Примерная схема анализа и самоанализа урока
Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.
I. Готовность к уроку :
· Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета.
· Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей).
· Переключение внимания учащихся на предстоящий урок: способ; количество времени.
II. Организационный компонент урока (планирование):
1. Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии).
2. Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников).
3. Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий.
4. Структура урока:
· звенья урока, последовательность;
· наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока;
· оптимальность распределения времени.
5. Форма учебного занятия, тип урока:
· сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
· насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся.
6. Характеристика учебных возможностей классного коллектива по результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока).
III. Содержательный компонент урока:
1. Соответствие материала требованиям Госстандарта и рабочей программе по истории.
2. Научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников.
3. Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки:
· новые подходы к анализу и оценке прошлого,
· ценности современного российского общества;
· наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;
· создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития.
4. Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных).
5. Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
6. Принцип отбора объектов прочного усвоения:
· количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления);
· конкретность исторических фактов;
· образность исторических фактов.
7. Организация работы с учебником:
· соотношение изложения учителя и учебника;
· преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение).
8. Привлечение дополнительного исторического материала:
· вид дополнительного источника (визуальный, тестовый);
· объем дополнительного материала;
· функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме);
· целесообразность привлечения на данном конкретном уроке.
IV. Методический компонент урока:
1. Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений:
· устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений);
· способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.);
· характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне);
· правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;
· выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;
· уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);
· мотивация оценок, их объективность;
· время, затраченное на проверку домашнего задания.
2. Изучение нового материала:
· подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;
· характер познавательной деятельности школьников на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования);
· формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы:
- основной источник информации по новой теме;
- виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера);
- представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных;
- приемы критического анализа исторических источников;
· степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся:
- приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы);
- характер упражнений по их содержанию и степени трудности;
- способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися);
- удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке;
· приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью);
· приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки);
· способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний;
· уровень воспитательного воздействия урока на личность;
· ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока);
· время, затраченное на изучение нового материала.
3. Закрепление нового материала:
· методы и приемы;
· форма самостоятельной работы учащихся с источниками;
· время, отведенное на закрепление нового материала.
4. Организации домашнего задания:
· форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.);
· соответствие задания целям урока;
· дифференцированность домашнего задания;
· объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соответствующих упражнений).
V. Рефлексивный компонент:
1. Роль учителя:
· достижение поставленных задач к концу урока;
· творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;
· владение вниманием учеников на протяжении всего урока;
· впечатление об исторической и методической эрудиции учителя;
· четкость и эмоциональность при изложении материала;
· привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала;
· воспитание интереса к предмету;
· критерии эффективности урока (по мнению учителя);
· педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);
· способы преодоления возможной перегрузки учащихся.
2. Отношение учащихся к уроку:
· дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
· характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
· отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
· ведение рабочих тетрадей, записей;
· оценка учениками результативности урока.
Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом.
Примерная схема самоанализа урока истории
1. Соответствие урока дидактическим принципам обучения, а также требованиям к современному уроку истории.
2. Оценка целей учебного занятия:
· адекватность поставленных целей и задач Госстандарту по истории, содержанию урока, уровню развития познавательных процессов школьников;
· степень принятия целей и задач урока учащимися.
3. Соответствие выбранной формы учебного занятия, типа урока его дидактическим целям и содержанию.
4. Содержание урока:
· соответствие требованиям Госстандарта;
· научность;
· новизна;
· полнота передачи содержания;
· рациональность привлечения дополнительной информации.
5. Структура учебного занятия:
· соответствие дидактической цели, содержанию;
· логичность, непротиворечивость;
· наличие взаимосвязи между этапами урока;
· оптимальность распределения времени на каждый этап урока.
6. Преобладающие методы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников:
· оправданность, целесообразность;
· степень сформированности основных способов деятельности у учащихся;
· влияние на эффективность урока.
7. Результативность урока:
· степень реализации прогнозируемых результатов урока;
· факторы, способствовавшие достижению целей урока;
· факторы, препятствовавшие достижению целей урока;
· теоретические положения, способы деятельности, хуже усвоенные учащимися;
план устранения недостатков урока.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 384.