Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека закладывается в детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него ус­ловий окружающей среды.

Еще в начале XX столетия известный русский педиатр Н. П. Гундобин говорил: «Задача современной медицины, в широком значении этого слова, - предупредить развитие болезни. К кому же, как ни к детям, она должна быть применена, к детям - будущим членам общества».

Соответственно здоровье наших учащихся уже предопределено и скла­дывается из того уровня здоровья, которое дала ему семья, детский сад, шко­ла, общество. А состояние здоровья учащихся уже на протяжении десятка и более лет желает быть лучшим.

Обоснованную тревогу вызывает состояние детей и подростков, в ча­стности, исследования проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, позволяют констатировать, что по уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники мало отличаются от городских. Серьез­ные опасения вызывает резкий подъем частоты социально - обусловленных болезней, распространение экологически детерминированных заболеваний и значительно ухудшившиеся в последнее десятилетие показатели физического развития детей. Болезни, характерные для технократической цивилизации, не обошли стороной и нашу страну. Число детей и подростков, страдающих хро­ническими заболеваниями, стремительно растет. Уже при поступлении в шко­лу эти болезни выявляются у 15 - 20% детей, а к окончанию школы показате­ли увеличиваются вдвое. Наибольшее распространение и бурный рост имеют аллергические и гастроэнтерологические заболевания, что ставит перед со­временной школой еще одну сложную задачу - решение проблемы организа­ции сбалансированного питания для таких детей. С начала 1990-х годов более, чем в 3 раза увеличилось число школьников, имеющих сердечно-сосудистые заболевания.

Взрыв наркомании и алкоголизма среди детей и подростков - началь­ные реалии, с которыми приходится ежедневно сталкиваться в процессе обу­чения и воспитания современному педагогу.

По данным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здраво­охранением им. Н.А. Семашко, в настоящее время национальная политика здравоохранения во многих странах мира развивается под ощутимым влияни­ем Глобальной и региональных стратегий Всемирной Организации Здраво­охранения по достижению здоровья для всех. Улучшение показателей здоро­вья в основном достигается через решение следующих реальных практиче­ских задач: укрепление и расширение приверженности населения здоровому образу жизни, снижение распространенности вредных для здоровья привычек, поведения и питания, оздоровление окружающей среды.

Т. Williams (1975) отметил, что общество, которое игнорирует важ­ность гигиенического воспитания среди школьников и студентов, занимает очень низкую ступень по отношению к ценностям своего собственного здоро­вья, счастья и благосостояния.

Валеологическое образование и воспитание учащихся - это в большей степени проблема медико-педагогическая, так как затрагивает вопросы фор­мирования типов поведения человека. На 8-ом Пироговском съезде врач доктор А.В. Зак отметил, что школа есть единственный путь проведения в народ и общество гигиенических сведений. Разработка программ воспитания здоровому образу жизни для подростков особо ответственна, так как предоставляет респондентам возможность воздействовать на общий потенциал своего здоро­вья.

В настоящее время попытки позитивного воздействия на образ жизни и здоровье молодежи, предпринимаемые во многих регионах России, отлича­ются большим разнообразием. Однако существующие модели сохранения и укрепления здоровья последних в учебно-воспитательном процессе не всегда удовлетворяют требованиям валеологического и гигиенического воспитания учащихся различного возраста, а формирование здорового образа жизни не является в них приоритетным направлением. Поэтому активно идет процесс разработки методических и организационных подходов к сохранению здоро­вья обучающихся, его формированию и развитию, различных педагогических технологий, направленных на сохранение здоровья участников образователь­ного процесса, а также продолжается процесс исследования практического опыта, накопления теоретических знаний и научного обоснования здоровьесохраняющих технологий. Как и любая педагогическая технология, здоровьесохраняющая технология имеет своя целеполагание и принципы. Сохранение здоровья, индивидуальное психическое я физическое развитие обучающихся, формирование общемедицинской культуры человека я устойчивой мотивации наведение здорового образа жизни являются основными факторами здоровья в целеполагание здоровьесохраняющих технологий.

Итак, как показывают статистика ЛПУ и данные НИИ социальной ги­гиены, экономики и управления здравоохранением проблема здоровья уча­щихся и молодежи является одной яз самых актуальных для общества в целом и для медицины и педагогики в частности.



ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Учебных заведениях

 

Важнейшей составной частью социальной и экономической стратегии государства является подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студенческой молодежи.

В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди составляют 30% населения земного шара - 1 млрд. 445 млн. человек.

Единая точка зрения в классификации возрастов отсутствует, хотя не вызывает сомнения тот факт, что в разных возрастных группах факторы, влияющие на уровень здоровья, оказывают различное воздействие. Каждая возрастная группа отличается «персональными» характеристиками, определяемыми социальной ролью ее представителей. Исходя из общности социальных факторов, к категории молодежи большинство исследователей относит людей в возрасте от 16 до 29 лет. [3]

Понятие молодежи как самостоятельной группы населения связано, прежде всего, с достигнутой на рассматриваемый исторический момент ее социально-экономической зрелостью, а также совокупностью личностных особенностей и отличительный черт. Специфика группы заключается в том, что именно в этот период закладывается фундамент идейно-политических, трудовых, нравственных позиций, а также здоровья.

Вместе с тем для социально-демографической группы, относимой к молодежи, характерно максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую, обозначаемых психологами как дезорганизация ближайшей социальной среды. К таким переходам относятся окончание школы, поступление в учебные заведения, начало производственно-трудовой деятельности. В течение этого периода происходит формирование семьи, рождение детей, что также требует качественной перестройки всего уклада и ритма жизни. Контингент молодежи неоднороден - это учащиеся школ, училищ, молодые рабочие, работники образования, культуры, сферы обслуживания, медицинских учреждений. Каждая из этих групп имеет специфические черты и особенности, которые требуют дифференцированного подхода при определении форм и методов сохранения и укрепления здоровья. [10]

С точки зрения демографической ситуации, складывающейся сегодня, следует отметить, что на протяжении ближайших 2-3 десятилетий происходит непрерывное уменьшение доли молодых в возрастной группе населения. Иными словами, процесс демографического старения будет продолжаться, а темпы прироста общей численности населения падать.

Молодежь — будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Её отдача обществу в условиях ускорения социально-экономического развития страны нужна уже сейчас. И только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии справиться с возложенными на нее задачами.

Научно-технический прогресс приводит к изменению условий и ускорению темпов труда и жизни, существенно и быстро меняет окружающую человека среду. Ускоряющимися темпами развивается экономика, наука, медицина, техника. Рост городов, стремительно возникающая автоматизация и механизация производственных процессов, снижение физической и повышение нервно-психической нагрузки, развитие средств транспорта и связи, информационный бум - всё это вместе взятое создаёт новую экологическую, психологическую и социальную среду, в которой живет современный человек.

Эта среда непосредственно влияет, с одной стороны, на здоровье молодежи, возникновение и распространение в её среде различных заболеваний и, с другой стороны - на возможности их профилактики и лечения. Таким образом, объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований к поддержанию, сохранению и укреплению здоровья. [5]

Отечественную систему образования и воспитания можно сегодня в целом охарактеризовать как кризисную. Из сферы политики и экономики кризис перешёл в область культуры, образования и воспитания. Успех обучения и воспитания во многом обусловлен функциональными и адаптивными возможностями организма, уровнем физической и умственной работоспособности, состоянием здоровья обучающихся.

Анализ состояния здоровья некоторых социальных групп молодёжи показывает, что из 1000 учащихся ПТУ и школьников 601 являются здоровыми, 227 - практически здоровыми и 172 - больными, среди студентов техникумов соответственно 411, 337 и 252 и среди студентов вузов 381 здоровы, 377 практически здоровы и 242 больны.

Распространение патологических состояний среди молодежи имеет ряд закономерностей, связанных с функциональным состоянием организма, особенностями образа жизни, а также организацией медицинской помощи. Среди лиц в возрасте 15-19 лет наиболее часто распространены болезни нервной системы и органов чувств, пищеварения и дыхания. Углубленный анализ перечисленных классов болезней по нозологическим формам показывает, что в возрасте 15-19 лет наиболее часто встречаются аномалии рефракции, пародонтоз, кариес и другие болезни зубов, болезни опорного аппарата, гипертрофия миндалин и хронический тонзиллит. Значительную долю в структуре составляют неврозы, нетоксический зоб и тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, воспалительные заболевания почек. [16]

В настоящее время, абитуриенты, поступающие в средние учебные
заведения «тестируются» на вступительных экзаменах только интеллектуально, без учёта состояния здоровья и физического развития. В такой ситуации физическая подготовленность личности нивелируется, в результате чего набор студентов неоднороден по состоянию здоровья. Поэтому чрезвычайно важно является совершенствование диспансерного наблюдения с применением различных форм скрининга, разработкой научно- обоснованных прогнозов, ранней диагностики состояния предболезни и определение адаптационных возможностей организма.

Студенческая молодежь выделяется как особая профессиональная группа. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения социальных условий и снижения долей физической активности в распорядке дня, приводят к срыву адаптационных процессов, а за этим и к возникновению различных изменений в состоянии здоровья. Поэтому в свете проблемы мониторинга здоровья, прогнозирования его состояния, остается насущным вопрос о стандартизации его показателей, о количественной оценке адаптивных возможностей организма, о выявлении факторов, влияющих на формирование здоровья. [10]

Высокий уровень заболеваемость, склонность к хронизации ряда болезней, обилие факторов, негативно влияющих на состояние здоровья студентов в современных неблагоприятных условиях, обусловливают необходимость совершенствования системы профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий на всех этапах медицинского обслуживания студенчества (здравпункт, студенческая поликлиника, стационар) с учётом различий в уровнях здоровья, условиях обучения, образе и условиях жизни юношей и девушек.

Анализ литературы по проблеме охраны здоровья студентов позволил установить, что в настоящее время не выработано единого методического подхода к вопросам организации медицинского обслуживания студенчества. Утвержденное Минздравом «Положение о городской поликлинике, оказывающей помощь студентам высших и средних специальных учебных заведений» (1985 г.), к сожалению, не акцентирует внимания на структуре прикрепленных контингентов, что ведет к вольному комплектованию их при организации таких ЛПУ.

Таким образом, на сегодняшний день нет единого организационного подхода к структуре студенческих здравпунктов, поликлиник и больниц. Как показывает практика, такие ЛПУ создаются по принципу и подобию территориальных, обслуживающих взрослое население. Вследствие того, что не в полной мере учитывается возрастная специфика рассматриваемого контингента, лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, проводимые данными учреждениями в отношении студентов, не всегда достигают поставленных целей. [14]

В настоящее время выделяют несколько причин неблагоприятной динамики состояния здоровья студентов. К ним относят факторы (рис 2), которые определяют влияние образовательной среды учебного заведения на здоровье студентов, потому что:

1)70,0% времени бодрствования студенты проводят в образовательном учреждении;

2) эти влияния длительны, систематичны и непрерывны. ХХ24ЪХ

 

 

 

 


Рис. 2 Факторы, определяющие влияние образовательной среды, на здоровье студентов

 

Анализ результатов медицинских осмотров, проведенных до поступления в ВУЗ, показывает, что в среднем у каждого будущего студента было 1,6 заболеваний, зарегистрированных в детские и школьные годы. В структуре указанной патологии ведущую роль играют болезни органов дыхания, на которые приходится половина от общего количества зарегистрированных при профилактических осмотрах заболеваний. Второе ранговое место занимают инфекционные болезни, которыми в школьном возрасте переболел каждый восьмой студент. Далее идут болезни органов пищеварения, глаз и придаточного аппарата, а также травмы. Что касается заболеваемости студентов в периоде обучения, то её уровень является сравнительно низким. Так, заболеваемость по обращаемости студентов на 1 - 3-х курсах составляет 295,0 случаев на 1000 человек. В её структуре основное место отведено также болезням органов дыхания. На этом фоне отмечается постепенное увеличение частоты заболеваний органов пищеварения, мочеполовой системы, болезней крови и эндокринной системы.

Особое место в исследовании заболеваемости занимают взаимосвязи между занятиями спортом, состоянием здоровья и успеваемостью студентов. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство из них (две трети) достаточно здоровы для того, чтобы посещать основные группы занятий физкультурой. Тем не менее каждый третий студент является носителем хронического заболевания, позволяющего ему посещать только группу ЛФК. Согласно полученным данным, 64,7% обследованных студентов вообще не занимаются спортом.

Исследование особенностей образа жизни показало, что курят 28,4% опрошенных студентов, а злоупотребляют спиртными напитками - 36%. Тревожность этой, информации повышается при сравнении с другими компонентами здорового образа жизни: занимаются физическими упражнениями, делают зарядку только 20,5% опрошенных, посещают спортивные секции - 6,8%, занимаются бегом, трусцой - 2,5%, стараются соблюдать режим дня — 17,8%, следят за своим питанием — 14,5%, регулярно консультируются с врачом - 8,3%. Согласно результатам исследования, причина наличия вредных привычек студентов - стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенность быта и досуга, отсутствием нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при такой интенсивной работе, какой является усвоение современных учебных программ.

Здоровье человека - сложный феномен, изменяющийся под влиянием большого количества взаимосвязанных факторов, действие многих из которых до сих пор недостаточно оценено количественно. Обобщение результатов исследований, проведенных другими авторами, позволяет выделить 6 основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на уровень и динамику заболеваний студентов: это перенесенные раннее заболевания; бытовые условия; место жительства; физическое развитие; курение; употребление алкоголя. [20]



Таблица 4

Структура заболеваний студентов ИГМА за 2005 год (на 100 осмотренных)

 

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

5 курс

6 курс

Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%)
Болезни эндокринной системы 0 0 2 1,6+1,1 3 2,3+1,3 3 2,1+1,2 4 2,5+1,2 3 1,9+1,1
Болезни крови и кроветворных органов 0 0 0 0 1 0,8+0,8 0 0 0 0 0 0
Болезни нервной системы 2 1,5+1,0 4 3,2+1,6 3 2,3+1,3 7 4,8+1,8 6 3,8+1,5 9 5,6+1,8
Болезни глаза 2 1,5+1,0 1 0,8+0,8 1 0,8+0,8 4 2,7+1,3 3 1,9+1,1 4 2,5+1,2
Болезни органов дыхания 49 36,6+4,2 54 42,8+4,4 61 46,9+4,4 65 44,5+4,1 60 37,7+3,8 65 40,6+3,9
Болезни органов пищеварения 36 26,9+3,8 41 32,5+4,2 40 30,8+4,0 47 32,2+3,9 62 39,0+3,9 49 30,6+3,6
Болезни ССС 6 4,5+1,8 3 2,9+1,5 2 1,5+1,1 3 2,1+1,2 4 2,5+1,2 3 1,9+1,1
Болезни мочеполовой системы 6 4,5+1,8 5 4,0+1,7 7 5,4+2,0 6 4,1+1,6 6 3,8+1,5 6 3,8+1,5
Болезни кожи и подкожной клетчатки 2 1,5+1,0 1 0,8+0,8 2 1,5+1,1 2 1,4+1,0 0 0 4 2,5+1,2
Болезни костно-мышечной системы 3 2,2+1,3 1 0,8+0,8 1 0,8+0,8 4 2,7+1,3 2 1,3+0,9 3 1,9+1,1
ЛОР-заболевания 6 4,5+1,8 7 5,6+2,0 7 5,4+2,0 4 2,7+1,3 10 6,3+1,9 11 6,9+2,0
Инфекционные заболевания 18 13,4+2,9 3 2,9+1,5 1 0,8+0,8 0 0 1 0,6+0,6 2 1,3+0,9
Травмы и отравления 4 3,0+1,5 4 3,2+1,6 1 0,8+0,8 1 0,7+0,7 1 0,6+0,6 1 0,6+0,6
В с е г о 134 100 126   130   146   159   160  

 

Возраст

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%) До 18 лет 4 2,0+1,0 10 4,2+1,3 18 – 20 лет 170 86,3+2,4 57 23,8+2,7 21 – 25 лет 17 8,6+2,0 158 65,8+3,1 Старше 25 лет 6 3,0+1,2 15 6,2+1,6 Всего 197 100 240 100

 

При субъективной оценке состояния своего здоровья считают себя практически здоровыми 22,0+3,6% юношей-студентов и 14,9+1,9% девушек, часто болеют (более двух раз в год) – 17,4+3,3% и 21,1+2,2% соответственно, редко болеют (менее двух раз в год) – 43,2+4,3% и 35,7+2,6% соответственно. Имеют хронические заболевания 17,4+3,3% и 28,4+2,4% соответственно (таблица 7). Из них состоит на диспансерном учете 50,0+12,5% и 54,3+4,9% соответственно.

Таблица 7

Субъективная оценка здоровья студентов

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Практически здоров(а) 29 22,0+3,6 51 14,9+1,9
Редко болею (менее 2 раз в год) 57 43,2+4,3 122 35,7+2,6
Часто болею (более 2 раз в год) 23 17,4+3,3 72 21,1+2,2
Имею хронические заболевания 23 17,4+3,3 97 28,4+2,4
Всего 132 100 342 100

 

Свои знания по вопросам здорового образа жизни респонденты оценивают на «хорошо» - 62% студентов, «удовлетворительно» - 34,7%, «неудовлетворительно» - 3,3%.

Придерживаются принципов здорового образа жизни необходимым считают 71,7% студентов, частично – 24,3%, не считают необходимым – 4%.

Наиболее значимым для человека является отношение к собственному здоровью. 8,9% юношей и 23,8% девушек задумываются о своем здоровье, считают себя здоровыми 7,8% и 14% соответственно, занимаются спортом 6,8% и 10,4% соответственно, воздерживаются от вредных привычек 6,1% и 18,7% соответственно.

Такие факторы как рациональное питание, закаливание, соблюдение режима дня, регулярные занятия своим здоровьем респонденты считают менее важными для себя

Основным фактором, мешающим заниматься своим здоровьем, является у студентов недостаток времени, у юношей – 34,0+3,2%, у девушек - 35,3+1,7%. У студентов-юношей преобладает отсутствие условий – 20,6+2,7%, материальные затруднения – 18,8+2,6% и лень – 14,7+2,4%. Девушки выделяют такие факторы, как материальные затруднения – 19,1+1,4%, лень – 17,5+1,3% (таблица 8).

Таблица 8

Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Отсутствие интереса 9 4,1+1,3 16 2,0+0,5
Отсутствие условий 45 20,6+2,7 133 16,4+1,3
Недостаток времени 74 34,0+3,2 287 35,3+1,7
Лень 32 14,7+2,4 142 17,5+1,3
Материальные затруднения 41 18,8+2,6 155 19,1+1,4
Отсутствие силы воли 16 7,3+1,8 75 9,2+1,0
Недостаток знаний о здоровом образе жизни 1 0,5+0,5 5 0,6+0,3
Всего 218 100 813 100

 

За медицинской помощью при заболеваниях обращаются к врачу 25,6+3,7% юношей и 30,2+2,1% девушек. В случае болезни занимаются самолечением 38,7+4,2% и 34,4+2,2% соответственно.

Что касается отношения респондентов к сексу, то 83,8+3,7% юношей и 64,3+2,6% девушек на вопрос «Живете ли Вы половой жизнью?» дали положительный ответ. Из них имеют несколько половых партнеров 28,9+5,0% и 10,5+4,3% соответственно. Следует отметить, что большой процент студентов предохраняются от нежелательной беременности и венерических заболеваний – 72,6+4,9% юношей и 86,9+2,3% девушек.

 

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%) Читать книги 33 13,5+2,2 124 12,0+1,0 Смотреть телевизор 34 13,9+2,2 159 15,3+1,1 Встречаться с друзьями 55 22,4+2,7 215 20,7+1,3 Ходить в театры и кино 29 11,8+2,1 148 14,3+1,1 Спать 42 17,1+2,4 206 19,9+1,2 Развлекаться 29 11,8+2,1 162 15,6+1,1 Другое 23 9,4+1,9 23 2,2+0,4 Всего 245 100 1037 100

 

Актуальным социальным фактором являются жилищные условия (табл.10). 56,5+5,1% студентов проживают с родителями. Из проживающих в общежитии и на съемных квартирах 70,0% не были удовлетворены жилищно-бытовыми условиями (общежития уже старые и оно не соответствуют современным требованиям). 30% удовлетворены временными жилищно-бытовыми условиями.

Таблица 10

Характеристика жилищных условий респонлентов

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%)
С родителями 52
В общежитии
На съемной квартире
Отдельная квартира
Всего 100 100

 

Отношения с родителями студенты оценивают как прекрасные – 33,6%, ровные – 58,9%, конфликтные – 4,1% и никакие – 2,1%.

 

Время ужина

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%) 18 – 19 часов 39 37,1+4,7 223 67,8+2,6 20 – 21 час 45 42,8+4,8 94 28,6+2,5 Позднее 21 часа 21 20,0+3,9 12 3,6+1,0 Всего 105 100 329 100

 

Не менее важным в здоровом образе жизни является длительность ночного сна. От его продолжительности вплотную зависит дневная активность, работоспособность, умственная деятельность студентов. По результатам проведенного анкетирования было установлено, что у 63,1+4,8% юношей и 82,5+2,2% девушек ночной сон составляет менее 7 часов, 8 часов – у 33,0+4,6% и 13,4+2,0% соответственно. Лишь незначительный процент опрошенных студентов спят более 8 часов – 5,9+1,9% и 4,1+1,2% соответственно.

Гиподинамия – сниженная физическая активность – одна из важнейших причин возникновения и развития большинства заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Будущий потенциал нашей страны во всех сферах человеческой деятельности во многом зависит от проводимых сегодня среди молодежи мероприятий, направленных на повышение ее физической активности и работоспособности, закаливание, усиление сопротивляемости организма к различным вредным воздействиям окружающей среды как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Как же обстоят дела с занятиями физкультурой и спортом среди студентов ИГМА? Из числа опрошенных респондентов не занимались утренней гигиенической гимнастикой 52,3+4,1% юношей и 50,1+2,1% девушек. Занимались - 14,1+2,8% и 10,3+4,6% соответственно. Ходят на занятия физкультурой 49,7+4,1% юношей и 55,5+2,4% девушек, посещают спортивные секции 36,3+3,9% и 34,2+2,3% соответственно.

Все студенты, занимающиеся по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная и специальная.

Таблица 12

Распределение студентов по физкультурной группе

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%) Основная группа 77 77,0+4,2 105 38,1+2,9 Подготовительная группа 12 12,0+3,2 69 25,0+2,6 Специальная группа 10 10,0+3,0 99 35,9+2,9 Освобождены от занятий 1 1,0+1,0 3 1,1+0,6 Всего 100 100 276 100

В работах многих ученых за рубежом и в нашей стране было убедительно доказано, что у людей с недостаточно развитой мускулатурой, слабых в физическом отношении в пять раз чаще, чем у лиц тренированных и имевших развитую мускулатуру тела, встречались случаи психических срывов, тяжелых неврозов, резкого снижения трудоспособности. Таким образом, регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием: те, кто имели пропорционально развитую мускулатуру за счет регулярных тренировок, гораздо лучше учились, больше успевали сделать на занятиях, скорее выполняли домашние задания, меньше уставали на занятиях и быстрее восстанавливали способность усваивать новый материал. С чем это связано?

Известно, что только около 10% нервных клеток коры головного мозга участвуют в процессах умственной деятельности человека. Остальные нейроны отвечают за работу других органов, в том числе управляют работой мышц. С периферии, т.е. от всех органов и систем, особенно от мышц и всего опорно-двигательного аппарата, в кору головного мозга поступает множество импульсов, значение которых исключительно велико для обеспечения процессов, связанных с мышлением и устойчивой аналитической деятельностью мозга. Если головной мозг лишить этой периферической импульсации, то вскоре все процессы, обеспечивающие мыслительную деятельность, затухают, кора головного мозга как бы отключается, и человек просто засыпает.

Утомление, которое испытывает каждый после напряженного трудового дня, связано, прежде всего, с усталостью коры головного мозга в результате снижения потока импульсов с периферии, понижения уровня глюкозы и кислорода в крови, накопления в организме остаточных продуктов обмена веществ – метаболических шлаков.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

 

Серьезной проблемой современности являются вредные привычки, которые наносят ущерб здоровью. Значимым звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики). Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье.

Курение неоднократно характеризовалось как «один из факторов, представляющих наибольшую опасность для здоровья в настоящее время», а также как одна из основных причин случаев смерти, которые можно было бы предотвратить. Данные, полученные исследователями, свидетельствуют о том, что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких опасных для жизни заболеваний, как хронический бронхит, эмфизема легких, сердечно-сосудистые заболевания т рак легкого.

Анализ ответов респондентов показал (табл.13): не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно.

 

Таблица 13

Курение среди респондентов

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%) Не курю 52 52,5+5,0 273 81,7+2,1 Курю менее 1 года 2 2,0+1,4 2 0,6+0,4 Курю 1 – 5 лет 20 20,2+4,0 21 6,3+1,3 Курю 6 – 10 лет 16 16,2+3,7 6 1,8+0,7 Курю более 10 лет 2 2,0+1,4 2 0,6+0,4 Курю нерегулярно 7 7,1+2,6 30 9,0+1,6 Всего 99 100 334 100

 

Из числа курящих юношей выкуривают менее полпачки 30,4+6,8%, девушек – 80,3+5,1%, одну пачку – 34,8+7,0% и 1,6+1,6% соответственно. Основная масса юношей начала курить после 15 лет – 73,9+6,5%, девушек – 58,7+6,2%. Одинаковое количество юношей начало курить в возрасте до 15 лет и после 20 лет – 13,0+5,0%. 12,7+4,2% девушек начали курить в возрасте до 15 лет, 28,6+6,0% - после 20 лет. Стаж курения у некоторых достиг уже более пяти лет. Юноши более часто курят, что является статистически достоверным (t=2, p<0,05).

Не менее опасна алкоголизация молодежи, нарастающая весьма высокими темпами. Причин для этого явления вполне достаточно: это неумение занять себя в свободное время, отсутствие клубов по интересам, частые праздники, поиск путей самоутверждения в обществе и подражание взрослым.

Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Впервые попробовали спиртные напитки в возрасте после 15 лет 74,4+4,8% юношей и 69,2+2,9% девушек, до 10 лет – 3,7+2,1% и 2+0,9% соответственно. Юноши наиболее часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно (t=3,2, p<0,001).

Проблему преодоления алкоголизации общества в целом и молодежи в частности, необходимо ставить на одно из первых мест в масштабе государства.

Из числа опрошенных не употребляют наркотические средства 98,0+1,4% юношей и 98,2+0,7% девушек. Изредка – 2,0+1,4% и 1,2+0,6% соответственно. В числе регулярно принимающих наркотики юношей не оказалось, девушек – 0,6+0,4%.

Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ (таблица 14).

Таблица 14

Причины вредных привычек

Всего

Юноши

Девушки

абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ 52 52,0+5,0 134 49,4+3,0
Неустроенность быта и досуга 11 11,0+3,1 27 10,0+1,8
Отсутствие нормальных механизмов релаксации 22 22,0+4,1 47 17,3+2,3
Интерес 11 11,0+3,1 47 17,3+2,3
Семейные традиции 4 4,0+2,0 16 5,9+1,4
Всего 100 100 271 100

 

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Жизнь всех людей, независимо от их возраста, определяется условиями того общества, в котором они живут. Развитие людей, их социальное положение, характер их повседневной жизни, их стремления, возможности и здоровье – также зависят от природы общества, в котором они живут.

Возможно, молодые люди хотели бы изменить этот мир, в котором им приходится жить, однако, их собственная жизнь во многом уже предопределена и контролируется их социальным окружением.

Специальность медицинского работника по призванию выбрали 57,0+4,9 % юношей, 53,1+2,7% девушек, прочие – 24,0+4,3% и 22,6+2,3% соответственно.

Планы на будущее имеют 97,0+1,7% юношей и 94,3+1,3% девушек, не имеют планов - 1,0+1,0% и 3,9+1,1% соответственно, живут одни днем – 2,0+1,4% и 1,8+0,7% студентов соответственно.

Одна из проблем, которая вызывает большую озабоченность у студентов, - это безработица. Несмотря на то, что усовершенствование систем среднего и высшего образования привело к повышению уровня профессиональной подготовки молодых людей, их возможности найти работу весьма ограничены. Тем не менее 81,8+3,9% юношей-студентов и 83,2+2,0% девушек считают, что найдут работу по специальности, не уверены в этом – 7,1+2,6% и 11,4+3,0% соответственно, будут менять профессию – 8,1+2,7% и 2,1+0,8% соответственно, не хотят быть медицинским работником – 3,0+1,7% и 3,3+1,0% соответственно.

Нельзя забывать, что в личностном плане эмоциональное воздействие невозможности найти работу глубоко и имеет далеко идущие последствия, а часто оно привод человека к отчаянию. Среди безработных молодых людей часты случаи психических расстройств, из которых примерно три четверти приходится на долю депрессии.

Основными причинами нежелания работать медицинским работником студенты считают низкую заработную плату – 38,9+5,1% юношей и 37,4+3,1% девушек, неуважение к профессии со стороны общества и государства – 32,2+4,9% и 26,9+2,9% соответственно, риск профессиональных заболеваний – 16,7+3,9 и 24,8+2,8% соответственно, скользящий график работы с ночными сменами – 6,7+2,6% и 8,0+1,8% соответственно, тяжелый физический труд – 5,6+2,4% и 2,9+1,1% соответственно.

Среди студентов осведомлены о риске профессиональных заболеваний во время работы медицинскими работниками – 68,4+4,8% респондентов, имеют поверхностные знания – 31,6+4,8% по этому вопросу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях увеличивается социальная значимость высшего образования, обеспечивающего профессиональный уровень подготовки молодежи по индивидуальным возможностям и запросам. Учебные заведения особой формой и содержанием учебно-воспитательного процесса должны помогать студентам в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Хорошее здоровье необходимо студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей работы по сохранению здоровья населения. Кроме того, перспективы развития системы здравоохранения и социальной сферы в целом требуют усиления работы по формированию общемедицинской и профессиональной культуры медицинского работника, воспитания устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники личным примером и собственным убеждением могли воздействовать на здоровье общества, несли принципы ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья студентов и улучшению их физического развития необходимо исходить из признания того, что только совокупные действия таких условий воспитания, как здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности воспитателя и его деятельности, эффективная организация социального развития, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность воспитуемых может дать положительный воспитательный эффект и способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. Усилия преподавателей медицинских учебных заведений должны быть направлены на подготовку компетентных, современных медработников, которые умеют правильно взаимодействовать с пациентами, их семьями и коллегами по работе.

Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (характера питания, стрессов, условий жизни, учебы и профессиональной деятельности), поэтому изменения (улучшение) здоровья зависит от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями существования. Учиться управлять своим здоровьем необходимо с момента рождения, а успех этой учебы зависит, кроме врачей, от знаний и умений родителей и учителей. Таким образом, на первое место необходимо выдвинуть формирование, сохранение и укрепление здоровья молодежи, и, в первую очередь, самими студентами.

ВЫВОДЫ

 

1. Среди опрошенных респондентов было выявлено 25,3+3,2% студентов, имеющих хронические заболевания. Из них 53,7+4,5% состоят на диспансерном учете. При этом, как показывают полученные данные, число студентов, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет – с 17,4% в 2003 году до 28,4% в 2004 году.

2. Из факторов, мешающих заниматься своим здоровьем, студенты отметили недостаток времени – 35,0+1,5%, материальные затруднения – 19,0+1,2%, отсутствие условий – 17,3+1,2%, и лень – 16,9+1,2%.

3. Задумываются о своем здоровье 17,0+0,8% опрошенных студентов, считают себя здоровыми 11,2+0,7%, занимаются спортом 8,7+0,6%, воздерживаются от вредных привычек 13,0+0,7%.

4. Анализ ответов респондентов показал: не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно. Юноши курят более часто, что является статистически достоверным. Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Юноши более часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно. Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ.

5. Свободного времени у учащихся недостаточно. Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями – 21,1+1,1%, спать – 19,3+1,1%, т.е. досуг молодых людей не обеспечивает восстановление затраченных сил после учебной деятельности. Для оптимального восстановления сил молодежи необходимы занятия физкультурой и спортом, а из опрошенных студентов лишь 11,3+1,3% занимаются утренней гимнастикой. Ходят на занятия физкультурой 54,0+2,1% студентов, посещают спортивные секции 34,7+2,0%.

6. Питание студентов однообразное и беспорядочное. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время.

7. Что касается репродуктивного здоровья студентов, то 68,7+2,2% живут половой жизнью, причем большинство из них имеют постоянного полового партнера – 84,4+2,1%. Из живущих половой жизнью 82,9+2,2% применяют методы контрацепции.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аветисян, Л.Р. Изучения влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. – 2001. – №6. – С.48 – 49.

2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании / Л.Н. Анисимов // Юридическая литература. – М., 1998. – С. 176.

3. Белов, В.Б. Уровень образования и самооценки здоровья населения / В.Б.Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2003. – №1. – С. 14 – 19.

4. Ботникова, Е.А. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения: автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.А.Ботникова. – Ижевск, 2002.

5. Ваганова, Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студен­ческой молодежи г. Челябинска / Л.И. Ваганова // Учащаяся моло­дежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. – Челя­бинск, 2000. – С 178 – 180.

6. Ваганова, Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л.И. Ваганова. – Уфа, 2003.

7. Вишняков, Н.И. Профилактика и диспансеризация студентов в современных условиях / Н.И. Вишняков, Л.В. Кочорова, Н.Ю. Колесникова, Ж.С. Деркун // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. Материалы всероссийской научной конференции. – М., 2007. – С. 142 – 144.

8. Горбач, Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов / Н.А.Горбач, А.В.Жарова, М.А.Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации. М. – 2007, №2 – С. 43 – 46.

9. Гринина, О.В. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи / О.В. Гринина, Е.И. Русанова // Здоровье студентов: сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – С. 138 – 141.

10.Денисова, Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов.: автореф. дисс. … канд. мед. наук / Денисова Д.В. – СПб, 2001. – 152 с.

11.Еремкин, А.И. Концепция здоровьесберегающих технологий в университете: Учебно-методическое пособие / А.И. Еремкин, С.И. Егорев, В.В. Костыгина, И.В. Матвеева. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 32 с.

12.Ивахненко, Г.А. Особенности самосохранительного поведения московских студентов: социологический анализ / Г.А.Ивахненко // Социология медицины. М. – 2007, №2, – С. 56 – 58.

13.Игнатова, Т.Н. Изучение здоровья студентов многопрофильного вуза и анализ факторов его определяющих / Т.Н. Игнатова, Д.Г. Деря­бин, А.В. Котляров // Здоровье и образование в XXI веке: науч. тр. 4-й междунар. науч.-практ. конф. – М., 2003. – С 268 – 269.

14.Камаев, И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И.А.Камаев, О.Л.Васильева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. №1. С.26 – 29.

15.Камаев, И.А. Медико-организационные аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений / И.А.Камаев, О.Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. №4. С.35.

16.Кучеренко, В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов, условия и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением – М., 2004. № 3 (16) – С. 47 – 50.

17.Лисицын, Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение РФ. – 1998. – №4. – С. 49 – 52.

18.Лисицын, Ю.П. О концепции стратегии охраны здоровья / Ю.П.Лисицын // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – № 2. – С. 10.

19.Макарова, Т.Н. Образование и здоровье / Т.Н.Макарова // Материал Всеросс. научн.-практ. конф. – Пермь, 2002. – С.231 – 232.

20.Максимова, T.М Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи / T.М. Максимова // Здравоохранение РФ – 2002. – №2. – С. 40 – 43.

21.Медик, В.А. Современные подходы к изучению заболеваемости населения / В.А.Медик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2004, №1. – С. 6 – 9.

22.Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (клинические описания и указания к диагностике) / ВОЗ. – СПб.: АДИС, 1994. – Т. 1,2.

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека закладывается в детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него ус­ловий окружающей среды.

Еще в начале XX столетия известный русский педиатр Н. П. Гундобин говорил: «Задача современной медицины, в широком значении этого слова, - предупредить развитие болезни. К кому же, как ни к детям, она должна быть применена, к детям - будущим членам общества».

Соответственно здоровье наших учащихся уже предопределено и скла­дывается из того уровня здоровья, которое дала ему семья, детский сад, шко­ла, общество. А состояние здоровья учащихся уже на протяжении десятка и более лет желает быть лучшим.

Обоснованную тревогу вызывает состояние детей и подростков, в ча­стности, исследования проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, позволяют констатировать, что по уровню и структуре хронической и острой заболеваемости сельские школьники мало отличаются от городских. Серьез­ные опасения вызывает резкий подъем частоты социально - обусловленных болезней, распространение экологически детерминированных заболеваний и значительно ухудшившиеся в последнее десятилетие показатели физического развития детей. Болезни, характерные для технократической цивилизации, не обошли стороной и нашу страну. Число детей и подростков, страдающих хро­ническими заболеваниями, стремительно растет. Уже при поступлении в шко­лу эти болезни выявляются у 15 - 20% детей, а к окончанию школы показате­ли увеличиваются вдвое. Наибольшее распространение и бурный рост имеют аллергические и гастроэнтерологические заболевания, что ставит перед со­временной школой еще одну сложную задачу - решение проблемы организа­ции сбалансированного питания для таких детей. С начала 1990-х годов более, чем в 3 раза увеличилось число школьников, имеющих сердечно-сосудистые заболевания.

Взрыв наркомании и алкоголизма среди детей и подростков - началь­ные реалии, с которыми приходится ежедневно сталкиваться в процессе обу­чения и воспитания современному педагогу.

По данным НИИ социальной гигиены, экономики и управления здраво­охранением им. Н.А. Семашко, в настоящее время национальная политика здравоохранения во многих странах мира развивается под ощутимым влияни­ем Глобальной и региональных стратегий Всемирной Организации Здраво­охранения по достижению здоровья для всех. Улучшение показателей здоро­вья в основном достигается через решение следующих реальных практиче­ских задач: укрепление и расширение приверженности населения здоровому образу жизни, снижение распространенности вредных для здоровья привычек, поведения и питания, оздоровление окружающей среды.

Т. Williams (1975) отметил, что общество, которое игнорирует важ­ность гигиенического воспитания среди школьников и студентов, занимает очень низкую ступень по отношению к ценностям своего собственного здоро­вья, счастья и благосостояния.

Валеологическое образование и воспитание учащихся - это в большей степени проблема медико-педагогическая, так как затрагивает вопросы фор­мирования типов поведения человека. На 8-ом Пироговском съезде врач доктор А.В. Зак отметил, что школа есть единственный путь проведения в народ и общество гигиенических сведений. Разработка программ воспитания здоровому образу жизни для подростков особо ответственна, так как предоставляет респондентам возможность воздействовать на общий потенциал своего здоро­вья.

В настоящее время попытки позитивного воздействия на образ жизни и здоровье молодежи, предпринимаемые во многих регионах России, отлича­ются большим разнообразием. Однако существующие модели сохранения и укрепления здоровья последних в учебно-воспитательном процессе не всегда удовлетворяют требованиям валеологического и гигиенического воспитания учащихся различного возраста, а формирование здорового образа жизни не является в них приоритетным направлением. Поэтому активно идет процесс разработки методических и организационных подходов к сохранению здоро­вья обучающихся, его формированию и развитию, различных педагогических технологий, направленных на сохранение здоровья участников образователь­ного процесса, а также продолжается процесс исследования практического опыта, накопления теоретических знаний и научного обоснования здоровьесохраняющих технологий. Как и любая педагогическая технология, здоровьесохраняющая технология имеет своя целеполагание и принципы. Сохранение здоровья, индивидуальное психическое я физическое развитие обучающихся, формирование общемедицинской культуры человека я устойчивой мотивации наведение здорового образа жизни являются основными факторами здоровья в целеполагание здоровьесохраняющих технологий.

Итак, как показывают статистика ЛПУ и данные НИИ социальной ги­гиены, экономики и управления здравоохранением проблема здоровья уча­щихся и молодежи является одной яз самых актуальных для общества в целом и для медицины и педагогики в частности.



ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Понятие здоровья и факторы, влияющие на здоровье

 

Существует более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе определения можно классифицировать следующим образом:

1. Здоровье - это отсутствие болезней.

2. Здоровье и норма - понятия тождественные.

3. Здоровье, как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Как указывает академик Ю.П.Лисицын (1998, 2007), общим для этих подходов является то, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, то есть понятие «здоровье» до сих пор определяется через понятие «нездоровье» и зависит от распространенности тех или иных болезней. Таким образом, медицина и ее теория остаются во власти патологии. До сих пор ничтожно мало таких индексов, показателей, которые отражали бы меру и состав, качество и количество собственно здоровья - личного и общественного.

При оценке здоровья принято выделять 4 уровня:

1) здоровье отдельного человека;

2) здоровье малых социальных или этнических групп - групповое здоровье;

3) здоровье населения, как административно-территориальная единица;

4) общественное здоровье, как здоровье общества, популяции в целом.

Характеристика группового здоровья, здоровья населения, общественного здоровья в статике и динамике рассматриваются как интегральное понятие личного здоровья каждого человека в отдельности. Однако следует понимать, что это не просто сумма данных, а сумма цельно взаимосвязанных сведений, выраженных количественно-качественными показателями.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

Ресурсы здоровья — это морально-функциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т.д.)

Потенциал здоровья - это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на воздействие внешних факторов. Адекватность реакций определяется состоянием компенсаторно-приспособительных систем (нервной, эндокринной и т.д.) и механизмом психической саморегуляции (психологическая защита и т.д.)

Баланс здоровья — состояние равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.

Здоровье современного человека выступает результатом естественной эволюции вида Homo sapiens, в которой постепенно нарастающее влияние заняли социальные факторы. Их роль за 10000 лет развития цивилизации возросла во всех отношениях. Человек получает здоровье, в известном смысле, как дар природы, он унаследовал от своих животных предков природную основу, программу поведения в этом мире. Однако в процессе социализации уровень здоровья изменяется либо в одну, либо в другую сторону, законы природы проявляются в особой, неповторимой, свойственной только человеку форме. Биологическое никогда не проявляется в человеке в чисто природном виде — оно всегда опосредуется социальным.

Проблема соотношения социального и биологического в человеке - ключ к пониманию природы и характера его здоровья, его болезней, которые следует трактовать как биосоциальные категории. Здоровье и болезни человека, по сравнению с животными - это новое, опосредованное социальным качество. [31]

Здоровье человека - новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле. Здоровье - это способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, умственной деятельности, направлениях на социальную и культурную сферу жизни. Здоровье обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. [33]

Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение, принятое Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в 1946 году: «Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Дальнейшие поиски оптимального определения привели к тому, что здоровье стало рассматриваться как степень или качество организма человека, выражающееся в его адекватном функционировании, при определенных генетических данных и условиях окружающей среды. Эти процессы отражают стремление к целостному представлению о человеке, которое неразрывно связано с пониманием интересов самой личности, и закономерно ставят вопрос о качестве жизни субъекта, а не только его выживания. Термин качество жизни впервые появился в работах социальных психологов еще в начале XX столетия и был ориентирован на оценку степени удовлетворения потребностей человека. [3]

Основными факторами здоровья являются:

1) отношение к прошлому и будущему: в значительной степени большинство негативных сторон в здоровье, сокращение продолжительности жизни за ее последние десятилетия связаны с ломкой представлений об историческом опыте человечества, игнорированием норм и правил организации жизни людей, их взаимоотношений. К этой группе факторов следует отнести, прежде всего, эволюционную и генетическую сущность человека;

2) отношение к себе как индивидууму - личности;

3) фактор личной гигиены;

4) рациональное регулирование деятельности внутренних органов имеет в виду выработку полезных для здоровья стереотипов, привычек в жизни, деятельности;

5) значение адекватной самооценки для здоровья человека велико, потому, что оно является исходным элементом для формирования эмоций, то есть соотношением результатов собственной деятельности с последствиями ее реальной ситуации, а, следовательно, со стрессом;

6) выбор интересов, профессий, видов деятельности соответствующих способностям, наклонностям и интересам, то, что называется найти себя, свое амплуа, свое место в жизни;

7) отношение к семье, коллективу, обществу.

Вообще можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

- физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

- психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

- нравственное (социальное) здоровье - определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. [33]

Для каждого человека здоровье является главной ценностью жизни. Его надо сохранять, оберегать и улучшать - это должно стать постулатом жизни каждого.

Здоровье - это один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Итак, здоровье - состояние, которое позволяет вести человеку полноценную, не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. [4]

Факторы, влияющие на здоровье.

К сожалению, в нашей стране ответственность за всё здоровье еще не занимает значимого места в системе приоритетов отдельного человека. Социологические исследования дают право утверждать, что, несмотря на давно известные выводы Всемирной организации здравоохранения о факторах влияющих на здоровье, значительная часть населения России психологически не готова нести ответственность за своё здоровье.

На состояние здоровья влияют многочисленные факторы. Основными из них являются наследственность (20%), экология (20%), образ жизни (50%), уровень развития здравоохранения (10%) Человека с самого рождения преследуют различные болезни -гиповитаминозы и авитаминозы, анемии, ожирение, аллергозы, простудные, желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые и другие заболевания. Они омрачают жизнь и не дают человеку наслаждаться красотой и величием окружающего мира. В борьбе с этими болезнями он растрачивает свою энергию, и не остается уже сил на творчество и созидание. Человек нередко рано уходит из жизни, так и не реализовав себя полностью, не успев сделать то, для чего он появился на свет, не познав мудрость природы. И виной тому часто являются неблагоприятные факторы, преследующие его в течение всей жизни, многие из которых он создал сам для себя. [1]

Основными факторами риска для здоровья являются:

1. Некачественное, несбалансированное питание, избыточный вес.

2. Отсутствие сформированной физической активности, осознанной потребности в регулярной физической тренировке, гиподинамия, недостаточный объём оздоровительной двигательной деятельности.

3. Экологически неблагоприятные условия (труда, жилья, отдыха).

4. Беспорядочный режим труда и отдыха.

5. Недостаточные сон и восстановление, перегрузки.

6. Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, табакокурение.

7. Вредность «пьяного зачатия», несоблюдение норм поведения в быту, семье, отрицательное влияние на детей родителей, учителей, не соблюдающих требования здорового образа жизни.

8. Неудовлетворенность жизнью, работой, положением в семье,
одиночество, недостаток общения.

9. Длительная фиксация сознания на неудачах, ошибках, стрессовых
состояниях.

10.Вредные для здоровья эмоции (злоба, зависть, агрессивность).

11.Отсутствие или неясность цели в жизни.

12.0тсутствие или недооценка менталитета здоровья.

13.Низкий уровень общей, нравственной, духовной, физической культуры, отсутствие здорового стиля жизни.

14.Недооценка здоровья в иерархии потребностей человека.

15.Незнание людей о возможностях укрепления здоровья или соответствующие знания не стали ля них правилом здоровой жизни.

16.Физиологические состояния, влияющие на жизнедеятельность человека (период полового созревания, климакс, старость).

17.Слабое участие средств массовой информации в активной пропаганде здоровья. [9]

Одними из важнейших отрицательных факторов в данной цепи, влияющих на здоровье, являются: нерациональное питание, гиподинамия, алкоголизм, наркомания и табакокурение.

Нерациональное питание.

В России отмечается повышенное потребление жиров и протеинов животного происхождения. На фоне низкого потребления фруктов и овощей, особенно содержащих витамины С и Е, поли-мононенасыщенные жирные кислоты и пищевые волокна. Среди малообеспеченных слоев населения отмечается дефицит йода, железа и витаминов группы В и С. Такой дисбаланс ведет, с одной стороны, к увеличению уровня холестерина в крови, с другой — ослабляет иммунную систему организма.[6]

Курение.

По мнению ряда эпидемиологов, около 40% смертей людей среднего возраста в России обусловлено заболеваниями, связанные с потреблением табака. По одному из прогнозов, в ближайшие годы от 21 до 27 миллионов мужчин из 73 миллионов, живущих в России, умрут от связанных с курением болезней. К сожалению, число курильщиков в нашей стране, в отличии от многих цивилизованных стран, не сокращается, а напротив, растет, в том числе среди женщин и детей. [6]

Злоупотребление алкоголем.

На фоне чрезмерно быстрого за последние годы распространения наркомании в стране несколько ослабло внимание государства к другой, не менее острой проблеме массовой алкоголизации населения, её размеров и совокупности отрицательных последствий. Между тем, именно здесь ныне скрыта одна из реальных угроз национальной безопасности. Будучи для России всегда, начиная с XYI века исключительно злободневным, пьянство к началу XXI века приобрело особенно болезненный для общества характер. Практически по всем своим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения - оно достигло уровня, серьезно подрывающего социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Медицинские работники систематически через средства массовой информации раскрывают зловещую роль алкоголя в возникновении заболеваний. Алкоголизм, как правило, ассоциирован со всеми основными факторами риска (неправильным питанием, курением), что делает людей, злоупотребляющим алкоголем, наиболее уязвимыми для заболеваний, в том числе инфекционных, а также вызывает стойкие нарушения в клеточных звеньях иммунной системы. Алкоголизм - социальная болезнь. Каждый второй хронический алкоголик начал свой путь еще до 14 лет, а 10% - до 19 лет. Алкоголизм «помолодел». Наиболее высокая заболеваемость алкоголизмом приходится на возраст 20-22 года (31,4%) и 23-26 лет (40,4). [11]

Гиподинамия.

Низкая физическая активность также является фактором, неблагоприятно отражающимся на состоянии организма. Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Составляющая основную массу тела поперечно-полосатая мускулатура с её огромной сетью периферических нервов и кровеносных сосудов оказывает влияние на костно-суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и других системах организма. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функциональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам. [1]




Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.