ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент»
профиля подготовки «Маркетинг»
Очной и заочной форм обучения
На 2018-2019 учебный год
Перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен. Перечень рекомендуемой литературы
Дисциплина «Теория менеджмента: история управленческой мысли»
Управленческая мысль в России IX- XIX вв.
Истоки зарождения управленческой мысли в России IX-XV вв. Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Идеи управления в работах А. Л. Ордин-Нащокина. Особенности концепции управления в работе «О скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Развитие управленческой мысли в России XIX века: идеи управления в работах М. М. Сперанского, С. Ю. Витте и др. Вклад исследователей XIX века в развитие современной управленческой мысли.
Формирование концепций об эффективном управлении организацией в процессе эволюции школ менеджмента.
Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Ф. и Л. Гилбреты, Г. Форд): использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи, тщательный отбор и обучение работников и т.д.
Школа административного управления (классическая школа - А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни, Л. Гьюлик и др.): оценка менеджмента как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций.
Школа человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фоллет, Ф. Ротлисберг и др.): объективные причины возникновения «концепции человеческих отношений». Хоторнские эксперименты как начало изучения социального сотрудничества в процессе трудовой деятельности. Международное значение деятельности Э. Мэйо и М.П. Фоллет. Сопоставление идей Э. Мэйо и Н. Витке.
Школа науки управления (количественный подход). У. Черчмен, Д. Форрестер и др. Внедрение достижений точных наук в практику управления. Разработка системного подхода. Влияние теории Л. Берталанфи на исследования школы науки управления. Определение характеристик системы и принципов системного подхода.
3. Своеобразие развития управленческих идей в России ХХ-XXI века.
Революционные преобразования и хозяйственное управление в России начала ХХ века. Специфика развития управленческой мысли в России 20-30-х гг. Развитие теории и практики управления в 30-50-е годы. Роль кибернетики в развитии теории управления производством.
Возрождение движения НОТ 60-е годы ХХ века. Исследования 70-80-х гг. в области управления. Основные управленческие идеи конца XX века. Пути формирования российской модели менеджмента в XXI веке.
Литература по дисциплине «Теория менеджмента: история управленческой мысли»:
1. История менеджмента [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Э.М. Коротков, А.А. Беляев, Е.М. Трененков [и др.]; под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2018 - 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/930259 (дата обращения: 24.09.2018).
2. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/421666 (дата обращения: 24.09.2018).
3. Теория менеджмента [Электронный ресурс]: история управленческой мысли: Учебник / Хохлова Т.П. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/920548 (дата обращения: 24.09.2018).
Дисциплина «Теория менеджмента: теория организации»
Операционная система как объект управления.
Операционная функция в организации. Операционная система: сущность и содержание. Организационная и технологическая структуры операционной системы. Принципы организации операционного процесса. Понятие операции. Виды деятельности, описываемые как операции. Методы управления операциями. Современные тенденции развития операционной деятельности.
Основные направления использования и развития персонала: формы и принципы стимулирования труда, современные методы оценки персонала и сферы их применения, формы и методы обучения, этапы становления карьерного роста.
Понятие и виды стимулирования труда. Требования к организации стимулирования труда, системы оплаты труда. Оценка персонала в системе оценки эффективности принимаемых кадровых решений. Основные направления оценки работников. Основные цели проведения оценки и области ее использования. Основные принципы и методы оценки. Сущность и основные этапы процесса обучения персонала. Преимуществ и недостатки различных методов обучения. Оценка эффективности программ обучения. Факторы, определяющие карьерный рост сотрудников. Стадии карьерного роста. Мероприятия по планированию карьеры.
Литература по дисциплине «Управление человеческими ресурсами»:
1. Генкин Б.М. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: Учебник / Б.М. Генкин, И.А. Никитина. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405393 (дата обращения: 24.09.2018).
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: Учебник / Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ивановская Л.В.; Под ред. Кибанов А.Я., - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 695 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=551362 (дата обращения: 24.09.2018).
3. Ужахова Л.М. Управление персоналом: учебное пособие / Л.М. Ужахова. - Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. - 340 с.
Дисциплина «Финансовый менеджмент»
Методы управления рисками.
Принятие риска на себя, отказ от риска, метод уменьшения убытков, метод снижения вероятности риска, страхования риска, передачи рисков иной, чем страхование. Методы предотвращения рисков. Методы снижения негативных результатов реализованного риска.
Экономические кризисы.
Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. Возможные последствия кризиса. Виды экономических кризисов. Кризис как фаза экономического цикла. Понятие экономических циклов. Виды экономических циклов. Регулирование развития циклов. Теории, объясняющие причины экономических циклов.
Оценочные средства
Государственный экзамен по направлению подготовки проводится по билетам. В каждом билете содержится три вопроса: два вопроса относятся к дисциплинам базовой части, третий вопрос - к дисциплинам вариативной части программы.
Оценивание происходит на основании ответов на вопросы перед государственной экзаменационной комиссией по программе экзамена.
Критерии оценок
Ответы на вопросы, выносимые на государственный экзамен по направлению подготовки, оцениваются по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
При выставлении оценок применяются следующие критерии.
Оценка «отлично». Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Студент показывает не только высокий уровень теоретических знаний по дисциплинам, включенным в государственный экзамен, но и видит междисциплинарные связи. Умеет увязывать знания, полученные при изучении различных дисциплин, анализировать практические ситуации, принимать соответствующие решения. Ответ построен логично, материал излагается четко, ясно, хорошим языком, аргументировано, уместно используется информационный и иллюстрированный материал (примеры из практики, таблицы, графики, формулы и т.д.). На вопросы отвечает кратко, аргументировано, уверенно, по существу.
Оценка «хорошо». Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Студент показывает достаточный уровень профессиональных знаний, свободно оперирует понятиями, методами оценки принятия решений, имеет представление о междисциплинарных связях, увязывает знания, полученные при изучении различных дисциплин, умеет анализировать практические ситуации. Ответ построен логично, материал излагается хорошим языком, привлекается информативный и иллюстрированный материал, но при ответе допускает некоторые погрешности. Вопросы не вызывают существенных затруднений.
Оценка «удовлетворительно». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Студент показывает достаточный уровень знаний учебного и лекционного материала, владеет практическими навыками, привлекает иллюстрированный материал, но чувствует себя неуверенно при анализе междисциплинарных связей. В ответе не всегда присутствует логика, аргументы привлекаются недостаточно веские. На поставленные вопросы затрудняется с ответами, показывает недостаточно глубокие знания.
Оценка «неудовлетворительно». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Студент показывает слабый уровень профессиональных знаний, затрудняется при анализе практических ситуаций. Не может привести примеры из реальной практики. Неуверенно и логически непоследовательно излагает материал. Неправильно отвечает на вопросы или затрудняется с ответом.
Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену
Подготовку к сдаче государственного экзамена по направлению подготовки необходимо начать с ознакомления с перечнем вопросов, выносимых на государственный экзамен. При подготовке ответов необходимо пользоваться рекомендованной литературой, а также лекционными конспектами, которые составляли.
Во время подготовки к экзамену рекомендуется помимо лекционного материала, учебников, рекомендованной литературы просмотреть также выполненные в процессе обучения задания для индивидуальной и самостоятельной работы, задачи, лабораторные и курсовые работы.
В процессе подготовки ответа на вопросы необходимо учитывать изменения, которые произошли в законодательстве, увязывать теоретические проблемы с практикой сегодняшнего дня.
Обязательным является посещение обзорных лекций, которые проводятся перед государственным экзаменом по направлению подготовки.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент»
профиля подготовки «Маркетинг»
очной и заочной форм обучения
На 2018-2019 учебный год
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.