- развитие и поддержание внимания;
- развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;
- наличие психологических пауз и разрядки;
- эмоциональная атмосфера урока.
9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.
Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.
11. Работа и поведение учащихся на уроке:
- активность класса, качество ответов учеников;
- заинтересованность детей материалом урока;
- дисциплинированность и организованность;
- речь учащихся, характер задаваемых вопросов.
12. Поведение учителя на уроке:
- выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;
- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;
- требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;
- эмоциональность;
- речь учителя;
- внешний вид.
Выводы и предложения.
Примерная схема комплексного анализа
Проблемно - развивающего урока
(схему можно использовать и для самоанализа)
готовность учителя и обучающихся к уроку (внешняя);
£ внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку;
£ организационные действия учителя (при необходимости);
£ планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
£ актуализация знаний и способов деятельности школьников;
£ какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
£ применение проблемных методов в учении школьников;
£ соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся;
£ объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
£ учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития;
£ подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения;
£ постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
£ владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
£ соблюдение правил постановки учебной проблемы;
£ использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним;
£ соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
£ формирование специальных и общих учебных умений обучающихся;
£ наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения;
£ умения обучающихся осуществлять логические операции;
£ развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
£ затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
£ соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
£ учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий;
£ что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;
£ общая результативность урока.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ
(схема анализа и самоанализа урока)
Общие сведения:
£ школа, класс, дата проведения урока;
£ тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
£ какие средства обучения использовал учитель;
£ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
£ как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока:
£ соответствует ли содержание программе, задачам урока;
£ проведена ли его дидактическая обработка;
£ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
£ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;
£ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
£ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
£ как осуществлялись межпредметные связи;
£ соблюдались ли внутрипредметные связи;
£ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
£ какой тип урока избран, его целесообразность;
£ место урока в системе уроков по данному разделу;
£ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
£ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
£ соответствие структуры урока данному типу;
£ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.
Реализация принципов обучения:
£ принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
£ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
£ как реализовывался принцип доступности обучения;
£ с какой целью использовался каждый вид наглядности;
£ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
£ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
£ как осуществлялось руководство учением школьников;
£ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
£ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
£ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
£ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.
Методы обучения:
£ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
£ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
£ какие методы способствовали активизации учения школьников;
£ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;
£ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
£ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
£ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
£ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;
£ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;
£ правильно ли оценивались знания и умения учеников;
£ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
£ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;
£ как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
£ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
£ показ учащимся рациональных способов учебной работы;
£ определение объёма учебного материала на урок;
£ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;
£ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
£ организованность и активность на разных этапах урока;
£ адекватность эмоционального отклика;
£ методы и приёмы работы, уровень их сформированности;
£ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
£ уровень усвоения основных знаний и умений;
£ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
£ выполнение плана урока;
£ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
£ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:
1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;
2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;
3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;
£ общая оценка результатов и эффективности урока;
£ рекомендации по улучшению качества урока.
Схема анализа урока
(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)
Дата: 2019-04-22, просмотров: 419.