Логопед, работающий с детьми раннего возраста – новое направление работы логопедов в нашей стране. Необходимость ее появления продиктована важностью, определяющим значением коммуникации и общения в жизни ребенка.
Дети, развивающиеся не совсем типично, в силу какого-либо имеющегося нарушения или заболевания (ДЦП, аутизм, синдром Дауна и т. д.), могут испытывать некоторые трудности в установлении контактов с окружающими. Таким детям необходимо помочь освоить доступные для них средства общения.
Например: тотально слепой ребенок при взаимодействии с мамой отворачивается от нее. Мама расстроена: малыш не хочет с ней общаться. На самом деле, он проявляет повышенный интерес к маме, поворачивает к ней ухо для того, чтобы лучше ее расслышать
Логопед Службы ранней помощи занимается развитием коммуникативных способностей ребенка; становлением вербальных (речь) и невербальных (жесты, мимика, телодвижения, интонации) средств общения; осуществляет помощь в освоении дополнительных (альтернативных) или поддерживающих (аугментативных) средств коммуникации (картинки, пиктограммы, символы). Логопед работает с детьми с нарушениями коммуникации, вызванными различными причинами, может работать с детьми, начиная с периода новорожденности (в то время как в других организациях работает с детьми, начиная с 3 – 5 летнего возраста).
Логопед в других организациях работает с детьми, которые уже имеют в той или иной степени какой-то уровень развития речи. И предметом деятельности логопеда для детей 3-5 лет часто является только одно средство общения – РЕЧЬ. Логопед Службы ранней помощи работает со всеми (вербальными и невербальными) в том числе и альтернативными, средствами коммуникации.
Логопедия, как часть дефектологии, занимается проблемами патологии речи в основном: нарушениями звукопроизношения, лексико-грамматическим недоразвитием, заиканием. Логопед Службы ранней помощи так же обращает внимание на речь, т. к. именно она является самым эффективным средством общения, но занимается не исправлением, коррекцией ее, а вызыванием речи у детей, развитием предпосылок ее формирования.
Задачи работы логопеда
Задача 1. В паре с педиатром развития логопед участвует в проведении первичных приемов. Как правило, запросы родителей в таких случаях звучат так: «Он не говорит, хотя ему уже 2, 5 года»; «Хотели бы понять, как развивать речь».
Задача 2. В том, случае, если у ребенка имеются нарушения в сфере коммуникации, логопед участвует в междисциплинарной оценке, его роль состоит в следующем:
- оценка коммуникации ребенка в ежедневных жизненных ситуациях (ЕЖС)
- дифференциальная диагностика для исследования причин коммуникативных трудностей
- углубленная оценка коммуникативных навыков ребенка
- оценка мотивационных факторов.
Углубленная оценка коммуникативных навыков ребенка может проводиться с помощью следующих инструментов:
- Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (навыки общения) (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)
- Маленькие ступеньки, книга № 3 (навыки общения) (М. Питерсон и др.)
- Матрица коммуникации C. Rowland, Communication Matrix (Rev. ed.), Oregon Health and Science University, Design to Learn Projects, Oregon, 2004
- Диагностические опросники KID и R-CDI (АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»)
- Мюнхенская функциональная диагностика развития (развитие речи) (авт. Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут)
- Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (авт. М.Б. Елесеева, Е.А. Вершинина, В.Л. Рыскина)
Задача 3. Составление вместе с другими специалистами и с семьей ИПРП, которая может включать в себя обучающие сессии, направленные на развитие у ребенка навыков коммуникации, а у членов семьи навыков содействия развитию у ребенка коммуникации.
Задача 4. Совместная с семьей реализация ИПРП.
Логопед помогает ребенку наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент времени.
Например, ребенок с синдромом Дауна осваивает речь позже, чем дети с типичным развитием. Однако, как всем детям, для успешного развития ему необходимо общаться. И ему доступен язык сначала простых жестов, затем сложных жестов (языка жестов), затем в арсенал его средств коммуникации может войти общение с помощью картинок разной сложности, а затем и речь.
Задача 5. Организация взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности для улучшения функционирования ребенка. Очень важно, чтобы реализация программы происходила не только на индивидуальных занятиях в Службе, но и в повседневной активности дома. Мало научить ребенка использовать доступные для него средства общения, важно научить маму, близких людей видеть, понимать и использовать те же коммуникативные сигналы, те же средства коммуникации, которые использует ребенок.
Задача 6. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе реализации ИПРП; оценка эффективности выбранных приемов развития и динамики развития в ходе реализации ИПРП (при необходимости возможно внесение изменений в соответствии с изменением состояния ребенка).
Логопед участвует в проведении супервизий, вместе с другими членами команды отслеживает соблюдение стандартов оказания услуг ранней помощи в работе специалистов. Участвует в оценке эффективности деятельности команды, планировании общекомандных мероприятий, принимает участие в решении общих вопросов, готовит для других специалистов сообщения об особенностях развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста, об особенностях коммуникации детей с различными нарушениями развития.
Задача 7. Вне ИПРП логопед оказывает услуги семье, проводя краткосрочное и пролонгированнное консультирование семей по проблемам развития коммуникации, участия ребенка в общественной жизни.
Задача 8. Сопровождение перехода ребенка в ДОУ (консультирование родителей и персонала ДОУ в период адаптации). Необходимо, чтобы в детских учреждениях ребенок мог вступать в коммуникацию доступными для него средствами общения, и люди, окружающие его могли его понять. Поэтому задачей логопеда является работа с родителями и педагогами тех детских учреждений, которые начинает посещать ребенок.
Логопеду необходимо обладать следующими знаниями.
- по всем областям развития ребенка, для того, чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды;
- об этапах и особенностях коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста;
- методов работы с детьми раннего возраста (в том числе с нарушениями развития) и их родителями;
- основ командной работы.
Логопед работает над повышением собственной квалификации, участвует в повышении квалификации специалистов службы.
Специфика работы психолога
Психолог Службы ранней помощи работает как с детьми, так и с родителями (членами семей). Он оказывает помощь семьям, в которых наблюдаются трудности во взаимодействии с ребенком, нарушения социально-эмоционального развития, адаптивных процессов, поведения у ребенка. Помогает родителям в понимании причин нарушения взаимодействия с ребенком, эмоциональных трудностей ребенка; вместе с семьей осуществляет поиск путей оптимизации взаимодействия с ребенком, помогает родителям в решении проблем посредством занятий с парой «мама-ребенок».
Также в его функциональные обязанности входит психологическая помощь родителям. Проблемы в эмоциональном развитии ребенка часто влекут за собой проблемы родителей (повышенная тревожность, хроническая усталость, подавленность, депрессия, страхи) Важно помочь родителям справиться с этими состояниями, чтобы они, в свою очередь, могли более качественно помочь своему ребенку.
Дети, с которыми работает психолог, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы:
- отставание ребенка в социальной области;
- аутистические тенденции (разные их виды – от легких проявлений до тяжелых нарушений), нарушения адаптации и регуляции;
- тревожные расстройства;
- проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики и пр.;
- нарушения взаимодействия с родителями (или другими членами семьи).
Задачи работы психолога
Задача 1. Совместно с другими специалистами Службы – определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи, проведение своего блока междисциплинарной оценки функционирования ребенка.
В паре с педиатром развития психолог участвует в проведении первичных приемов. Как правило, запросы родителей в таких случаях звучат так: «Он плохо себя ведет, мне с ним не справиться»; «У ребенка непонятное поведение», «У нас постоянные истерики»; заявляются и другие проблемы в поведения и эмоциональной сфере ребенка.
На междисциплинарном консилиуме психолог вместе с другими членами команды анализирует сведения о семье и ребенке, полученные на первичном приеме, участвует в коллегиальном принятии решения о том, нуждается ли ребенок в программах раннего вмешательства. Помимо этого, выносит свое экспертное мнение о том, необходима ли ребенку и семье психологическая помощь, какого рода может быть эта помощь (какие услуги могут быть предложены семье: психологическое консультирование; содействие развитию социализации; содействие развитию общения и речи).
Задача 2. В том случае, если у ребенка имеются ограничения жизнедеятельности, связанные с эмоциональными и личностными нарушениями развития, трудностями межличностного взаимодействия, психолог участвует в междисциплинарной оценке. В этом случае его роль состоит в следующем:
- оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях с точки зрения влияния на него эмоциональных и личностных особенностей ребенка, характера взаимодействия с членами семьи;
- дифференциальная диагностика для исследования причин трудностей в эмоциональном и личностном развитии, проблем взаимодействия с членами семьи
- углубленная оценка эмоционального и личностного развития ребенка, оценка особенностей взаимодействия с членами семьи
- оценка мотивационных факторов.
Углубленная оценка эмоционального и личностного развития ребенка, оценка особенностей взаимодействия с членами семьи может проводиться с помощью следующих инструментов:
- Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)
- Куррикулум «Денверская модель раннего вмешательства» (С. Дж. Роджерс, Дж. Доусон)
- VB-MAPP (М. Сандберг)
- ADOS-2 (Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., and Susan Risi, Ph.D.)
- Тест «Незнакомая ситуация» (М. Эйнсворт)
- Опросник взаимодействия в паре (PICCOLO).
В процессе углубленной оценки психолог изучает особенности социального, эмоционального развития ребенка, а также особенности взаимодействия в паре «родитель - ребенок» (чаще всего, это мама). Одним из специфических и самых информативных методов для психолога является наблюдение. Специалист наблюдает за взаимодействием мамы и ребенка в разных ситуациях, таких как: кормление, одевание, их совместная игра. Отслеживаются (с последующим обсуждением с мамой) следующие параметры:
- есть ли у мамы "материнская речь" (изменение голоса, выражения лица, жестов, речи)
- чувствительна ли мама к "высказываниям" ребенка, считает ли их высказываниями, слышит ли их, отвечает ли на них, переспрашивает ли
- оставляет ли мама ребенку время для "ответа"
- отзывчива ли мама на потребности ребенка
- насколько мама и ребенок направлены друг на друга, симметричность их взаимодействия, наличие диалога, весело ли им друг с другом, наслаждаются ли они общими делами, эмоциями, открытиями, есть ли так называемое «переплетение»
- если предстоит изменение активности, готовит ли мама ребенка к этому. Например, когда приходит время закончить игру, она говорит: «Ну, вот мы и поиграли, давай соберем последнюю картинку, потом отнесем их на полку и пойдем домой»
- отзывчива ли мама на эмоциональные проявления ребенка, понимает ли и принимает ли эмоции ребенка, как реагирует (позитивно или негативно), умеет ли утешать, или требует прекратить плач
- наличие у мамы агрессии по отношению к ребенку (критика, враждебность, провокации, намеренное расстраивание ребенка, яростные жесты, шлепки, отвержение)
- то же у ребенка по отношению к родителю
- насколько мама во взаимодействии с ребенком признает его автономию:
1. его индивидуальность, желания, потребности, его скорость
2. разрешает ли делать выбор, вести себя спонтанно
3. предлагает ли помощь, поощряет ли самостоятельные действия, когда ребенок пробует что-то новое
4. обращает ли внимание на жалобы и протесты ребенка, объясняет ли ему свой отказ
5. «наделяет» ли мама ребенка способностью (чтобы тот успешно что-то завершил, добился успеха, избежал катастрофы)
- насколько мама и ребенок умеют договариваться и сотрудничать друг с другом, насколько сотрудничество симметрично.
Задача 3. Составление вместе с другими специалистами и с семьей ИПРП, которая может включать оказание услуги по содействию развитию социализации; общения и речи; психологическое консультирование. Услуги могут быть оказаны в разных формах: индивидуальные занятия, направленные на развитие отношений в паре «родитель – ребенок», домашние визиты, консультирование родителей в Службе и с помощью Интернета.
Задача 4. Совместная с семьей реализация ИПРП. В рамках различных услуг психолог может использовать разные формы работы с семьей.
Помощь в развитии отношений в паре «родитель - ребенок» во время обучающих сессий. Чтобы развивать отношения между мамой и ребенком, нужно организовывать такую совместную деятельность, в которой они могли бы взаимодействовать.
Например, мама и ребенок вдвоем:
- играют в песок, воду, любые сыпучие материалы
- рисуют, лепят
- «варят» еду, кормят кукол
- складывают разрезные картинки и т.д.
Специалист в это время:
- присутствует рядом, поощряет маму, поддерживает ее, хвалит, подсказывает, стимулирует развитие игры, обсуждает все (позитивное подкрепление)
- в случаях нарушения отношений пробует игру втроем, отчасти передавая маме инициативу (поддержка и помощь)
- если нарушения тяжелые, сам играет с ребенком, предлагая маме образец отношений, обсуждает с ней это (моделирование)
Занятия с парой «мама-ребенок» проводятся и в случае, если у ребенка наблюдаются более серьезные проблемы в эмоциональном развитии. В данном случае затруднения не снимаются только выполнением рекомендаций, которые может дать психолог.
Групповые занятия (группа «Бэби-массаж»). Психолог участвует в проведении занятий вместе с врачом. Психолог помогает мамам во время занятия настроиться на своего ребенка, научиться прислушиваться к нему, лучше видеть, понимать и читать сигналы своего младенца. Способствует установлению не директивного стиля проведения встреч, снижению у мам уровня тревоги и депрессии, повышению родительской компетентности и уверенности в уходе за малышом, расширению социальных контактов.
Во встречах «Родительского клуба» как правило, участвует психолог и специалист, необходимый по теме занятия. Психолог организует обмен родительскими мнениями, дискуссии по данной проблеме и при необходимости может делиться с родителями профессиональной информацией.
На занятиях группы «Открытые двери» психолог участвует вместе с педагогами, врачом и специалистом по коммуникации. При необходимости отвечает на вопросы родителей, подключается к парам «мама-ребенок», при желании родителей может давать некоторые психологические рекомендации.
Консультирование родителей. Может применяться как в рамках ИПРП, так и вне ее (пролонгированное и краткосрочное консультирование). Данный вид работы применяется, когда у ребенка нет значительных проблем в развитии, в то время как родители испытывают недостаток информации о том, как справиться с преходящими трудностями. Основная задача консультативной работы – профилактика возникновения более серьезных проблем в эмоциональном развитии. Также консультирование чаще всего может помочь родителям, чей ребенок испытывает трудности, проистекающие из особенностей некоторых стадий эмоционального развития.
Психотерапевтическая работа с родителями. Данная форма работы может применяться психологом, если родители имеют собственные психологические проблемы, которые могут влиять на развитие ребенка. Это могут быть следующие проблемы: мама находится в состоянии послеродовой депрессии; у нее нарушились отношения с отцом ребенка или другими членами семьи; она испытывает хроническую усталость. Это могут быть и установки родителей, негативно влияющие на ребенка, например, преувеличение значения познавательного развития ребенка и недооценка эмоционального. Осуществляя психотерапевтическую работу, психолог использует те психологические техники работы с клиентом, которыми владеет.
Задача 5. Организация взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности для улучшения функционирования ребенка. Все формы работы психолога сопровождаются обучением родителей с целью повышения их осведомленности о закономерностях развития ребенка, о специфике эмоционального и личностного развития ребенка при определенных ограничениях жизнедеятельности, о правильных методах взаимодействия с ним.
Задача 4. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе реализации ИПРП; оценка эффективности выбранных приемов развития и динамики развития в ходе реализации ИПРП (при необходимости возможно внесение изменений в соответствии с изменением состояния ребенка).
Психолог оказывает помощь специалистам на разных этапах осуществления ИПРП: консультирует в случае затруднений при построении взаимодействия с родителями, во время планирования занятий с семьей, в понимании причин эмоциональных трудностей ребенка и его взаимодействия с членами семьи.
При проведении супервизии вместе с другими членами команды отслеживает соблюдение стандартов оказания услуг ранней помощи в работе специалистов, помогает понять эмоциональные и личностные особенности и особенности поведения ребенка и родителей, подобрать правильные способы взаимодействия с ними.
При оценке эффективности деятельности команды, планировании мероприятий, помимо общих вопросов, выносит компетентное мнение о том, насколько психологически комфортно чувствуют себя клиенты службы, члены команды, как грамотно с психологической точки зрения построить какое – либо запланированное мероприятие.
Здесь важно описать еще одну форму работы психолога, такую как консультирование других специалистов по проблемам работы с семьями, обучение их техникам взаимодействия с семьей. Любой специалист, начинающий работу с семьей, имеющей ребенка с нарушениями развития, неизбежно сталкивается чувствами родителей, которые необходимо учитывать при работе с семьей.
Как правило, образ ожидаемого ребенка формируется у родителей еще до его рождения. Когда вместо здорового ребенка рождаются ребенок с ограничениями жизнедеятельности, родители испытывают очень серьезные переживания. Переживание горя имеет свои этапы, в соответствии с которыми и строится работа с семьей. Задача психолога – познакомить других специалистов с этими этапами, научить, каким образом нужно общаться с родителями, чтобы оказать им необходимую поддержку, и при этом самим не быть психологически травмированными.
Другая проблема, с которой сталкиваются специалисты, работающие с детьми с нарушениями развития – неготовность мамы психологически «отпустить» своего взрослеющего ребенка. Роль психолога – помочь специалистам таким образом построить программу помощи, чтобы при ее осуществлении мама могла постепенно понять, что ее ребенку, так же, как и здоровому, надо предоставлять самостоятельность; что, отделяясь от мамы, ему надо пройти те же стадии эмоционального развития, которые проходит любой другой ребенок. Только таким образом ребенок может достичь определенного уровня саморегуляции и самоконтроля, чтобы в конечном итоге встать на путь развития по линии самостоятельности и отдельной личности.
Самой главной особенностью работы с родителями на любом этапе абилитационной работы является предоставление им возможности проговаривать свои чувства. Специалисту важно уметь «разговорить» маму, сделать так, чтобы ей захотелось рассказать ему о том, как ей приходится нелегко, что больше всего волнует, чего она больше всего боится, чего бы ей больше всего хотелось. Это дает возможность формирования прочного союза с родителями, что способствует более качественному оказанию помощи ребенку. Здесь роль психолога – научить членов команды приемам присоединения к клиенту, умению войти с ним в контакт, приемам активного слушания.
Психологу необходимо обладать следующими знаниями.
- по всем областям развития ребенка, для того, чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды;
- об особенностях социально-эмоционального развития детей раннего возраста, об особенностях построения отношений между младенцем и мамой, умеет работать с парой «родитель - ребенок» по развитию между ними хороших отношений;
- о методах работы с детьми раннего возраста (в том числе, с ограничениями жизнедеятельности) и их родителями;
- о влиянии на все последующее развитие раннего эмоционального опыта ребенка, раннего опыта отношений с близкими людьми, роли эмоциональной привязанности как особой связи между взрослым и ребенком;
- об особенностях построения конструктивных взаимоотношений между взрослыми и ребенком раннего возраста;
- о стадиальности раннего эмоционального развития;
- об особенностях переживаний родителей, имеющих ребенка с ограничениями жизнедеятельности.
Работая над повышением квалификации, имеет план повышения собственной квалификации (изучение современных подходов к работе с семьей, психологической помощи родителям и детям). Участвуя в повышении квалификации других специалистов службы, готовит для них выступления на психологические темы, знание которых необходимо всем специалистам службы: о роли эмоциональной привязанности, о стадиальности социально-эмоционального развития, об особенностях переживания горя родителями детей с нарушениями развития, о нарушениях взаимодействия ребенка с членами семьи.
Оценка рутин (ежедневные жизненные ситуации) всеми спциалистами ранней помощи, как пример работы междисциплинарной работы.
Таким образом, работа каждого специалиста Службы ранней помощи имеет свою специфику, однако в деятельности всех специалистов есть некоторые общие моменты, которые являются междисциплинарными и касаются всех. Так, все специалисты, участвующие в междисциплинарной оценке, проводят углубленную оценку функционирования ребенка в повседневной жизни (оценка рутин). Данная оценка может быть проведена на основе следующих инструментов:
- «Оценка навыков повседневной жизни. Оценка занятий и рутин в семье, CARA’S KIT for toddlers» (Philippa Campbell)
- Канадская оценка выполнения деятельности, Canadian Occupational Performance Measure» (СОРМ) (Law M, Polatajko H, Pollock N, McColl MA, Carswell A, Baptiste S.)
- Мера вовлеченности, независимости и социальных отношений, Measure of Engagement, Independence, and Social Relationships (R. A. McWilliam and Naomi Younggren)
- Интервью о повседневных рутинах (Scott & McWilliam)
- Анализ видео.
Диагностику с помощью данных инструментов проводят один раз, и делать это может один специалист, но информация будет полезна каждому участнику программы. Каждый специалист, анализируя рутины с помощью данных инструментов, может почерпнуть из этих данных информацию по своему домену. Педагог может увидеть в рутине способ, с помощью которого ребенок исследует окружающий мир, логопед – понять, как ребенок общается и есть ли у него трудности в приеме и передаче коммуникативных сообщений при выполнении рутины, психолог оценит в рутине взаимодействие ребенка и взрослого, физический терапевт увидит качество движений, которые совершает ребенок при выполнении рутины.
Например, проводя междисциплинарную оценку для одной из семей, с помощью «Интервью о повседневных рутинах» мы выяснили, что проблемной для семьи рутиной является прием пищи. Опросник «Мера вовлеченности, независимости и социальных отношений» и анализ видео данной рутины позволил специалистам увидеть особенности развития ребенка в разных областях. Так, физический терапевт пришел к пониманию того, что для ребенка необходима углубленная оценка навыков жевания и глотания. Логопед выяснил, что не сформирована система коммуникации, позволяющая ребенку понимать, что происходит во время приема пищи, и, следовательно, важно более детально оценить навыки ребенка в отношении приема и передачи коммуникативных сообщений. Психолог рассмотрел в рутине неумение мамы предоставить ребенку самостоятельность в тех действиях, которые он уже может выполнить сам, таким образом, наметил план углубленной оценки взаимодействия мамы с ребенком. Каждый из специалистов получил возможность наметить направление для углубленной оценки навыков по своему домену МКФ.
Междисциплинарность в работе команды специалистов Службы ранней помощи присутствует на каждом этапе помощи ребенку и семье. В качестве иллюстрации междисциплинарной работы представим описание одного из случаев.
Мама Лени обратилась в Службу ранней помощи, когда мальчику было 2 года 4 месяца. Запросом мамы было: «Хочу, чтобы Леня развивался и как можно меньше отставал от сверстников в развитии». У Лени – редкое генетическое заболевание, в связи с которым у Лени есть ограничения практически во всех сферах жизнедеятельности. Первичный прием, который провели педиатр развития и психолог, показал нуждаемость ребенка в ранней помощи. На междисциплинарном консилиуме были назначены ответственные за работу с данной семьей – физический терапевт и логопед, которые вместе с мамой спланировали и осуществили междисциплинарную оценку. На первой встрече было проведено интервью «Типичный день», дома мама заполнила опросник «Мера вовлеченности, независимости и социальных отношений». Так, специалисты выяснили, что наиболее проблемной рутиной для семьи является прогулка. Таким образом, мама переформулировала и конкретизировала свой первоначальный запрос, теперь первоочередной задачей для нее стало научиться собираться на прогулку и гулять с Леней таким образом, чтобы это проходило без слез и было удовольствием для них обоих. Детальный анализ рутины показал, что у Лени не сформированы двигательные навыки, необходимые для спуска и подъема по лестнице, а также недостаточно сформированы коммуникативные умения, связанные с получением маминых сообщений и передачей собственных сигналов. Таким образом, логопед и физический терапевт спланировали углубленную оценку навыков по своим доменам и дифференциальную диагностику с помощью инструментов, описанных выше для каждого специалиста. Также с помощью наблюдения, интервью и анализа видео специалисты смогли оценить мотивационные факторы (игры и игрушки, в которые любит играть Леня – в нашем случае, это большие ящики и коробки). Детальная диагностика позволила специалистам в сотрудничестве с мамой составить для Лени ИПРП. Первоначально в нее входили услуги «Содействие развитию общения и речи» и «Содействие развитию мобильности». Одна из функциональных целей, которую сформулировали физический терапевт и мама, звучала следующим образом: «Во время совместной игры Леня залезает на подставочку, чтобы достать коробку, держась руками за шкаф, 3 раза в день, не менее 2 недель подряд». Соответственно, для родителей цель была сформулирована так: «Папа сделает для Лени подставочку, на которую он сможет залезать, держась за шкаф; родители подберут для Лени мотивационные стимулы (разные коробки), которые будут предлагать достать Лене, залезая на подставочку, 3 раза в день в течение 2 недель».
Цель, которую сформулировали логопед и мама, звучала так: «Когда мама, начиная сборы на прогулку, будет показывать Лене жест «Гулять», Леня прекращает свои занятия в течение 5 минут и дает маме себя одеть, 1 раз в день, в течение не менее 2 недель». Для мамы цель звучала так: «Мама перед сборами на прогулку присаживается на уровень Лене, сообщает ему словами о том, что они собираются гулять и показывает ему жест «Гулять»; спокойно ожидает 5 минут, затем начинает сборы; 1 раз в день, в течение 2 недель». На занятиях в Службе специалисты также способствовали формированию данных навыков, с помощью специальных игр и мотивационных стимулов. Также шло постоянное обучение мамы, как можно делать это в домашних условиях.
По истечении 1 месяца мама и Леня добились поставленных целей, и специалистами были поставлены новые. Через 3 месяца, оценивая вместе с мамой эффективность реализации ИПРП, специалисты пришли к выводу, что семья больше не испытывает трудностей при сборах на прогулку и гулянии, но оказалось, что Леня не умеет общаться с детьми, а мама по ряду причин семейного характера находится в депрессивном состоянии. Тогда было решено продолжить оказание помощи с использованием следующих услуг: «Психологическое консультирование» и «Содействие социализации» (групповые занятия). Таким образом, к командной работе присоединились педагог и психолог.
Когда Лене исполнилось 3,5 года, семья стала посещать группу кратковременного пребывания в детском саду по месту жительства, периодически обращаясь в Службу ранней помощи для консультирования с разными специалистами по вопросам адаптации.
Таким образом, эффективность ранней помощи напрямую зависит от слаженной работы членов междисциплинарной команды, включая родителей.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 301.