(по В.П. Симонову)
Основа педагогической практики − проведение и анализ уроков и внеурочных воспитательных мероприятий.
Основа системного анализа − это пять структурно-функциональных компонентов деятельного подхода:
1. Оценка основных личностных качеств учителя.
2. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса.
3. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
4. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока.
5. Оценка цели и результатов проведения урока с позиции эффективности основных действий учителя и обучающихся.
Основа данного подхода − определение урока: урок − это система воспитательно-образовательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучающихся, направленная на достижение цели и задач их общего (или специального) обучения, воспитания и развития в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Дадим описание компонентов деятельностного подхода:
1. Оценка основных личностных качеств учителя (первого, ведущего субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):
1. Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом.
2. Уровень его педагогического и методического мастерства.
3. Культура речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.
4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с обучающимися.
5. Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения.
2. Оценка основных характеристик обучающихся данного класса (второго субъекта деятельности и компонента урока как деятельностной системы):
1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся в ходе урока.
2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.
3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы на уроке.
4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности обучающихся в ходе урока.
3. Оценка содержания совместной деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (первого системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.
2. Актуальность содержания изучаемого материала и связь с жизнью (связь теории с практикой).
3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой обучающимися информации).
4. Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.
4. Оценка эффективности способов деятельности учителя и обучающихся в ходе урока (второго системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.
2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО в его ходе;
3. Рациональность и эффективность используемых методов и организационных форм работы.
4. Уровень обратной связи с обучающимися в ходе занятия.
5. Эффективность контроля за учебной деятельностью обучающихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.
6. Степень эстетического воздействия проводимого урока на учеников.
7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и обучающимися в ходе урока.
5. Оценка цели и результатов проведённого урока с позиций эффективности основных действий учителя и обучающихся (третьего системообразующего фактора урока как деятельностной системы):
1. Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока.
2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.
3. Степень обучающего воздействия проведённого урока на учащихся (чему и в какой степени научились).
4. Степень воспитательного воздействия проведённого урока (что способствовало их воспитанию и в какой степени?).
5. Степень воздействия урока на развитие школьников (что способствовало и что препятствовало их развитию в ходе урока и в какой степени?).
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА
Лист наблюдения урока
ФИО эксперта ___________________
ФИО учителя ____________________
Тема учебного занятия ______________________
Форма учебного занятия _____________________
Шкала оценивания:
0 баллов – не реализовано
1 балл – частично реализовано
2 балла – реализовано полностью
Примечание: каждый показатель в таблице оценивается отдельно.
Таблица. Лист наблюдения урока
Дата: 2019-04-22, просмотров: 634.