиологических функций вызываются и другими факто­рами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах пита­ния витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раз­дражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо уг­нетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важ­ных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосаб­ливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические уп­ражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависи­мость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническо­му единению с природой.

Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психи­ку новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражне­ниями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразова­ние и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечиваю­щие максимальные условия для занимающихся физической культурой и спор­том.

Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедея­тельности важно и необходимо.

Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, уве­личивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В свя­зи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучша­ются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совер­шенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний; Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмеча­ется повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интен­сивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеоро­логических факторов.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включа­ет в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное че­редование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное не­досыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ос­лабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

 

1.4. Основные принципы распределения студентов и учащихся на медицинские группы по физической культуре

 

В учебных заведениях для обязательных занятия на уроках по физиче­ской культуре и внеклассных спортивных занятий всех учащихся и студентов в зависимости от состояния здоровья и физического развития распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной медицинской группе относят учащихся и студентов без от­клонений в состоянии здоровья и физическом развитии, а также с незначи­тельными отклонениями, но не отстающих от своих сверстников в физической подготовленности. Учащимся и студентам этой группы разрешают занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовке и сдаче норм соответствующего комплекса БГТО и ГТО, тренировки и соревно­вания в каком-либо виде спорта. При этом надо учитывать противопоказания к отдельным видам спорта. Например, при нарушениях осанки и не прогресси­рующих функциональных сколиозах (1 степень) не следует заниматься вело­спортом, боксом и греблей; при перфорации барабанной перепонка противо­показаны водные виды спорта, при близорукости нельзя заниматься веломото-спортом, боксом, прыжками в воду и на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом и тяжелой атлетикой, при ожирении не рекомендуются прыжки в длину и высоту, спринтерский бег, акробатика, спортивная и художественная гимнастика.

К подготовительной медицинской группе относят учащихся и студен­тов, имеющих отклонения в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, но не имеющих достаточной физи­ческой подготовленности для выполнения программы физического воспита­ния в обусловленные сроки, являющимися противопоказанием к участию в спортивных соревнованиях. Учащиеся и студенты этой группы посещают уро­ки по физической культуре в соответствии с учебным расписанием вместе с учащимися и студентами основной группы, но физическая нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений (бег, прыжки и др.) для них снижается. Сроки сдачи учебных нормативов и нормативов соответствующей ступени комплекса БГТО или ГТО удлиняют. Они не участвуют в спортивных соревнованиях. С ними проводят дополнительные физкультурные занятия по общеукрепляющей методике и другие оздоровительные и лечебные мероприя­тия. При улучшении общего состояния и физической подготовленности уча­щихся и студентов после дополнительного медицинского обследования пере­водят в основную группу.

К специальной медицинской группе относят учащихся и студентов со значительными отклонениями постоянного или временного характера в со­стоянии здоровья или физическом развитии, являющимися противопоказани­ем к занятиям физической культурой по учебной программе, но не препятст­вующими посещению школы и выполнению общеобразовательной програм­мы. Физкультурные занятия с учащимися и студентами специальной группы проводят во внеурочное время по особому расписанию в соответствии со спе­циальными программами, учитывающими характер и степень отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, или они посещают занятия лечеб­ной гимнастикой в медицинских учреждениях. По мере улучшения здоровья и физической подготовленности их можно переводить в подготовительную, а затем в основную группу. После перенесенных острых заболеваний и травм необходимо временное полное освобождение от физкультурных занятий, ко­торые следует заменить лечебной гимнастикой. Сроки возобновления физ­культурных занятий зависят от тяжести заболевания, решаются строго инди­видуально и колеблются от одной недели до нескольких месяцев.

 

1.5. Состояние здоровья студентов, обучающихся в медицинских

Учебных заведениях

 

Важнейшей составной частью социальной и экономической стратегии государства является подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студенческой молодежи.

В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди составляют 30% населения земного шара - 1 млрд. 445 млн. человек.

Единая точка зрения в классификации возрастов отсутствует, хотя не вызывает сомнения тот факт, что в разных возрастных группах факторы, влияющие на уровень здоровья, оказывают различное воздействие. Каждая возрастная группа отличается «персональными» характеристиками, определяемыми социальной ролью ее представителей. Исходя из общности социальных факторов, к категории молодежи большинство исследователей относит людей в возрасте от 16 до 29 лет. [3]

Понятие молодежи как самостоятельной группы населения связано, прежде всего, с достигнутой на рассматриваемый исторический момент ее социально-экономической зрелостью, а также совокупностью личностных особенностей и отличительный черт. Специфика группы заключается в том, что именно в этот период закладывается фундамент идейно-политических, трудовых, нравственных позиций, а также здоровья.

Вместе с тем для социально-демографической группы, относимой к молодежи, характерно максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую, обозначаемых психологами как дезорганизация ближайшей социальной среды. К таким переходам относятся окончание школы, поступление в учебные заведения, начало производственно-трудовой деятельности. В течение этого периода происходит формирование семьи, рождение детей, что также требует качественной перестройки всего уклада и ритма жизни. Контингент молодежи неоднороден - это учащиеся школ, училищ, молодые рабочие, работники образования, культуры, сферы обслуживания, медицинских учреждений. Каждая из этих групп имеет специфические черты и особенности, которые требуют дифференцированного подхода при определении форм и методов сохранения и укрепления здоровья. [10]

С точки зрения демографической ситуации, складывающейся сегодня, следует отметить, что на протяжении ближайших 2-3 десятилетий происходит непрерывное уменьшение доли молодых в возрастной группе населения. Иными словами, процесс демографического старения будет продолжаться, а темпы прироста общей численности населения падать.

Молодежь — будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Её отдача обществу в условиях ускорения социально-экономического развития страны нужна уже сейчас. И только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии справиться с возложенными на нее задачами.

Научно-технический прогресс приводит к изменению условий и ускорению темпов труда и жизни, существенно и быстро меняет окружающую человека среду. Ускоряющимися темпами развивается экономика, наука, медицина, техника. Рост городов, стремительно возникающая автоматизация и механизация производственных процессов, снижение физической и повышение нервно-психической нагрузки, развитие средств транспорта и связи, информационный бум - всё это вместе взятое создаёт новую экологическую, психологическую и социальную среду, в которой живет современный человек.

Эта среда непосредственно влияет, с одной стороны, на здоровье молодежи, возникновение и распространение в её среде различных заболеваний и, с другой стороны - на возможности их профилактики и лечения. Таким образом, объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований к поддержанию, сохранению и укреплению здоровья. [5]

Отечественную систему образования и воспитания можно сегодня в целом охарактеризовать как кризисную. Из сферы политики и экономики кризис перешёл в область культуры, образования и воспитания. Успех обучения и воспитания во многом обусловлен функциональными и адаптивными возможностями организма, уровнем физической и умственной работоспособности, состоянием здоровья обучающихся.

Анализ состояния здоровья некоторых социальных групп молодёжи показывает, что из 1000 учащихся ПТУ и школьников 601 являются здоровыми, 227 - практически здоровыми и 172 - больными, среди студентов техникумов соответственно 411, 337 и 252 и среди студентов вузов 381 здоровы, 377 практически здоровы и 242 больны.

Распространение патологических состояний среди молодежи имеет ряд закономерностей, связанных с функциональным состоянием организма, особенностями образа жизни, а также организацией медицинской помощи. Среди лиц в возрасте 15-19 лет наиболее часто распространены болезни нервной системы и органов чувств, пищеварения и дыхания. Углубленный анализ перечисленных классов болезней по нозологическим формам показывает, что в возрасте 15-19 лет наиболее часто встречаются аномалии рефракции, пародонтоз, кариес и другие болезни зубов, болезни опорного аппарата, гипертрофия миндалин и хронический тонзиллит. Значительную долю в структуре составляют неврозы, нетоксический зоб и тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, воспалительные заболевания почек. [16]

В настоящее время, абитуриенты, поступающие в средние учебные
заведения «тестируются» на вступительных экзаменах только интеллектуально, без учёта состояния здоровья и физического развития. В такой ситуации физическая подготовленность личности нивелируется, в результате чего набор студентов неоднороден по состоянию здоровья. Поэтому чрезвычайно важно является совершенствование диспансерного наблюдения с применением различных форм скрининга, разработкой научно- обоснованных прогнозов, ранней диагностики состояния предболезни и определение адаптационных возможностей организма.

Студенческая молодежь выделяется как особая профессиональная группа. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения социальных условий и снижения долей физической активности в распорядке дня, приводят к срыву адаптационных процессов, а за этим и к возникновению различных изменений в состоянии здоровья. Поэтому в свете проблемы мониторинга здоровья, прогнозирования его состояния, остается насущным вопрос о стандартизации его показателей, о количественной оценке адаптивных возможностей организма, о выявлении факторов, влияющих на формирование здоровья. [10]

Высокий уровень заболеваемость, склонность к хронизации ряда болезней, обилие факторов, негативно влияющих на состояние здоровья студентов в современных неблагоприятных условиях, обусловливают необходимость совершенствования системы профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий на всех этапах медицинского обслуживания студенчества (здравпункт, студенческая поликлиника, стационар) с учётом различий в уровнях здоровья, условиях обучения, образе и условиях жизни юношей и девушек.

Анализ литературы по проблеме охраны здоровья студентов позволил установить, что в настоящее время не выработано единого методического подхода к вопросам организации медицинского обслуживания студенчества. Утвержденное Минздравом «Положение о городской поликлинике, оказывающей помощь студентам высших и средних специальных учебных заведений» (1985 г.), к сожалению, не акцентирует внимания на структуре прикрепленных контингентов, что ведет к вольному комплектованию их при организации таких ЛПУ.

Таким образом, на сегодняшний день нет единого организационного подхода к структуре студенческих здравпунктов, поликлиник и больниц. Как показывает практика, такие ЛПУ создаются по принципу и подобию территориальных, обслуживающих взрослое население. Вследствие того, что не в полной мере учитывается возрастная специфика рассматриваемого контингента, лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, проводимые данными учреждениями в отношении студентов, не всегда достигают поставленных целей. [14]

В настоящее время выделяют несколько причин неблагоприятной динамики состояния здоровья студентов. К ним относят факторы (рис 2), которые определяют влияние образовательной среды учебного заведения на здоровье студентов, потому что:

1)70,0% времени бодрствования студенты проводят в образовательном учреждении;

2) эти влияния длительны, систематичны и непрерывны. ХХ24ЪХ

 

 

 

 


Рис. 2 Факторы, определяющие влияние образовательной среды, на здоровье студентов

 

Анализ результатов медицинских осмотров, проведенных до поступления в ВУЗ, показывает, что в среднем у каждого будущего студента было 1,6 заболеваний, зарегистрированных в детские и школьные годы. В структуре указанной патологии ведущую роль играют болезни органов дыхания, на которые приходится половина от общего количества зарегистрированных при профилактических осмотрах заболеваний. Второе ранговое место занимают инфекционные болезни, которыми в школьном возрасте переболел каждый восьмой студент. Далее идут болезни органов пищеварения, глаз и придаточного аппарата, а также травмы. Что касается заболеваемости студентов в периоде обучения, то её уровень является сравнительно низким. Так, заболеваемость по обращаемости студентов на 1 - 3-х курсах составляет 295,0 случаев на 1000 человек. В её структуре основное место отведено также болезням органов дыхания. На этом фоне отмечается постепенное увеличение частоты заболеваний органов пищеварения, мочеполовой системы, болезней крови и эндокринной системы.

Особое место в исследовании заболеваемости занимают взаимосвязи между занятиями спортом, состоянием здоровья и успеваемостью студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство из них (две трети) достаточно здоровы для того, чтобы посещать основные группы занятий физкультурой. Тем не менее каждый третий студент является носителем хронического заболевания, позволяющего ему посещать только группу ЛФК. Согласно полученным данным, 64,7% обследованных студентов вообще не занимаются спортом.

Исследование особенностей образа жизни показало, что курят 28,4% опрошенных студентов, а злоупотребляют спиртными напитками - 36%. Тревожность этой, информации повышается при сравнении с другими компонентами здорового образа жизни: занимаются физическими упражнениями, делают зарядку только 20,5% опрошенных, посещают спортивные секции - 6,8%, занимаются бегом, трусцой - 2,5%, стараются соблюдать режим дня — 17,8%, следят за своим питанием — 14,5%, регулярно консультируются с врачом - 8,3%. Согласно результатам исследования, причина наличия вредных привычек студентов - стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенность быта и досуга, отсутствием нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при такой интенсивной работе, какой является усвоение современных учебных программ.

Здоровье человека - сложный феномен, изменяющийся под влиянием большого количества взаимосвязанных факторов, действие многих из которых до сих пор недостаточно оценено количественно. Обобщение результатов исследований, проведенных другими авторами, позволяет выделить 6 основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на уровень и динамику заболеваний студентов: это перенесенные раннее заболевания; бытовые условия; место жительства; физическое развитие; курение; употребление алкоголя. [20]



Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.