Качественная оценка уровня эффективности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
100 – 85 высокий   84 – 65 средний   64 – 45 удовлетворительный   44 и ниже низкий  

Примерная схема анализа и самоанализа урока

Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.

I. Готовность к уроку :

· Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета.

· Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей).

· Переключение внимания учащихся на предстоящий урок: способ; количество времени.

II. Организационный компонент урока (планирование):

1. Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии).

2. Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников).

3. Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий.

4. Структура урока:

· звенья урока, последовательность;

· наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока;

· оптимальность распределения времени.

5. Форма учебного занятия, тип урока:

· сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

·  насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся.

6. Характеристика учебных возможностей классного коллектива по результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока).

III. Содержательный компонент урока:

1. Соответствие материала требованиям Госстандарта и рабочей программе по истории.

2. Научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников.

3. Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки:

· новые подходы к анализу и оценке прошлого,

· ценности современного российского общества;

· наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;

· создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития.

4. Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных).

5. Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Принцип отбора объектов прочного усвоения:

· количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления);

· конкретность исторических фактов;

·  образность исторических фактов.

7. Организация работы с учебником:

· соотношение изложения учителя и учебника;

· преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение).

8. Привлечение дополнительного исторического материала:

· вид дополнительного источника (визуальный, тестовый);

· объем дополнительного материала;

· функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме);

· целесообразность привлечения на данном конкретном уроке.

IV. Методический компонент урока:

1. Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений:

· устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений);

· способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.);

· характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне);

· правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;

· выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;

· уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);

· мотивация оценок, их объективность;

· время, затраченное на проверку домашнего задания.

2. Изучение нового материала:

· подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;

· характер познавательной деятельности школьников на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования);

· формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы:

 - основной источник информации по новой теме;

 - виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера);

 - представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных;

 - приемы критического анализа исторических источников;

·  степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся:

 - приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы); 

- характер упражнений по их содержанию и степени трудности;

 - способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися);

 - удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке;

· приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью);

· приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки);

· способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний;

· уровень воспитательного воздействия урока на личность;

· ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока);

· время, затраченное на изучение нового материала.

3. Закрепление нового материала:

· методы и приемы;

· форма самостоятельной работы учащихся с источниками;

· время, отведенное на закрепление нового материала.

4. Организации домашнего задания:

· форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.);

· соответствие задания целям урока;

· дифференцированность домашнего задания;

· объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соот­ветствующих упражнений).

V. Рефлексивный компонент:

1. Роль учителя:

· достижение поставленных задач к концу урока;

· творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;

· владение вниманием учеников на протяжении всего урока;

· впечатление об исторической и методической эрудиции учителя;

· четкость и эмоциональность при изложении материала;

· привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала;

·  воспитание интереса к предмету;

· критерии эффективности урока (по мнению учителя);

·  педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);

· способы преодоления возможной перегрузки учащихся.

2. Отношение учащихся к уроку:

· дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

·  характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

·  отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;

· ведение рабочих тетрадей, записей;

· оценка учениками результативности урока.

 

Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом.

Примерная схема самоанализа урока истории

1. Соответствие урока дидактическим принципам обучения, а также требованиям к современному уроку истории.

2. Оценка целей учебного занятия:

· адекватность поставленных целей и задач Госстандарту по истории, содержанию урока, уровню развития познавательных процессов школьников;

· степень принятия целей и задач урока учащимися.

3. Соответствие выбранной формы учебного занятия, типа урока его дидактическим целям и содержанию.

4. Содержание урока:

· соответствие требованиям Госстандарта;

· научность;

· новизна;

·  полнота передачи содержания;

·  рациональность привлечения дополнительной информации.

5. Структура учебного занятия:

· соответствие дидактической цели, содержанию;

· логичность, непротиворечивость;

· наличие взаимосвязи между этапами урока;

· оптимальность распределения времени на каждый этап урока.

6. Преобладающие методы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников:

· оправданность, целесообразность;

· степень сформированности основных способов деятельности у учащихся;

· влияние на эффективность урока.

7. Результативность урока:

· степень реализации прогнозируемых результатов урока;

· факторы, способствовавшие достижению целей урока;

· факторы, препятствовавшие достижению целей урока;

· теоретические положения, способы деятельности, хуже усвоенные учащимися;

план устранения недостатков урока.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 384.