МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Формы анализа и самоанализа урока
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:
· реализация учителем триединой задачи урока;
· использование развивающих методов на уроке;
· пути развития познавательного интереса;
· формирование общеучебных умений и навыков;
· проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
Традиционного УРОКА
1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
4. Организация урока;
- тип урока;
- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
- виды учебной деятельности;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
- плотность урока, рациональное использование времени.
5. Содержание урока:
- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;
- воспитательная направленность урока;
- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;
- соответствие содержания урока требованиям программы;
- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;
- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;
- межпредметные связи;
- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;
- качество знаний обучающихся, их умений и навыков.
6. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;
в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;
г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;
ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.
7. Организация познавательной деятельности обучающихся:
- роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;
- место учебника и наглядных средств;
- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;
- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.
Выводы и предложения.
Примерная схема комплексного анализа
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ
(схема анализа и самоанализа урока)
Общие сведения:
£ школа, класс, дата проведения урока;
£ тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
£ какие средства обучения использовал учитель;
£ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
£ как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока:
£ соответствует ли содержание программе, задачам урока;
£ проведена ли его дидактическая обработка;
£ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
£ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;
£ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
£ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
£ как осуществлялись межпредметные связи;
£ соблюдались ли внутрипредметные связи;
£ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
£ какой тип урока избран, его целесообразность;
£ место урока в системе уроков по данному разделу;
£ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
£ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
£ соответствие структуры урока данному типу;
£ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.
Реализация принципов обучения:
£ принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
£ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
£ как реализовывался принцип доступности обучения;
£ с какой целью использовался каждый вид наглядности;
£ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
£ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
£ как осуществлялось руководство учением школьников;
£ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
£ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
£ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
£ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.
Методы обучения:
£ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
£ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
£ какие методы способствовали активизации учения школьников;
£ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;
£ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
£ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
£ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
£ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;
£ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;
£ правильно ли оценивались знания и умения учеников;
£ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
£ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;
£ как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
£ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
£ показ учащимся рациональных способов учебной работы;
£ определение объёма учебного материала на урок;
£ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;
£ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
£ организованность и активность на разных этапах урока;
£ адекватность эмоционального отклика;
£ методы и приёмы работы, уровень их сформированности;
£ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
£ уровень усвоения основных знаний и умений;
£ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
£ выполнение плана урока;
£ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
£ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:
1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;
2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;
3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;
£ общая оценка результатов и эффективности урока;
£ рекомендации по улучшению качества урока.
Схема анализа урока
(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА
Лист наблюдения урока
ФИО эксперта ___________________
ФИО учителя ____________________
Тема учебного занятия ______________________
Форма учебного занятия _____________________
Шкала оценивания:
0 баллов – не реализовано
1 балл – частично реализовано
2 балла – реализовано полностью
Примечание: каждый показатель в таблице оценивается отдельно.
Таблица. Лист наблюдения урока
Показатель
(в %)
Примерная схема анализа и самоанализа урока
Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.
I. Готовность к уроку :
· Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета.
· Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей).
· Переключение внимания учащихся на предстоящий урок: способ; количество времени.
II. Организационный компонент урока (планирование):
1. Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии).
2. Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников).
3. Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий.
4. Структура урока:
· звенья урока, последовательность;
· наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока;
· оптимальность распределения времени.
5. Форма учебного занятия, тип урока:
· сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
· насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся.
6. Характеристика учебных возможностей классного коллектива по результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока).
III. Содержательный компонент урока:
1. Соответствие материала требованиям Госстандарта и рабочей программе по истории.
2. Научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников.
3. Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки:
· новые подходы к анализу и оценке прошлого,
· ценности современного российского общества;
· наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;
· создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития.
4. Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных).
5. Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
6. Принцип отбора объектов прочного усвоения:
· количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления);
· конкретность исторических фактов;
· образность исторических фактов.
7. Организация работы с учебником:
· соотношение изложения учителя и учебника;
· преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение).
8. Привлечение дополнительного исторического материала:
· вид дополнительного источника (визуальный, тестовый);
· объем дополнительного материала;
· функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме);
· целесообразность привлечения на данном конкретном уроке.
IV. Методический компонент урока:
1. Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений:
· устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений);
· способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.);
· характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне);
· правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;
· выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;
· уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);
· мотивация оценок, их объективность;
· время, затраченное на проверку домашнего задания.
2. Изучение нового материала:
· подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;
· характер познавательной деятельности школьников на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования);
· формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы:
- основной источник информации по новой теме;
- виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера);
- представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных;
- приемы критического анализа исторических источников;
· степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся:
- приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы);
- характер упражнений по их содержанию и степени трудности;
- способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися);
- удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке;
· приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью);
· приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки);
· способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний;
· уровень воспитательного воздействия урока на личность;
· ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока);
· время, затраченное на изучение нового материала.
3. Закрепление нового материала:
· методы и приемы;
· форма самостоятельной работы учащихся с источниками;
· время, отведенное на закрепление нового материала.
4. Организации домашнего задания:
· форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.);
· соответствие задания целям урока;
· дифференцированность домашнего задания;
· объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соответствующих упражнений).
V. Рефлексивный компонент:
1. Роль учителя:
· достижение поставленных задач к концу урока;
· творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;
· владение вниманием учеников на протяжении всего урока;
· впечатление об исторической и методической эрудиции учителя;
· четкость и эмоциональность при изложении материала;
· привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала;
· воспитание интереса к предмету;
· критерии эффективности урока (по мнению учителя);
· педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);
· способы преодоления возможной перегрузки учащихся.
2. Отношение учащихся к уроку:
· дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
· характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
· отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
· ведение рабочих тетрадей, записей;
· оценка учениками результативности урока.
Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом.
Примерная схема самоанализа урока истории
1. Соответствие урока дидактическим принципам обучения, а также требованиям к современному уроку истории.
2. Оценка целей учебного занятия:
· адекватность поставленных целей и задач Госстандарту по истории, содержанию урока, уровню развития познавательных процессов школьников;
· степень принятия целей и задач урока учащимися.
3. Соответствие выбранной формы учебного занятия, типа урока его дидактическим целям и содержанию.
4. Содержание урока:
· соответствие требованиям Госстандарта;
· научность;
· новизна;
· полнота передачи содержания;
· рациональность привлечения дополнительной информации.
5. Структура учебного занятия:
· соответствие дидактической цели, содержанию;
· логичность, непротиворечивость;
· наличие взаимосвязи между этапами урока;
· оптимальность распределения времени на каждый этап урока.
6. Преобладающие методы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников:
· оправданность, целесообразность;
· степень сформированности основных способов деятельности у учащихся;
· влияние на эффективность урока.
7. Результативность урока:
· степень реализации прогнозируемых результатов урока;
· факторы, способствовавшие достижению целей урока;
· факторы, препятствовавшие достижению целей урока;
· теоретические положения, способы деятельности, хуже усвоенные учащимися;
план устранения недостатков урока.
Целеполагание
Отсутствует
Цель формулирует учитель
Совместное с учащимися
Цели урока
Нельзя измерить, продиагностировать
Диагностичны, измеряемы
Содержание урока
Нет связи с жизнью, практической деятельностью.
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.
Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.
Использование технологий
Рефлексивность
Эмоциональная рефлексия
Оценка деятельности
Оценка результата
Результативность урока | ||||||||||||||||
Результат не достигнут или достигнут учителем | Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися. | Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата. | Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие); Результат достигнут каждым учащимся. | |||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
Оценивание | ||||||||||||||||
Традиционное, по 5-бальной шкале | Качественная, словесная оценка деятельности | Другие виды оценивания | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
Выводы: Принципы деятельностно-компетентностного подхода в обучении | ||||||||||||||||
Не реализуются |
Реализуются частично |
Реализуются | ||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
| ||||||||||||||||
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А. Леонтьев).
Исходя из этого, набор позиций определен следующим образом:
· ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Обязательной частью компетентностно-ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);
·ученик сам проектирует или выбирает средства;
· сам оценивает результат и корректирует свои действия.
Еще один важный принцип компетентностного подхода – диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».
СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?
2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?
3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?
5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?
10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Формы анализа и самоанализа урока
1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.
2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.
3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.
4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.
5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).
8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:
· реализация учителем триединой задачи урока;
· использование развивающих методов на уроке;
· пути развития познавательного интереса;
· формирование общеучебных умений и навыков;
· проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.
10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
Традиционного УРОКА
1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
4. Организация урока;
- тип урока;
- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;
- виды учебной деятельности;
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
- плотность урока, рациональное использование времени.
5. Содержание урока:
- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;
- воспитательная направленность урока;
- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;
- соответствие содержания урока требованиям программы;
- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;
- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;
- межпредметные связи;
- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;
- качество знаний обучающихся, их умений и навыков.
6. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;
в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;
г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;
е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;
ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.
7. Организация познавательной деятельности обучающихся:
- роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;
- место учебника и наглядных средств;
- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;
- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 395.