Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@ gmail . com

Работа междисциплинарной команды в Подразделении ранней помощи

 (методические рекомендации для руководителей и специалистов)

Екатеринбург

2018

Услуги ранней помощи.

Работа междисциплинарной команды в Подразделении ранней помощи.

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Калинина Светлана Витальевна

 

В данной брошюре описана специфика работы междисциплинарной команды специалистов Службы ранней помощи; особенности организации работы командной работы в Службе ранней помощи; специфика работы каждого специалиста с точки зрения всех процедур, осуществляемых в Службе.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Семья ребенка как неотъемлемая составляющая междисциплинарной команды

2. Организация командной работы в Службе ранней помощи.

3. Специфика работы специалистов Службы ранней помощи.

3.1 Специфика работы педиатра развития

3.2 Специфика работы физического терапевта

3.3 Специфика работы педагога

3.4 Специфика работы логопеда

3.5 Специфика работы психолога

4. Оценка рутин (ежедневные жизненные ситуации) всеми спциалистами ранней помощи, как пример работы междисциплинарной работы.

 


 

В настоящее время все большее число профессионалов во всем мире склонны рассматривать ребенка в целом, как человека, в котором все взаимосвязано, скорее, чем как собрание отдельных частей, свойств, явлений. Кроме того, проблемы маленьких детей часто слишком сложны, чтобы ими занимались отдельные дисциплины, такие, как медицина, педагогика или психология. Именно это в свое время подтолкнуло создателей служб ранней помощи к идеям использования междисциплинарного командного подхода к оказанию помощи маленьким детям.

Сейчас междисциплинарный подход понимается, как совместная работа специалистов разных областей знаний (медицины, педагогики, психологии, социальной работы и др.), составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарного взаимодействия. Междисциплинарный подход направлен на преодоление границ между отдельными дисциплинами, увеличение возможных связей, взаимодействий среди членов команды, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на функционирование ребенка в повседневных жизненных ситуациях, его сильные стороны и трудности, планировать Индивидуальную программу ранней помощи (ИПРП).


 

1. Семья ребенка как неотъемлемая составляющая междисциплинарной команды

Работа междисциплинарной команды основывается на положении о том, что семья имеет самое большое влияние на детское развитие, при этом члены семьи являются очень важной частью междисциплинарной команды и вовлечены в процесс междисциплинарной оценки, постановку целей, создание программы помощи для себя и своего ребенка, реализацию программы и планирование ее развития. Наиболее важная часть междисциплинарного подхода - развивать сильные, добрые отношения между семьей и специалистами службы.

Семья постоянна в жизни ребенка и является наиболее важным ресурсом в развитии ребенка. Профессионалы, стремясь к построению партнерских отношений с членами семьи, совершают ряд действий.

Так, специалисты постоянно делятся с членами семьи информацией о ребенке на всех этапах работы с семьей: в процессе первичного приема и по его окончании; при планировании междисциплинарной оценки и на этапе ее осуществления (включая все ее компоненты); при обсуждении целей Индивидуальной программы ранней помощи; при осуществлении оценки ее эффективности – промежуточной и итоговой; при переходе ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Также специалисты постоянно внимательны к потребностям членов семьи. Для этого они всегда внимательно выслушивают родителей и гибко реагируют, корректируя совместные планы в отношении оценки, построения и реализации ИПРП. Важно всегда помнить, что отправной точкой для начала ранней помощи являются потребности ребенка и семьи, а не модели или теории профессионалов. Решения, выносимые относительно целей ИПРП, обсуждаются с членами семьи и являются совместными.

На всех индивидуальных встречах не менее 50% времени уделяется консультированию родителей по проблемам ребенка, которые решаются на данной встрече.

Например, педагог при формировании у ребенка навыка просьбы «Дай», рассказывает родителям, каким образом у детей развивается данный навык, описывает этапы формирования навыка, вместе с родителями соотносит их с возможностями ребенка. Далее он подробно рассказывает, как постепенно, по шагам, обучить ребенка данному навыку. На занятии педагог может организовать совместную активность ребенка и родителя, чтобы родитель мог научиться конкретным действиям для формирования навыка. Далее идет совместное обсуждение педагогом и родителем того, как родитель может формировать данный навык в повседневной жизни.

Таким образом, ИПРП строится на основе потребностей семьи, со знанием контекста семьи, осознана семьей и ее выполнение максимально вписано в привычную жизнь семьи.

Не всегда родителям в первые моменты общения удается открыться и довериться специалистам. Требуются значительные усилия, чтобы они смогли открыто обсуждать трудности в функционировании ребенка, а профессионалы смогли услышать родителей и обсуждать пути их преодоления (а не давать директивные указания). Специалистам важно развивать добрые отношения с родителями с самой первой встречи с ними. Для этого надо включать в свою работу разговоры с родителями относительно их восприятия ситуации, их чувств и потребностей. Развитие понимания восприятия родителями ребенка, ободрение, поддержка, усиление семьи – неотъемлемая часть работы с родителями и ребенком.

Следует постоянно помнить, что:

- одно из самых больших страданий для любой семьи – понимать, что ребенок исключен из повседневной жизни и не может участвовать во всех делах его семьи;

- одна из самых важных вещей для семьи – суметь включить ребенка в жизнь семьи;

- родители имеют огромную способность обеспечить развитие и обучение их ребенка внутри их повседневной жизни, привычных действий и игр;

- способность родителей поддерживать и помогать ребенку увеличивается, когда услуги раннего вмешательства становятся частью типичных ежедневных действий ребенка и повседневной жизни семьи, вместо предложений специалистов «делать еще что-то»;

- родители хотят не только заниматься с ребенком, но и делать типичные вещи, которые все семьи делают, иметь обычные развлечения и праздники.

Программа ранней помощи будет эффективной в том случае, если семья принимает участие в работе, как равноправный член междисциплинарной команды, на всех стадиях реализации программы ранней помощи: принятии решения об участии в программе; процессе планирования программы, включая оценку и мониторинг; реализации программы. Причем именно семья включает приемы и особенные подходы к развитию ребенка в ее повседневные домашние дела, способствуя максимально возможному развития ребенка.

 

Следующий пример показывает, как специалисты при принятии решения о порядке оказания услуг конкретной семье могут следовать за ее потребностями.

В Службу ранней помощи по направлению врача пришла семья с ребенком с синдромом Дауна, когда ему был 1 месяц. Специалисты стали предлагать семье следующие услуги: индивидуальные занятия с педагогом для оптимизации развития ребенка, организацию его повседневной активности, участие мамы в родительском клубе. Однако родители не хотели принимать поставленный ребенку диагноз, они пришли в службу только потому, что их направил врач, им были не нужны подобные услуги, и они, отказавшись от всех услуг, ушли из службы.

Когда малышу было 2 года, семья вновь обратилась к специалистам. Родители хотели, чтобы ребенок посещал детскую группу развития, как многие дети этого возраста. Пересмотрев свои взгляды на эту семью и свою роль, специалисты попытались учесть потребности родителей. Они проконсультировали маму об особенностях данных групп, помогли начать посещать ее. Начав ходить в группу с ребенком, мама заметила, что у ее сына есть задержка в развитии речи и вновь обратилась к специалистам за помощью. Согласно ее запросу, теперь они с ребенком посещают занятия с логопедом, и продолжают ходить в группу.


 




Специфика работы педагога

Специальный педагог занимается с теми детьми, у которых по результатам углубленной оценки выявлено отставание в когнитивной области развития. Это могут быть дети с различными нарушениями: церебральный паралич, синдром Дауна, эпилепсия, нарушение зрения, множественные нарушения и другие.

Это является главным и принципиальным отличием работы педагога Службы ранней помощи от работы дефектолога – педагог Службы ранней помощи не имеет узкой специализации по имеющемуся у ребенка нарушению: сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог.

Педагог помогает нормализовать жизнь ребенка, развивая его познавательные способности. Одна из задач педагога - сделать доступным для ребенка познание окружающего мира. Причем, педагог в ранней помощи не занимается развитием отдельных познавательных процессов: например, памяти, мышления. Гораздо важнее развитие сохранных каналов получения информации, интереса к окружающему миру, любознательности, поддержка исследовательских способностей, игровых навыков, способности быть включенным, погруженным в игру.

Работа педагога в службе строится на знании и понимании:

- того, что каждый ребенок может учиться и развиваться;

- того, что ребенок является активным и инициативным исследователем окружающего мира, каждый ребенок способен показать, что ему интересно в данный момент и чему он хочет научиться

- основной способ обучения ребенка – его собственная самостоятельная свободная игра, взрослый – активный участник игры ребенка, поддерживающий игру и поощряющий ребенка играть;

- того, что ребенок познает окружающий мир и через общение с близкими взрослыми, через наблюдение за людьми и окружающим миром;

- основным условием того, что ребенок будет чему-то учиться является его эмоциональное благополучие, обусловленное тем, что ребенка понимают и учитывают его потребности;

Задачи работы логопеда

Задача 1. В паре с педиатром развития логопед участвует в проведении первичных приемов. Как правило, запросы родителей в таких случаях звучат так: «Он не говорит, хотя ему уже 2, 5 года»; «Хотели бы понять, как развивать речь».

 

Задача 2. В том, случае, если у ребенка имеются нарушения в сфере коммуникации, логопед участвует в междисциплинарной оценке, его роль состоит в следующем:

- оценка коммуникации ребенка в ежедневных жизненных ситуациях (ЕЖС)

- дифференциальная диагностика для исследования причин коммуникативных трудностей

- углубленная оценка коммуникативных навыков ребенка

- оценка мотивационных факторов.

 

Углубленная оценка коммуникативных навыков ребенка может проводиться с помощью следующих инструментов:

- Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (навыки общения) (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)

- Маленькие ступеньки, книга № 3 (навыки общения) (М. Питерсон и др.)

- Матрица коммуникации C. Rowland, Communication Matrix (Rev. ed.), Oregon Health and Science University, Design to Learn Projects, Oregon, 2004

- Диагностические опросники KID и R-CDI (АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»)

- Мюнхенская функциональная диагностика развития (развитие речи) (авт. Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут)

- Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (авт. М.Б. Елесеева, Е.А. Вершинина, В.Л. Рыскина)

 

Задача 3. Составление вместе с другими специалистами и с семьей ИПРП, которая может включать в себя обучающие сессии, направленные на развитие у ребенка навыков коммуникации, а у членов семьи навыков содействия развитию у ребенка коммуникации.

 

Задача 4. Совместная с семьей реализация ИПРП.

Логопед помогает ребенку наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент времени.

Например, ребенок с синдромом Дауна осваивает речь позже, чем дети с типичным развитием. Однако, как всем детям, для успешного развития ему необходимо общаться. И ему доступен язык сначала простых жестов, затем сложных жестов (языка жестов), затем в арсенал его средств коммуникации может войти общение с помощью картинок разной сложности, а затем и речь.

    

Задача 5. Организация взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности для улучшения функционирования ребенка. Очень важно, чтобы реализация программы происходила не только на индивидуальных занятиях в Службе, но и в повседневной активности дома. Мало научить ребенка использовать доступные для него средства общения, важно научить маму, близких людей видеть, понимать и использовать те же коммуникативные сигналы, те же средства коммуникации, которые использует ребенок.

 

Задача 6. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе реализации ИПРП; оценка эффективности выбранных приемов развития и динамики развития в ходе реализации ИПРП (при необходимости возможно внесение изменений в соответствии с изменением состояния ребенка).

Логопед участвует в проведении супервизий, вместе с другими членами команды отслеживает соблюдение стандартов оказания услуг ранней помощи в работе специалистов. Участвует в оценке эффективности деятельности команды, планировании общекомандных мероприятий, принимает участие в решении общих вопросов, готовит для других специалистов сообщения об особенностях развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста, об особенностях коммуникации детей с различными нарушениями развития.

 

Задача 7. Вне ИПРП логопед оказывает услуги семье, проводя краткосрочное и пролонгированнное консультирование семей по проблемам развития коммуникации, участия ребенка в общественной жизни.

 

Задача 8. Сопровождение перехода ребенка в ДОУ (консультирование родителей и персонала ДОУ в период адаптации). Необходимо, чтобы в детских учреждениях ребенок мог вступать в коммуникацию доступными для него средствами общения, и люди, окружающие его могли его понять. Поэтому задачей логопеда является работа с родителями и педагогами тех детских учреждений, которые начинает посещать ребенок.

 

Логопеду необходимо обладать следующими знаниями.

- по всем областям развития ребенка, для того, чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды;

- об этапах и особенностях коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста;

- методов работы с детьми раннего возраста (в том числе с нарушениями развития) и их родителями;

- основ командной работы.

Логопед работает над повышением собственной квалификации, участвует в повышении квалификации специалистов службы.



Специфика работы психолога

    Психолог Службы ранней помощи работает как с детьми, так и с родителями (членами семей). Он оказывает помощь семьям, в которых наблюдаются трудности во взаимодействии с ребенком, нарушения социально-эмоционального развития, адаптивных процессов, поведения у ребенка. Помогает родителям в понимании причин нарушения взаимодействия с ребенком, эмоциональных трудностей ребенка; вместе с семьей осуществляет поиск путей оптимизации взаимодействия с ребенком, помогает родителям в решении проблем посредством занятий с парой «мама-ребенок».

Также в его функциональные обязанности входит психологическая помощь родителям. Проблемы в эмоциональном развитии ребенка часто влекут за собой проблемы родителей (повышенная тревожность, хроническая усталость, подавленность, депрессия, страхи) Важно помочь родителям справиться с этими состояниями, чтобы они, в свою очередь, могли более качественно помочь своему ребенку.

    Дети, с которыми работает психолог, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы:

- отставание ребенка в социальной области;

- аутистические тенденции (разные их виды – от легких проявлений до тяжелых нарушений), нарушения адаптации и регуляции;

- тревожные расстройства;

- проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики и пр.;

- нарушения взаимодействия с родителями (или другими членами семьи).

Задачи работы психолога

Задача 1. Совместно с другими специалистами Службы – определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи, проведение своего блока междисциплинарной оценки функционирования ребенка.

В паре с педиатром развития психолог участвует в проведении первичных приемов. Как правило, запросы родителей в таких случаях звучат так: «Он плохо себя ведет, мне с ним не справиться»; «У ребенка непонятное поведение», «У нас постоянные истерики»; заявляются и другие проблемы в поведения и эмоциональной сфере ребенка.

На междисциплинарном консилиуме психолог вместе с другими членами команды анализирует сведения о семье и ребенке, полученные на первичном приеме, участвует в коллегиальном принятии решения о том, нуждается ли ребенок в программах раннего вмешательства. Помимо этого, выносит свое экспертное мнение о том, необходима ли ребенку и семье психологическая помощь, какого рода может быть эта помощь (какие услуги могут быть предложены семье: психологическое консультирование; содействие развитию социализации; содействие развитию общения и речи).

 

Задача 2. В том случае, если у ребенка имеются ограничения жизнедеятельности, связанные с эмоциональными и личностными нарушениями развития, трудностями межличностного взаимодействия, психолог участвует в междисциплинарной оценке. В этом случае его роль состоит в следующем:

-   оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях с точки зрения влияния на него эмоциональных и личностных особенностей ребенка, характера взаимодействия с членами семьи;

-   дифференциальная диагностика для исследования причин трудностей в эмоциональном и личностном развитии, проблем взаимодействия с членами семьи

-   углубленная оценка эмоционального и личностного развития ребенка, оценка особенностей взаимодействия с членами семьи

-   оценка мотивационных факторов.

Углубленная оценка эмоционального и личностного развития ребенка, оценка особенностей взаимодействия с членами семьи может проводиться с помощью следующих инструментов:

- Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)

- Куррикулум «Денверская модель раннего вмешательства» (С. Дж. Роджерс, Дж. Доусон)

- VB-MAPP (М. Сандберг)

- ADOS-2 (Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., and Susan Risi, Ph.D.)

- Тест «Незнакомая ситуация» (М. Эйнсворт)

- Опросник взаимодействия в паре (PICCOLO).

В процессе углубленной оценки психолог изучает особенности социального, эмоционального развития ребенка, а также особенности взаимодействия в паре «родитель - ребенок» (чаще всего, это мама). Одним из специфических и самых информативных методов для психолога является наблюдение. Специалист наблюдает за взаимодействием мамы и ребенка в разных ситуациях, таких как: кормление, одевание, их совместная игра. Отслеживаются (с последующим обсуждением с мамой) следующие параметры:

- есть ли у мамы "материнская речь" (изменение голоса, выражения лица, жестов, речи)

- чувствительна ли мама к "высказываниям" ребенка, считает ли их высказываниями, слышит ли их, отвечает ли на них, переспрашивает ли

- оставляет ли мама ребенку время для "ответа"

- отзывчива ли мама на потребности ребенка

- насколько мама и ребенок направлены друг на друга, симметричность их взаимодействия, наличие диалога, весело ли им друг с другом, наслаждаются ли они общими делами, эмоциями, открытиями, есть ли так называемое «переплетение»

- если предстоит изменение активности, готовит ли мама ребенка к этому. Например, когда приходит время закончить игру, она говорит: «Ну, вот мы и поиграли, давай соберем последнюю картинку, потом отнесем их на полку и пойдем домой»

- отзывчива ли мама на эмоциональные проявления ребенка, понимает ли и принимает ли эмоции ребенка, как реагирует (позитивно или негативно), умеет ли утешать, или требует прекратить плач

- наличие у мамы агрессии по отношению к ребенку (критика, враждебность, провокации, намеренное расстраивание ребенка, яростные жесты, шлепки, отвержение)

- то же у ребенка по отношению к родителю

- насколько мама во взаимодействии с ребенком признает его автономию:

1. его индивидуальность, желания, потребности, его скорость

2. разрешает ли делать выбор, вести себя спонтанно

3. предлагает ли помощь, поощряет ли самостоятельные действия, когда ребенок пробует что-то новое

4. обращает ли внимание на жалобы и протесты ребенка, объясняет ли ему свой отказ

5. «наделяет» ли мама ребенка способностью (чтобы тот успешно что-то завершил, добился успеха, избежал катастрофы)

- насколько мама и ребенок умеют договариваться и сотрудничать друг с другом, насколько сотрудничество симметрично.

 

Задача 3. Составление вместе с другими специалистами и с семьей ИПРП, которая может включать оказание услуги по содействию развитию социализации; общения и речи; психологическое консультирование. Услуги могут быть оказаны в разных формах: индивидуальные занятия, направленные на развитие отношений в паре «родитель – ребенок», домашние визиты, консультирование родителей в Службе и с помощью Интернета.

 

Задача 4. Совместная с семьей реализация ИПРП. В рамках различных услуг психолог может использовать разные формы работы с семьей.

Помощь в развитии отношений в паре «родитель - ребенок» во время обучающих сессий. Чтобы развивать отношения между мамой и ребенком, нужно организовывать такую совместную деятельность, в которой они могли бы взаимодействовать.

Например, мама и ребенок вдвоем:

- играют в песок, воду, любые сыпучие материалы

- рисуют, лепят

- «варят» еду, кормят кукол

- складывают разрезные картинки и т.д.

Специалист в это время:

-  присутствует рядом, поощряет маму, поддерживает ее, хвалит, подсказывает, стимулирует развитие игры, обсуждает все (позитивное подкрепление)

- в случаях нарушения отношений пробует игру втроем, отчасти передавая маме инициативу (поддержка и помощь)

- если нарушения тяжелые, сам играет с ребенком, предлагая маме образец отношений, обсуждает с ней это (моделирование)

Занятия с парой «мама-ребенок» проводятся и в случае, если у ребенка наблюдаются более серьезные проблемы в эмоциональном развитии. В данном случае затруднения не снимаются только выполнением рекомендаций, которые может дать психолог.

Групповые занятия (группа «Бэби-массаж»). Психолог участвует в проведении занятий вместе с врачом. Психолог помогает мамам во время занятия настроиться на своего ребенка, научиться прислушиваться к нему, лучше видеть, понимать и читать сигналы своего младенца. Способствует установлению не директивного стиля проведения встреч, снижению у мам уровня тревоги и депрессии, повышению родительской компетентности и уверенности в уходе за малышом, расширению социальных контактов.

Во встречах «Родительского клуба» как правило, участвует психолог и специалист, необходимый по теме занятия. Психолог организует обмен родительскими мнениями, дискуссии по данной проблеме и при необходимости может делиться с родителями профессиональной информацией.

На занятиях группы «Открытые двери» психолог участвует вместе с педагогами, врачом и специалистом по коммуникации. При необходимости отвечает на вопросы родителей, подключается к парам «мама-ребенок», при желании родителей может давать некоторые психологические рекомендации.

Консультирование родителей. Может применяться как в рамках ИПРП, так и вне ее (пролонгированное и краткосрочное консультирование). Данный вид работы применяется, когда у ребенка нет значительных проблем в развитии, в то время как родители испытывают недостаток информации о том, как справиться с преходящими трудностями. Основная задача консультативной работы – профилактика возникновения более серьезных проблем в эмоциональном развитии. Также консультирование чаще всего может помочь родителям, чей ребенок испытывает трудности, проистекающие из особенностей некоторых стадий эмоционального развития.

Психотерапевтическая работа с родителями. Данная форма работы может применяться психологом, если родители имеют собственные психологические проблемы, которые могут влиять на развитие ребенка. Это могут быть следующие проблемы: мама находится в состоянии послеродовой депрессии; у нее нарушились отношения с отцом ребенка или другими членами семьи; она испытывает хроническую усталость. Это могут быть и установки родителей, негативно влияющие на ребенка, например, преувеличение значения познавательного развития ребенка и недооценка эмоционального. Осуществляя психотерапевтическую работу, психолог использует те психологические техники работы с клиентом, которыми владеет.

 

Задача 5. Организация взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности для улучшения функционирования ребенка. Все формы работы психолога сопровождаются обучением родителей с целью повышения их осведомленности о закономерностях развития ребенка, о специфике эмоционального и личностного развития ребенка при определенных ограничениях жизнедеятельности, о правильных методах взаимодействия с ним.

 

Задача 4. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе реализации ИПРП; оценка эффективности выбранных приемов развития и динамики развития в ходе реализации ИПРП (при необходимости возможно внесение изменений в соответствии с изменением состояния ребенка).

Психолог оказывает помощь специалистам на разных этапах осуществления ИПРП: консультирует в случае затруднений при построении взаимодействия с родителями, во время планирования занятий с семьей, в понимании причин эмоциональных трудностей ребенка и его взаимодействия с членами семьи.

При проведении супервизии вместе с другими членами команды отслеживает соблюдение стандартов оказания услуг ранней помощи в работе специалистов, помогает понять эмоциональные и личностные особенности и особенности поведения ребенка и родителей, подобрать правильные способы взаимодействия с ними.

При оценке эффективности деятельности команды, планировании мероприятий, помимо общих вопросов, выносит компетентное мнение о том, насколько психологически комфортно чувствуют себя клиенты службы, члены команды, как грамотно с психологической точки зрения построить какое – либо запланированное мероприятие.

Здесь важно описать еще одну форму работы психолога, такую как консультирование других специалистов по проблемам работы с семьями, обучение их техникам взаимодействия с семьей. Любой специалист, начинающий работу с семьей, имеющей ребенка с нарушениями развития, неизбежно сталкивается чувствами родителей, которые необходимо учитывать при работе с семьей.

Как правило, образ ожидаемого ребенка формируется у родителей еще до его рождения. Когда вместо здорового ребенка рождаются ребенок с ограничениями жизнедеятельности, родители испытывают очень серьезные переживания. Переживание горя имеет свои этапы, в соответствии с которыми и строится работа с семьей. Задача психолога – познакомить других специалистов с этими этапами, научить, каким образом нужно общаться с родителями, чтобы оказать им необходимую поддержку, и при этом самим не быть психологически травмированными.

    Другая проблема, с которой сталкиваются специалисты, работающие с детьми с нарушениями развития – неготовность мамы психологически «отпустить» своего взрослеющего ребенка. Роль психолога – помочь специалистам таким образом построить программу помощи, чтобы при ее осуществлении мама могла постепенно понять, что ее ребенку, так же, как и здоровому, надо предоставлять самостоятельность; что, отделяясь от мамы, ему надо пройти те же стадии эмоционального развития, которые проходит любой другой ребенок. Только таким образом ребенок может достичь определенного уровня саморегуляции и самоконтроля, чтобы в конечном итоге встать на путь развития по линии самостоятельности и отдельной личности.

Самой главной особенностью работы с родителями на любом этапе абилитационной работы является предоставление им возможности проговаривать свои чувства. Специалисту важно уметь «разговорить» маму, сделать так, чтобы ей захотелось рассказать ему о том, как ей приходится нелегко, что больше всего волнует, чего она больше всего боится, чего бы ей больше всего хотелось. Это дает возможность формирования прочного союза с родителями, что способствует более качественному оказанию помощи ребенку. Здесь роль психолога – научить членов команды приемам присоединения к клиенту, умению войти с ним в контакт, приемам активного слушания.

 

Психологу необходимо обладать следующими знаниями.

- по всем областям развития ребенка, для того, чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды;

- об особенностях социально-эмоционального развития детей раннего возраста, об особенностях построения отношений между младенцем и мамой, умеет работать с парой «родитель - ребенок» по развитию между ними хороших отношений;

- о методах работы с детьми раннего возраста (в том числе, с ограничениями жизнедеятельности) и их родителями;

- о влиянии на все последующее развитие раннего эмоционального опыта ребенка, раннего опыта отношений с близкими людьми, роли эмоциональной привязанности как особой связи между взрослым и ребенком;

- об особенностях построения конструктивных взаимоотношений между взрослыми и ребенком раннего возраста;

- о стадиальности раннего эмоционального развития;

- об особенностях переживаний родителей, имеющих ребенка с ограничениями жизнедеятельности.

Работая над повышением квалификации, имеет план повышения собственной квалификации (изучение современных подходов к работе с семьей, психологической помощи родителям и детям). Участвуя в повышении квалификации других специалистов службы, готовит для них выступления на психологические темы, знание которых необходимо всем специалистам службы: о роли эмоциональной привязанности, о стадиальности социально-эмоционального развития, об особенностях переживания горя родителями детей с нарушениями развития, о нарушениях взаимодействия ребенка с членами семьи.


Оценка рутин (ежедневные жизненные ситуации) всеми спциалистами ранней помощи, как пример работы междисциплинарной работы.

 

Таким образом, работа каждого специалиста Службы ранней помощи имеет свою специфику, однако в деятельности всех специалистов есть некоторые общие моменты, которые являются междисциплинарными и касаются всех. Так, все специалисты, участвующие в междисциплинарной оценке, проводят углубленную оценку функционирования ребенка в повседневной жизни (оценка рутин). Данная оценка может быть проведена на основе следующих инструментов:

- «Оценка навыков повседневной жизни. Оценка занятий и рутин в семье, CARA’S KIT for toddlers» (Philippa Campbell)

- Канадская оценка выполнения деятельности, Canadian Occupational Performance Measure» (СОРМ) (Law M, Polatajko H, Pollock N, McColl MA, Carswell A, Baptiste S.)

- Мера вовлеченности, независимости и социальных отношений, Measure of Engagement, Independence, and Social Relationships (R. A. McWilliam and Naomi Younggren)

- Интервью о повседневных рутинах (Scott & McWilliam)

- Анализ видео.

Диагностику с помощью данных инструментов проводят один раз, и делать это может один специалист, но информация будет полезна каждому участнику программы. Каждый специалист, анализируя рутины с помощью данных инструментов, может почерпнуть из этих данных информацию по своему домену. Педагог может увидеть в рутине способ, с помощью которого ребенок исследует окружающий мир, логопед – понять, как ребенок общается и есть ли у него трудности в приеме и передаче коммуникативных сообщений при выполнении рутины, психолог оценит в рутине взаимодействие ребенка и взрослого, физический терапевт увидит качество движений, которые совершает ребенок при выполнении рутины.

Например, проводя междисциплинарную оценку для одной из семей, с помощью «Интервью о повседневных рутинах» мы выяснили, что проблемной для семьи рутиной является прием пищи. Опросник «Мера вовлеченности, независимости и социальных отношений» и анализ видео данной рутины позволил специалистам увидеть особенности развития ребенка в разных областях. Так, физический терапевт пришел к пониманию того, что для ребенка необходима углубленная оценка навыков жевания и глотания. Логопед выяснил, что не сформирована система коммуникации, позволяющая ребенку понимать, что происходит во время приема пищи, и, следовательно, важно более детально оценить навыки ребенка в отношении приема и передачи коммуникативных сообщений. Психолог рассмотрел в рутине неумение мамы предоставить ребенку самостоятельность в тех действиях, которые он уже может выполнить сам, таким образом, наметил план углубленной оценки взаимодействия мамы с ребенком. Каждый из специалистов получил возможность наметить направление для углубленной оценки навыков по своему домену МКФ.

Междисциплинарность в работе команды специалистов Службы ранней помощи присутствует на каждом этапе помощи ребенку и семье. В качестве иллюстрации междисциплинарной работы представим описание одного из случаев.

 

Мама Лени обратилась в Службу ранней помощи, когда мальчику было 2 года 4 месяца. Запросом мамы было: «Хочу, чтобы Леня развивался и как можно меньше отставал от сверстников в развитии». У Лени – редкое генетическое заболевание, в связи с которым у Лени есть ограничения практически во всех сферах жизнедеятельности. Первичный прием, который провели педиатр развития и психолог, показал нуждаемость ребенка в ранней помощи. На междисциплинарном консилиуме были назначены ответственные за работу с данной семьей – физический терапевт и логопед, которые вместе с мамой спланировали и осуществили междисциплинарную оценку. На первой встрече было проведено интервью «Типичный день», дома мама заполнила опросник «Мера вовлеченности, независимости и социальных отношений». Так, специалисты выяснили, что наиболее проблемной рутиной для семьи является прогулка. Таким образом, мама переформулировала и конкретизировала свой первоначальный запрос, теперь первоочередной задачей для нее стало научиться собираться на прогулку и гулять с Леней таким образом, чтобы это проходило без слез и было удовольствием для них обоих. Детальный анализ рутины показал, что у Лени не сформированы двигательные навыки, необходимые для спуска и подъема по лестнице, а также недостаточно сформированы коммуникативные умения, связанные с получением маминых сообщений и передачей собственных сигналов. Таким образом, логопед и физический терапевт спланировали углубленную оценку навыков по своим доменам и дифференциальную диагностику с помощью инструментов, описанных выше для каждого специалиста. Также с помощью наблюдения, интервью и анализа видео специалисты смогли оценить мотивационные факторы (игры и игрушки, в которые любит играть Леня – в нашем случае, это большие ящики и коробки). Детальная диагностика позволила специалистам в сотрудничестве с мамой составить для Лени ИПРП. Первоначально в нее входили услуги «Содействие развитию общения и речи» и «Содействие развитию мобильности». Одна из функциональных целей, которую сформулировали физический терапевт и мама, звучала следующим образом: «Во время совместной игры Леня залезает на подставочку, чтобы достать коробку, держась руками за шкаф, 3 раза в день, не менее 2 недель подряд». Соответственно, для родителей цель была сформулирована так: «Папа сделает для Лени подставочку, на которую он сможет залезать, держась за шкаф; родители подберут для Лени мотивационные стимулы (разные коробки), которые будут предлагать достать Лене, залезая на подставочку, 3 раза в день в течение 2 недель».

Цель, которую сформулировали логопед и мама, звучала так: «Когда мама, начиная сборы на прогулку, будет показывать Лене жест «Гулять», Леня прекращает свои занятия в течение 5 минут и дает маме себя одеть, 1 раз в день, в течение не менее 2 недель». Для мамы цель звучала так: «Мама перед сборами на прогулку присаживается на уровень Лене, сообщает ему словами о том, что они собираются гулять и показывает ему жест «Гулять»; спокойно ожидает 5 минут, затем начинает сборы; 1 раз в день, в течение 2 недель». На занятиях в Службе специалисты также способствовали формированию данных навыков, с помощью специальных игр и мотивационных стимулов. Также шло постоянное обучение мамы, как можно делать это в домашних условиях.

По истечении 1 месяца мама и Леня добились поставленных целей, и специалистами были поставлены новые. Через 3 месяца, оценивая вместе с мамой эффективность реализации ИПРП, специалисты пришли к выводу, что семья больше не испытывает трудностей при сборах на прогулку и гулянии, но оказалось, что Леня не умеет общаться с детьми, а мама по ряду причин семейного характера находится в депрессивном состоянии. Тогда было решено продолжить оказание помощи с использованием следующих услуг: «Психологическое консультирование» и «Содействие социализации» (групповые занятия). Таким образом, к командной работе присоединились педагог и психолог.

Когда Лене исполнилось 3,5 года, семья стала посещать группу кратковременного пребывания в детском саду по месту жительства, периодически обращаясь в Службу ранней помощи для консультирования с разными специалистами по вопросам адаптации.

Таким образом, эффективность ранней помощи напрямую зависит от слаженной работы членов междисциплинарной команды, включая родителей.


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@ gmail . com

Работа междисциплинарной команды в Подразделении ранней помощи

 (методические рекомендации для руководителей и специалистов)

Екатеринбург

2018

Услуги ранней помощи.

Работа междисциплинарной команды в Подразделении ранней помощи.

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Калинина Светлана Витальевна

 

В данной брошюре описана специфика работы междисциплинарной команды специалистов Службы ранней помощи; особенности организации работы командной работы в Службе ранней помощи; специфика работы каждого специалиста с точки зрения всех процедур, осуществляемых в Службе.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Семья ребенка как неотъемлемая составляющая междисциплинарной команды

2. Организация командной работы в Службе ранней помощи.

3. Специфика работы специалистов Службы ранней помощи.

3.1 Специфика работы педиатра развития

3.2 Специфика работы физического терапевта

3.3 Специфика работы педагога

3.4 Специфика работы логопеда

3.5 Специфика работы психолога

4. Оценка рутин (ежедневные жизненные ситуации) всеми спциалистами ранней помощи, как пример работы междисциплинарной работы.

 


 

В настоящее время все большее число профессионалов во всем мире склонны рассматривать ребенка в целом, как человека, в котором все взаимосвязано, скорее, чем как собрание отдельных частей, свойств, явлений. Кроме того, проблемы маленьких детей часто слишком сложны, чтобы ими занимались отдельные дисциплины, такие, как медицина, педагогика или психология. Именно это в свое время подтолкнуло создателей служб ранней помощи к идеям использования междисциплинарного командного подхода к оказанию помощи маленьким детям.

Сейчас междисциплинарный подход понимается, как совместная работа специалистов разных областей знаний (медицины, педагогики, психологии, социальной работы и др.), составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарного взаимодействия. Междисциплинарный подход направлен на преодоление границ между отдельными дисциплинами, увеличение возможных связей, взаимодействий среди членов команды, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на функционирование ребенка в повседневных жизненных ситуациях, его сильные стороны и трудности, планировать Индивидуальную программу ранней помощи (ИПРП).


 

1. Семья ребенка как неотъемлемая составляющая междисциплинарной команды

Работа междисциплинарной команды основывается на положении о том, что семья имеет самое большое влияние на детское развитие, при этом члены семьи являются очень важной частью междисциплинарной команды и вовлечены в процесс междисциплинарной оценки, постановку целей, создание программы помощи для себя и своего ребенка, реализацию программы и планирование ее развития. Наиболее важная часть междисциплинарного подхода - развивать сильные, добрые отношения между семьей и специалистами службы.

Семья постоянна в жизни ребенка и является наиболее важным ресурсом в развитии ребенка. Профессионалы, стремясь к построению партнерских отношений с членами семьи, совершают ряд действий.

Так, специалисты постоянно делятся с членами семьи информацией о ребенке на всех этапах работы с семьей: в процессе первичного приема и по его окончании; при планировании междисциплинарной оценки и на этапе ее осуществления (включая все ее компоненты); при обсуждении целей Индивидуальной программы ранней помощи; при осуществлении оценки ее эффективности – промежуточной и итоговой; при переходе ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

Также специалисты постоянно внимательны к потребностям членов семьи. Для этого они всегда внимательно выслушивают родителей и гибко реагируют, корректируя совместные планы в отношении оценки, построения и реализации ИПРП. Важно всегда помнить, что отправной точкой для начала ранней помощи являются потребности ребенка и семьи, а не модели или теории профессионалов. Решения, выносимые относительно целей ИПРП, обсуждаются с членами семьи и являются совместными.

На всех индивидуальных встречах не менее 50% времени уделяется консультированию родителей по проблемам ребенка, которые решаются на данной встрече.

Например, педагог при формировании у ребенка навыка просьбы «Дай», рассказывает родителям, каким образом у детей развивается данный навык, описывает этапы формирования навыка, вместе с родителями соотносит их с возможностями ребенка. Далее он подробно рассказывает, как постепенно, по шагам, обучить ребенка данному навыку. На занятии педагог может организовать совместную активность ребенка и родителя, чтобы родитель мог научиться конкретным действиям для формирования навыка. Далее идет совместное обсуждение педагогом и родителем того, как родитель может формировать данный навык в повседневной жизни.

Таким образом, ИПРП строится на основе потребностей семьи, со знанием контекста семьи, осознана семьей и ее выполнение максимально вписано в привычную жизнь семьи.

Не всегда родителям в первые моменты общения удается открыться и довериться специалистам. Требуются значительные усилия, чтобы они смогли открыто обсуждать трудности в функционировании ребенка, а профессионалы смогли услышать родителей и обсуждать пути их преодоления (а не давать директивные указания). Специалистам важно развивать добрые отношения с родителями с самой первой встречи с ними. Для этого надо включать в свою работу разговоры с родителями относительно их восприятия ситуации, их чувств и потребностей. Развитие понимания восприятия родителями ребенка, ободрение, поддержка, усиление семьи – неотъемлемая часть работы с родителями и ребенком.

Следует постоянно помнить, что:

- одно из самых больших страданий для любой семьи – понимать, что ребенок исключен из повседневной жизни и не может участвовать во всех делах его семьи;

- одна из самых важных вещей для семьи – суметь включить ребенка в жизнь семьи;

- родители имеют огромную способность обеспечить развитие и обучение их ребенка внутри их повседневной жизни, привычных действий и игр;

- способность родителей поддерживать и помогать ребенку увеличивается, когда услуги раннего вмешательства становятся частью типичных ежедневных действий ребенка и повседневной жизни семьи, вместо предложений специалистов «делать еще что-то»;

- родители хотят не только заниматься с ребенком, но и делать типичные вещи, которые все семьи делают, иметь обычные развлечения и праздники.

Программа ранней помощи будет эффективной в том случае, если семья принимает участие в работе, как равноправный член междисциплинарной команды, на всех стадиях реализации программы ранней помощи: принятии решения об участии в программе; процессе планирования программы, включая оценку и мониторинг; реализации программы. Причем именно семья включает приемы и особенные подходы к развитию ребенка в ее повседневные домашние дела, способствуя максимально возможному развития ребенка.

 

Следующий пример показывает, как специалисты при принятии решения о порядке оказания услуг конкретной семье могут следовать за ее потребностями.

В Службу ранней помощи по направлению врача пришла семья с ребенком с синдромом Дауна, когда ему был 1 месяц. Специалисты стали предлагать семье следующие услуги: индивидуальные занятия с педагогом для оптимизации развития ребенка, организацию его повседневной активности, участие мамы в родительском клубе. Однако родители не хотели принимать поставленный ребенку диагноз, они пришли в службу только потому, что их направил врач, им были не нужны подобные услуги, и они, отказавшись от всех услуг, ушли из службы.

Когда малышу было 2 года, семья вновь обратилась к специалистам. Родители хотели, чтобы ребенок посещал детскую группу развития, как многие дети этого возраста. Пересмотрев свои взгляды на эту семью и свою роль, специалисты попытались учесть потребности родителей. Они проконсультировали маму об особенностях данных групп, помогли начать посещать ее. Начав ходить в группу с ребенком, мама заметила, что у ее сына есть задержка в развитии речи и вновь обратилась к специалистам за помощью. Согласно ее запросу, теперь они с ребенком посещают занятия с логопедом, и продолжают ходить в группу.


 




Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.