Теория, методика и технология системного анализа урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(по В.П. Симонову)

Основа педагогической практики − проведение и анализ уроков и внеурочных воспитательных мероприятий.

Основа системного анализа − это пять структурно-функциональных компонентов деятельного подхода:

1. Оценка основных личностных качеств учителя.

2. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса.

3. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.

4. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.

5. Оценка цели и результатов проведения урока с позиции эффективности основных действий учителя и обучающихся.

Основа данного подхода − определение урока: урок − это система воспитательно-образовательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с государственным образовательным стандартом.

 

Дадим описание компонентов деятельностного подхода:

1. Оценка основных личностных качеств учителя (первого, ведущего субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):

1. Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом.

2. Уровень его педагогического и методического мастерства.

3. Культура речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися.

5. Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения.

2. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса (второго субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):

1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся в ходе урока.

2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы на уроке.

4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся в ходе урока.

3. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (первого системообразующего фактора урока как деятельностной системы):

1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.

2. Актуальность содержания изучаемого материала и связь с жизнью (связь теории с практикой).

 

3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися информации).

4. Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

4. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (второго системообразующего фактора урока как деятельностной системы):

1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО в его ходе;

3. Рациональность и эффективность используемых методов и организационных форм работы.

4. Уровень обратной связи с обучающимися в ходе занятия.

5. Эффективность контроля за учебной деятельностью обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

6. Степень эстетического воздействия проводимого урока на учеников.

7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и обучающимися в ходе урока.

5. Оценка цели и результатов проведённого урока с позиций эффективности основных действий учителя и обучающихся (третьего системообразующего фактора урока как деятельностной системы):

1. Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока.

2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

3. Степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (чему и в какой степени научились).

4. Степень воспитательного воздействия проведённого урока (что способствовало их воспитанию и в какой степени?).

5. Степень воздействия урока на развитие школьников (что способствовало и что препятствовало их развитию в ходе урока и в какой степени?).

 

     

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА



Лист наблюдения урока

ФИО эксперта ___________________

ФИО учителя ____________________

Тема учебного занятия ______________________

Форма учебного занятия _____________________

Шкала оценивания:

0 баллов – не реализовано

1 балл – частично реализовано

2 балла – реализовано полностью

Примечание: каждый показатель в таблице оценивается отдельно.

Таблица. Лист наблюдения урока

Дата: 2019-04-22, просмотров: 634.